Исследование стратегии пересказа учебного текста в 5 кл.
статья по истории (5 класс) по теме
Методическая статья о развити познавательной компетенции учащихся через выявление и усовершенствование индивидуальных стратегий учеников. Основу создания учебных стратегий и осуществления познавательной деятельности составляет явление рефлексии. Рефлексивная деятельность помогает ученикам за счёт осмысливания своих действий выявлять проблемы в обучении, осознавать собственную индивидуальность . Данная работа с учащимися основана на индивидуальном подходе, на понимании того, что у каждого ученика в процессе восприятия информации преобладает определённая сенсорно – репрезентативная система (аудиальная, визуальная, кинестетическая).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_strategii_pereskaza_uchebnogo_teksta_na_urokah_istorii_uchashchimisya_5_klassa.docx | 137.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование стратегии пересказа учебного текста на уроках истории учащимися 5 класса.
Одна из главных идей экспериментальной деятельности - научить учеников учиться, подвести к пониманию – «как я это делаю», проанализировать и оценить свою учебную деятельность, сделать выводы о собственной успешности.
Пересказ можно рассматривать как базовую общеучебную компетенцию, способствующую развитию речи, памяти, сенсорных систем; совершенствованию умения логично выстраивать суждения, выражать и обосновывать определенную точку зрения, делать выводы, т.е. применять в познавательной деятельности различные интеллектуальные операции.
Если учащиеся научаться выявлять и совершенствовать индивидуальные стратегии, это позволит повысить качество знаний, сформировать базовые компетенции по предмету, развить способность учащихся к самоанализу своей деятельности (рефлексии).
В своей экспериментальной педагогической деятельности я определила цель – выявить, исследовать и усовершенствовать познавательные стратегии учащихся 5-ых классов по пересказу учебного текста по истории. Для реализации цели были определенны задачи.
Для учащихся:
- совершенствовать индивидуальную познавательную деятельность;
- развивать умение анализировать, осмыслять данную деятельность.
Для учителя:
- разработать специальный вопросник для выявления индивидуальных стратегий;
- обучать учеников выявлять индивидуальные стратегии;
- создать условия для обогащения индивидуальных стратегий;
-развивать у учащихся умение анализировать, осмыслять свою познавательную деятельность.
Были определены этапы экспериментальной деятельности:
-оценивание качества пересказа до начала исследования;
- разработка специального вопросника;
- выявление индивидуальных стратегий пересказа;
- обогащение стратегий;
- создание универсальных стратегий (памятки);
- применение разработанных стратегий на уроке;
- оценивание качества пересказа после совместной работы над стратегиями.
Из 5-го общеобразовательного класса проявили желание заниматься данной работой 10 учащихся.
На начальном этапе исследовательской деятельности была проведена диагностика оценки качества пересказа. Учащимся было предложено подготовить пересказ на любую тему из изученных ранее учебных параграфов. Критерии, положенные в основу оценивания – логичность, осмысленность, законченность пересказа, насыщенность историческими фактами (в рамках учебного текста).
Результаты выполнения задания:
- «5» - 1 ученик (т.е. все критерии выполнены);
- «4» - 4 ученика;
- «3» - 5 учеников.
Далее ученикам было предложено задание – определить, как вы готовились к пересказу, какие действия вы для этого совершили, в какой последовательности. Примеры самых первых стратегий.
Илья З. :
- Прочитать 1 -5 раз.
- Запомнить.
- Пересказать у зеркала.
- Утром ещё раз пересказать у зеркала.
Полина И. :
- Прочитать миф, внимательно запоминая важные моменты.
- Выучить все имена, названия городов, стран, морей, которые указываются в тексте.
- Многократно повторить текст и постараться назвать все имена (названия) правильно.
- Повторить все ещё раз по учебнику.
- Пересказать весь текст родителям.
Настя К. :
1. Сначала надо назначить цель.
2. Внимательно прочитать текст (несколько раз).
3. Выделить главную мысль текста.
4. Запомнить важные имена, всякие важные события, описания персонажей.
5. Пересказать текст.
6. Рассказать текст кому-либо.
Анализируя эти попытки учащихся осмыслить свою познавательную деятельность, можно увидеть, что первые стратегии - это набор предметных действий, не отвечающих на главный вопрос – «как ты это делаешь?». Только в одной стратегии Настя К. определяет необходимость целеполагания и применяет аналитико-синтетическую интеллектуальную операцию – анализ (выделить главную мысль).
Следующий этап моей исследовательской деятельности – разработка вопросника на основе модели Т.О.Т.Е. для выявления индивидуальных стратегий учащихся.
Текст вопросника:
- Почему ты будешь пересказывать текст?
- Как ты представляешь результат пересказа? Как ты поймешь, что правильно пересказал текст?
- Какой шаг был началом процесса пересказа?
- Из скольких шагов состоит процесс пересказа?
- Какова последовательность шагов по пересказу?
- На что ты обращаешь внимание при пересказе?
- Что ты будешь видеть, слышать, чувствовать при пересказе?
- Как ты будешь понимать, что твои действия ведут к достижению цели?
- Какой шаг (шаги) будет (будут) служить завершением пересказа?
Учащиеся, применяя вопросник, стали учиться выявлять свои стратегии, осмысливать учебный процесс. Например, они заметили, что на выявление стратегий оказывало влияние содержание учебных текстов для пересказа, так как тексты могут содержать различный фактический материал, даты, новые термины, географические названия, имена, иллюстрации и т.д. Учащиеся пересказывали тексты, неоднородные по содержанию, таким образом, появлялись новые шаги, стратегии обогащались.
Для исследования познавательных стратегий учащихся я использовала следующие методы:
- комментирование каждого действия в процессе осуществления познавательной деятельности (в форме индивидуальной беседы);
- рефлексия стратегии после реализации деятельности на основе вопросника;
- сравнение структуры стратегий различных учеников, обсуждение с учащимися сходных и различных операций.
Самым сложным для пятиклассников оказался этап выявления критериев цели по вопросам: как ты представляешь результат пересказа? Как ты поймешь, что правильно пересказал текст? Определенную сложность так же составил этап контроля процесса пересказа по вопросу: как ты будешь понимать, что успешно справляешься с заданием, что твои действия ведут к достижению цели? В результате осмысления данных действий учащиеся приходили к пониманию критериев пересказа в виде:
- могу объяснить главную мысль текста;
- чувствовал себя уверенно при пересказе;
- соблюдение логической последовательности;
- по ходу пересказа задействовал имена, события, понятия, названия чего-либо, встретившихся в тексте;
- представил образ того, о чем буду рассказывать;
- рассказал увлекательно, чтобы заинтересовать других ребят.
В результате нашей совместной работы индивидуальные стратегии, выявленные учащимися первоначально, были обогащены. Изменился их качественный и количественный состав.
Пример новой стратегии Ильи З. ( после нескольких занятий).
- Я буду пересказывать текст, потому что получил такое задание от учителя.
- Я пойму что правильно пересказал так: рассказал самостоятельно, без вопросов учителя, интересно рассказал о всех событиях.
- Прочитал вслух несколько раз текст.
- Постарался запомнить новые слова, имена, названия при чтении.
- Запоминал новые слова, имена, названия проговаривая их вслух.
- Постарался понять, что означают новые слова.
- Чувствовал, что понял, если уверенно произносил значение слов без учебника.
- Проследил, какие события начались сначала, какие потом, чтобы не перепутать при пересказе.
- Пересказал маме или старшему брату, что бы они поправили меня, если я ошибусь.
10. Потом пересказал у зеркала, чтобы почувствовать нравится ли мне самому.
11. В конце пересказа объяснил, чем закончилась история.
При сравнении структуры стратегий Ильи З. на начальном этапе исследовательской
деятельности и в процессе работы можно заметить изменения:
- по модели Т.О.Т.Е.: определение мотивации, критериев («рассказал самостоятельно, рассказал интересно»), перечисление операций, осуществление контроля («пересказал кому-либо, чтобы поправили, пересказал у зеркала, чтобы почувствовать, нравиться ли самому»), определение завершающего шага («объяснил, чем закончилась история»);
- выявление преобладающей сенсорной системы («прочитал вслух, пересказал у зеркала, чтобы почувствовать, проговаривая вслух, чувствовал, что понял») – можно сказать о преобладании у данного ученика аудиально- кинестетических предпочтений;
- арсенал операций несколько увеличился (применение более разнообразных операций). Однако, преобладают, в основном предметные действия.
Обогащённая стратегия Любы Б.
1. Буду пересказывать текст, потому что хочу усвоить учебную тему и получить хорошую оценку.
2. Я правильно выполню задание, если пойму, что передала главную мысль, рассказала об интересных событиях в тексте.
3. Установила название текста.
4. Прочитала текст вслух один или несколько раз.
5. Определила главную мысль текста, путём рассуждения, о чём этот текст
(например, о каком-то событии или о деятельности какого-то героя).
6. Запомнила важные события, имена, новые слова (если есть), даты (если есть).
7. Запомнила важные события так: старалась понять их значение, представляла,
как всё происходило.
8. Запомнила новые слова так: представляла как они написаны в учебнике и
старалась понять, что они означают.
9. Разделила текст на смысловые части (по абзацам), пересказала их.
10. Пересказала весь текст целиком.
11. Сверила свой рассказ с учебником, постаралась понять, рассказала ли о главном.
12. Сделала вывод (для этого вспомнить главную мысль).
Анализ данной индивидуальной стратегии:
- по модели Т.О.Т.Е.: присутствует мотивация, критерии достижения цели, перечисление операций, операции разнообразные, контроль достижения цели, определение завершающего шага. Отсутствует этап коррекции, фиксации результата.
- применение более разнообразных действий, интеллектуальных операций («определить главную мысль, разделить текст на смысловые части, понять значение, сделать вывод»). Однако некоторые действия не разукрупнены, так как ученица не описывает, как она будет делить текст на смысловые части, делать вывод. В идеальном варианте макростратегия по пересказу состоит из микростратегий, подробно раскрывающих ход операций, которые в данном случае ученица не раскрывает.
Стратегия Юли И. после нескольких занятий.
- Буду пересказывать, потому что хочу получить хорошую оценку, узнать новую информацию, тренировать память.
- Пойму, что пересказала правильно, если пересказывала самостоятельно, назвала все даты, имена, новые слова, смогла сделать вывод.
- Прочитала текст, обращая внимание на иллюстрации к тексту в учебнике.
- Постаралась понять, о чем текст.
- Нашла в тексте описание иллюстраций.
- Подумала, что бы мне захотелось нарисовать, прочитав данный текст.
- Подумала как озаглавить текст (если надо).
- Обратила внимание на все выделенные в тексте слова, постаралась понять их смысл.
- Обратила внимание на дополнительный материал к тексту в учебнике.
- Пересказала текст, вспоминая новые слова, изображения на рисунках.
- Старалась не запинаться и не нервничать.
- В конце пересказа сделала вывод.
Анализ данной индивидуальной стратегии:
- по модели модели Т.О.Т.Е.: определение мотивации («получить хорошую оценку, узнать новую информацию, тренировать память»), критериев («пересказала самостоятельно, назвала все даты, новые слова, сделала вывод»), разнообразных операций в логичной последовательности, завершённости операций («сделала вывод»);
- выявление преобладающей сенсорной системы («подумала чего бы захотелось нарисовать, прочитала текст, вспоминая изображения на рисунках, старалась не нервничать») – можно сказать о преобладании визуально-кинестетических предпочтений;
- применение интеллектуальных операций («понять о чем текст, озаглавить текст, сделать вывод»). Как и предыдущем варианте, действия не разукрупнены, ученица не уточняет как она будет это делать (т.е. не раскрыты микростратегии).
Представленные выше варианты являются промежуточным результатом деятельности учеников. Поэтому, анализируя стратегии, я постаралась отметить и достижения и те аспекты, над которыми еще предстоит работать.
Накопленный на данном этапе исследовательской деятельности опыт учащиеся реализуют, создав банк наиболее успешных, важных, по их мнению, операций. Появилась памятка пересказа учебного исторического текста, которую ученики, принявшие участие в её разработке, предложили использовать всему классу.
- Прочитать текст, желательно вслух, 1-2 раза.
- При чтении выявить и запомнить новые исторические понятия и объяснить, что они означают.
- При чтении запомнить новые имена, географические названия, даты (если есть).
- Определить к каким событиям относятся даты (если есть).
- Внимательно рассмотреть иллюстрации к тексту (если есть).
- Понять, к каким изложенным в тексте событиям относятся иллюстрации.
- Понять общий смыл текста.
- Если у текста нет названия, постараться придумать его.
- Разделить текст на смысловые части (по абзацам).
- Мысленно нарисовать в голове картинку, создать образ прочитанного.
- Пересказать каждую часть, обращая внимание на даты, названия, имена , понятия(если есть), созданные образы.
- Пересказать текст полностью, начав с названия.
- Проверить себя по учебнику или помощью кого-либо.
- Если понадобиться, внести в пересказ дополнения и пересказать снова.
- Пересказать текст у зеркала, чтобы проверить себя и почувствовать уверенность(если надо).
- Сделать вывод (вспомнить главную мысль).
После совместной работы по выявлению и применению стратегий была проведена контрольная оценка качества пересказа. Результаты оказались следующие:
- «5» - 2 ученика;
- «4» - 6 учеников;
-»3» - 2 ученика .
Результаты по диагностике качества пересказа отражены в диаграмме
Результаты работы с учащимися 5 класса по выявлению и применению стратегий пересказа учебного текста по истории показывают развитие умения учащихся по данной компетенции. В целом, на общую успеваемость по предмету(предметам) показанная положительная динамика не повлияла. По моему мнению, одна из причин, - на данный момент небольшой срок экспериментальной работы .
В процессе работы со стратегиями и наблюдениями за учащимися я заметила, можно сказать, побочный результат нашей совместной работы – ученики стали воспринимать деятельность по выявлению стратегий как интеллектуальную игру – кто выявит больше шагов, чьи операции будут более успешными. Победителем оказывался тот, кто вносил в общий банк данных как можно больше успешных операций. Кроме того, учащиеся стали высказывать мысль о том, что работа с познавательными стратегиями привносит определенную ясность в процесс обучения и облегчает его. Один из учеников, принимающих участие в эксперименте, признался, что пробует выявлять и применять стратегии для изучения других предметов. По его словам «это – удобно».
Большое значение для развития познавательных способностей учащихся имеет рефлексивная деятельность. Она помогает ученикам (за счёт осмысления своих действий) выявлять проблемы в обучении, осознавать собственную уникальность. Анализ и оценка учеником своей деятельности могут стать хорошими помощниками и в будущем во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии работы с текстами на уроках немецкого языка на средней ступени обучения
Данный материал может быть использован на уроке немецкого языка для совершенствования навыков чтения с разными стратегиями понимания....
Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.
Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их....
Исследование стратегии развития орфографической зоркости.
Анализ ключевых моментов развития орфографической зоркости учащихся....
Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.
Урок развития речи в 6 классе.Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.Цели:Повторить строение текстов, включающих описание природы;Продолжать работу по развитию связной речи, логическ...
Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике
Правомерно ли применение герменевтических методов ( т.е в переводе с греческого толкование , объяснение , изложение), возникших в гуманитарной стихии осмысления текстов...
Стратегии смыслового чтения учебного текста
Представленный материал, опираясь на концептуальные положения междисциплинарной Программы "Основы смыслового чтения и понимания текста" Института системных проектов МГПУ, предста...
Клише для пересказа научных текстов
Данный материал подготовлен для использования в целях к подготовке такого задания, как пересказ текста...