Программа элективного курса для 8 класса " В мире химических превращений"
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Сидоренко Анжелика Алексеевна

Аннотация к рабочей программе

внеурочной деятельности по химии для

8 класса «В мире химических превращений».

 

1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.

Программа «В мире химических превращений» предназначена для обучающихся 8 классов и  направлена на углубление и расширение знаний по химии. Согласно типологии И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной, химия относится к группе учебных предметов, ведущий компонент  дидактической модели которого - «способы деятельности». В связи с этим программа курса предусматривает усиление этого компонента на учебном материале, развивающем специфические способы деятельности через решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета, не дублируя его, а восполняя знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Это позволяет подготовить учащихся  к успешной сдаче экзаменов. Важно, что в курсе не только формируются  новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал базовой программы, тем самым способствуя развитию понятий на более высоком уровне. В целом программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины химия, но и устанавливает межпредметные связи через интегрированные задачи, позволяя раскрывать сущность логических, методологических знаний, способствуя формированию оценочных суждений.

 

2.Цель курса:

Привлечение обучающихся к профильному изучению химии через  развитие интереса  к предмету путём решения задач, имеющих практическое значение.

 

Задачи курса:

·       Развитие общехимических знаний и умений на профильном уровне;

·       Развитие умения использовать знания в практической деятельности: это позволит подойти к решению проблемы мотивации обучения и возможности осмысленного выбора профиля обучения на старшей ступени обучения, затронуть вопросы профессионального самоопределения;

·       Формирование творческого мышления, проявляющегося в умении применять знания, в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения;

·       Формирование научной картины мира у учащихся;

 

3. Структура программы:

 

Расчёты по химическим формулам. Смеси и растворы. Вычисления по химическим уравнениям. Задания для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

 

4.Содержание программы:

 

Логика изложения курса – блочно-модульная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения темы, её последовательным усложнением с опорой на знания и умения, сформированные в рамках школьной программы. Кроме того, в связи с практической направленностью элективного курса, рассмотрение отдельных дидактических единиц имеет существенные преимущества, например, это предоставляет возможность освоить содержание  курса учащимся разного уровня подготовленности в результате выделения наиболее значимых модулей, соответствующих определённому уровню, т. е. предполагается уровневая дифференциация учеников. Внутри самих модулей возможна вариативность, что, по усмотрению учителя, позволяет встраивать элементы модулей в календарно-тематическое планирование базовой рабочей программы, способствуя закреплению и углублению знаний и умений учащихся. Расширение знаний и умений учащихся осуществляется за счёт привлечения разнообразных форм заданий и рассмотрения алгоритмов решения задач, которые не предусматриваются базовой программой.

            Спецификой курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специфическими способами деятельности (анализ ситуации, осознание и формирование проблемы, определение путей её решения) на основе решения разного рода расчётных и расчётно-экспериментальных задач.  Материал курса предполагает активное использование логических структур и схем: объяснение нового в форме задач облегчает процесс усвоения в классах с профильным изучением естественных наук. При отборе содержания задач, учитывалась необходимость использования  в них сюжетов, отражающих межпредметные связи, а так же содержащих историко-биографические факты, способствующие формированию историко-научных, философских, оценочных знаний, содействуя пониманию ценности природы во всех её проявлениях. Т. о. в программе курса реализуется комплекс вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных), позволяющий адаптировать составляющие основного блока в соответствии с особенностями учащихся, привлекая их внимание к более глубокому изучению химии.

            Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практикумы по  решению задач, текущий контроль знаний, зачётные.

 

 5.Основные образовательные технологии

 

Для организации процесса обучения используются: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии обучения, исследовательские  и проектные методы, игровые технологии.

 

6. Требования к результатам усвоения

 

1.     Повышение уровня общих и специальных знаний и умений по химии;

2.     Овладение первичными навыками решения познавательных задач повышенной сложности по основам общей химии;

3.     Осознание роли и специфики научных знаний, а так же её вклада в создание интегрированной картины мира.

4.     Осознание собственные возможности в выборе профессии;

5.     Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6.     Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7.     Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

8.     Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

9.     Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

 

7. Формы контроля:

1.     Работа с личным портфолио;

2.     Зачёты по темам курса.

3.     Личный рейтинг учащегося.

 

 

 

Аннотацию составила учитель химии

Высшей квалификационной категории

Сидоренко Анжелика Алексеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ЛИЦЕЙ № 11 «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для 8 класса

В мире химических превращений

АВТОР:      учитель химии

                                                                                              высшей категории

                                                    Сидоренко А. А.

Ростов-на-Дону

2011

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» предназначена школьникам 8 класса, направлена на углубление и расширение знаний по профильному предмету химия. Согласно типологии И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной, химия относится к группе учебных предметов, ведущий компонент  дидактической модели которого - «способы деятельности». В связи с этим программа курса предусматривает усиление этого компонента на учебном материале, развивающем специфические способы деятельности через решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета, не дублируя его, а восполняя знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Это позволяет подготовить учащихся  к успешной сдаче экзаменов. Важно, что в курсе не только формируются  новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал базовой программы, тем самым способствуя развитию понятий на более высоком уровне. В целом программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины химия, но и устанавливает межпредметные связи через интегрированные задачи, позволяя раскрывать сущность логических, методологических знаний, способствуя формированию оценочных суждений.

Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, существенную роль играет новизна подобранного дидактического материала, включающего практико-ориентированные, познавательные и компетентностные задачи, знакомящие учащихся с широким кругом способов деятельности  в области химии и смежных дисциплин.

Вид курса: повышение уровня изучения химии для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на профильном уровне.

Цели и задачи изучения дисциплины

Основная цель курса: ориентация на создание профильного класса химии через увеличение объёма знаний и умений, имеющих практическое значение.

Задачи:

  • Развитие общехимических знаний и умений на профильном уровне;
  • Развитие умения использовать знания в практической деятельности: это позволит подойти к решению проблемы мотивации обучения и возможности осмысленного выбора профиля обучения на старшей ступени обучения, затронуть вопросы профессионального самоопределения;
  • Формирование творческого мышления, проявляющегося в умении применять знания, в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения;
  • Формирование научной картины мира у учащихся;

Логика изложения курса – блочно-модульная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения темы, её последовательным усложнением с опорой на знания и умения, сформированные в рамках школьной программы. Кроме того, в связи с практической направленностью элективного курса, рассмотрение отдельных дидактических единиц имеет существенные преимущества, например, это предоставляет возможность освоить содержание  курса учащимся разного уровня подготовленности в результате выделения наиболее значимых модулей, соответствующих определённому уровню, т. е. предполагается уровневая дифференциация учеников. Внутри самих модулей возможна вариативность, что, по усмотрению учителя, позволяет встраивать элементы модулей в календарно-тематическое планирование базовой рабочей программы, способствуя закреплению и углублению знаний и умений учащихся. Расширение знаний и умений учащихся осуществляется за счёт привлечения разнообразных форм заданий и рассмотрения алгоритмов решения задач, которые не предусматриваются базовой программой.

        Спецификой элективного курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специфическими способами деятельности (анализ ситуации, осознание и формирование проблемы, определение путей её решения) на основе решения разного рода расчётных и расчётно-экспериментальных задач.  Материал курса предполагает активное использование логических структур и схем: объяснение нового в форме задач облегчает процесс усвоения в классах с профильным изучением естественных наук. При отборе содержания задач, учитывалась необходимость использования  в них сюжетов, отражающих межпредметные связи, а так же содержащих историко-биографические факты, способствующие формированию историко-научных, философских, оценочных знаний, содействуя пониманию ценности природы во всех её проявлениях. Т. о. в программе курса реализуется комплекс вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных), позволяющий адаптировать составляющие основного блока в соответствии с особенностями учащихся, привлекая их внимание к более глубокому изучению химии.

        Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практикумы по  решению задач, текущий контроль знаний, зачётные мероприятия.

Планируемые результаты

В ходе учебного процесса школьники должны достичь следующих результатов:

  1. Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по химии;
  2. Овладеть первичными навыками решения познавательных задач повышенной сложности по основам общей химии;
  3. Осознать роль и специфику научных знаний, а так же её вклад в создание интегрированной картины мира.
  4. Осознать собственные возможности в выборе профессии;

Объём дисциплины

Объём дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Количество часов

Лекции

27

Практикум

33

Зачётные занятия

4

Всего по плану

64

Распределение часов по темам и видам учебной работы:

п/п

Наименование модулей

Всего

Виды учебных занятий

лекции

практикумы

зачеты

1.

Введение

1

1

2.

М 1

Расчёты по химическим формулам

8

4

4

3.

М 2

Смеси и растворы

14

6

  8

4.

М 3

Вычисления по химическим уравнениям

33

16

17

5.

М 4

Задания для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

4

4

6.

Подведение итогов

4

4

Всего по плану

64

27

33

4

Содержание курса

Модуль 1. РАСЧЁТЫ ПО ХИМИЧЕКИМ ФОРМУЛАМ.

  1. Составление формул веществ;
  2. Расчёт массовой доли элемента в сложном веществе;
  3. Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов;
  4. Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элемента

Модуль 2. СМЕСИ И РАСТВОРЫ.

  1. Расчёт массовой доли компонента в смеси;
  2. Расчёт объёмной доли компонента в газовой смеси;
  3. Определение состава газовой смеси (2 часа);
  4. Определение состава газовой смеси;
  5. Расчёт массовой доли растворенного вещества в растворе;
  6. Расчёт массы растворённого вещества в растворе;
  7. Расчёт массы раствора и растворителя;

  1. Модуль 3. ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ.

3.1. Составление уравнений химических реакций;

3.2. Вычисление массы вещества по известной массе вещества, вступающего в реакцию;

3.3. Вычисление массы вещества по известной массе вещества, полученного в результате реакции;

  1. Вычисление массы вещества по известному количеству вещества, вступающего в реакцию;
  2. Вычисление массы вещества по известному количеству вещества, полученного в результате реакции;
  3. Вычисление объёма газа по известной массе вещества, вступающего в реакцию;
  4. Вычисление объёма газа по известному количеству вещества, вступающего в реакцию;
  5. Вычисление объёма газа по известной массе вещества, полученного в результате реакции;
  6. Вычисление объёма газа по известной массе вещества, вступающего в реакцию;

3.10. Вычисление объёмных отношений газов;

 3.11. Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества,    содержащего определённую массовую долю примесей;

  1. Вычисление объёма продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примесей;
  2. Вычисление массы продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
  3. Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
  4.  Задачи на расчёт материального баланса;
  5.  Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;
  6. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами:

.

Модуль 4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

  1.  Решение расчётно-экспериментальных задач.
  2.  Решение качественно-количественных задач.

Оценка знаний

Достижение учащимися планируемых результатов выражается в следующих формах:

  1. Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе;
  2. Зачёты по темам курса.
  3. Личный рейтинг учащегося.

Ресурсное обеспечение курса:

  • Методическое пособие для учителей «Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя», Г.А. Воронина. -2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 128 с. – (Профильное обучение);
  • Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.; Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006.-176 с.;
  • Сборник задач и упражнений по химии. 8 класс. К учебнику П. А. Оржаковского, Л. М. Мещеряковой, Л.С.Понтак. – М.: изд. «Астрель», 2006.
  • Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н Рунов, В.И. Толкунов, - М.:Дрофа, 2005. – 304 с.
  • Задачник к учебнику по химии «Мир Веществ», 8 кл. – М.: Баласс, 2006. – 64 с.
  • Лабораторный журнал к учебнику по химии «Мир Веществ», 8 кл. – М.: Баласс, 2006. – 48 с.
  • Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

МОУ ЛИЦЕЙ № 11 «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для 8 класса

В мире химических превращений

АВТОР:      учитель химии

                                                                                              высшей категории

                                                    Сидоренко А. А.

Ростов-на-Дону

2011

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» предназначена школьникам 8 класса, направлена на углубление и расширение знаний по профильному предмету химия. Согласно типологии И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной, химия относится к группе учебных предметов, ведущий компонент  дидактической модели которого - «способы деятельности». В связи с этим программа курса предусматривает усиление этого компонента на учебном материале, развивающем специфические способы деятельности через решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета, не дублируя его, а восполняя знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Это позволяет подготовить учащихся  к успешной сдаче экзаменов. Важно, что в курсе не только формируются  новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал базовой программы, тем самым способствуя развитию понятий на более высоком уровне. В целом программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины химия, но и устанавливает межпредметные связи через интегрированные задачи, позволяя раскрывать сущность логических, методологических знаний, способствуя формированию оценочных суждений.

Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, существенную роль играет новизна подобранного дидактического материала, включающего практико-ориентированные, познавательные и компетентностные задачи, знакомящие учащихся с широким кругом способов деятельности  в области химии и смежных дисциплин.

Вид курса: повышение уровня изучения химии для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на профильном уровне.

Цели и задачи изучения дисциплины

Основная цель курса: ориентация на создание профильного класса химии через увеличение объёма знаний и умений, имеющих практическое значение.

Задачи:

  • Развитие общехимических знаний и умений на профильном уровне;
  • Развитие умения использовать знания в практической деятельности: это позволит подойти к решению проблемы мотивации обучения и возможности осмысленного выбора профиля обучения на старшей ступени обучения, затронуть вопросы профессионального самоопределения;
  • Формирование творческого мышления, проявляющегося в умении применять знания, в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения;
  • Формирование научной картины мира у учащихся;

Логика изложения курса – блочно-модульная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения темы, её последовательным усложнением с опорой на знания и умения, сформированные в рамках школьной программы. Кроме того, в связи с практической направленностью элективного курса, рассмотрение отдельных дидактических единиц имеет существенные преимущества, например, это предоставляет возможность освоить содержание  курса учащимся разного уровня подготовленности в результате выделения наиболее значимых модулей, соответствующих определённому уровню, т. е. предполагается уровневая дифференциация учеников. Внутри самих модулей возможна вариативность, что, по усмотрению учителя, позволяет встраивать элементы модулей в календарно-тематическое планирование базовой рабочей программы, способствуя закреплению и углублению знаний и умений учащихся. Расширение знаний и умений учащихся осуществляется за счёт привлечения разнообразных форм заданий и рассмотрения алгоритмов решения задач, которые не предусматриваются базовой программой.

        Спецификой элективного курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специфическими способами деятельности (анализ ситуации, осознание и формирование проблемы, определение путей её решения) на основе решения разного рода расчётных и расчётно-экспериментальных задач.  Материал курса предполагает активное использование логических структур и схем: объяснение нового в форме задач облегчает процесс усвоения в классах с профильным изучением естественных наук. При отборе содержания задач, учитывалась необходимость использования  в них сюжетов, отражающих межпредметные связи, а так же содержащих историко-биографические факты, способствующие формированию историко-научных, философских, оценочных знаний, содействуя пониманию ценности природы во всех её проявлениях. Т. о. в программе курса реализуется комплекс вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных), позволяющий адаптировать составляющие основного блока в соответствии с особенностями учащихся, привлекая их внимание к более глубокому изучению химии.

        Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практикумы по  решению задач, текущий контроль знаний, зачётные мероприятия.

Планируемые результаты

В ходе учебного процесса школьники должны достичь следующих результатов:

  1. Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по химии;
  2. Овладеть первичными навыками решения познавательных задач повышенной сложности по основам общей химии;
  3. Осознать роль и специфику научных знаний, а так же её вклад в создание интегрированной картины мира.
  4. Осознать собственные возможности в выборе профессии;

Объём дисциплины

Объём дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Количество часов

Лекции

27

Практикум

33

Зачётные занятия

4

Всего по плану

64

Распределение часов по темам и видам учебной работы:

п/п

Наименование модулей

Всего

Виды учебных занятий

лекции

практикумы

зачеты

1.

Введение

1

1

2.

М 1

Расчёты по химическим формулам

8

4

4

3.

М 2

Смеси и растворы

14

6

  8

4.

М 3

Вычисления по химическим уравнениям

33

16

17

5.

М 4

Задания для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

4

4

6.

Подведение итогов

4

4

Всего по плану

64

27

33

4

Содержание курса

Модуль 1. РАСЧЁТЫ ПО ХИМИЧЕКИМ ФОРМУЛАМ.

  1. Составление формул веществ;
  2. Расчёт массовой доли элемента в сложном веществе;
  3. Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов;
  4. Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элемента

Модуль 2. СМЕСИ И РАСТВОРЫ.

  1. Расчёт массовой доли компонента в смеси;
  2. Расчёт объёмной доли компонента в газовой смеси;
  3. Определение состава газовой смеси (2 часа);
  4. Определение состава газовой смеси;
  5. Расчёт массовой доли растворенного вещества в растворе;
  6. Расчёт массы растворённого вещества в растворе;
  7. Расчёт массы раствора и растворителя;

  1. Модуль 3. ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ.

3.1. Составление уравнений химических реакций;

3.2. Вычисление массы вещества по известной массе вещества, вступающего в реакцию;

3.3. Вычисление массы вещества по известной массе вещества, полученного в результате реакции;

  1. Вычисление массы вещества по известному количеству вещества, вступающего в реакцию;
  2. Вычисление массы вещества по известному количеству вещества, полученного в результате реакции;
  3. Вычисление объёма газа по известной массе вещества, вступающего в реакцию;
  4. Вычисление объёма газа по известному количеству вещества, вступающего в реакцию;
  5. Вычисление объёма газа по известной массе вещества, полученного в результате реакции;
  6. Вычисление объёма газа по известной массе вещества, вступающего в реакцию;

3.10. Вычисление объёмных отношений газов;

 3.11. Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества,    содержащего определённую массовую долю примесей;

  1. Вычисление объёма продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примесей;
  2. Вычисление массы продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
  3. Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
  4.  Задачи на расчёт материального баланса;
  5.  Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;
  6. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами:

.

Модуль 4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

  1.  Решение расчётно-экспериментальных задач.
  2.  Решение качественно-количественных задач.

Оценка знаний

Достижение учащимися планируемых результатов выражается в следующих формах:

  1. Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе;
  2. Зачёты по темам курса.
  3. Личный рейтинг учащегося.

Ресурсное обеспечение курса:

  • Методическое пособие для учителей «Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя», Г.А. Воронина. -2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 128 с. – (Профильное обучение);
  • Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.; Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006.-176 с.;
  • Сборник задач и упражнений по химии. 8 класс. К учебнику П. А. Оржаковского, Л. М. Мещеряковой, Л.С.Понтак. – М.: изд. «Астрель», 2006.
  • Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н Рунов, В.И. Толкунов, - М.:Дрофа, 2005. – 304 с.
  • Задачник к учебнику по химии «Мир Веществ», 8 кл. – М.: Баласс, 2006. – 64 с.
  • Лабораторный журнал к учебнику по химии «Мир Веществ», 8 кл. – М.: Баласс, 2006. – 48 с.
  • Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"

Рабочая  программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс

Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...

Программа элективного курса по химии "Удивительный мир химических задач"

   Настоящая программа раскрывает содержание обучения расчетным химическим задачам школьного курса химии. Она рассчитана на 17 часов – по одному учебному часу в неделю. ...

Программа элективного курса (11 класс) «Методика решение химических задач с использованием знаний математики и физики»

Элективный курс рассчитан  на 35 часов, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес к химии.В системе школьного образования и воспитания определенную  роль отводиться химии, Ее...