СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
статья по теме
Исходя из многолетнего опыта работы учителем − логопедом на школьном логопедическом пункте, считаю необходимо важным с самого начала занятий в логопедическом классе построить теплые доверительные отношения с родителями.
При первых же встречах с родителями стараюсь расположить их к себе (включая и внешний вид) своей приветливостью, доброжелательностью, вниманием к их детям.
На первом родительском собрании четко обрисовываю общие проблемы детей группы, но не перехожу на личности. Конкретно о каждом ребенке говорю на индивидуальных беседах и консультациях, ведь многие родители не видят проблем в речи и развитии ребенка из за недостаточной компетенции и следует объяснить им все корректно и не навязчиво, иначе, я считаю, взаимопонимания с родителями не получится, а значит и результативность логопедических занятий будет ниже, чем того хотелось бы.
Всегда, при каждом разговоре подчеркиваю важность участия родителей в работе с логопедом, в результате чего родители с большой ответственностью и заинтересованностью подходят к нашей совместной работе.
Никогда не даю гарантий и не делаю прогнозов при первых встречах, т.к. предвидеть все невозможно и лучше заранее никого не обнадеживать. Ключевая моя фраза всегда звучит так: «Сделаем все, что возможно».
На первом родительском собрании раздаю родителям опросник (см. ПРИЛОЖЕНИЕ), на вопросы которого они отвечают в домашней обстановке очень подробно. Это мне необходимо для дальнейшего заполнения речевых карт. На индивидуальных встречах возникает, как правило, еще ряд вопросов, при выяснении которых заполняется речевая карта.
За учебный год провожу 3 родительских собрания (начало, середина и конец учебного года). В течение всего учебного года в разное время провожу индивидуальные консультации и беседы: планово (1 раз в неделю) и внепланово (в случаях необходимости).
Отправляю родителей с детьми на разовые консультации других специалистов (неврологу, психиатру, окулисту, лору, психологу).
В логопедическом классе имеется уголок, который называется «Родителям на заметку». Здесь отражаются интересующие родителей речевые проблемы детей (в виде заметок и небольших статей). Здесь же показаны и успехи детей: кому поставлен какой звук, у кого данные звуки автоматизируются, дифференцируются, кому вводятся в самостоятельную речь, а так же отражаются и определенные трудности учащихся, советы и рекомендации в преодолении их в домашних условиях. Подобным образом демонстрируется и письменная речь обучающихся на логопедическом пункте, вывешиваются на листочках контрольные диктанты. Родители должны знать, чем занимаются в данное время их дети.
Достаточно часто приглашаю родителей на индивидуальные и фронтальные занятия наиболее трудных отрабатываемых тем.
На уроках по произношению первое время родители сидят и учатся за партами вместе со своими детьми. Такие занятия по расписанию у меня в классе проходят по субботам, когда родители для этого могут выделить время. Такие занятия проходят под рубрикой « мастер класс»
Связь с родителями поддерживаю и через записки, уведомления, школьные дневники. На логопедические занятия ребенок каждый день приносит школьный дневник, в который я вписываю дни и часы занятий в логопедическом кабинете. Сюда я ставлю оценки, записываю домашние задания, делаю записи и пометки для родителей и учителей. Таким образом, и родители, и учителя в курсе, что происходит на логопедических занятиях, есть ли успехи, посещали ли дети занятия согласно расписанию.
У всех родителей имеется мой контактный телефон, в случаях возникших вопросов они имеют возможность связаться с логопедом в любое время от внеурочных занятий и уточнить, что им непонятно, предупредить, если ребенок по какой либо причине не сможет явиться на занятие.
Пропуск занятий обязательно объясняется, каким либо оправдательным документом (справкой из детской поликлиники в случае болезни или объяснительной запиской от родителей). Это необходимо, чтобы дети с самого начала не думали, что даже в единичном пропуске занятия нет ничего страшного, а родители не попустительствовали им и в будущем смогли потребовать от них твердого выполнения школьных правил.
Каждый пропуск занятия без уважительной причины я требую отработать вне расписания с другой группой дополнительно. Это стимулирует учащихся, и таким образом, на протяжении многих лет на моих логопедических занятиях всегда хорошая посещаемость.
С родителями у меня сложились хорошие отношения, они всегда откликаются на любу мою просьбу в силах своих возможностей.
Всеми своими действиями и требованиями даю понять своим родителям, что без их поддержки результат логопедической работы будет минимальным.
МОУ Большереченская СОШ №1
Омская область
Учитель − логопед высшей квалификационной категории
Торговичева Ольга Валерьевна
Приложение
Опросник для родителей
1. Ф.И.О. ребенка.
2. Возраст, когда стал держать голову.
3. Когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками?
4. Когда стал самостоятельно садиться?
5. Когда стал самостоятельно ползать?
6. Когда стал самостоятельно ходить?
7. Когда появились зубы?
8. Отмечались ли у ребенка нарушения сна?
9. В каком возрасте появились навыки самообслуживания?
10. Когда появились первые слова? Приведите пример первых слов ребенка.
11. Когда появились первые фразы? Приведите пример первых фраз ребенка.
12. Когда Вы заметили отставание в развитии речи? В каком возрасте ребенка впервые обратились к логопеду?
13. Есть ли у ближайших родственников ребенка какие-либо нарушения речи? Если да, то какие?
14. Как Вы считаете, каковы причины отклонений в развитии речи у ребенка?
15. Обращали ли вы внимание, до поступления в логопедическую группу, на трудности ребёнка в речевом развитии?
16. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке специальная литература по развитию речи?
17. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом?
18. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, если да, то как на это реагирует?
19. Из каких источников ВЫ получаете знания о воспитании ребёнка?
а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями.
20. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка?
а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок растёт нервным; г) ребёнок неусидчивый, невнимательный; ж) трудностей нет; з) другое.
21. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей его оскорбляет (обзывает, дразнит)? (Промолчит, достойно ответит; начнёт обзывать ребёнка; будет жаловаться вам).
22. Как ваш ребёнок реагирует на наказания? (Соглашается с тем, что заслужил его; начинает плакать, не согласившись с наказанием; начинает с вами спорить…)
Благодарю за ответы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_logopeda_s_roditelyami.docx | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Исходя из многолетнего опыта работы учителем − логопедом на школьном логопедическом пункте, считаю необходимо важным с самого начала занятий в логопедическом классе построить теплые доверительные отношения с родителями.
При первых же встречах с родителями стараюсь расположить их к себе (включая и внешний вид) своей приветливостью, доброжелательностью, вниманием к их детям.
На первом родительском собрании четко обрисовываю общие проблемы детей группы, но не перехожу на личности. Конкретно о каждом ребенке говорю на индивидуальных беседах и консультациях, ведь многие родители не видят проблем в речи и развитии ребенка из за недостаточной компетенции и следует объяснить им все корректно и не навязчиво, иначе, я считаю, взаимопонимания с родителями не получится, а значит и результативность логопедических занятий будет ниже, чем того хотелось бы.
Всегда, при каждом разговоре подчеркиваю важность участия родителей в работе с логопедом, в результате чего родители с большой ответственностью и заинтересованностью подходят к нашей совместной работе.
Никогда не даю гарантий и не делаю прогнозов при первых встречах, т.к. предвидеть все невозможно и лучше заранее никого не обнадеживать. Ключевая моя фраза всегда звучит так: «Сделаем все, что возможно».
На первом родительском собрании раздаю родителям опросник (см. ПРИЛОЖЕНИЕ), на вопросы которого они отвечают в домашней обстановке очень подробно. Это мне необходимо для дальнейшего заполнения речевых карт. На индивидуальных встречах возникает, как правило, еще ряд вопросов, при выяснении которых заполняется речевая карта.
За учебный год провожу 3 родительских собрания (начало, середина и конец учебного года). В течение всего учебного года в разное время провожу индивидуальные консультации и беседы: планово (1 раз в неделю) и внепланово (в случаях необходимости).
Отправляю родителей с детьми на разовые консультации других специалистов (неврологу, психиатру, окулисту, лору, психологу).
В логопедическом классе имеется уголок, который называется «Родителям на заметку». Здесь отражаются интересующие родителей речевые проблемы детей (в виде заметок и небольших статей). Здесь же показаны и успехи детей: кому поставлен какой звук, у кого данные звуки автоматизируются, дифференцируются, кому вводятся в самостоятельную речь, а так же отражаются и определенные трудности учащихся, советы и рекомендации в преодолении их в домашних условиях. Подобным образом демонстрируется и письменная речь обучающихся на логопедическом пункте, вывешиваются на листочках контрольные диктанты. Родители должны знать, чем занимаются в данное время их дети.
Достаточно часто приглашаю родителей на индивидуальные и фронтальные занятия наиболее трудных отрабатываемых тем.
На уроках по произношению первое время родители сидят и учатся за партами вместе со своими детьми. Такие занятия по расписанию у меня в классе проходят по субботам, когда родители для этого могут выделить время. Такие занятия проходят под рубрикой « мастер класс»
Связь с родителями поддерживаю и через записки, уведомления, школьные дневники. На логопедические занятия ребенок каждый день приносит школьный дневник, в который я вписываю дни и часы занятий в логопедическом кабинете. Сюда я ставлю оценки, записываю домашние задания, делаю записи и пометки для родителей и учителей. Таким образом, и родители, и учителя в курсе, что происходит на логопедических занятиях, есть ли успехи, посещали ли дети занятия согласно расписанию.
У всех родителей имеется мой контактный телефон, в случаях возникших вопросов они имеют возможность связаться с логопедом в любое время от внеурочных занятий и уточнить, что им непонятно, предупредить, если ребенок по какой либо причине не сможет явиться на занятие.
Пропуск занятий обязательно объясняется, каким либо оправдательным документом (справкой из детской поликлиники в случае болезни или объяснительной запиской от родителей). Это необходимо, чтобы дети с самого начала не думали, что даже в единичном пропуске занятия нет ничего страшного, а родители не попустительствовали им и в будущем смогли потребовать от них твердого выполнения школьных правил.
Каждый пропуск занятия без уважительной причины я требую отработать вне расписания с другой группой дополнительно. Это стимулирует учащихся, и таким образом, на протяжении многих лет на моих логопедических занятиях всегда хорошая посещаемость.
С родителями у меня сложились хорошие отношения, они всегда откликаются на любу мою просьбу в силах своих возможностей.
Всеми своими действиями и требованиями даю понять своим родителям, что без их поддержки результат логопедической работы будет минимальным.
МОУ Большереченская СОШ №1
Омская область
Учитель − логопед высшей квалификационной категории
Торговичева Ольга Валерьевна
Приложение
Опросник для родителей
1. Ф.И.О. ребенка.
2. Возраст, когда стал держать голову.
3. Когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками?
4. Когда стал самостоятельно садиться?
5. Когда стал самостоятельно ползать?
6. Когда стал самостоятельно ходить?
7. Когда появились зубы?
8. Отмечались ли у ребенка нарушения сна?
9. В каком возрасте появились навыки самообслуживания?
10. Когда появились первые слова? Приведите пример первых слов ребенка.
11. Когда появились первые фразы? Приведите пример первых фраз ребенка.
12. Когда Вы заметили отставание в развитии речи? В каком возрасте ребенка впервые обратились к логопеду?
13. Есть ли у ближайших родственников ребенка какие-либо нарушения речи? Если да, то какие?
14. Как Вы считаете, каковы причины отклонений в развитии речи у ребенка?
15. Обращали ли вы внимание, до поступления в логопедическую группу, на трудности ребёнка в речевом развитии?
16. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке специальная литература по развитию речи?
17. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом?
18. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, если да, то как на это реагирует?
19. Из каких источников ВЫ получаете знания о воспитании ребёнка?
а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями.
20. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка?
а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок растёт нервным; г) ребёнок неусидчивый, невнимательный; ж) трудностей нет; з) другое.
21. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей его оскорбляет (обзывает, дразнит)? (Промолчит, достойно ответит; начнёт обзывать ребёнка; будет жаловаться вам).
22. Как ваш ребёнок реагирует на наказания? (Соглашается с тем, что заслужил его; начинает плакать, не согласившись с наказанием; начинает с вами спорить…)
Благодарю за ответы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.
Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми
Статья посвящена сотрудничеству учителя-логопеда школы с родителями детей, имеющих недоразвитие речи и предлагаются различные формы их совместной работы для преодоления речевой патологии....
Сотрудничество учителя- логопеда и родителей
Необходимым звеном полноценной коррекции школьных проблем является взаимосвязь в работе учителя и родителей ребёнка. Материал поможет разобраться в сложных ситуациях и откорректирует деятельность кажд...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
«Сотрудничество логопеда и родителей»
Нарушение произношения можно рассматривать в качестве социальной дезадаптации, причины которой чаще всего кроются в особенностях семейного микроклимата. С этой токи зрения, изучения родителей детей и ...
«Сотрудничество логопеда и учителя начальных классов в рамках ФГОС»
Цели, задачи и приемы работы....