« Но где же пересказать все, что было на той ярмарке!»
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Обобщающий урок русского языка для 5 класса после изучения частей речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок русского языка для 5 класса после изучения частей речи
Тема: « Но где же пересказать все, что было на той ярмарке!»
Цели : - обобщить и закрепить знания по теме «Морфология» ;
- активизировать познавательную деятельность
учащихся на уроках русского языка ;
- развивать речь учащихся в форме устных ответов.
Ход урока
1 Слово учителя .
- Сегодня на уроке мы мысленно побываем на ярмарке. А побывать там нам помогут иллюстрации, музыка, тексты, которые мы увидим и услышим на уроке. Здесь же мы вспомним все, что знаем о частях речи.
Флаг поднят, ярмарка открыта.
Недаром площадь вся покрыта:
Глядят из лавок кушаки и разноцветные платки,
И разноцветная серпянка; тут груды чашек и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов;
Там- лыки, ведра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты.
Веселый говор, крик торговли,
Писк дудок, песни мужиков.
И ранний звон колоколов – все в гул слилось.
- В старину на Руси проводили ярмарки. Со всей округи съезжались на ярмарку люди. Все в красивых, праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было. Вот здесь продают пряники, бублики, крендельки. Рядом пыхтят горячие самовары .А там яркие платки, разноцветные ткани, ленты, бусы. Коробейники и лоточники с шумом продают свой товар. А рядом веселые скоморохи. В центре ярмарки большая карусель. Оттуда доносится смех и шутки. Шумит веселая ярмарка.
2. Словарно- орфографическая работа.
- Были ли вы когда-нибудь на ярмарке?
- Что значит слово ярмарка? ( торг, базар, который устраивается регулярно в определенном месте, в определенное время года, на котором бывают различные увеселения.
- А знаете ли вы, как образовалось это слово?
Посмотрите внимательно в этом слове как бы две частички, пришедшие к нам из немецкого языка: «яр»- значит год, «маркт»- торг, базар.
Вот и получилось: ежегодный торг, базар.
- Какой частью речи является слово ярмарка?
- Как бы вы проверили написание безударной гласной в корне этого слова, зная его происхождение.
3. Работа с текстом.
- Послушайте стихотворение И. Токмаковой « Ярмарка»
Ярмарка,ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево-
Лавки с товаром.
Глянешь направо-
Веселье даром.
- Найдите слова, которыми автор передает характер, дух ярмарки.
- Какие краски вы бы использовали, рисуя ярмарку?
- Определите части речи, которые встретились в этом стихотворении
4. Знакомство с закличками.
- Многолюдная пестрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями.
Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. Наш праздник тоже начался. Открываются лавки с товарами. Чтобы люди подходили к лавкам , купцы, приезжающие из разных городов на ярмарку, зазывали людей или закликали. Отсюда и появились в устной речи так называемые заклички, которые можно было услышать на ярмарке.
Зазывали, закликали, заклички.
- Какие из них являются глаголами?
- Можно ли их назвать синонимами?
- Какой еще глагол близок им по значению? ( Приглашали)
А сейчас я вам предлагаю прочитать заклички. Зазвать, пригласить покупателей именно к вашей лавке.
- Тары – бары растобары,
Есть хорошие товары.
Не товар,а сущий клад,-
Забирайте на расхват!
- Иголки не ломки,
Нитки,тесемки,
Румяна, помада,
Кому чего надо?!
- Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару,
Гривенник за пару!
5 Работа с текстом.
Платки, петушки,
Расписные гребешки!
Небольшой расход!
Подходи честной народ.
- Можно ли этот текст назвать закличкой?
- О каких петушках и гребешках идет речь?
- Почему автор сказал: небольшой расход?
- А что значит честной народ?
- Слово честной в сочетании честной народ означало «почтенный», «уважаемый», именно так и обращались раньше к гостям. Это сочетание слов мы часто встречаем в сказках.
-Запишите эту закличку.
6. Закрепление представлений о роли частей речи в нашей речи.
- Представьте, что мы на торговой площади ярмарки. Как вы думаете, какие товары могут продаваться на ярмарке?
- Какой частью речи вы воспользовались , чтобы назвать товар?
- А теперь представьте, что каждый из вас выбрал только один предмет- товар. Опишите этот предмет, указав на его признаки, а мы по этим признакам постараемся узнать, какой товар вы купили в лавке у торговцев. Начну я:
« Я купила в лавке небольшой, глиняный, красивый…»
- Что я купила? (Кувшин)
- Теперь я предлагаю вам охарактеризовать свой товар.
- Какой частью речи вы воспользовались, указывая на признаки выбранного вами товара?
Ярмарка в самом разгаре, всюду торг, шум, говор, веселье.
Послушайте музыку. Может вам удастся представить, как « зашевелилась, загудела, заходила веселая ярмарка»
- Какими словами вы могли бы передать действия людей, которые продают или покупают товар, либо просто праздно гуляют на ярмарке? ( покупают,продают, разглядывают, зазывают, предлагают, любуются, торгуются, смеются,..)
- Какой частью речи вы воспользовались, чтобы передать действие или состояние человека?
7 Творческая работа.
- А сейчас мы составим словосочетания глаголов с именами сущ-ми. Я называю глагол и вопрос, вы подбираете подходящие по смыслу имя существительное. Словосочетания по тематике должны подходить к лексике урока.
Заиграла (что?)
Зазывали (кого?)
Продавали (что?)
Купил (что?)
Любовался (чем?)
Катался на (чем?)
Смеялся над (чем?)
8 Работа с учебником.
Упр 761 (по программе М.М. Разумовской)
9. Работа над фразеологическими сочетаниями.
- Разноголосый веселый гул стоит на ярмарке. А сколько можно услышать в народной речи ярких, метких выражений! Сейчас я буду вынимать такие сочетания из ярмарочного сундучка, а вы догадайтесь, как объяснить такое выражение и где его можно было услышать на ярмарке.
- Цены нет!
- Не ахти какой!
- Глаза разбегаются!
- Слюнки потекли!
- Уплетать за обе щеки!
- Показать товар лицом!
9 Итог урока.
- Какие же части речи мы сегодня вспомнили на уроке
10 Д\З написать мини-сочинение «Какая часть речи самая главная»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")
...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...
«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...
Конспект развлечения "Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка" (подготовительная группа)
Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, в...
Конспект открытого индивидуального занятия по обучению пересказу детей с ЗПР "Пересказ сказки К. И. Чуковского «Цыпленок». Закрепление темы: «Домашние птицы».
Цели занятия: учить рассказывать прослушанный текст с опорой на картинки; связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние птицы...
Сценарий осенней ярмарки по итогам работы У О У: «Ярмарка Дружбы»
Сценарий традиционного мероприятия по итогам работы учебно -опытного участка осенней ярмарки, направленного на формирование толерантного, уважительного отношения к культуре и традициям народов России....
Открытая региональная ярмарка креативно – технологических проектов «TOMSK» 2022. Организатор Ярмарки – AHO ДО «Детский технопарк «Кванториум».
С 11 по 24 декабря ученики 11 класса Иващенко Евгений и Беляев Александр участвовали в открытой региональной ярмарке креативно – технологических проектов «TOMSK» 20...