Формирование навыков «жизненной компетенции» у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.
статья на тему
Данная статья освещает вопрос формирования навыков "жизненной компетенции" в начальный период обучения у учащихся с ДЦП, а также преемственность в работе учителя и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков «жизненной компетенции»
у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.
Группа школьников с ДЦП чрезвычайно неоднородна по своему составу: от легких двигательных нарушений до выраженных нарушений в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах. Дети поступают к нам из разных социальных институтов: специализированных центров, детских садов, после надомного обучения или из семьи с выраженной педагогической запущенностью.
Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена и они не готовы к обучению в школе.
Поэтому мы считаем, что приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе в период бучения их с 0 по 2 классы – научить ребенка учиться.
Большинство детей не осознает целей и важности учения. Если некоторым и нравится учиться, то только потому, что здесь можно играть, общаться, гулять. Ведущим видом деятельности продолжает оставаться игровая. Если сравнивать со здоровыми сверстниками – учебная.
Поэтому на данном этапе необходимо сформировать внутреннюю позицию школьника – осознание цели и важности учения, адекватного восприятия учебного процесса – сформировать желание учиться. Необходимо отрабатывать:
- формы адекватного учебного поведения (адекватная реакция на замечания и похвалу);
- обучать правилам общения и взаимодействия с педагогом;
- развивать понимание роли учителя и собственной роли ученика.
У детей с детским церебральным параличом из-за заболевания не только не сформированы двигательные навыки, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, в воспитательный процесс должна включаться задача не только развития двигательного навыка, но и воспитания правильного представления через ощущение движений. Нужно добиваться развития тех движений, которые необходимы в предметной деятельности и особенно при письме. Основными направлениями учебно-воспитательной работы по коррекции двигательных нарушений являются:
- развитие практической деятельности
- подготовка руки к письму.
Развитию движений руки, пальцев рук нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Поскольку только в этом случае у него сформируются функции, составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности (опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная).
Важно сформировать у ребенка различные способы захвата и удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством).
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу учебной и трудовой деятельности.
Еще одним важным направлением в воспитательном процессе в данный период является формирование доступных ребенку базовых навыков коммуникации:
- умение обратиться с просьбой, жалобой;
- умение задать вопрос (учителю и сверстнику);
- умение сообщить о себе элементарные сведения.
Вся коррекционно-воспитательная работа должна быть направлена на формирование умения и желания учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках подготовки младшего обслуживающего персонала
В данной презентации представлен опыт работы учителя профессионально-трудового обучения по технологии кейсов. Рассмотрены основные жизненные компетенции, формирование которых необходимо для успе...
Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .
Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...
Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела
Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....
Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС
Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...
Формирование социальных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
В статье раскрыты процессы социализации обучающихся с умственной отсталостью. На уроках биологии успешно используются ряд педагогических приемов для социализации, для включения обуча...
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций&q...