Опыт работы тема "Экскурсия"
методическая разработка на тему

Опыт работы воспитателя 2 класса по теме "Экскурсия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСКУРСИЙ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ                     (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТ.

  (с-1)Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. Подготовить школьников с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем, целенаправленная работа по социализации необходима в силу изолированности этих детей (жизнь в интернате).

  (с-2)Суть экскурсии заключается в том, что в ходе их проведения у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне стен школы, закрепляются в реальных условиях знания полученные на занятиях, приобретается социальный опыт.

  (с-3)Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер. Программой по СБО рекомендованы экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объекты, на предприятия службы быта, в магазины, отделения связи, в различные учреждения, на транспорт. Они не только знакомят учеников с работой многих объектов, но и предоставляют возможность практического пользования этими объектами. Школьники учатся, как самостоятельно сделать покупки, оплатить счета, сдать белье в прачечную, записаться на прием к врачу и т.д., но и общению со взрослыми людьми: как получить информацию, как задать вопрос, как ответить, как себя вести в той или иной ситуации.

  Учитывая психофизические особенности детей, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует более тщательной подготовки. Необходимо избегать слишком большого количества экскурсий, особенно повторяющихся по тематике.

  (с-4) Экскурсии могут быть обзорного характера можно проводить во внеурочное время, объединяя классы и тематические. Тематические зависят от учебной задачи и делятся на вводные, текущие и итоговые.

  Задачи вводной экскурсии – познакомить школьников с тем или иным учреждением, дать первоначальное представление о его функционировании, выявить умение детей пользоваться его услугами.

  Текущие конкретизируют и закрепляют материал. Носят тематический характер и направлены на закрепление и расширение полученных знаний и умений, на приобретение новых.

  Итоговые носят обобщающий характер.

  (с-5) При определении задач экскурсия должна иметь следующие аспекты:

a) развивающий - развитие эмоционального мира, нравственных ценностей, мыслительных процессов, речи;

б) образовательный - расширение кругозора по теме экскурсии, получение, закрепление, уточнение, дополнение знаний, умений, навыков;

в) воспитывающий - ознакомление с правилами заботливого отношения к природе, воспитание чувства ответственности перед живой природой,

г) коррекционный – развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, развитие устной речи.

  (с-6) Экскурсии должны быть заранее спланированы.

  Педагог должен:

- посетить предполагаемое место экскурсии (договориться о возможности и времени посещения, наметить объекты наблюдения);

- определить ее цели, задачи, содержание;

- подготовить учащихся к работе в условиях, отличных от классно-урочных (напомнить правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения).

  Эффективность проведения экскурсии, определяется четкостью ее организации.

Особое внимание воспитателем уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия – это тот же урок или занятие, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии.

 (с-7) Любая экскурсионная работа со школьниками включает в себя три этапа: подготовительный, собственно экскурсионный и заключительный.

Предварительно должна быть проведена вводная беседа. Продумываются краткие и конкретные вопросы и задания, сообщается детям, что и где будут наблюдать. Воспитателю может быть оказана помощь со стороны работника предприятия.

В таком случае необходимо подготовить экскурсовода к встрече с учащимися. Обговорить характер сообщаемого материала. Также во время предварительного посещения объекта нужно решить, какие практические задания будут выполняться детьми, и договориться с сотрудниками об этом.

  Центральным моментом экскурсии должно стать наблюдение. Основная задача воспитателя на экскурсии  направить внимание учащихся на существенные стороны изучаемого объекта или явления.

Например, в день экскурсии сообщается тема и задачи предстоящего похода, дается задание: заполнить бланк телеграммы, изучить расписание поездов и т.д. Для организации делового общения ученикам даются карточки с вопросами. Например, при посещении пункта приема одежды в стирку ученики могут выяснить берут ли в чистку рабочую одежду, выводят ли пятна от масляной краски и т.д. При посещении железнодорожных вокзалов педагог ставит своей задачей не только познакомить школьников с работой этих объектов, но и формировать умение ориентироваться в расписании движения транспортных средств.  

  По окончанию экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий ложатся в основу проведения практических работ, упражнений. Знания  закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при заполнении необходимых документов (экскурсия на почту, паспортный стол), а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класса и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.

  Исследовательский подход позволяет на экскурсиях учить школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности, учат правилам поведения.

  Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...