«Сотрудничество логопеда и учителя начальных классов в рамках ФГОС»
консультация
Цели, задачи и приемы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_logopeda_i_uchitelya_nachalnyh_klassov_v_ramkah_fgos.docx | 84.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Сотрудничество логопеда и учителя начальных классов в рамках ФГОС»
Много статей написано о том, как правильно организовывать совместную работу специалистов школы и учителей. Такие авторы, как Елецкая Ольга Вячеславовна, Ефименкова Людмила Николаевна, Садовникова Ирина Николаевна, Лалаева Раиса Ивановна, Мазанова Елена Витальевна и многие другие подчёркивают необходимость коллегиальной деятельности педагогов в образовательном процессе. Каждый логопед выбирает свой путь реализации данной задачи в школе.
Сегодня я хочу представить личный опыт по совместной работе учителя и логопеда в общеобразовательной школе. Конечно, он опирается на основные приемы, представленные и описанные в логопедии, но, возможно, каждый из Вас отметит что-то интересное для себя.
Сначала я хочу уточнить некоторые определения, как я их понимаю.
Педагогическое сотрудничество – это согласованная деятельность педагогов по достижению совместных целей и положительных результатов в обучении младших школьников.
Цели нашего сотрудничества заключаются в
- Создании необходимых условий в образовательном процессе для получения полноценного обучения и успешного освоения знаний учащимися;
- Оказании содействия в развитии познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей и самореализации обучающихся.
Основные виды работы логопеда с педагогами – это выступления на педагогических советах, методических объединениях, проведение открытых занятий и консультаций. В современном образовательном процессе этого уже мало.
Вот как я вижу взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Каждый в этой схеме важен нужен и ценен. Нарушение даже одной связи может негативно сказаться на обучаемости любого ребенка.
А теперь более подробно. Совместная работа логопеда и учителя начитается со сбора документов и оформления личных дел первоклассников. Логопед изучает медицинские карты, собирает данные о семье.
Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения речи, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы.
В первые недели сентября проводится логопедическое обследование первоклассников. По результатам составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проводится консультация с классными руководителями.
Педагогу даётся краткая характеристика особенностей развития данных детей и их специфика обучения. В рекомендациях указывается, какому учебному материалу надо будет больше уделить внимания в обучении этого ребенка.
При объяснении, отработке и закреплении полученных знаний и умений, у ученика с речевыми нарушениями могут возникать сложности. Перенаполняемость класса, ограниченность временными рамками программы тоже негативно сказывается на качестве усвоения материала. Дети с речевыми проблемами не всегда успевают освоить содержание изучаемых тем, и тогда появляются вторичные нарушения. Даже самому опытному учителю сложно справиться в этой ситуации. Совместная работа с логопедом может разрешить многие трудности.
Конечно, логопед не дублер учителя и не репетитор, как правильно пишет Ефименкова Людмила Николаевна. Коррекционная работа тесно связана с процессом обучения, но выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, логопед создает платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил. Логопед подводит учеников к пониманию правил, с одной стороны, а с другой — закрепляет учебный материал, данный учителем и связанный с коррекционным процессом.
На этом этапе очень важна взаимообратная связь между учителем и логопедом. Педагоги должны «помочь» друг другу. Даже простое напоминание учителем о правильном произношении поставленного звука, способствует процессу его автоматизации у ребенка. Логопед, общаясь с учителем, отслеживает результативность коррекционной работы, а учитель может проверить степень освоенности учебного материала учащимися.
При коррекции речевых нарушений очень важно содействие родителей, а совместная деятельность логопеда и учителя может помочь в организации этой работы. Приглашение логопеда с выступлением на родительские собрания, общие консультации, оптимизирует процесс обучения детей.
Родители видят, что педагоги заинтересованы в успешном освоении программы ребенком. Это стимулирует их для ответной реакции и оказании поддержки своему ребенку и учителю.
Ощутима и значима помощь логопеда в процессе внеурочной деятельности: в подготовке детей к конкурсам чтецов и публичным выступлениям, в заучивании реплик и ролей для спектаклей и праздников.
Во время таких тренировок ребенок автоматизирует навыки правильного звукопроизношения; работает с интонацией, дыханием, голосом; преодолевает боязнь сцены; развивает свои творческие способности.
В это интересное, быстроменяющееся время очень важно, чтобы каждый нашел в себе силы и желание работать в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса. Это бывает сложно, но результат от такой деятельности Вас удивит и порадует. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"
В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...
«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».
В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...
"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".
I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ Секция 6 "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...