Развитие слуховых дифференцировок звуков Ш-Ж на материале текстов.
план-конспект урока по теме
Фронтальное логопедическое занятие
с группой учащихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2
Фронтальное логопедическое занятие
с группой учащихся 2 класса
Тема. Развитие слуховых дифференцировок звуков Ш-Ж на материале текстов.
Лексическая. Весна.
Грамматическая. Глухие и звонкие согласные в конце слов, правописание ЖИ - ШИ.
Цели:
- развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте;
- формировать сложные формы фонематического анализа;
- развивать речеслуховую память;
-обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;
- закреплять навык словообразования и словоизменения;
- закреплять навык правописания звонких и глухих согласных в конце слов, правописание ЖИ-ШИ.
Оборудование. Предметные картинки, листочки с заданиями, картинки с изображением диких животных и птиц, весенний пейзаж, фонограмма птичьих песен.
Составила учитель-логопед
Кондякова Татьяна Анатольевна
Венгерово 2011.
Ход занятия.
- Орг. момент.
-Давайте ребята пожелаем друг другу успехов на занятии.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всем (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- удачи тебе на занятии (прикасаются всей ладонью)!
- Сообщение логопедической темы.
На доске картинки (ландыш, шмель)
- Какой общий звук в этих словах?
Выставляются следующие картинки.( ежи, ужи, лужи, жук)
-Какой общий звук в этих словах?
-Сегодня мы продолжим работу по различению звуков Ж-Ш.
Откройте тетради и запишите число и тему: «Различай Ж-Ш»
- Уточнение связи буквы и звука.
- Сравним по звучанию звуки Ж и Ш. (предлагается произнести звук Ш, сказать , на что он похож, что напоминает; то же со звуком Ж).
- Сравним звуки по артикуляции ( выделение общего в артикуляции,
определение отличия.)
- Ребята, что за буквы спрятались? Какие это буквы печатные и письменные? (учитель показывает буквенные ребусы )
Соотнесение звуков Ш и Ж с печатным и рукописным текстом.
( какой буквой обозначается звук Ш , звук Ж)
IV. Закрепление дифференцирование звуков в слогах.
Повторение ряда слогов:
Ша-жа-жа ши-жи-ши-жи жа-ша-жа-ша
Жо-шо-жо жи-жи-ши-ши шу-шу-жу-жу
- Отгадывание загадок
- Какое сейчас время года? Докажите? (называют признаки весны)
- Отгадайте загадки.
- Шагает красавица, легко земли касается,
Идёт на поле, реку, и по снежку и по цветку.( весна)
- В каких словах вы услышали звуки Ш,Ж?
2. Дует тёплый , южный ветер, солнышко всё ярче светит,
Снег худеет,тает, грач горластый прилетает. (март)
3. Яростно река ревёт и разламывает лёд,
в домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь проснулся.(апрель)
4. Зеленеет даль полей, запевает соловей,
в белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят,
гром грохочет , угадай, что за месяц это? (май)
-Какие весенние месяцы мы знаем?
-Какие слова вы запомнили со звуками Ж-Ш?
- Давайте поиграем в игру «Шифровальщик»
Шифрование слов: шагает, снежок, южный, солнышко, лужа, журчат, подснежник. ( графическая схема с указанием места буквы в слове)
VI. Составление рассказа о весне.
- Все наши знания давайте объединим в рассказ- картину, а рассказ назовём «Весна». А поможет нам схема описания времён года. Но чтобы её открыть, надо выполнить несколько заданий.
а) Каждый получает по листочку со словами: малы…, бага…, стри…, ков…, эта…, у…, ё…, но…, шала…. (Дети выполняют задание, обмениваются листочками, и проверяют.) 1картинка - весенняя полянка.
VII. Физкультминутка.
МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
б) Правописание жи - ши.
-На земле снег тает и появились ручейки. (На листочках раздаётся изображение 2-ух ручейков.)Исправить ошибки с словах. Чтобы сделать правильно, послушайте стихотворение:
Лыжи, мыши и ужи, шины, ёжики, чижи,
Жи да ши, жи да ши – с буквой И всегда пиши.
( запись слов: шило, жили, шили, живой, ландыши, шары, шалаши). 2 картинка – светит солнышко.
в) Подбор существительных к глаголам.
Оживают проталинки
Обнажаются ручьи
Журчат деревья
Пришла солнышко
Прошли весна
Пригревает метели
3 картинка – на деревьях набухли почки; 4 картинка - бегут ручейки.
г) Сейчас мы с вами будем фотохудожниками (на доске картинки с изображением диких животных и птиц).
Задание: Кто больше животных и птиц успеет сфотографировать ? Дети называют птиц и животных и появляются картинки этих птиц и животных.
VIII. Составление рассказа о весне по картинке.
Весна.
Наступила весна. Весной небо голубое и чистое. Солнышко светит ярко. Тает снег и журчат весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из дальних стран грачи, скворцы и жаворонки. В лесу просыпаются медведи, ежи и ужи.
( выписать слова в тетрадь на орфограмму ШИ, ЖИ.)
IX. Рефлексия. Итог занятия.
- Нельзя представить весну без птичьих песен, давайте послушаем песни птиц. (дети слушают запись птичьих трелей)
- На этой радостной, весенней ноте вспомним, чем мы занимались на занятии?
- Чему научились?
- С каким правилам работали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 3 классе (II вид II отделение) «Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».
Индивидуальное занятие по представленному конспекту было проведено с учеником 3 класса, имеющим тугоухость третьей степени. Конспект разработан с учётом личностных, возрастных особенностей ребёнка. За...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться. РСВ. Текст «Москва
Занятие рекомендовано для учащихся 5 класса школ I и II вида....
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.
Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...