Программа элективного курса для 8 класса " В мире химических превращений"
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе
внеурочной деятельности по химии для
8 класса «В мире химических превращений».
1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Программа «В мире химических превращений» предназначена для обучающихся 8 классов и направлена на углубление и расширение знаний по химии. Согласно типологии И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной, химия относится к группе учебных предметов, ведущий компонент дидактической модели которого - «способы деятельности». В связи с этим программа курса предусматривает усиление этого компонента на учебном материале, развивающем специфические способы деятельности через решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета, не дублируя его, а восполняя знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Это позволяет подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов. Важно, что в курсе не только формируются новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал базовой программы, тем самым способствуя развитию понятий на более высоком уровне. В целом программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины химия, но и устанавливает межпредметные связи через интегрированные задачи, позволяя раскрывать сущность логических, методологических знаний, способствуя формированию оценочных суждений.
2.Цель курса:
Привлечение обучающихся к профильному изучению химии через развитие интереса к предмету путём решения задач, имеющих практическое значение.
Задачи курса:
· Развитие общехимических знаний и умений на профильном уровне;
· Развитие умения использовать знания в практической деятельности: это позволит подойти к решению проблемы мотивации обучения и возможности осмысленного выбора профиля обучения на старшей ступени обучения, затронуть вопросы профессионального самоопределения;
· Формирование творческого мышления, проявляющегося в умении применять знания, в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения;
· Формирование научной картины мира у учащихся;
3. Структура программы:
Расчёты по химическим формулам. Смеси и растворы. Вычисления по химическим уравнениям. Задания для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся.
4.Содержание программы:
Логика изложения курса – блочно-модульная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения темы, её последовательным усложнением с опорой на знания и умения, сформированные в рамках школьной программы. Кроме того, в связи с практической направленностью элективного курса, рассмотрение отдельных дидактических единиц имеет существенные преимущества, например, это предоставляет возможность освоить содержание курса учащимся разного уровня подготовленности в результате выделения наиболее значимых модулей, соответствующих определённому уровню, т. е. предполагается уровневая дифференциация учеников. Внутри самих модулей возможна вариативность, что, по усмотрению учителя, позволяет встраивать элементы модулей в календарно-тематическое планирование базовой рабочей программы, способствуя закреплению и углублению знаний и умений учащихся. Расширение знаний и умений учащихся осуществляется за счёт привлечения разнообразных форм заданий и рассмотрения алгоритмов решения задач, которые не предусматриваются базовой программой.
Спецификой курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специфическими способами деятельности (анализ ситуации, осознание и формирование проблемы, определение путей её решения) на основе решения разного рода расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Материал курса предполагает активное использование логических структур и схем: объяснение нового в форме задач облегчает процесс усвоения в классах с профильным изучением естественных наук. При отборе содержания задач, учитывалась необходимость использования в них сюжетов, отражающих межпредметные связи, а так же содержащих историко-биографические факты, способствующие формированию историко-научных, философских, оценочных знаний, содействуя пониманию ценности природы во всех её проявлениях. Т. о. в программе курса реализуется комплекс вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных), позволяющий адаптировать составляющие основного блока в соответствии с особенностями учащихся, привлекая их внимание к более глубокому изучению химии.
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практикумы по решению задач, текущий контроль знаний, зачётные.
5.Основные образовательные технологии
Для организации процесса обучения используются: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии обучения, исследовательские и проектные методы, игровые технологии.
6. Требования к результатам усвоения
1. Повышение уровня общих и специальных знаний и умений по химии;
2. Овладение первичными навыками решения познавательных задач повышенной сложности по основам общей химии;
3. Осознание роли и специфики научных знаний, а так же её вклада в создание интегрированной картины мира.
4. Осознание собственные возможности в выборе профессии;
5. Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6. Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
9. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
7. Формы контроля:
1. Работа с личным портфолио;
2. Зачёты по темам курса.
3. Личный рейтинг учащегося.
Аннотацию составила учитель химии
Высшей квалификационной категории
Сидоренко Анжелика Алексеевна
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ ЛИЦЕЙ № 11 «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для 8 класса
В мире химических превращений
АВТОР: учитель химии
высшей категории
Сидоренко А. А.
Ростов-на-Дону
2011
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» предназначена школьникам 8 класса, направлена на углубление и расширение знаний по профильному предмету химия. Согласно типологии И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной, химия относится к группе учебных предметов, ведущий компонент дидактической модели которого - «способы деятельности». В связи с этим программа курса предусматривает усиление этого компонента на учебном материале, развивающем специфические способы деятельности через решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета, не дублируя его, а восполняя знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Это позволяет подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов. Важно, что в курсе не только формируются новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал базовой программы, тем самым способствуя развитию понятий на более высоком уровне. В целом программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины химия, но и устанавливает межпредметные связи через интегрированные задачи, позволяя раскрывать сущность логических, методологических знаний, способствуя формированию оценочных суждений.
Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, существенную роль играет новизна подобранного дидактического материала, включающего практико-ориентированные, познавательные и компетентностные задачи, знакомящие учащихся с широким кругом способов деятельности в области химии и смежных дисциплин.
Вид курса: повышение уровня изучения химии для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на профильном уровне.
Цели и задачи изучения дисциплины
Основная цель курса: ориентация на создание профильного класса химии через увеличение объёма знаний и умений, имеющих практическое значение.
Задачи:
- Развитие общехимических знаний и умений на профильном уровне;
- Развитие умения использовать знания в практической деятельности: это позволит подойти к решению проблемы мотивации обучения и возможности осмысленного выбора профиля обучения на старшей ступени обучения, затронуть вопросы профессионального самоопределения;
- Формирование творческого мышления, проявляющегося в умении применять знания, в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения;
- Формирование научной картины мира у учащихся;
Логика изложения курса – блочно-модульная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения темы, её последовательным усложнением с опорой на знания и умения, сформированные в рамках школьной программы. Кроме того, в связи с практической направленностью элективного курса, рассмотрение отдельных дидактических единиц имеет существенные преимущества, например, это предоставляет возможность освоить содержание курса учащимся разного уровня подготовленности в результате выделения наиболее значимых модулей, соответствующих определённому уровню, т. е. предполагается уровневая дифференциация учеников. Внутри самих модулей возможна вариативность, что, по усмотрению учителя, позволяет встраивать элементы модулей в календарно-тематическое планирование базовой рабочей программы, способствуя закреплению и углублению знаний и умений учащихся. Расширение знаний и умений учащихся осуществляется за счёт привлечения разнообразных форм заданий и рассмотрения алгоритмов решения задач, которые не предусматриваются базовой программой.
Спецификой элективного курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специфическими способами деятельности (анализ ситуации, осознание и формирование проблемы, определение путей её решения) на основе решения разного рода расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Материал курса предполагает активное использование логических структур и схем: объяснение нового в форме задач облегчает процесс усвоения в классах с профильным изучением естественных наук. При отборе содержания задач, учитывалась необходимость использования в них сюжетов, отражающих межпредметные связи, а так же содержащих историко-биографические факты, способствующие формированию историко-научных, философских, оценочных знаний, содействуя пониманию ценности природы во всех её проявлениях. Т. о. в программе курса реализуется комплекс вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных), позволяющий адаптировать составляющие основного блока в соответствии с особенностями учащихся, привлекая их внимание к более глубокому изучению химии.
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практикумы по решению задач, текущий контроль знаний, зачётные мероприятия.
Планируемые результаты
В ходе учебного процесса школьники должны достичь следующих результатов:
- Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по химии;
- Овладеть первичными навыками решения познавательных задач повышенной сложности по основам общей химии;
- Осознать роль и специфику научных знаний, а так же её вклад в создание интегрированной картины мира.
- Осознать собственные возможности в выборе профессии;
Объём дисциплины
Объём дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Количество часов |
Лекции | 27 |
Практикум | 33 |
Зачётные занятия | 4 |
Всего по плану | 64 |
Распределение часов по темам и видам учебной работы:
№ п/п | Наименование модулей | Всего | Виды учебных занятий | ||
лекции | практикумы | зачеты | |||
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. М 1 | Расчёты по химическим формулам | 8 | 4 | 4 | |
3. М 2 | Смеси и растворы | 14 | 6 | 8 | |
4. М 3 | Вычисления по химическим уравнениям | 33 | 16 | 17 | |
5. М 4 | Задания для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся. | 4 | 4 | ||
6. | Подведение итогов | 4 | 4 | ||
Всего по плану | 64 | 27 | 33 | 4 |
Содержание курса
Модуль 1. РАСЧЁТЫ ПО ХИМИЧЕКИМ ФОРМУЛАМ.
- Составление формул веществ;
- Расчёт массовой доли элемента в сложном веществе;
- Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов;
- Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элемента
Модуль 2. СМЕСИ И РАСТВОРЫ.
- Расчёт массовой доли компонента в смеси;
- Расчёт объёмной доли компонента в газовой смеси;
- Определение состава газовой смеси (2 часа);
- Определение состава газовой смеси;
- Расчёт массовой доли растворенного вещества в растворе;
- Расчёт массы растворённого вещества в растворе;
- Расчёт массы раствора и растворителя;
- Модуль 3. ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ.
3.1. Составление уравнений химических реакций;
3.2. Вычисление массы вещества по известной массе вещества, вступающего в реакцию;
3.3. Вычисление массы вещества по известной массе вещества, полученного в результате реакции;
- Вычисление массы вещества по известному количеству вещества, вступающего в реакцию;
- Вычисление массы вещества по известному количеству вещества, полученного в результате реакции;
- Вычисление объёма газа по известной массе вещества, вступающего в реакцию;
- Вычисление объёма газа по известному количеству вещества, вступающего в реакцию;
- Вычисление объёма газа по известной массе вещества, полученного в результате реакции;
- Вычисление объёма газа по известной массе вещества, вступающего в реакцию;
3.10. Вычисление объёмных отношений газов;
3.11. Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примесей;
- Вычисление объёма продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примесей;
- Вычисление массы продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
- Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
- Задачи на расчёт материального баланса;
- Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;
- Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами:
.
Модуль 4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
- Решение расчётно-экспериментальных задач.
- Решение качественно-количественных задач.
Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выражается в следующих формах:
- Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе;
- Зачёты по темам курса.
- Личный рейтинг учащегося.
Ресурсное обеспечение курса:
- Методическое пособие для учителей «Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя», Г.А. Воронина. -2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 128 с. – (Профильное обучение);
- Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.; Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006.-176 с.;
- Сборник задач и упражнений по химии. 8 класс. К учебнику П. А. Оржаковского, Л. М. Мещеряковой, Л.С.Понтак. – М.: изд. «Астрель», 2006.
- Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н Рунов, В.И. Толкунов, - М.:Дрофа, 2005. – 304 с.
- Задачник к учебнику по химии «Мир Веществ», 8 кл. – М.: Баласс, 2006. – 64 с.
- Лабораторный журнал к учебнику по химии «Мир Веществ», 8 кл. – М.: Баласс, 2006. – 48 с.
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
МОУ ЛИЦЕЙ № 11 «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для 8 класса
В мире химических превращений
АВТОР: учитель химии
высшей категории
Сидоренко А. А.
Ростов-на-Дону
2011
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» предназначена школьникам 8 класса, направлена на углубление и расширение знаний по профильному предмету химия. Согласно типологии И.К. Журавлёва и Л.Я. Зориной, химия относится к группе учебных предметов, ведущий компонент дидактической модели которого - «способы деятельности». В связи с этим программа курса предусматривает усиление этого компонента на учебном материале, развивающем специфические способы деятельности через решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета, не дублируя его, а восполняя знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Это позволяет подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов. Важно, что в курсе не только формируются новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал базовой программы, тем самым способствуя развитию понятий на более высоком уровне. В целом программа элективного курса «Алгоритмы решения задач по общей химии» дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины химия, но и устанавливает межпредметные связи через интегрированные задачи, позволяя раскрывать сущность логических, методологических знаний, способствуя формированию оценочных суждений.
Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, существенную роль играет новизна подобранного дидактического материала, включающего практико-ориентированные, познавательные и компетентностные задачи, знакомящие учащихся с широким кругом способов деятельности в области химии и смежных дисциплин.
Вид курса: повышение уровня изучения химии для подготовки школьников к восприятию учебного предмета на профильном уровне.
Цели и задачи изучения дисциплины
Основная цель курса: ориентация на создание профильного класса химии через увеличение объёма знаний и умений, имеющих практическое значение.
Задачи:
- Развитие общехимических знаний и умений на профильном уровне;
- Развитие умения использовать знания в практической деятельности: это позволит подойти к решению проблемы мотивации обучения и возможности осмысленного выбора профиля обучения на старшей ступени обучения, затронуть вопросы профессионального самоопределения;
- Формирование творческого мышления, проявляющегося в умении применять знания, в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения;
- Формирование научной картины мира у учащихся;
Логика изложения курса – блочно-модульная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения темы, её последовательным усложнением с опорой на знания и умения, сформированные в рамках школьной программы. Кроме того, в связи с практической направленностью элективного курса, рассмотрение отдельных дидактических единиц имеет существенные преимущества, например, это предоставляет возможность освоить содержание курса учащимся разного уровня подготовленности в результате выделения наиболее значимых модулей, соответствующих определённому уровню, т. е. предполагается уровневая дифференциация учеников. Внутри самих модулей возможна вариативность, что, по усмотрению учителя, позволяет встраивать элементы модулей в календарно-тематическое планирование базовой рабочей программы, способствуя закреплению и углублению знаний и умений учащихся. Расширение знаний и умений учащихся осуществляется за счёт привлечения разнообразных форм заданий и рассмотрения алгоритмов решения задач, которые не предусматриваются базовой программой.
Спецификой элективного курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специфическими способами деятельности (анализ ситуации, осознание и формирование проблемы, определение путей её решения) на основе решения разного рода расчётных и расчётно-экспериментальных задач. Материал курса предполагает активное использование логических структур и схем: объяснение нового в форме задач облегчает процесс усвоения в классах с профильным изучением естественных наук. При отборе содержания задач, учитывалась необходимость использования в них сюжетов, отражающих межпредметные связи, а так же содержащих историко-биографические факты, способствующие формированию историко-научных, философских, оценочных знаний, содействуя пониманию ценности природы во всех её проявлениях. Т. о. в программе курса реализуется комплекс вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных), позволяющий адаптировать составляющие основного блока в соответствии с особенностями учащихся, привлекая их внимание к более глубокому изучению химии.
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практикумы по решению задач, текущий контроль знаний, зачётные мероприятия.
Планируемые результаты
В ходе учебного процесса школьники должны достичь следующих результатов:
- Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по химии;
- Овладеть первичными навыками решения познавательных задач повышенной сложности по основам общей химии;
- Осознать роль и специфику научных знаний, а так же её вклад в создание интегрированной картины мира.
- Осознать собственные возможности в выборе профессии;
Объём дисциплины
Объём дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Количество часов |
Лекции | 27 |
Практикум | 33 |
Зачётные занятия | 4 |
Всего по плану | 64 |
Распределение часов по темам и видам учебной работы:
№ п/п | Наименование модулей | Всего | Виды учебных занятий | ||
лекции | практикумы | зачеты | |||
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. М 1 | Расчёты по химическим формулам | 8 | 4 | 4 | |
3. М 2 | Смеси и растворы | 14 | 6 | 8 | |
4. М 3 | Вычисления по химическим уравнениям | 33 | 16 | 17 | |
5. М 4 | Задания для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся. | 4 | 4 | ||
6. | Подведение итогов | 4 | 4 | ||
Всего по плану | 64 | 27 | 33 | 4 |
Содержание курса
Модуль 1. РАСЧЁТЫ ПО ХИМИЧЕКИМ ФОРМУЛАМ.
- Составление формул веществ;
- Расчёт массовой доли элемента в сложном веществе;
- Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов;
- Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элемента
Модуль 2. СМЕСИ И РАСТВОРЫ.
- Расчёт массовой доли компонента в смеси;
- Расчёт объёмной доли компонента в газовой смеси;
- Определение состава газовой смеси (2 часа);
- Определение состава газовой смеси;
- Расчёт массовой доли растворенного вещества в растворе;
- Расчёт массы растворённого вещества в растворе;
- Расчёт массы раствора и растворителя;
- Модуль 3. ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ.
3.1. Составление уравнений химических реакций;
3.2. Вычисление массы вещества по известной массе вещества, вступающего в реакцию;
3.3. Вычисление массы вещества по известной массе вещества, полученного в результате реакции;
- Вычисление массы вещества по известному количеству вещества, вступающего в реакцию;
- Вычисление массы вещества по известному количеству вещества, полученного в результате реакции;
- Вычисление объёма газа по известной массе вещества, вступающего в реакцию;
- Вычисление объёма газа по известному количеству вещества, вступающего в реакцию;
- Вычисление объёма газа по известной массе вещества, полученного в результате реакции;
- Вычисление объёма газа по известной массе вещества, вступающего в реакцию;
3.10. Вычисление объёмных отношений газов;
3.11. Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примесей;
- Вычисление объёма продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примесей;
- Вычисление массы продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
- Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего определённую долю примесей;
- Задачи на расчёт материального баланса;
- Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;
- Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами:
.
Модуль 4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
- Решение расчётно-экспериментальных задач.
- Решение качественно-количественных задач.
Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выражается в следующих формах:
- Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе;
- Зачёты по темам курса.
- Личный рейтинг учащегося.
Ресурсное обеспечение курса:
- Методическое пособие для учителей «Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя», Г.А. Воронина. -2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 128 с. – (Профильное обучение);
- Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.; Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006.-176 с.;
- Сборник задач и упражнений по химии. 8 класс. К учебнику П. А. Оржаковского, Л. М. Мещеряковой, Л.С.Понтак. – М.: изд. «Астрель», 2006.
- Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие/ О.С. Габриелян, Н.Н Рунов, В.И. Толкунов, - М.:Дрофа, 2005. – 304 с.
- Задачник к учебнику по химии «Мир Веществ», 8 кл. – М.: Баласс, 2006. – 64 с.
- Лабораторный журнал к учебнику по химии «Мир Веществ», 8 кл. – М.: Баласс, 2006. – 48 с.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"
Рабочая программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Программа элективного курса по химии "Методы решения химических задач"
Элективный курс для учащихся 9 класса 34 часа....
Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...
Программа элективного курса по химии "Удивительный мир химических задач"
Настоящая программа раскрывает содержание обучения расчетным химическим задачам школьного курса химии. Она рассчитана на 17 часов – по одному учебному часу в неделю. ...
Программа элективного курса (11 класс) «Методика решение химических задач с использованием знаний математики и физики»
Элективный курс рассчитан на 35 часов, рекомендован для учащихся 11 классов, проявляющих интерес к химии.В системе школьного образования и воспитания определенную роль отводиться химии, Ее...