Конспект бинарного урока развития речи и ознакомления с окружающим миром
план-конспект урока на тему

Филатова Елена Станиславовна

Конспект бинарного урока развития речи и ознакомления с окружающим миром

в 3 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_binarnogo_uroka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект бинарного урока развития речи и ознакомления с окружающим миром

в 3 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

 Тема: «Зима. Зимняя одежда»

 Задачи:

 -отрабатывание навыка составления простого распространённого предложения;      формирование умения различать виды сезонной одежды;

 -коррегирование вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, развитие творческого воображения;

 - коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, коррекция зрительного внимания, активизация речевой деятельности;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения, интереса к предмету.

 Оборудование: кроссворд «Одежда», иллюстрации времен года, карточки «Сезонная одежда», «осколочные картинки», вещи для игры (шапка, варежки, валенки, шарф), выставка видов вязаных шапок и варежек, шаблоны варежек и шапочек для раскрашивания,

слайдовая презентация.

Ход урока

 I. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок для нас

                 Встали все у парт красиво

                 Поздоровались учтиво

                 Тихо сели, спинки прямо

                 Вижу класс наш хоть куда

                 Мы начнём урок, друзья!

- Кивком головы и улыбкой поприветствуйте друг друга. Пожелайте друг другу успехов на уроке.

(игра – пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют друг друга. Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

успеха (указательными)

большого (средними)

во всём (безымянными)

и везде (мизинцами),

удачи тебе на уроке! (прикосновение всей ладонью руки).

II.Логопедическая разминка.

Логопед:

- Прежде чем мы приступим к работе, необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек.

Чтобы дыхание было правильным, выполним следующие упражнения.

1) Развитие речевого дыхания.

- Вдох - носом, выдох - через рот.

- Вдох, задержка дыхания, выдох.

- Вдох, выдох, задержка дыхания.

2) Разминка для глаз.

- А сейчас, для того чтобы наши глазки были зоркими сделаем разминку для них:

 - зажмурьте глаза, а потом откройте, 2 раза

- сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз, 2 раза

- вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 2 раза.

3) Артикуляционная гимнастика.

-Возьмите зеркала, выполним гимнастику для языка.

Сосулька.

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска.

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

4) Чистоговорки.

-Чтобы лучше нам читать,  надо язычки размять

Су – су – су – очень холодно в лесу.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Шо – шо – шо – на лыжах хорошо.

Ом – ом – ом – Вова катит ком.

- О каком времени года наша скороговорка? (о зиме.)

III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

 

Учитель:  Сегодня мы продолжим разговор о зиме, вспомним виды сезонной одежды.

1.Систематизация опорных знаний.

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Что было сначала, а что потом».

-Расставьте слова в правильном порядке.

(На доске таблички со словами, которые дети должны поставить в определенном порядке).

-лужи, тучи, дождь

-сугробы, снегопад, «голая» земля

-январь, декабрь, февраль

-Все ли слова относятся к зиме? (нет) 

-Какие это слова?

2.-Поиграем ещё?

Упражнение по развитию памяти «Запомни второе слово»:

 дождь – плащ

 солнце – шорты

 мороз – шуба

 холод – варежки

 коньки – шапка

 осень – куртка

 -Какие предметы вы запомнили? Как назвать их одним словом?

 

 3. Кроссворд по теме «Одежда». 

Логопед: А умеете вы отгадывать загадки? Давайте отгадаем их и заполним наш кроссворд.

1.Если дождик, мы не тужим – бойко шлёпаем по лужам.

 Будет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять. (сапоги)

 2. Брючки новые у нас, они фирмы «адидас». (джинсы)

 3. Их валяют. Их катают. В холод все их одевают. (валенки)

 4. 2 сестрички, 2 плетёнки из овечьей пряжи тонкой.

 Как гулять – их надевать, чтоб не мёрзли 5 да 5. (варежки)

 5. Если галстук на рубашке, брючки чёрные внизу.

 Обязательно, ребята, вы должны одеть … (пиджак)

 6. Чтоб случайно не простыть и здоровенькими быть, нам подходят в самый раз шапка с … сейчас. (шарф)

 - Прочтите ключевое слово. (одежда)

 На слайде появляются ответы

4.-Существует очень много различной одежды. Сейчас я проверю знаете ли вы сезонную одежду. А что называют сезонной одеждой?

  Работа по картинам «Сезонная одежда» (соотнести одежду с временами года).

 - Разложите картинки по сезонам или повременам года.

5.Тест

 Учитель:

-Посмотрите на экран, выберите и назовите верные ответы.

(Ученики читают предложение и добавляют к нему соответствующие виды одежды).

- Летняя сезонная одежда – это … (шуба, валенки, варежки, шорты, сарафан, футболка, плащ, кепка).

 

- Осенняя сезонная одежда – это … (куртка, пальто с мехом, шуба, купальник, шорты, майка, плащ, перчатки, свитер).

 - Одежду шьют из … (сена, травы, соломы, кожи, ткани, меха).

 - Одежда, сшитая из меха, называется … (лисьей, меховой).

 - Одежда, сшитая из кожи, называется … (деревянной, кожаной).

 - Ухаживать за одеждой – это значит … (мять, бросать, пачкать, стирать, гладить, чистить).

 - Красивая чистая одежда … (портит человека, украшает человека).

IV.Релаксация.

Логопед:

-А, сейчас, я прочитаю стихотворение, а вы в это время полюбуйтесь зимним пейзажем.

(Звучит музыка, слайдовая презентация о зиме).

Идет зима дорогами,

Крадется, как лиса.

Покрыто все сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха.

Березки очень рады:

Спасибо за наряды!

Пушистые и белые

Зима наряды сделала.

И для лесов, и для полей -

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубы их одела -

Сама повеселела.

V.Обобщение  знаний о зимней одежде.

1.Беседа. Учитель:

- Посмотрите на фотографии и расскажите куда мы ходили на экскурсию и что там видели, за чем  наблюдали?

-Какое небо? (пасмурное, ясное, с тучами или без)

-День был морозным? Как определили? (скрипел или не скрипел снег под ногами, мороз щипал или не щипал щеки, нос)

-Какой был снег? Много ли снега в этом году? А в прошлом?

-Как выглядели деревья и кустарники? (голые, без инея и снега)

-Каких птиц мы встретили? (воробьи, синицы, голуби) Как помогаем?

-Как мы были одеты?

- Как называется одежда, которую мы носим зимой?

 

2.Рассказ учителя «Зимняя одежда».

 - Зимняя одежда предназначена для того, чтобы защитить наше тело от холода. Вы ведь сами замечаете: когда стоит тёплая зима, мы надеваем более лёгкую одежду: куртку, ботинки. Когда стоят морозы, мы надеваем много тёплых вещей: шерстяной шарф, варежки, меховую шапку или утеплённую вязаную шапку, теплые сапоги, валенки. В школу вы обычно надеваете тёплую куртку, утеплённую шапку, варежки, шарф, тёплые ботинки или сапоги. На каток лучше одеться полегче, т.к. вы постоянно находитесь в движении : надеть куртку, вязаную шапочку, свитер, футболку, спортивные штаны, тёплые носки, варежки. Если вы идёте в гости, то вы наденете праздничную одежду: красивую рубашку, нарядный свитер, а сверху – зимнее пальто или куртку.

 3. Аукцион слов на тему «Зимняя одежда».

Учитель:

-Предлагаю провести аукцион. Назовите как можно больше предметов зимней одежды. За каждый правильный ответ вы получите жетон.

(Ответы учеников).

4. Составление «осколочных» картинок из предметов одежды.

Логопед:

-Ребята, вы очень хорошо знаете зимнюю одежду. А сможете ли вы также быстро и правильно собрать картинки с изображением одежды.

(Ученик собирают осколочные картинки).

VI. Физминутка.

 На полянку, на лужок тихо падает снежок. (машут руками)

 Улеглись снежинки, белые пушинки. (приседают)

 Но подул вдруг ветерок, закружился снежок. (встают, взмахи     руками над головой)

 Кружатся пушинки, белые снежинки. (кружатся)

 VII. Закрепление учебного материала

  1. Заучивание стихотворения:

 

Учитель:  Давайте выучим стихотворение.

 Наш Серёжа маленький.

 Он обулся в валенки,

 Приоделся потеплей

 И на улицу скорей.

 2. Игра « Одевайся быстро»

Логопед:

 – Отбери из предложенных предметов одежды те, которые ты надел бы, собираясь на лыжную прогулку; в школу. Почему именно эти?

Ученики выбирают из предложенных видов одежды те, которые нужны им.

 3. Составление узоров для варежек и шапочек. 

 Логопед:

- Рассмотрите нашу выставку. Какая одежда на ней? Чем отличаются шапочки? Варежки?

 - Предлагаем вам раскрасить узоры на ваших варежках и шапочках.

(Самостоятельная работа обучающихся)

 VIII. Рефлексия. Итог.

 Учитель:

- Ребята, а вам понравился сегодня наш урок? Что запомнилось больше?

 - Какие виды сезонной одежды вы знаете?

 - Какую одежду мы носим сейчас? Что к ней относится?

 

Заключение

 Данный тип урока – урок изучения нового материала. На уроке основное внимание уделялось изучению нового материала. При бинарном обучении обеспечивалось комплексное сочетание разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный методы обучения, беседа. Методы обучения были выбраны в соответствии с психологическими, возрастными особенностями детей.

 Урок способствовал коррекции внимания, мышления, зрительной памяти. Учащиеся с ограниченными умственными возможностями не способны к долговременному восприятию учебного материала. Поэтому на уроке использовалось чередование видов деятельности: работа с учебником, отгадывание загадок, коррекционно-развивающие игры, заучивание стихотворения, составление «осколочных» картинок. Во время урока использовалась наглядность, которая способствовала повышению познавательной активности учащихся.

 При бинарном обучении был систематизирован материал, образуя целостную систему по данной теме урока. Доза учебной информации не выходила за пределы нормальной работоспособности учащихся при закреплении материала.

 Мы считаем, что нам удалось реализовать замысел урока, достичь поставленные цели. Проведённый бинарный урок был направлен на формирование положительной «Я – концепции» личности учеников, развитие творческого воображения, познание окружающего мира, основанных на собственных наблюдения.

МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

КОНСПЕКТ  БИНАРНОГО УРОКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ И

ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

В  3 КЛАССЕ

                                                       УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                                                 ДУБРОВСКАЯ Е.Б.

                                                                            УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

                                                                                     ФИЛАТОВА Е.С.

МИЧУРИНСК  2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром "Кнопки"

Разработка урока для школьников с тяжелой умственной отсталостью...

Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в 1 классе.

Конспект включает в себя основные (начальные) знания о режиме дня детей с ОВЗ....

Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Перелетные птицы»

Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миромна тему  «Перелетные птицы»...

Презентация на тему: Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Одежда

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Одежда...

Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «Кем быть?»

Используемые современные технологии:ИнтерактивныеТРИЗИгровыеЛогоритмикаЗдоровьесберегающие...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей с нарушенным слухом

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей с нарушенным слухом...