Программа толерантности
методическая разработка на тему
Представляю Вашему вниманию программу по толерантности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа толерантности | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального района
Санкт-Петербурга
Программа
«Толерантность»
на 2011 - 2012 гг.
Автор-составитель:
зам. директора по ВР - Е.Н. Юдина
Согласовано
директор_______________________ А.В. Тихомирова
Цель:
Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
- Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
- Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.
- Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
- Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.
Основанием для разработки программы являются:
- Конституция РФ
- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63 – ФЗ
- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики ксенофобий, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы» № 8484 от 11.07.2006
- Закон РФ от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,
- Закон Санкт-Петербурга от 06.10.2004 № 452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге»
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12.1992
- Декларация принципов толерантности от 16.11.1995
- Декларация Правительства Санкт-Петербурга «Великому городу – гармонию в многообразии» от 11.07.2006 № 848
- Закон Санкт-Петербурга от 15.09.2004 N 452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге»
- Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа «Толерантность»).
Программа является продолжением ранее реализуемой школьной программы «Толерантность» (2007-2010) имеет комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2011-2015 гг.:
Основные этапы и цели работы по программе «Толерантность» в ОУ
1 этап (ориентационно-мотивационный)
Цель - ознакомление с основными задачами коллектива по созданию положительного настроения в коллективе (на основе результатов анкетирования).
Форма реализации - педсовет для учителей, заседания методических объединений классных руководителей, родительские собрания.
2 этап (системно-информационный)
Цель программы уяснение, как решить задачи, поставленные педсоветом по реализации Программы «Толерантность» в ОУ
Форма реализации - научно-практические семинары для учителей по теории и практике методик, форм, приемов развития толерантности; создание творческой группы учителей по данной проблеме и индивидуальная работа с ними, консультирование родителей анкетирование учащихся.
3 этап (реализации)
Цель - практический переход на выполнение программы «Толерантность».
Форма реализации - уроки, классные часы, общешкольные конкурсы и праздники с участием детей и взрослых при поддержке общественных организаций.
4 этап (заключительный, творческий)
Цель - подвести итоги и спланировать работу на следующий период реализации программы «Толерантность».
Форма реализации - самоанализ результативности работы и анализ итогов на заседаниях МО классных руководителей, проведение научно-практической конференции.
Сроки и формы реализации программы «Толерантность».
Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 годы и осуществляется в соответствии с перспективным планом работы ОУ на год.
Формы
- Преподавание курса «Основы правоведения» (для учащихся 9-11 классов)
- Регулярные занятия с психологами школы (индивидуальные, групповые) для учащихся, учителей и родителей по проблеме «Школьные конфликты».
- Общешкольные конкурсы стихов, плакатов, рисунков, сочинений, к Международному дню толерантности.
- Классные часы, анкетирование, диспуты и другие мероприятия на тему «черты толерантной личности».
- Работа школьного музея.
- Работа школьной библиотеки (библиотечные уроки, выставки книг по теме «Толерантность»).
- Проведение семинаров для учителей по методикам, формам, приемам развития толерантности.
- Работа творческой группы учителей по внедрению интерактивных форм воспитания учащихся.
- Активное взаимодействие с общественными организациями города.
Прогнозируемый результат развития толерантности в школе
Воспитание школьника в духе мира, прав человека и демократии. Комплексно-целевая деятельная Программа должна привести к укоренению в школе духа толерантности, развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.
Предполагаемый результат педагогической деятельности — самоактуализирующаяся личность, которой присущи:
Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней.
Принятие себя и других людей такими, какие они есть. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей им чувств.
Сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Обладание чувством юмора. Развитые творческие способности.
Неприятие условностей, но без показного их игнорирования. Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья.
Способность к глубокому пониманию жизни. Установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений.
Способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать её беспристрастно, с объективной точки зрения.
Непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в неё, так, как это обычно делают дети.
Предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей. Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов. Открытое и честное поведение во всех ситуациях. Готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды. Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее. Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей. Умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.
Понятийный аппарата
Апартеид – этническое господство одной этнической группы над какой-либо другой с целью вытеснения определенных территорий и систематического угнетения последней.
Ассимиляция – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Может происходить как естественным, так и насильственным путем.
Ассертивность – термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert – наставить на своем, отстаивать свои права. В русский язык (точнее – в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х, после публикации популярной книги чешских авторов В. Каппони и Т. Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале – «Ассертивность – в жизнь»). Под ассертивностью стала понимать автономия, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение, выстраивая его как уверенное, в противовес агрессивному и неуверенному.
Бытовой национализм – нетерпимость друг к другу совместно проживающих людей различных национальностей на почве взаимного непонимания целесообразности тех или иных национальных норм поведения, традиций, обычаев и т.д.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Дискриминация – любое исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим, которое основывается на расовых признаках, цвете кожи, этническим происхождением, по религиозным и политическим убеждениям и имеющее своей целью ограничение прав и свобод человека для представителей какой-либо этнической группы.
Интеграция – введение представителей расовых и этнических групп в неограниченную и равную ассоциацию, в общество или организацию.
Ксенофобия – враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому – языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.
Культурный релятивизм – утверждение равноправия все типов культур, отказ от выделенных систем ценностей.
Нация – тип этноса, исторически сложившаяся устойчивость общности людей, возникающая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания.
ООН – Организация Объединенных Наций создана 25 апреля 1975 года в Сан-Франциско. Главная цель ООН – сохранение мира во всем мире, предупреждение и регулирование конфликтов. В настоящее время ее членами являются 192 государства. Основные органы ООН: Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности (СБ), Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).
Толерантность – взаимодействие, основанное на терпимости и уважении к другим людям
Толерантность – снисхождение к другому
Толерантность – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других
Толерантность – стремление решать конфликты без насилия
Толерантность – искусство жить рядом с непохожим
Толерантность – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов
Толерантность – то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира
Толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
Толерантность – терпимость, способность понять другого человека, не похожего на тебя.
Толерантность – активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека
Толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь
Толерантность – дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие.
"…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений....Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. …Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка (из Декларации принципов толерантности Утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
Терпимость (толерантность)
"Терпимость" - уважение, почитание и оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и видов человеческой сущности. "Терпимость" - это гармония в различии. Она создаётся за счёт знаний, открытости, взаимного общения, свободы мысли, совести и веры. "Терпимость" означает для человека быть самим собой без навязывания другим людям своей точки зрения, но это не значит, что надо сдаваться или идти на уступки. "Терпимость" - это прежде всего безоговорочное признание всеобщих прав и основных свобод всех людей. Практика толерантности не означает терпимость к социальной несправедливости или отказа от осуждения кого-либо в судебном порядке. "Терпимость" не всегда может выступать в виде положительного понятия. Более традиционное значение этого слова не включают уважение или почитание.
Список литературы
- Асолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» //Век толерантности – М., 2001
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему) – М. – Воронеж, 2003
- Декларация принципов толерантности //Век толерантности №6 – 2001
- Риэдрон Б.Э. Толерантность – дорога к миру – М., 2001
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими – М., 2000
- Уолцерм М. О терпимости – М., 2000
- Конституция РФ
- Конвенция о правах ребенка
- Уголовный кодекс РФ от13.06.1996 № 63 – ФЗ
- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики ксенофобий, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы» № 8484 от 11.07.2006
- Закон РФ от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,
- Закон Санкт-Петербурга от 06.10.2004 № 452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге»
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12.1992
- Декларация принципов толерантности от 16.11.1995
- Декларация Правительства Санкт-Петербурга «Великому городу – гармонию в многообразии» от 11.07.2006 № 848
- Программа имеет межведомственный комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2011-2015 гг.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».
Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...
программа толерантности "Содружество"
Программа укрепления толерантности и профилактики экстремизма среди обучающихся 5-9 классов. Программа «Содружество»Цель программы:Создание условий для развития межкультурных и межэтнических отн...
Программа "Толерантность".
Программа"Толерантность"....
Программа "Толерантность"
В помощь классному руководителю по формированию межличностных отношений подростков, основанных на уважении достоипства каждого человека....
Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему: «Санкт-Петербург – город мировых религий. Невский проспект – «улица веротерпимости» в рамках программы "Толерантность"
Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему : "Санкт-Петербург - город мировых религий. Невский проспект - "улица веротерпимости" в рамках программы "Толерантно...
ПРОГРАММА"Толерантный Я в толерантном мире" 5-6 класс
Задачами программы "Толерантный Я в толерантном мире"для 5-6 классов выступают - воспитание у младших подростков миролюбия,признания и уважения других людей, формирование ...
Игровая программа "Толерантность"
Методическая разработка "Игровая программа "Толерантность" содержит материалы для проведения мероприятия ко Дню толерантности для 5-х классов....