Игровая программа "Толерантность"
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка "Игровая программа "Толерантность" содержит материалы для проведения мероприятия ко Дню толерантности для 5-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА: "Толерантность"
Цели и задачи:
- Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
- Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
- Сформировать представление о толерантном отношении.
Ход мероприятия:
Вступление
Ученики читают наизусть стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому».
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир. '
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры:
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего мы,
Зная все, не знаем ничего.
Уходят люди.
Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
II. Слово учителя
Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает
внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».
Что же такое толерантность?
Толерантность:
- Терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам;
- Стремление к полноценной реализации своих способностей;
- Умение понимать и познавать других людей;
- Устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.
Давайте обобщим слово толерантность в виде солнца
Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие по стране «Толерантность».Поможет
нам в этом волшебный паровозик. В добрый путь!
1.СТАНЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ АННАГРАМЫ»
Даны несколько качеств характера,но буквы переставлены местами. Раставьте их правильно.
ДИЕСЕМИЛО ИЗМЭГО
МАННОГУСТЬ НОРАВШИЕДУ
СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ СТЬОЛЗ
ЕИВТСВУЧОС ТЕРНЕПОМИСТЬ
АТОРБОД
ЖЕНУВАИЕ
СБИАМОЛЮЕ
-Только ли хорошие черты характера мы угадали?
-Можно ли бороться с плохими качествами?
-Может ли толерантный человек быть злым и эгоистичным?
Работа по группам
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
2.СТАНЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ»
Перед вами цветики-семицветики, но один из них разноцветный, а другой однотонный. Ваша задача: 1 вариант подбирает семь черт ,присущие толерантной личности, 2 группа – интолерантной личности.
Цветы на доске.
Оказывается, не только люди могут быть нетерпимы к друг другу,но и мыши.Не верите? Тогда мы переходим к следующей станции.
3.СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНАЯ»
Сказка о мышонке из книжонки
Этот мышонок всю свою жизнь прожил в тоненькой дешевенькой книжонке –знаете,из тех,где больше картинок,чем слов,да ите какие-то ненастоящие.Надоело мышонку жить в этой книжке, и решил он поменять квартиру-найти другую, где бумага была бы лучше на вкус и хотя бы пахла сыром. Собрал он все свои силенки и как прыгнет!.. Так он и оказался в настоящем мире, среди настоящих живых мышей.
<Скуаш! — сразу же испугался он, почуяв запах кошки.
-Что он сказал? — удивились мыши, услышав столь непонятный язык.
-Сплум, бах, плюм! — сказал мышонок, который умел говорить только на том нелепом языке, на котором делались подписи к рисункам в его книжонке.
-Наверное, он иностранец! — заметила одна старая корабельная мышь, которая, прежде чем уйти на пенсию, служила на Средиземном море. И она попыталась заговорить с ним по-английски. Но мышонок посмотрел на нее, ничего не помнимая , и сказал:
-Циип, фниш, броик.
Нет, это не англичанин, — заметила корабельная мышь.
-Тогда кто же?
-Пойди разбери кто!
|Так и прозвали мышонка — Пойди-Разбери — и относились. к нему как к деревенскому дурачку.
-Поиди-Разбери, — спрашивали его, — какой тебе сыр больше нравится — пармиджанс-
пошехонский?
-Спнипг, гронг, цицицаир, — отвечал мышонок из книжонки.
-Спокойной ночи! — смеялись мыши. А самые маленькие мышата вдобавок дергали его за
хвост - им хотелось послушать, как смешно он будет сердиться:
-Цооиг, сплаш, скуарр!
Однажды мыши отправились на мельницу, где лежало много мешков с белой и желтой мукой. Мыши прогрызли мешки и принялись уплетать муку. Только и слышно было, как они дружно щелкали зубами:
— Крак, крак, крак!
Впрочем, так делают все мыши на свете. Только мышонок из книжонки щелкал зубами совсем
по-другому:
— Крек, скрек, скерекек.
— Научись хотя бы есть, как порядочные люди, — проворчала старая корабельная мышь. — Будь ты на корабле, тебя за это давно бы уже выбросили в море. Неужели не понимаешь, что неприятно слушать твое чавканье?
— Кренг, — ответил мышонок из книжонки и снова забрался в мешок с мукой.
Корабельная мышь подала остальным мышам знак, и все они тихо-тихо удалились, покинув «иностранца» на произвол судьбы, уверенные, что он не найдет дорогу домой. Мышонок как ни в чем не бывало продолжал лакомиться мукой. А когда заметил наконец, что остался один, было уже слишком темно, чтобы возвращаться домой. И он решил провести ночь на мельнице. Он уже и задремал было, как вдруг в темноте вспыхнули два желтых семафора и послышались осторожные шаги четвероногого охотника. Это был кот! — Скуаш! — в ужасе воскликнул мышонок. — Граграньяу! — ответил ему кот. Он, оказывается, тоже был из книжки! И настоящие коты прогнали его, потому что он не умел правильно говорить «мяу».
Изгнанники обнялись, поклялись в вечной дружбе и всю ночь провели в разговорах на своем странном книжном языке. Они прекрасно понимали друг друга!
-За что нормальные мыши невзлюбили «мышонка из книжонки»?
-Почему мышонок и кот подружились? Как Вы думаете, изменился бы смысл сказки, если бы мышонок подружился с одиноким мышонком?
- О каких явлениях человеческой жизни говорится в этой сказке?
- Разберите эту сказку,спользуя приведенные выше термины.
Все люди на земле разные. Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (Ученики могут назвать: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и тд.).
А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (ответы учащихся). Думаю, ответ у всех один- нет. Хорошо или плохо, что все мы разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга, поэтому мы должны знать хотя бы некоторые национальные и культурные особенности.
3.СТАНЦИЯ «Обычаи и традиции народов мира»
1. Вы идете по улице Сеула, столицы Южной Кореи. Неожиданно Вас толкает какой-то прохожий вы оборачиваетесь и видите, что он негромко смеется. Как Вы поступите? Почему именно так?
2. Вы сидите в кафе в Софии (в Болгарии). К Вам подходит официантка и спрашивает, не принести ли Вам мороженое. Вы радостно киваете и ждете, однако мороженого все нет и нет. Раздованный, Вы идете узнать, в чем же дело. «Но Вы же отказались от мороженого», —говорит удивленная официантка. Что же произошло?
3. В Европе при встрече люди пожимают друг другу правые руки. А как, по-Вашему, пожимали друг ругу руки в Древнем Китае?
4. Вы приехали с родителями в Китай в гости к другу Вашего отца (китайцу). За обедом Вам вначале подали салаты и мясо с овощами и только в конце обеда — суп. Что Вы будете чувствоватъ? А что Вы подумаете о китайцах?
4.Одного европейского путешественника в Индии пригласили в гости. В семье был очень милый младенец, и путешественник поцеловал его в голову. Как Вы думаете, как отнеслись к этому родители ребенка?
5.На деловой встрече с японским бизнесменом европеец задумался и почесал себе голову.
После этого японец незаметно сменил тему беседы и постепенно прекратил разговор. Как
вы думаете, почему он так поступил?
6.Жители Ирана никогда не поинтересуются друг у друга, как поживают их родственники. Как вы думаете, почему?
Ответы
1.Наверное, лучше всего показать, что Вы не сердитесь и прощаете неловкого прохожего. Дело что негромкий смех в Корее означает смущение.
'2.Официантка права. В Болгарии кивок головой сверху вниз означает отрицание (в нашей культа покачивание головой из стороны в сторону).
3.При встрече древние китайцы пожимали руки сами себе — правой рукой жали левую. 4.Не нужно думать, что китайцы ничего не понимают в еде и обедах. В Китае именно такой порядок блюд считается традиционным и правильным.
5.Родители ребенка очень обиделись и испугались. Не нужно было целовать ребенка именно в голову. В Азии уверены, что там находится душа человека и поцелуй может оскорбить ее. она немедленно покинет тело.
6.Потирание головы кончиком среднего пальца воспринимается в Японии как обозначение обмана или плутовства.
7.В исламскихстранах личная жизнь — «строго охраняемая территория». Вопросы о семье недопустимы.
Культур на свете очень много. Если не знать их особенностей,можно совершить много ошибок,из-за этого даже начинались войны?Не лучше ли постараться распространить на все страны одну культуру?Каково ваше мнение?
В каждой культуре есть свои афоризмы. Мы попытаемся понять,что же они обозначают.
Работа с афоризмами
Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает.
Афоризмы для работы
1. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
2. "...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)
3. "Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)
4. "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
5. "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)
6. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
7. "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)
8. "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
III.Тестирование
А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.
Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"
1. Ким плохо одет...
! Это неважно.
? Ты подсмеиваешься над ним.
2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии...
! Ты говоришь, что он выглядит смешно.
? Ты просишь, чтобы он объяснил это.
3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
! Ты стремишься лучше узнать его.
? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
4. Пожилая женщина медленно идет…
? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
? Ты говоришь, что все девочки – нули.
! Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
? Ты говоришь, что все мальчики – нули.
! Ты разговариваешь с ним.
7. На твоих глазах на кого-то нападают...
! Ты пытаешься защитить его.
? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
8. К тебе подходит ребенок-инвалид...
! Ты естественным образом разговариваешь с ним.
? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
Дети считают.
– Если восклицательные знаки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7 восклицательных знаков- ты не очень толерантен. чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 восклицательных знаков- ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Таким образом, мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Тезисы:
- Мы не можем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.
- Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Важно не то, что мы говорим и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».
Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...
ПРОГРАММА"Толерантный Я в толерантном мире" 5-6 класс
Задачами программы "Толерантный Я в толерантном мире"для 5-6 классов выступают - воспитание у младших подростков миролюбия,признания и уважения других людей, формирование ...
Игровая программа «У зимних ворот, игровой хоровод»
Конкурсная программа для старшеклассников перед новогодней дискотекой....
Применение мультимедийного игрового поля для проведения познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны».
Особенностью данной познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны» является использование игрового поля, с...
Сценарий игровой программы "Час толерантности".
Сценарий ко Дню толерантности....
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «Толерантность» (для детей 7-11 лет)
Цель: Формирование толерантного отношения у учащихся к людям другой национальности.Задачи: Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.Разв...
Игровая программа по воспитанию общечеловеческих ценностей "Страна толерантности" (квест-игра)
Игровая программа по воспитанию общечеловеческих ценностей "Страна толерантности" (квест-игра)...