Урок по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тайны и чудеса зимушки-зимы»
план-конспект урока по теме
Урок по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в 3 классе
Задачи:
1) На основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы;
2) Развивать внимание и любознательность, формировать навыки правильного выразительного чтения стихов;
3) Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr._miru.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тайны и чудеса зимушки-зимы»
Урок по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в 3 классе.
Учитель: Паращенко В. И.
Задачи:
1) На основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы;
2) Развивать внимание и любознательность, формировать навыки правильного выразительного чтения стихов;
3) Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование:
Рисунки на тему «Тайны и чудеса зимушки-зимы», снежинки из бумаги, фольги, вязаные крючком салфетки, кусок ткани с узором, иллюстрации ледовых фигур, меховые шапки и вязаные варежки, тара из-под молока или кефира, ножницы, нитки.
ХОД УРОКА
I. Организация класса:
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Эмоциональный настрой
- Потрите ладошки, вы чувствуете тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу.
- Какое сейчас время года? ЗИМА
- На этом уроке вы узнаете какие тайны и чудеса таит наша зимушка-зима.
Такой сказочной красоты, как у нас, нет нигде, и в этом вы сегодня убедитесь.
III. Основная часть.
1. К доске выходят учащиеся и читают стихи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка- зима!
(Вяземский П. А.)
2. Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег
(Фет А. А.)
3. Зашумела, разгулялась
В поле непогода
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась
Не осталось следу,
Поднялась пыль и вьюга,
Не видать и свету.
(Никитин И. С.)
- Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыла снегом дома и деревья, замостила лужи, озера и реки.
У каждого человека есть своя сокровенная тайна. У зимней природы тоже есть свои тайны и чудеса, которые мы с вами попытаемся раскрыть.
Первая тайна зимушки-зимы
- Скажите мне, какой первый признак зимы, что это? (Снег)
- Подберите родственные слова к этому слову.
Снежок, снежинка
- Обратите внимание на эти слова. Зима, холодно, а слова-то такие нужные. Это разве не чудно: на улице холод, а рядом такие родные ласковые слова. Повторите их.
- Кто наблюдал за снежинками? Какие они?
Красивые, разной формы, непохожие друг на друга.
- Когда падает снег, любой человек испытывает чувство легкости, восхищения, радости. Люди радуются снежинкам по-разному: одни их рисуют, другие вырезают из бумаги, фольги, третьи вяжут спицами и крючком.
Показ вырезанных и вязаных снежинок
- Снег широко используется в народной медицине. Если к больному месту приложить снег, боль или шишка сразу спадут.
- Ребята, а кто знает, что такое снег?
И снег, и лед, и иней – это все различные состояния воды. Снежинки – это замерзший водяной пар. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу, и если нет сильного мороза, образуют хлопья.
1. Мы – снежинки, мы – пушинки,
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Вторая тайна зимушки-зимы
- В каждом доме есть картина, нарисованная без кисточки и красок. Догадались? Это узоры на окнах.
Ни на одной картине художник не увидит такие красивые серебристые узоры, какие создала сама природа.
Благодаря этим снежным узорам люди стали использовать узоры орнаменты на одежде, посуде, ковре и даже в танцевальных движениях.
Сейчас девочки «снежинки» исполнят нам танец
Разве это не чудо – в белом костюме они похожи на снежинок, а их плавные движения рук и ног изображают узоры.
Спасибо снежинки!
Третья тайна зимушки-зимы
- Чем же покрыла зима реки, озера? Льдом. Правильно. Благодаря холоду люди используют лед в архитектуре для украшения улиц и площадей.
Показ фотографий ледовых фигур
- Посмотрите, какую красоту и радость приносят эти ледяные фигуры: ими любуются дети и взрослые, жители и гости. Это трудоемкая ювелирная работа, так как делают их на улице, в лютый мороз. Нужно так отточить каждый элемент фигуры, чтобы придать форму и при этом не расколоть лед. А деревенские жители растапливают лед и пьют ледниковую воду. Такая вода считается экологически чистой.
III. Физкультминутка.
Четвертая тайна зимушки-зимы
- Без чего не прошло ни одно детство человека?
Да, это зимние забавы – игры.
Какое это удовольствие – валяться и кувыркаться на чисто белом снегу. Это чувство радости ни с чем не сравнить.
- Расскажите о зимних забавах, как вы любите играть зимой?
- Издревле дети очень любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры, т.е. забавляться: это и катание на санках, лыжах коньках; это и снежки и снежная баба; это снежные крепости и ходы, это путешествие по снежному лесу и любование волшебной зимней природой.
Много забав есть зимой у детей.
- Покажите, как вы будете гулять в зимнем лесу.
- На чем удобнее совершить эту прогулку?
- На лыжах, чтобы не провалиться в снег.
- ходьба на лыжах
- бег
- спуск с горы
- игра в снежки
IV. Вот мы и вернулись с прогулки
Пятая тайна зимушки-зимы
За окном метель и вьюга, а нам все нипочем. Мы учимся в теплом классе, за это благодарим наших спонсоров, которые подарили нам такие окна; кочегаров, которые обогревают наш дом днем и ночью; энергетиков, которые дают свет; поваров, которые кормят нас горячим обедом. Разве это не чудо?
Не смотря на зимние чудеса, кому-то приходится трудно зимой. Кому? Догадались? Да, это нашим братьям меньшим – бродячим собакам, птицам.
Вынесите кусочек хлеба – накормите собаку во дворе, а для птиц мы сделаем кормушки.
Творческая работа
Вот вам коробка из-под молока или кефира, вырежьте окошко, привяжите веревку, повесьте кормушку на ветку, насыпьте в нее крошек.
(работают в паре: одни делают кормушки, другие вырезают снежинки)
V. Закрепление:
- Продолжайте вести наблюдение и отмечать признаки зимы.
- Какие две основные приметы зимы вы можете назвать (холод, снег)
- Какие зимние месяцы знаете?
VI. Итог урока
- Еще много тайн у зимушки-зимы. На других уроках, мы постараемся их узнать.
- Вам понравился урок?
- Что сегодня повторяли?
- Что вы нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация конспекта урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром "Кнопки"
Разработка урока для школьников с тяжелой умственной отсталостью...
" Дикие животные осенью" Презентация к уроку по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе школы I вида
Презентация поможет учителю ввести учащихся в тему урока, объяснить материал, пользуясь готовыми речевыми образцами и провести физкультурную паузу в процессе работы....
Конспект бинарного урока развития речи и ознакомления с окружающим миром
Конспект бинарного урока развития речи и ознакомления с окружающим миромв 3 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»...
Русь расправляет крылья. Урок ознакомления с окружающим миром.4 класс УМК "Школа России"
Презентация может использоваться при изучении темы: "Русь расправляет крылья" на уроке ознакомления с окружающим миром в 4 классе (УМК "Школа России")...
Иван III. Урок ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"
Данная презентация может использоваться при изучении темы "Иван III" на уроке ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"...
Конспект логопедического занятия - «Тайны и чудеса зимушки – зимы»
Цели: на основе наблюдения и представления раскрыть и распознать признаки зимней природы; развивать внимание и любознательность; развивать речь, мышление....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...