Формирование навыков «жизненной компетенции» у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.
статья на тему

Петрова Светлана Алексеевна

Данная статья освещает вопрос формирования навыков "жизненной компетенции" в начальный период обучения у учащихся с ДЦП, а также преемственность в работе учителя и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков «жизненной компетенции»

 у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.

Группа школьников с ДЦП чрезвычайно неоднородна по своему составу: от легких двигательных нарушений до выраженных нарушений в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах. Дети поступают к нам из разных социальных институтов: специализированных центров, детских садов, после надомного обучения или из семьи с выраженной педагогической запущенностью.

Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена и они не готовы к обучению в школе.

        Поэтому мы считаем, что приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе в период бучения их с 0 по 2 классы – научить ребенка учиться. 

Большинство детей не осознает целей и важности учения. Если некоторым и нравится учиться, то только потому, что здесь можно играть, общаться, гулять.  Ведущим видом деятельности продолжает оставаться игровая. Если сравнивать со здоровыми сверстниками – учебная.

Поэтому на данном этапе необходимо сформировать внутреннюю позицию школьника – осознание цели и важности учения, адекватного восприятия учебного процесса – сформировать желание учиться. Необходимо отрабатывать:

  1. формы адекватного учебного поведения (адекватная реакция на  замечания и похвалу);
  2. обучать правилам общения и взаимодействия с педагогом;
  3. развивать понимание роли учителя и собственной роли ученика.

У детей с детским церебральным параличом из-за заболевания не только не сформированы двигательные навыки, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно,  в воспитательный процесс должна включаться  задача не только развития двигательного навыка, но и воспитания правильного представления через ощущение движений. Нужно добиваться развития тех движений, которые необходимы в предметной деятельности и особенно при письме. Основными направлениями учебно-воспитательной работы  по коррекции двигательных нарушений являются:

- развитие практической деятельности

- подготовка руки к письму.                  

Развитию движений руки, пальцев рук  нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Поскольку только в этом случае у него сформируются функции, составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности  (опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная).

Важно сформировать у ребенка различные способы захвата и удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством).

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу учебной и трудовой деятельности.

        Еще одним важным      направлением в воспитательном процессе  в данный период является формирование доступных ребенку базовых навыков коммуникации:               

- умение обратиться с просьбой, жалобой;

- умение задать вопрос (учителю и сверстнику);

- умение сообщить о себе элементарные сведения.

        Вся коррекционно-воспитательная  работа должна быть направлена на формирование умения и желания учиться.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках подготовки младшего обслуживающего персонала

В данной презентации представлен опыт работы учителя профессионально-трудового обучения по технологии кейсов.  Рассмотрены основные жизненные компетенции, формирование которых необходимо для успе...

Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .

Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС

Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...

Формирование социальных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

В статье раскрыты процессы социализации обучающихся  с умственной отсталостью. На уроках биологии  успешно используются ряд педагогических приемов для  социализации, для включения обуча...

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"

Мастер-класс "Организация  проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями  как средство формирования  их жизненных компетенций&q...