Практический материал: Альбом «Использование устного народного творчества для формирования лексико-грамматических категорий»
презентация к уроку по теме
У дошкольников с общим недоразвитием речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, мы отметили, что детский фольклор представляет хороший речевой материал, который можно использовать в работе по формированию лексико-грамматического строя речи. Богатое наследие русского народа привлекает логопедов многообразием лексики с пространственным значением: предлоги, наречия, приставочные глаголы движения. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования и словоизменения. Использование произведений русского народного творчества проводится по нескольким направлениям:
· обогащение словаря происходит за счёт усвоения однокоренных слов
· слов с противоположным значением.
Развитие словообразования и словоизменения включает в себя работу
· Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
· Согласование существительных с числительными
· Усвоение относительных и притяжательных прилагательных
· Усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа
Представляем Вашему вниманию адаптированные логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий с использованием устного народного творчества (Слайд) Для обогащения словаря и знакомства детей с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями используется игра «Подбери картинку»: Взрослый читает текст, а ребёнок подбирает подходящую по смыслу картинку. На втором этапе работа усложняется: ребёнку предлагается иллюстрация, а он называет к ней пословицу, поговорку, крылатое выражение. Данная работа проводится на любом материале малых фольклорных жанров. Очень эффективно использовать фольклор в усвоении однокоренных слов, т. к. в них создаются хорошо знакомые образы для детей: герой колыбельной не просто КОТ, а КОТИК, КОТЕНЬКА, КОТОК, ЛИСА в потешке ЛИСОНЬКА в скороговорке КУКУШКА купила капюшон КУКУШОНКУ Использование пословиц и поговорок значительно облегчает работу по усвоению слов с противоположным значением. Сначала используются пословицы, где формы антонимов совпадают, затем - нет. Отличие этих форм не препятствует их усвоению, а ведет к закреплению разных вариантов слова.
Знакомство с антонимами проходит с помощью использования задание «Скажи наоборот», «Добавь словечко»: Человек от лени болеет, а от труда … здоровеет.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
Для усвоение имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением проводится работа с помощью вопросов и заданий:
«Какое слово обозначает маленький предмет?» Про какой объект говорится ласково? Детям читается произведение, а ребёнок выделяет слова с уменьшительно—ласкательным значением. Данная работа представлена на материале пословиц, потешек
Следующее задание проводится с помощью игры «Палочка – уменьшалочка» Ребёнку предлагается Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет. Подал (руку) ручку, да подставил (ногу) ножку. После (дождя) дождика будет (солнце) солнышко.
Малые фольклорные формы помогают в усвоении согласования существительных с числительными. Игра «Как изменить цифру» проводится на материале пословиц, ребёнку предлагается задание вставить подходящее по тексту числительное.
В игре «Позови ласково» детям предлагается выделить имена в уменьшительно-ласкательной форме. Затем дети сами придумывают ласковые формы других имён.
Русские пословицы и поговорки просто кладезь для усвоения относительных и (Слайд) притяжательных прилагательных
Для образования притяжательных прилагательных предлагается детям вместо картинки вставить слово ( «петушиный» - вместо петух, по заячьему заяц, медвежьей — медведь)
Следующим направлением в работе является усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа с использованием колыбельных, потешек, прибауток.
Мы не только знакомим детей с речевым материалом, но и предлагаем рассказать о том, как было:
Волк-волчок,
Шерстяной бочок.
Через ельник (бежит) бежал,
В можжевельник (попадает)попал.
(зацепляется) Зацепился хвостом -
(ночует) Ночевал под кустом.
Более подробно с используемым речевым материалом вы можете познакомиться на презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_grammatika.docx | 561.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Составители:
учителя-логопеды
Алпатова И.А.,
Литвинова Ю.А.
- Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдешь.
- Радость молодит, а горе старит.
- Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазок продирает.
- Рубашка беленька, да душа черненька.
- Сыт - весел, а голоден - нос повесил.
- Сытый голодному не товарищ.
- Трудно найти, легко потерять.
- Умный плачет, а глупый скачет.
- Хороша веревка длинная, а речь короткая.
- На грубое слово не сердись, на ласковое - не сдавайся.
- На смелого собака лает, а трусливого кусает.
- Над другом посмеешься - над собой поплачешь.
- Нашел - не радуйся, потерял - не тужи.
- Не видав горя, не узнаешь и радости.
- Не хвали меня в очи, не брани за глаза.
- Несчастья бояться - счастья не увидать.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
- От гнева стареешь, от смеха молодеешь.
- Земля черная, а хлеб белый родит.
- Кошачья лапка мягка, а коготок - остёр.
- Легче друга потерять, чем найти.
- Лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
- Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.
- Люби брать, люби и отдавать.
- Мал соловей, да голосок велик.
- Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
- Больше слушай, меньше говори.
- В кривом глазу и прямое криво.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- На голове густо, а в голове пусто.
Баю-бай, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше — на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Мою дочку не пугай!
И в гудочек не гуди,
До утра не разбуди!
А приди к нам ночевать,
В люльке Машеньку качать.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Тихо Машу усыплять: —
Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай.
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Баюшки, баюшки,
Скакали горностаюшки,
Прискакали к колыбели,
На Сережу поглядели.
Говорит горностай: —
Поскорее подрастай.
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И зайчонка, и волчонка,
И на елке кукушонка,
А под елками — лису!
- Ваня, Ванечка! Куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
- Под пенечком что?
- Грибочек!
- Хвать, да в кузовочек!
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко:
Здравствуй, солнышко -
Колоколнышко!
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь поливай!
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка-
Колоколнышка.
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.
- Не бывать сосновой шишке на рябине.
- Смелому - медовые пышки, трусу - еловые шишки.
- На ивовую палку не опирайся, а глупому не доверяйся.
- Петушиным гребнем головы не причешешь.
- И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.
- Волк и в овечьей шкуре не укроется.
- Ложь на тараканьих ножках ходит.
Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
Аленка-маленка
Шустра, быстра,
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.
Волк-волчок,
Шерстяной бочок.
Через ельник бежал,
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом -
Ночевал под кустом.
Тили-тили-тили бом,
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
Но не добежала,
Воду расплескала.
Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была,
Все крутила, все мела,
Примораживала,
Калинушку с малинушкой
Заламливала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветы
Повысушила.
- Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
- Съел кусочек с птичий носочек.
- Пушинка к пушинке - выйдет перинка.
- Без ручки кружечка - стаканчик.
- Невелика щучка, да зубок востер.
- Подал ручку, да подставил ножку.
- Будут цветочки, будут и ягодки.
- Около пчелки медок, около жучка - навоз.
- Не расти яблочку на елочке.
- По ниточке до клубка доходит.
- После дождика будет солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы
Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые»....
Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...
Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...
Использование технологии наглядного моделирования в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.
Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию использование наглядного моделирования вызывает ин...