« Но где же пересказать все, что было на той ярмарке!»
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Михеева Юлия Викторовна

 

Обобщающий урок русского языка для 5 класса после изучения частей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Обобщающий урок русского языка для 5 класса после изучения частей речи

   Тема: « Но где же пересказать все, что было на той   ярмарке!»

Цели : - обобщить и закрепить знания по теме «Морфология» ;

  - активизировать познавательную деятельность

    учащихся на уроках русского языка ;  

  - развивать речь учащихся в форме устных ответов.

Ход   урока

   1 Слово учителя .

    - Сегодня на уроке мы мысленно побываем на ярмарке. А побывать там нам помогут иллюстрации, музыка, тексты, которые мы увидим и услышим на уроке. Здесь же мы вспомним все, что знаем о частях речи.

   

          Флаг поднят, ярмарка открыта.

          Недаром площадь вся покрыта:

          Глядят из лавок кушаки и разноцветные платки,

          И разноцветная серпянка; тут груды чашек и горшков,

          Корчаг, бочонков, кувшинов;

          Там- лыки, ведра и ушаты,

          Лотки, подойники, лопаты.

          Веселый говор, крик торговли,

          Писк дудок, песни мужиков.

          И ранний звон колоколов – все в гул слилось.

- В старину на Руси проводили ярмарки. Со всей округи съезжались на ярмарку люди. Все в красивых, праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было. Вот здесь продают пряники, бублики, крендельки. Рядом пыхтят горячие самовары .А там яркие платки, разноцветные ткани, ленты, бусы. Коробейники и лоточники с шумом продают свой товар. А рядом веселые скоморохи. В центре ярмарки большая  карусель.  Оттуда доносится смех и шутки. Шумит веселая ярмарка.

2. Словарно- орфографическая работа.

- Были ли вы когда-нибудь на ярмарке?

- Что значит слово ярмарка? ( торг, базар, который устраивается регулярно в определенном месте, в определенное время года, на котором бывают различные увеселения.

- А знаете ли вы, как образовалось это слово?

Посмотрите внимательно в  этом слове как бы две частички, пришедшие к нам из немецкого языка: «яр»- значит год, «маркт»- торг, базар.

Вот и получилось: ежегодный торг, базар.

- Какой частью речи является слово ярмарка?

- Как бы вы проверили написание безударной гласной в корне этого слова, зная его происхождение.

3. Работа с текстом.

- Послушайте стихотворение И. Токмаковой « Ярмарка»

                 Ярмарка,ярмарка,

                 Огневая, яркая,

                 Плясовая, жаркая.

                 Глянешь налево-

                 Лавки с товаром.

                 Глянешь направо-

                 Веселье даром.

- Найдите слова, которыми автор передает характер, дух ярмарки.

- Какие краски вы бы использовали, рисуя ярмарку?

- Определите части речи, которые встретились в этом стихотворении

4. Знакомство с закличками.

- Многолюдная пестрая ярмарка встречала гостей  криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями.

Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. Наш праздник тоже начался. Открываются лавки с товарами. Чтобы люди подходили к лавкам , купцы, приезжающие из разных городов на ярмарку, зазывали людей или закликали. Отсюда и появились в устной речи  так называемые заклички, которые можно было услышать на ярмарке.

Зазывали,   закликали,   заклички.

- Какие из них являются глаголами?

- Можно ли их назвать синонимами?

- Какой еще глагол близок им по значению? ( Приглашали)

А сейчас я вам предлагаю прочитать заклички. Зазвать, пригласить покупателей именно к вашей лавке.

         - Тары – бары растобары,

           Есть хорошие товары.

           Не товар,а сущий клад,-

           Забирайте на расхват!

        - Иголки не ломки,

          Нитки,тесемки,

          Румяна, помада,

          Кому чего надо?!

        - Кому пирожки,

          Горячие пирожки?

          С пылу, с жару,

           Гривенник за пару!

5 Работа с текстом.

               Платки, петушки,

               Расписные гребешки!

               Небольшой расход!

               Подходи честной народ.

- Можно ли этот текст назвать закличкой?

- О каких петушках и гребешках идет речь?

- Почему автор сказал: небольшой расход?

- А что значит честной народ?

- Слово честной в сочетании честной народ означало «почтенный», «уважаемый», именно так и обращались раньше к гостям. Это сочетание слов мы часто встречаем в сказках.

-Запишите эту закличку.

6. Закрепление представлений о роли частей  речи в нашей речи.

- Представьте, что мы на торговой площади ярмарки. Как вы думаете, какие товары могут продаваться на ярмарке?

- Какой частью речи вы воспользовались , чтобы назвать товар?

- А теперь представьте, что каждый из вас выбрал только один предмет- товар. Опишите этот предмет, указав на его признаки, а мы по этим признакам постараемся узнать, какой товар вы купили в лавке у торговцев. Начну я:

« Я купила в лавке небольшой, глиняный, красивый…»

- Что я купила? (Кувшин)

- Теперь я предлагаю вам охарактеризовать свой товар.

- Какой частью речи вы воспользовались, указывая на признаки выбранного вами товара?

Ярмарка в самом разгаре, всюду торг, шум, говор, веселье.

Послушайте музыку. Может вам удастся представить, как « зашевелилась, загудела, заходила веселая ярмарка»

- Какими словами вы могли бы передать действия людей, которые продают или покупают товар, либо просто праздно гуляют на ярмарке? ( покупают,продают, разглядывают, зазывают, предлагают, любуются, торгуются, смеются,..)

- Какой частью речи вы воспользовались, чтобы передать действие или состояние человека?

7 Творческая работа.

- А сейчас мы составим словосочетания глаголов с именами сущ-ми. Я называю глагол и вопрос, вы подбираете подходящие по смыслу имя существительное. Словосочетания по тематике должны подходить к лексике урока.

Заиграла (что?)

Зазывали (кого?)

Продавали (что?)

Купил (что?)

Любовался (чем?)

Катался на (чем?)

Смеялся над (чем?)

8 Работа с учебником.

Упр 761 (по программе М.М. Разумовской)

9. Работа над фразеологическими сочетаниями.

- Разноголосый веселый гул стоит на ярмарке. А сколько можно услышать в народной речи ярких, метких выражений! Сейчас я буду вынимать такие сочетания из ярмарочного сундучка, а вы догадайтесь, как объяснить такое выражение и где его можно было услышать на ярмарке.

- Цены нет!

- Не ахти какой!

- Глаза разбегаются!

- Слюнки потекли!

- Уплетать за обе щеки!

- Показать товар лицом!

9 Итог урока.

- Какие же части речи мы сегодня вспомнили на уроке

10 Д\З написать мини-сочинение «Какая часть речи самая главная»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...

Конспект развлечения "Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка" (подготовительная группа)

Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, в...

Конспект открытого индивидуального занятия по обучению пересказу детей с ЗПР "Пересказ сказки К. И. Чуковского «Цыпленок». Закрепление темы: «Домашние птицы».

Цели занятия: учить рассказывать прослушанный текст с опорой на картинки; связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние птицы...

Сценарий осенней ярмарки по итогам работы У О У: «Ярмарка Дружбы»

Сценарий традиционного мероприятия по итогам работы учебно -опытного участка осенней ярмарки, направленного на формирование толерантного, уважительного отношения к культуре и традициям народов России....

Открытая региональная ярмарка креативно – технологических проектов «TOMSK» 2022. Организатор Ярмарки – AHO ДО «Детский технопарк «Кванториум».

С 11 по 24 декабря ученики 11 класса Иващенко Евгений и  Беляев Александр участвовали в  открытой региональной  ярмарке креативно – технологических проектов «TOMSK» 20...