«Сотрудничество логопеда и учителя начальных классов в рамках ФГОС»
консультация

Цели, задачи и приемы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Сотрудничество логопеда и учителя начальных классов в рамках ФГОС»

   Много статей написано о том, как правильно организовывать совместную работу специалистов школы и учителей. Такие авторы, как Елецкая Ольга Вячеславовна, Ефименкова Людмила Николаевна, Садовникова Ирина Николаевна, Лалаева Раиса Ивановна, Мазанова Елена Витальевна и многие другие подчёркивают необходимость коллегиальной деятельности педагогов в образовательном процессе. Каждый логопед выбирает свой путь реализации данной задачи в школе.    

   Сегодня я хочу представить личный опыт по совместной работе учителя и логопеда в общеобразовательной школе.   Конечно, он опирается на основные приемы, представленные и описанные в логопедии, но, возможно, каждый из Вас отметит что-то интересное для себя.

Сначала я хочу уточнить некоторые определения, как я их понимаю.

    Педагогическое сотрудничество – это согласованная деятельность педагогов по достижению совместных целей и положительных результатов в обучении младших школьников.

Цели нашего сотрудничества заключаются в

  • Создании необходимых условий в образовательном процессе для получения полноценного обучения и успешного освоения знаний учащимися;
  • Оказании содействия в развитии познавательной активности,  интеллектуальных и творческих способностей и  самореализации обучающихся.

  Основные виды работы логопеда с педагогами – это выступления на педагогических советах, методических объединениях, проведение открытых занятий и консультаций. В современном образовательном процессе этого уже мало.

Вот  как я вижу взаимодействие всех участников образовательного процесса.

 Каждый в этой схеме важен нужен и ценен. Нарушение даже одной связи может негативно сказаться на обучаемости любого ребенка.

   А теперь более подробно.  Совместная работа логопеда и учителя начитается со сбора документов и оформления личных дел первоклассников. Логопед изучает медицинские карты, собирает данные о семье.

    Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения речи, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы.

     В первые недели сентября проводится логопедическое обследование первоклассников. По результатам составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проводится консультация с классными руководителями.

    Педагогу даётся краткая характеристика особенностей развития данных детей и их специфика обучения. В рекомендациях указывается, какому учебному материалу надо будет больше уделить внимания в обучении этого ребенка.

    При объяснении, отработке и закреплении полученных знаний и умений, у ученика с речевыми нарушениями могут возникать сложности. Перенаполняемость класса, ограниченность  временными рамками  программы тоже негативно сказывается на качестве усвоения материала.      Дети с речевыми проблемами не всегда успевают освоить  содержание изучаемых тем, и тогда появляются вторичные нарушения. Даже самому опытному учителю сложно справиться в этой ситуации. Совместная работа с логопедом может разрешить многие трудности.

 Конечно, логопед не дублер учителя и не репетитор, как правильно пишет Ефименкова Людмила Николаевна. Коррекционная  работа тесно связана с процессом обучения, но выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, логопед  создает платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил. Логопед подводит учеников к пониманию  правил, с одной стороны, а с другой — закрепляет учебный материал, данный учителем и связанный с коррекционным процессом.

      На этом этапе очень важна взаимообратная связь между учителем и логопедом.  Педагоги должны «помочь» друг другу.  Даже простое напоминание учителем о правильном произношении поставленного звука, способствует процессу его автоматизации у ребенка.  Логопед, общаясь с учителем, отслеживает результативность коррекционной работы, а учитель может проверить степень освоенности учебного материала учащимися.

    При коррекции речевых нарушений очень важно содействие родителей, а совместная деятельность логопеда и учителя   может помочь в организации этой работы. Приглашение логопеда с выступлением на родительские собрания, общие консультации, оптимизирует процесс обучения детей.

   Родители видят, что педагоги заинтересованы в успешном освоении программы ребенком. Это  стимулирует их  для ответной реакции и оказании  поддержки своему ребенку и учителю.

      Ощутима и значима  помощь логопеда в процессе внеурочной деятельности:  в подготовке детей к конкурсам чтецов и публичным выступлениям, в заучивании реплик и ролей для спектаклей и праздников.

   Во время таких тренировок ребенок автоматизирует навыки правильного звукопроизношения; работает с интонацией, дыханием, голосом;  преодолевает боязнь сцены;  развивает свои творческие способности.

      В это интересное, быстроменяющееся  время очень важно, чтобы каждый нашел в себе силы и желание работать  в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса. Это бывает сложно, но результат от такой деятельности Вас удивит и порадует. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...

Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...