Использование устного народного творчества на уроках биологии.
методическая разработка по биологии по теме

воробьева елена николаевна

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentaciya_innovacionnogo_proekta_-_posledniy.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель года - 2010

                                   В подвижничестве учителя-

будущее России.

Презентация

 инновационного проекта

 «Устное народное творчество на уроках биологии»

учителя биологии

муниципального общеобразовательного

учреждения «Колпнянский лицей»

Воробьевой

Елены Николаевны

п. Колпна

2010 год

        « Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и                                                        

        чаще приглашать бога смеха Момуса»

                                                                            (Ш.А. Амонашвили)

       Обоснование темы:         

 При всем разнообразии методических приемов для меня на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание – не выполняет функции, развивающей личность. Я считаю, что наиболее оптимально,  когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где образования происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи, в результате совместной, интеллектуальной работы группы. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 6–8-х классах – это: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать ОДИНАКОВО. В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах и другие, многократно использовались, совершенствовались.

Выделение педагогических, методических противоречий

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети микрорайона, трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу появления и проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д. Естественно, труд учителя направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи.

Постановка проблемы

 В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. К тому же разрозненность информации, получаемой школьником по разным предметам, не дает ему понять всей целостной картины мира, взаимосвязи явлений

Цель проекта:

  Активизация познавательной деятельности учащихся, путем применения на уроках биологии устного народного творчества.

Задачи проекта:

1.Стимулировать познавательную деятельность учащихся на уроках биологии.

2. Научить бережному отношению ко всему живому

3.Приобщить к культурно- историческим традициям своего народа

Основу содержания представляемого мною проекта составляют знания учащихся о регионе, полученные ими при изучении школьных учебных предметов (география, история, биология, литература и др.) и сведения о своём крае. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества. Слово «фольклор» ,в переводе с английского, означает народоведение, народознание. Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит и самого себя. Но, фольклор-это не только одна из форм литературы. Фольклор- это основа основ воспитания детей, это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов.  Фольклор- это художественная педагогика!

Младшие подростки привержены к ярким образам, событиям, обладают  любознательностью, что позволяет мне на уроках использовать народные приметы, загадки, поговорки, декоративно-прикладное искусство. Сначала  краеведческая информация  может носить занимательный характер. Новые впечатления помогают пробудить у детей познавательный интерес, что, в свою очередь, повышает активность усвоения знаний, способствует созданию положительной мотивации учения.

В среднем подростковом возрасте активизируется познавательно-поисковая деятельность школьников. На  данном этапе повышается мыслительная деятельность.

Основные идеи и приемы решения проблемы

Жизнь и быт русского народа нельзя рассматривать вне тесной связи с родной природой, растительным и животным миром. Уже меленькому ребенку пели песни, рассказывали сказки, в которых природа одушевлялась, наделялась человеческими чертами. Наблюдая за растениями и животными, люди подмечали особенности их поведения, и уже меткие сравнения с природой были обращены к человеку. Так появлялись пословицы и поговорки. Длительные наблюдения людей за изменениями в природе, флорой и фауной, приводили к появлению народных примет. Дни работы на земле русского крестьянства, связаны первоначально с языческими праздниками и традициями их отмечать, легли в основу народного земледельческого  календаря, календаря природы.

Особое отношение у наших предков было к земле. Оно выражалось в благоговении,  заботливом и бережном отношении, землю называли матерью, кормилицей. Также почитание у наших предков на Руси вызывали реки, озера, некоторые виды деревьев.

Считалось, только кошка, могла первой войти в новое жилище а, обращаясь к птицам, люди просили их скорее «принести весну на крыльях». Накопленные веками знания о родной природе люди передавали из поколения в поколение. Впоследствии они оформились в русскую народную педагогическую культуру, а духовное, глубокое единение русского человека с окружающей природной средой , привитие детям с малых лет деятельной любви к ней ,определяло искреннюю  любовь к своему родному краю, к своему Отечеству. Эффективным средством патриотического воспитания и приобщения детей к традициям русской культуры ,формирование доброго отношения к природе является  использование на уроках биологии в школе народных примет, пословиц и поговорок, материала народного календаря, загадок. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира.

Учебная программа по биологии в 6-7 классах под редакцией А.И.Никишова направлена на изучение многообразных живых организмов. В связи с этим у меня есть богатые возможности знакомить школьников с особенностями среды обитания, строения, поведения и образом жизни представителей царств живой природы: грибов, растений и животных с привлечением материала народной культуры в учебной и внеклассной деятельности (посещение музеев, беседами с этнографами, краеведами).

Участники проектной деятельности:

Исходя из вышесказанного, равноправными участниками всего образовательного процесса обучения биологии становятся учитель - предметник, другие учителя, учащиеся и их родители, система дополнительного образования. Координально меняется роль ученика

в образовательном процессе:                                                                                                

* ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом  

*ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний

*ученик экспериментирует – учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность

*ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора

*ученик активен – учитель создает условия для проявления активности

*ученик- субъект обучения- учитель-партнер

*ученик несет ответственность за результат своей деятельности -   учитель помогает оценить полученный результат

      Методы и приёмы, используемые мною для достижения поставленных целей, в данном случае достаточно разнообразны. Это и проектная деятельность, и выполнение индивидуальных заданий, возможность раскрытия литературных и творческих способностей детей, экскурсии, походы и многое другое. Часто на уроках я применяю  прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. Например:

     Мать и мачеха. Русский народ дал этому цветку меткое название.

Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.

Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл.

 Как вы думаете, почему животное получило такое название?

Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.

Активными помощниками в продвижении моего проекта стали учащиеся , работающие в НОЛ (научном обществе лицеистов-биологов). Ими был разработан  и запущен мини-проект «Угадай-ка!». Среди учеников 6-8 классов было проведено анкетирование с целью выяснить их отношение к применению элементов устного народного творчества на уроках биологии (см. Приложение). По итогам анкетирования было решено провести работу по поиску существующих, а так же составить самим загадки, пословицы и поговорки для уроков биологии.

Ожидаемые результаты:

1. Применение данной методики, позволит сделать уроки более интересными, эмоциональными.

2. Активная работа учащихся по реализации проекта позволит повысить познавательный интерес к предмету, направит учащихся  на работу с дополнительными источниками информации.

3. Создание буклета для работы на уроках биологии.

Сроки реализации проекта:

По срокам реализации проект является долгосрочным и рассчитан на выполнение в течение двух лет.

Этапы реализации:

1. Запуск проекта

     1) Создание инициативной группы

     2) Создание рабочих групп

2. Основной этап

      1)Проведение анкетирования

       2) Обработка результатов анкетирования

       3) Работа с источниками информации (литература, посещение краеведческого музея, проведение классных и внутришкольных конкурсов.

3. Завершающий этап

    Представление результатов работы на МО учителей биологии Колпнянского района

Промежуточные результаты

Проект был запущен в декабре 2008г, поэтому уже имеются некоторые результаты, которые я активно применяю на своих уроках. При изучении темы «Царство грибов» я рассказываю о популярности грибов в православной Руси в дни постов, использовании их в быту, медицине, о грибном промысле людей, об истории выражения «губы ломать», сроках появления, местах сбора,  так же «ведьминых кругах». Включение в рассказ-беседу народных пословиц и поговорок-сравнений, отражающих биологические особенности грибов, позволяет активизировать познавательную  деятельность детей.

В теме «Царство растений», я считаю, целесообразным использовать устное народное творчество и фрагменты художественной литературы о природе родного края, к примеру, стихи А.А.Фета, рассказы и повести Лескова, И.С.Тургенева и других авторов. Во многих произведениях описывается красота природы и любовное, трепетное и бережное отношение к ней русских людей, живущих в тесном контакте с ней.

Знакомство с элементами народной культуры можно продолжить при изучении темы «Папоротниковидные» (легенда о «цветении» папоротника в ночь на Ивана Купалу). В теме «Многообразие цветковых растений», уместно рассказать о православных и народных праздниках (Вербное Воскресение, Троица, Зеленые Святки и др) и символическое значение березы и вербы, об использовании этих растений, о берестяных грамотах на Руси. Значительный воспитательный потенциал представляет тема « Культурные растения семейства злаки», значительную помощь здесь могут оказать пословицы:«Хлеб-батюшка, земля- матушка», «Хлеб- всему голова» и др., материал об истории появления продуктов из хлебных злаков и традиции выпекать фигурки птиц , о самоотверженном труде крестьян на хлебном поле в суровые годы войны и послевоенное время, а так же легенды, загадки, рассказы о целебных свойствах и использовании растений в народной медицине.

Большую помощь оказывают мне элементы народной культуры и при изучении темы « Царство животных». Обилие народных сказок, где главные герои животные, пословиц , загадок,  синонимов из мира животных, а так же привлечение материалов календарного мира природы ,позволяет изучать биологические и поведенческие особенности представителей этого царства, параллельно стремясь к достижению цели развития личности ученика. Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. Что может быть наиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.

Отбирая художественный материал, необходимо заботиться о том, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть  был таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности.

        Примеры использования элементов устного народного     творчества на уроках:

 Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки?

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:

     1. Беленькая нитка загуляла прытко,
Под землёй ходила, землю шила, шила.
А потом снаружи заплелась потуже.
Заплелась в моточек, завилась в клубочек.

2. Пока молода – она седа.
Как постарела, так почернела.

При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц: 

  1. “Весной день год кормит”.
  2. “День прозевал – урожай потерял.
  3. “Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок”.
  4. “С агротехникой лад – урожай богат”.

Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала.

Для закрепления изученного материала можно использовать и такую загадку:

“Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
       Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!
       Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.
       Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
       А пришли все вместе – сразу разбудили.”

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ – семя)

Вот как можно использовать на уроке в 6 классе загадки, пословицы и стихи ( урок по теме “Строение семени двудольного растения»)

Учитель:

У меня для вас задание
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя
И сравните их размеры

Почему одно из них больше, чем другое?

Ответ учащихся:

На вогнутой стороне находится отверстие – микропиле. Через него в семя проникает вода и воздух. Более крупное семя впитало влагу и набухло.

Учитель: Совершенно верно.

Следующее задание на смекалку и внимание.

“Коробочка запечатана,
       А ней растенье спрятано.
       С ветками, листочками,
       С белыми цветочками”
       Чтоб найти нам ответ,
       Мы исследуем объект.
       Чем покрыто семя?

Ответ учащихся:

Кожурой.

Учитель: Изучите зародыш. Чем он образован?

Ответ учащихся: зародыш имеет 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку с листочком.

Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?

Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.

Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.

“В малой хатке – спаленке
       Спит ребёнок маленький
       В кладовой еда лежит
       Как проснётся, будет сыт.”

Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.

Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?

Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-х семядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком.

Учитель: 

Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.
Напоследок я пословицы прошу вас объяснить.

  1. “От доброго семени – добрый всход”  
  2. “Каково семя, таково и племя”
  3. “По семенам и всходы”

Ответ учащихся:

Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.

Учитель: И, конечно же, друзья, без загадки никуда!

В золотой клубочек
      Спрятался дубочек.
      Я из крошки - бочки вылез,
      Корешки пустил и вырос (жёлудь)

У матери тысячи сыновей,
      Каждому она мисочку дала,
        А себе не взяла.” (материнское растение и семена с запасом питательных веществ)

Использование предложенной технологии побуждает учащихся к творческой работе, активизирует познавательную деятельность.  

Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к моему предмету. Такое информационное  расширение кругозора школьников, знакомит их с историей своей страны, с многообразием природы родного края, учит бережному отношению к миру живого, пробуждает чувство патриотизма. Содержание образов, выстроенное таким образом, и систематическая и целенаправленная работа по приобщению подрастающего поколения к культурно-исторической традиции своего народа способствуют патриотическому воспитанию, формированию духовно-нравственных качеств личности.

                                 

                                        ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникин В.П. Русское народное творчество, Л. 1983
  2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М 1988.
  3. Рохлов В, Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М. Аст-Пресс, 1998
  4. Первое сентября. Биология №1-24;2003;
  5. Биология в школе. Научно- теоретический и методический журнал №1-12 2000; №7 2007; Школа-Пресс.

                                             Приложение                      

                                 Вопросы анкетирования

                          1.   Любишь ли ты загадки?

                          2. Хотел ли ты, что бы учитель задавал вопросы в                            

        форме загадок?

        3.Можешь ли ты сам придумать загадку о окружающем

        мире, растениях, животных?

        4.        Готов ли ты работать с источниками дополнительной

        информации?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал: Альбом «Использование устного народного творчества для формирования лексико-грамматических категорий»

У дошкольников с общим недоразвитием речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, мы отметили, чт...

Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы

Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

Обобщение знаний о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов;  закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», бы...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

laquo;Героический эпос – духовное наследие народа», открытый урок, проведённый в рамках районного конкурса открытых уроков, посвященных Году литературы...

Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»

Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемая Елена Николаевна, большое спасибо за интересный материал! Успехов Вам и всего самого доброго!