Опыт работы тема "Экскурсия"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСКУРСИЙ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТ.
(с-1)Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. Подготовить школьников с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем, целенаправленная работа по социализации необходима в силу изолированности этих детей (жизнь в интернате).
(с-2)Суть экскурсии заключается в том, что в ходе их проведения у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне стен школы, закрепляются в реальных условиях знания полученные на занятиях, приобретается социальный опыт.
(с-3)Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер. Программой по СБО рекомендованы экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объекты, на предприятия службы быта, в магазины, отделения связи, в различные учреждения, на транспорт. Они не только знакомят учеников с работой многих объектов, но и предоставляют возможность практического пользования этими объектами. Школьники учатся, как самостоятельно сделать покупки, оплатить счета, сдать белье в прачечную, записаться на прием к врачу и т.д., но и общению со взрослыми людьми: как получить информацию, как задать вопрос, как ответить, как себя вести в той или иной ситуации.
Учитывая психофизические особенности детей, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует более тщательной подготовки. Необходимо избегать слишком большого количества экскурсий, особенно повторяющихся по тематике.
(с-4) Экскурсии могут быть обзорного характера можно проводить во внеурочное время, объединяя классы и тематические. Тематические зависят от учебной задачи и делятся на вводные, текущие и итоговые.
Задачи вводной экскурсии – познакомить школьников с тем или иным учреждением, дать первоначальное представление о его функционировании, выявить умение детей пользоваться его услугами.
Текущие конкретизируют и закрепляют материал. Носят тематический характер и направлены на закрепление и расширение полученных знаний и умений, на приобретение новых.
Итоговые носят обобщающий характер.
(с-5) При определении задач экскурсия должна иметь следующие аспекты:
a) развивающий - развитие эмоционального мира, нравственных ценностей, мыслительных процессов, речи;
б) образовательный - расширение кругозора по теме экскурсии, получение, закрепление, уточнение, дополнение знаний, умений, навыков;
в) воспитывающий - ознакомление с правилами заботливого отношения к природе, воспитание чувства ответственности перед живой природой,
г) коррекционный – развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, развитие устной речи.
(с-6) Экскурсии должны быть заранее спланированы.
Педагог должен:
- посетить предполагаемое место экскурсии (договориться о возможности и времени посещения, наметить объекты наблюдения);
- определить ее цели, задачи, содержание;
- подготовить учащихся к работе в условиях, отличных от классно-урочных (напомнить правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения).
Эффективность проведения экскурсии, определяется четкостью ее организации.
Особое внимание воспитателем уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия – это тот же урок или занятие, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии.
(с-7) Любая экскурсионная работа со школьниками включает в себя три этапа: подготовительный, собственно экскурсионный и заключительный.
Предварительно должна быть проведена вводная беседа. Продумываются краткие и конкретные вопросы и задания, сообщается детям, что и где будут наблюдать. Воспитателю может быть оказана помощь со стороны работника предприятия.
В таком случае необходимо подготовить экскурсовода к встрече с учащимися. Обговорить характер сообщаемого материала. Также во время предварительного посещения объекта нужно решить, какие практические задания будут выполняться детьми, и договориться с сотрудниками об этом.
Центральным моментом экскурсии должно стать наблюдение. Основная задача воспитателя на экскурсии направить внимание учащихся на существенные стороны изучаемого объекта или явления.
Например, в день экскурсии сообщается тема и задачи предстоящего похода, дается задание: заполнить бланк телеграммы, изучить расписание поездов и т.д. Для организации делового общения ученикам даются карточки с вопросами. Например, при посещении пункта приема одежды в стирку ученики могут выяснить берут ли в чистку рабочую одежду, выводят ли пятна от масляной краски и т.д. При посещении железнодорожных вокзалов педагог ставит своей задачей не только познакомить школьников с работой этих объектов, но и формировать умение ориентироваться в расписании движения транспортных средств.
По окончанию экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий ложатся в основу проведения практических работ, упражнений. Знания закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при заполнении необходимых документов (экскурсия на почту, паспортный стол), а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.
При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класса и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.
Исследовательский подход позволяет на экскурсиях учить школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности, учат правилам поведения.
Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"
Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы
Аннотация Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...