Программа толерантности
методическая разработка на тему

Юдина Елена Николаевна

Представляю Вашему вниманию программу по толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа толерантности63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального района

Санкт-Петербурга

Программа

«Толерантность»

на 2011 - 2012 гг.

Автор-составитель:

зам. директора по ВР - Е.Н. Юдина

Согласовано

директор_______________________ А.В. Тихомирова

Цель:

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

Задачи:

  1. Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
  2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.
  3. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
  4. Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.

Основанием для разработки программы являются:

  1. Конституция РФ
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63 – ФЗ
  3. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948
  4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989
  5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики ксенофобий, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы» № 8484 от 11.07.2006
  6. Закон РФ от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,
  7. Закон Санкт-Петербурга от 06.10.2004 № 452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге»
  8. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12.1992
  9. Декларация принципов толерантности от 16.11.1995
  10.  Декларация Правительства Санкт-Петербурга «Великому городу – гармонию в многообразии» от 11.07.2006 № 848
  11. Закон Санкт-Петербурга от 15.09.2004 N 452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге»
  12. Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа «Толерантность»).

Программа является продолжением ранее реализуемой школьной программы «Толерантность» (2007-2010) имеет комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2011-2015 гг.:

Основные этапы и цели работы по программе «Толерантность» в ОУ

1 этап (ориентационно-мотивационный)

Цель - ознакомление с основными задачами коллектива по созданию положительного настроения в коллективе (на основе результатов анкетирования).

Форма  реализации - педсовет для учителей, заседания методических объединений классных руководителей, родительские собрания.

2 этап (системно-информационный)

Цель программы уяснение, как решить задачи, поставленные педсоветом по реализации Программы «Толерантность» в ОУ

Форма  реализации - научно-практические семинары для учителей по теории и практике методик,  форм, приемов развития толерантности; создание творческой группы учителей по данной проблеме и индивидуальная работа с ними, консультирование родителей анкетирование учащихся.

3        этап (реализации)

Цель - практический переход на выполнение программы «Толерантность».

Форма  реализации - уроки, классные часы, общешкольные конкурсы и праздники с участием детей и взрослых при поддержке общественных организаций.

4        этап (заключительный, творческий)

Цель - подвести итоги и спланировать работу на следующий период реализации программы «Толерантность».

Форма  реализации - самоанализ результативности работы и анализ итогов на заседаниях МО классных руководителей, проведение научно-практической конференции.

Сроки и формы реализации программы «Толерантность».

Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 годы и осуществляется в соответствии с перспективным планом работы ОУ на год.

Формы

  1. Преподавание курса «Основы правоведения» (для учащихся 9-11 классов)
  2. Регулярные занятия с психологами школы (индивидуальные, групповые) для учащихся, учителей и родителей по проблеме «Школьные конфликты».
  3. Общешкольные конкурсы стихов, плакатов, рисунков, сочинений, к Международному дню толерантности.
  4. Классные часы, анкетирование, диспуты и другие мероприятия на тему «черты толерантной личности».
  5. Работа школьного музея.
  6. Работа школьной библиотеки (библиотечные уроки, выставки книг по теме «Толерантность»).
  7. Проведение семинаров для учителей по методикам, формам, приемам развития толерантности.
  8. Работа творческой группы учителей по внедрению интерактивных форм воспитания учащихся.
  9. Активное взаимодействие с общественными организациями города.

Прогнозируемый результат развития толерантности в школе

Воспитание школьника в духе мира, прав человека и демократии. Комплексно-целевая деятельная Программа должна привести к укоренению в школе духа толерантности, развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.

Предполагаемый результат педагогической деятельности — самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней.

Принятие себя и других людей такими, какие они есть. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей им чувств.

Сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Обладание чувством юмора. Развитые творческие способности.

Неприятие условностей, но без показного их игнорирования. Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья.

Способность к глубокому пониманию жизни. Установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений.

Способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать её беспристрастно, с объективной точки зрения.

Непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в неё, так, как это обычно делают дети.

Предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей. Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов. Открытое и честное поведение во всех ситуациях. Готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды. Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее. Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей. Умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

Понятийный аппарата

Апартеид – этническое господство одной этнической группы над какой-либо другой с целью вытеснения определенных территорий и систематического угнетения последней.

Ассимиляция – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Может происходить как естественным, так и насильственным путем.

Ассертивность – термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert – наставить на своем, отстаивать свои права. В русский язык (точнее – в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х, после публикации популярной книги чешских авторов В. Каппони и Т. Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале – «Ассертивность – в жизнь»). Под ассертивностью стала понимать автономия, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение, выстраивая его как уверенное, в противовес агрессивному и неуверенному.

Бытовой национализм – нетерпимость друг к другу совместно проживающих людей различных национальностей на почве взаимного непонимания целесообразности тех или иных национальных норм поведения, традиций, обычаев и т.д.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Дискриминация – любое исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим, которое основывается на расовых признаках, цвете кожи, этническим происхождением, по религиозным и политическим убеждениям и имеющее своей целью ограничение прав и свобод человека для представителей какой-либо этнической группы.

Интеграция – введение представителей расовых и этнических групп в неограниченную и равную ассоциацию, в общество или организацию.

Ксенофобия – враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому – языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.

Культурный релятивизм – утверждение равноправия все типов культур, отказ от выделенных систем ценностей.

Нация – тип этноса, исторически сложившаяся устойчивость общности людей, возникающая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания.

ООН – Организация Объединенных Наций создана 25 апреля 1975 года в Сан-Франциско. Главная цель ООН – сохранение мира во всем мире, предупреждение и регулирование конфликтов. В настоящее время ее членами являются 192 государства. Основные органы ООН: Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности (СБ), Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

Толерантность – взаимодействие, основанное на терпимости и уважении к другим людям

Толерантность – снисхождение к другому

Толерантность – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других

Толерантность – стремление решать конфликты без насилия

Толерантность – искусство жить рядом с непохожим

Толерантность – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

Толерантность – то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира

Толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

Толерантность – терпимость, способность понять другого человека, не похожего на тебя.

Толерантность – активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека

Толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь 

Толерантность – дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие.

"…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений....Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. …Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка (из Декларации принципов толерантности Утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

Терпимость (толерантность)

"Терпимость" - уважение, почитание и оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и видов человеческой сущности. "Терпимость" - это гармония в различии. Она создаётся за счёт знаний, открытости, взаимного общения, свободы мысли, совести и веры. "Терпимость" означает для человека быть самим собой без навязывания другим людям своей точки зрения, но это не значит, что надо сдаваться или идти на уступки. "Терпимость" - это прежде всего безоговорочное признание всеобщих прав и основных свобод всех людей. Практика толерантности не означает терпимость к социальной несправедливости или отказа от осуждения кого-либо в судебном порядке. "Терпимость" не всегда может выступать в виде положительного понятия. Более традиционное значение этого слова не включают уважение или почитание.

Список литературы

  1. Асолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» //Век толерантности –  М., 2001
  2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему) – М. – Воронеж, 2003
  3. Декларация принципов толерантности //Век толерантности №6 – 2001
  4. Риэдрон Б.Э. Толерантность – дорога к  миру – М., 2001
  5. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими – М., 2000
  6. Уолцерм М. О терпимости – М., 2000
  7. Конституция РФ
  8. Конвенция о правах ребенка
  9. Уголовный кодекс РФ от13.06.1996 № 63 – ФЗ
  10. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948
  11. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989
  12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики ксенофобий, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы» № 8484 от 11.07.2006
  13. Закон РФ от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,
  14. Закон Санкт-Петербурга от 06.10.2004 № 452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге»
  15. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12.1992
  16. Декларация принципов толерантности от 16.11.1995
  17.  Декларация Правительства Санкт-Петербурга «Великому городу – гармонию в многообразии» от 11.07.2006 № 848
  18.  Программа имеет межведомственный комплексный характер и рассчитана на поэтапную            реализацию в течение 2011-2015 гг.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».

Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...

программа толерантности "Содружество"

Программа укрепления толерантности и профилактики экстремизма среди обучающихся 5-9 классов. Программа «Содружество»Цель программы:Создание условий для развития межкультурных и межэтнических отн...

Программа "Толерантность".

Программа"Толерантность"....

Программа "Толерантность"

В помощь классному руководителю по формированию межличностных отношений подростков, основанных на уважении достоипства каждого человека....

Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему: «Санкт-Петербург – город мировых религий. Невский проспект – «улица веротерпимости» в рамках программы "Толерантность"

Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему : "Санкт-Петербург - город мировых религий. Невский проспект - "улица веротерпимости" в рамках программы "Толерантно...

ПРОГРАММА"Толерантный Я в толерантном мире" 5-6 класс

Задачами программы  "Толерантный Я в толерантном мире"для 5-6 классов выступают  - воспитание  у младших подростков миролюбия,признания и  уважения других людей, формирование ...

Игровая программа "Толерантность"

Методическая разработка "Игровая программа "Толерантность" содержит материалы для проведения мероприятия ко Дню толерантности для 5-х классов....