Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.
методическая разработка на тему
Авторами предлагается авторская разработка массажа фаланг пальцев,по десяти лексическим темам,являющаяся эффективной стимуляцией речевого развития.Подробное описание упражнений в конспектах занятий дает возможность логопеду и взрослому, не имеющему специальной подготовки , поэтапно формировать необходимые навыки при пересказе текста.
Данный материал дает уникальную возможность подготовить ребенка с общим недоразвитием речи к школьному обучению:сформировать активный зрительный и слуховой контроль к полноте передачи содержания, обучить приемам планирования собственного пересказа с опорой на серию сюжетных картин, автоматизировать поставленные звуки в связной речи, использовать массажные движения фаланг пальцев,как эффективную стимуляцию речевого развития.
Если вас заинтересовал материал присылайте отзывы.
Цветной иллюстративный материал можно получить по почте наложным платежом.
Пособие включает:12 методических разработок,массаж фаланг пальцев по 42 лексическим темам,иллюстративный материал,в ввиде сюжетных картин в колличестве 54.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 54.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по пересказу рассказа на основе авторской сказки
«Чудо-рыба»
Цель занятия: Обучение детей связному последовательному пересказу авторской сказки «Чудо-рыба».
Коррекционно- образовательные задачи:
- Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста.
- Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста.
- Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные», «Домашние птицы».
- Упражнять в навыках правильного оформления высказывания.
Коррекционно- развивающие задачи:
1.Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти.
2.Развитие массажных движений фаланг пальцев, сопровождаемых авторскими стихотворными строчками, как эффективную стимуляцию речевого развития.
3. Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания
Коррекционно- воспитательные задачи:
1.Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: 4 цветных картинок – иллюстраций (размером 18х25см), отображающих основные фрагменты-события сказки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «О какой рыбе мечтает волк».
Цель: развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Логопед: У каждого в конверте лежат части изображённого предмета, из которых вам необходимо собрать рыбку.
2. Чтение авторской сказки.
Хотите верьте, хотите нет, а дело было так.
Жил-был волк. Раньше он на рыбалку никогда не ходил.
Как-то, в солнечный, прекрасный день волк взял удочку, корзину и отправился к ближайшему озеру половить рыбу.
Было тёплое летнее утро. Настроение у волка прекрасное. На голову он надел красивую шляпу. Рядом с озером шумела листва деревьев, росли высокие камыши. Волк встал на узкий мостик, закинул в воду удочку. Тащит-потащит, а вытащить не может. На крючок наверное попалась рыба. Вытащив ее, волк очутился в воде, а огромная, розовая, необычная рыба сорвалась с удочки и упала на мостик.
Это была не рыба, а рыбища. Она была такая большая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И говорит человеческим голосом: «Что ты наделал?». Волк схватился лапами за мостик и испугался. Он не просто испугался, у него душа в пятки ушла. Они смотрели друг-другу в глаза и ждали чуда. Волк не смог поднять рыбу и решил отпустить её в воду. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
3. Предлагаемые вопросы.
1. О ком эта сказка?
2. Что он не делал раньше?
3. Куда отправился волк?
4. В какой день он отправился к озеру?
5. Что он взял?
6. Почему волк оказался в воде?
7. Кто упал на мостик?
8. Что случилось с волком?
9. Куда они смотрели?
4. Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимо для полноценной передачи содержания произведения).
Вопросы:
- Кто отправился на рыбалку?
- Что надел волк на голову?
- Что говорится в сказке о том, что росло рядом с озером? (камыши)
- Вспомните, какое было утро? (было тёплое, летнее утро)
- Куда встал волк и что сделал?
5.Массаж фаланг пальцев( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт).
Раз – а дело было так, Два – волк взял удочку не так, Три – так сильно стал тянуть, На четыре – стал тонуть, Пять – дышать уже не может, Шесть – ждет того, он, кто поможет, Семь – а рыбища лежит, Восемь – что-то говорит, Девять – страшно стало всем. Десять – жалко их поверь! ( Сидорова. Т.С.) | Указательный Средний Безымянный левая рука Мизинец Мизинец Безымянный Средний правая рука Указательный Большой палец левой руки Большой палец правой руки |
6. Игра на панно (на столе в розетке слова-полоски).
На каждый вопрос дети ставят слово-полоску.
Какой, Какая, Какие?
- Какой был день? (солнечный, прекрасный)
- К какому озеру отправился? (к ближайшему)
- Какое было утро? (прекрасное, летнее)
- Какие росли камыши? (высокие)
- На какой мостик стал волк? (узкий)
- Какая рыба летела над мостиком? (огромная, розовая, необычная)
Что делал(а)?
- Что не делал волк раньше? (не ходил на рыбалку)
- Что он сделал? (взял, отправился)
- Что делала листва? (шумела)
- Что происходило с камышом? (росли)
- Что он сделал с удочкой? (закинул)
- Что случилось с рыбкой? (попалась)
- Что произошло с рыбой? (летела, сорвалась)
- Что случилось с волком когда он упал в воду? (схватился лапами за мостик)
- Что делала рыба, что делал волк? (смотрели, ждали)
7. Повторное чтение текста сказки.
8. Пересказ по фрагментам и полностью всей сказки.
9. Итог занятия.
Конспект занятия
по обучению пересказу с использованием адаптированного рассказа «Лягушка Квака» А.Бусуйок с опорой на серию сюжетных картинок.
Цель занятия: Формирование у детей навыков составления связных высказываний на основе пересказа текста.
Коррекционно- образовательные задачи:
- Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста.
- Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
Коррекционно- развивающие задачи:
1.Развитие и закрепление навыков построения отдельных фразовых высказываний.
2.Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти.
3.Развитие массажных движений фаланг пальцев, сопровождаемых авторскими стихотворными строчками, как эффективную стимуляцию речевого развития.
Коррекционно- воспитательные задачи:
1.Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: 6 цветных картинок – иллюстраций (размером 18х25см), отображающих основные фрагменты-события сказки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Чтение «Лягушка Квака» А.Бусуйок (адаптированный вариант).
Жила-была лягушка Квака. Она появилась на свет, как все лягушки, из головастика. Головастик сбросил с себя кожу вместе с хвостом, а на его месте появилась Квака во всей своей необыкновенной красоте.
Квака смотрела на родителей большими зелеными глазами, а шкура на ней была гладкая, мягкая. Родители подумали, что она лучше всех. А когда Квака впервые запела, ее высокий крикливый голос очаровал родителей.
«Милая Квака! - закричали они. – Мы решили, что ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна. Когда-нибудь прекрасный принц пригласит тебя петь в театр».
С той поры Квака целые дни с утра до вечера проводила на зеленом листке, без конца хвастливо выкрикивала разные песенки. Со всех сторон на нее смотрели подружки и завидовали ей. Однажды, когда Квака сидела и пела на своем листе, опустился на землю Аист. Квакины подружки с перепугу, попрыгали в воду. Только певица – ни с места!
«Мне ли бояться Аиста, - хвастливо подумала она, - если я заколдованная! А он, может быть, и есть тот принц!». Квака продолжала петь, как ни в чем не бывало. Аист выслушал ее пение без всякого удовольствия, потом широко, как ворота, распахнул свой клюв, и проглотил певицу и песню. Болото умолкло! Ну и Квака! Если бы знала, что он не заколдованный принц?
3. Разбор содержания рассказа по вопросам логопеда.
Предполагаемые вопросы:
| Ответы детей: -«Лягушка Квака» -Из головастика. -Головастик сбросил кожу с хвостом. -В необыкновенной красоте. -Зелеными. -Запела. -Ты не просто лягушонок, а заколдованная царевна. - Принца. -Подружкам. -Аист. -Попрыгали в воду. -Мне ли бояться аиста. -Выслушал пение и проглотил певицу. -Тишина. |
4. Игра на панно «Кто, что?», «Какой, какая, какие?», «Что делает(ют)?».
Условия игры: всем ребятам раздаются слова-полоски,
обозначающие предметы,
признаки,
действия.
Кто? Что?
| Какой? Какая? Какие?
| Что делает(ют)?
|
5. Массаж фаланг пальцев ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт).
Раз – лягушка на пруду, Два – а принц на берегу, Три – она почти певица, На четыре – мастерица, Пять – ракита у пруда, Шесть – концерты до темна, Шесть – все прыгнули лягушки, Восемь – бросили подружку, Девять – тихо на болоте, Десять – аист съел кого-то. Кантур Т.Г. | Указательный Средний Безымянный левая рука Мизинец Мизинец Безымянный Средний правая рука Указательный Большой палец левой руки Большой палец правой руки |
6. Воспроизведение отрабатываемого языкового материала текста в ходе вопросно-ответной беседы.
Примерные вопросы:
- Как говорится в сказке о лягушке?
- Из чего она появилась на свет?
- Что подумали о ней родители?
- О ком она мечтала?
- Кому она пела песни?
- Что делали подружки-лягушки?
- Что сделал аист?
- Что произошло на болоте?
- Упражнение в дополнении предложений, даваемых педагогом, требуемым по смыслу словом (участвуют поочередно все дети).
- Она появилась на свет из … (головастика).
- Квака смотрела на … (родителей).
- Шкура на ней была … (гладкая, мягкая).
- Крикливый голос очаровал … (родителей).
- Ты не просто лягушонок, а заколдованная … (царевна).
- Когда-нибудь прекрасный принц … (пригласит).
- Со всех сторон на нее смотрели … (подружки).
- Однажды на землю опустился … (аист).
- Подружки разлетелись как … (мухи).
- С перепугу попрыгали … (в воду).
- Мне ли бояться аиста, если я … (заколдованная).
- Он может и есть тот … (принц).
- Аист выслушал пение без всякого … (удовольствия).
- Распахнул свой … (клюв).
- Проглотил … (певицу и песню).
- Болото … (умолкло).
8. Составление пересказа текста по фрагментам («по цепочке») с иллюстрированием рассказа с
помощью предметных картинок.
9. Итог занятия.
Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт)
|
Лексическая тема: «ДЕТСКИЙ САД» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт).
|
Лексическая тема: «ИГРУШКИ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт)
|
Лексическая тема: «ОВОЩИ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счёт).
|
Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ФРУКТЫ.САД» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет)
|
Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ОДЕЖДА» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ОБУВЬ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ЛЕС.ДЕРЕВЬЯ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ЯГОДЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ГРИБЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ОСЕНЬ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ЗИМА» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ПОСУДА» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Лексическая тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев (массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
Авторы учителя логопеды Кантур Т.Г Сидорова Т.С, Краснодарский край,Ст Каневская,МБДОУ ЦРР детский сад №2
Лексическая тема: «НОВЫЙ ГОД.ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массаж фаланг пальцев ( массаж каждого пальца от ногтевой фаланги до основания проводим на счет) :
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание по картине и серии сюжетных картин.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну...
Составление рассказа "Ужин" по серии сюжетных картин.
Развитие речи....
Составление рассказа "Ужин" по серии сюжетных картин.
Развитие речи....
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В....
Презентация. Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели!»
Презентация по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели"...
Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....
Конспект логопедического занятия по обучению пересказу сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театра
Примерный конспект логопедического занятия по обучению пересказу сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театра...