Развитие слуховых дифференцировок звуков Ш-Ж на материале текстов.
план-конспект урока по теме

Кондякова Татьяна Анатольевна

   Фронтальное логопедическое  занятие

с группой учащихся  2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2

                               Фронтальное логопедическое  занятие

с группой учащихся  2 класса

Тема. Развитие слуховых дифференцировок звуков Ш-Ж  на  материале текстов.

Лексическая. Весна.

Грамматическая. Глухие и звонкие согласные в конце слов, правописание ЖИ - ШИ.

Цели:

- развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ш-Ж  в  словах, предложениях, тексте;

- формировать сложные формы фонематического анализа;

- развивать речеслуховую память;

-обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме  «Весна»;

- закреплять навык словообразования и словоизменения;

- закреплять навык  правописания звонких и глухих согласных в конце   слов, правописание ЖИ-ШИ.

Оборудование. Предметные картинки, листочки с заданиями, картинки с изображением диких животных и птиц, весенний пейзаж, фонограмма птичьих песен.

                                                                             Составила  учитель-логопед

Кондякова Татьяна Анатольевна

Венгерово 2011.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

-Давайте ребята пожелаем друг другу успехов на занятии.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших, и говорят:

- желаю (соприкасаются большими пальцами);

- успеха (указательными);

- большого (средними);

- во всем (безымянными);

-  и везде (мизинцами);

- удачи тебе на занятии (прикасаются всей ладонью)!

  1. Сообщение логопедической темы.

На доске картинки  (ландыш, шмель)

  1. Какой общий звук в этих словах?

Выставляются следующие картинки.( ежи, ужи, лужи, жук)

-Какой общий звук  в этих словах?

-Сегодня мы продолжим работу по различению звуков Ж-Ш.

Откройте тетради и запишите число и тему:  «Различай  Ж-Ш»

  1. Уточнение связи буквы и звука.

        - Сравним по звучанию звуки Ж и Ш. (предлагается произнести звук Ш, сказать ,                на что он похож, что напоминает; то же со звуком Ж).

  1. Сравним звуки  по артикуляции  ( выделение общего в артикуляции,

определение отличия.)

- Ребята, что за буквы спрятались?  Какие это буквы печатные и письменные? (учитель показывает буквенные ребусы )

    Соотнесение  звуков Ш и Ж с печатным и рукописным текстом.

      ( какой буквой обозначается звук Ш , звук Ж)

IV. Закрепление  дифференцирование  звуков в слогах.

  Повторение ряда слогов:

Ша-жа-жа              ши-жи-ши-жи            жа-ша-жа-ша

Жо-шо-жо              жи-жи-ши-ши            шу-шу-жу-жу

  1. Отгадывание загадок

- Какое сейчас время года? Докажите?  (называют признаки весны)

  1. Отгадайте  загадки.
  1. Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт на поле, реку, и по снежку и по цветку.( весна)

  1. В каких словах вы услышали звуки Ш,Ж?

2. Дует тёплый , южный ветер, солнышко всё ярче светит,

Снег худеет,тает, грач горластый прилетает. (март)

3. Яростно река ревёт и разламывает лёд,

 в домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь проснулся.(апрель)

4. Зеленеет даль полей, запевает соловей,

 в белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят,

гром грохочет , угадай, что за месяц это?  (май)

-Какие весенние месяцы мы знаем?

-Какие слова вы запомнили со звуками Ж-Ш?

- Давайте поиграем в игру «Шифровальщик»

Шифрование слов: шагает, снежок, южный, солнышко, лужа, журчат,              подснежник. ( графическая схема с указанием места буквы в слове)

VI. Составление рассказа о весне.

- Все наши знания давайте объединим в рассказ- картину, а рассказ  назовём «Весна».  А поможет нам схема описания времён года. Но чтобы её открыть, надо выполнить несколько заданий.

 а) Каждый получает по листочку со словами: малы…, бага…, стри…, ков…, эта…, у…, ё…, но…, шала….  (Дети выполняют задание, обмениваются листочками, и  проверяют.)   1картинка   - весенняя полянка.

VII. Физкультминутка.

МАРТЫШКИ

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

б) Правописание жи - ши.

-На земле снег тает и появились ручейки. (На листочках раздаётся изображение 2-ух ручейков.)Исправить ошибки с словах. Чтобы сделать правильно, послушайте стихотворение:

           Лыжи, мыши и ужи, шины, ёжики, чижи,

           Жи да ши, жи да ши – с буквой И всегда пиши.

( запись слов: шило, жили, шили, живой, ландыши, шары, шалаши). 2 картинка – светит солнышко.

в) Подбор существительных к глаголам.

         Оживают                        проталинки

         Обнажаются                   ручьи

          Журчат                           деревья

          Пришла                          солнышко

          Прошли                          весна

          Пригревает                     метели

3 картинка  – на деревьях набухли почки; 4 картинка -  бегут ручейки.

г) Сейчас мы с вами будем фотохудожниками (на доске картинки с изображением диких животных и птиц).  

Задание: Кто больше животных и птиц успеет сфотографировать ?  Дети называют птиц и животных и появляются картинки этих птиц и животных.

VIII. Составление рассказа о весне по картинке.

                                    Весна.

Наступила весна. Весной небо  голубое и чистое. Солнышко светит ярко. Тает снег и журчат весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются  из дальних стран грачи, скворцы и жаворонки. В лесу просыпаются  медведи, ежи и ужи.

( выписать слова  в тетрадь на орфограмму ШИ, ЖИ.)

IX. Рефлексия. Итог занятия.

- Нельзя представить весну без птичьих песен, давайте послушаем песни птиц. (дети слушают запись птичьих трелей)

- На этой радостной, весенней ноте вспомним, чем мы занимались на занятии?

- Чему научились?

- С каким правилам работали?

 

                             

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 3 классе (II вид II отделение) «Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».

Индивидуальное занятие по представленному конспекту было проведено с учеником 3 класса, имеющим тугоухость третьей степени. Конспект разработан с учётом личностных, возрастных особенностей ребёнка. За...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...