ПРОГРАММА"Толерантный Я в толерантном мире" 5-6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Задачами программы "Толерантный Я в толерантном мире"для 5-6 классов выступают - воспитание у младших подростков миролюбия,признания и уважения других людей, формирование уважения к себе, к другим людяи и их культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_tolerantnyy_ya_v_tolerantnom_mire.docx | 53.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №511
Пушкинского района города Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА
«Толерантный Я в толерантном мире»
воспитание толерантных отношений у младших подростков
5-6 класс
Составитель:
Тимина Любовь Ивановна –
социальный педагог
ГБОУ СОШ № 511
Санкт-Петербург
2014
Содержание:
- Паспорт Программы
- Пояснительная записка……………………………………
- Основная часть …………………………………………..
- Календарно-тематическое планирование………………
- Методическое обеспечение …………………..
- Методические рекомендации классным руководителям по формированию толерантных отношений младших подростков….
- Список литературы
- Приложения
- Паспорт программы
Наименование Программы | «Толерантный Я – в толерантном мире» (воспитание толерантных отношений у младших подростков) |
Дата утверждения Программы | 12.09.2014 |
Разработчики Программы | Тимина Любовь Ивановна, социальный педагог |
Основание для разработки Программы |
|
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2014-2016 учебный год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, их социальная эффективность |
|
Участники реализации Программы | Младшие подростки школы, администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы ОДОД, педагоги-психологи школы, библиотекарь, родители. |
Управление, контроль | Мониторинг школы |
Формы и методы реализации Программы | Групповые и индивидуальные занятия, беседы, акции, экскурсии, родительские собрания. |
Ресурсное обеспечение Программы | Бюджет школы |
- Пояснительная записка
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества – так сказано в Декларации принципов толерантности [16]. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть в другом человеке именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Актуальность данной Программы обусловлена требованиями к личностным образовательным результатам, установленными ФГОС. В Стандарте определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, доброжелательность, терпимость, ответственность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность.
Актуальность постановки и решения задачи воспитания подрастающего поколения в духе толерантности как одного из ведущих гражданских качеств личности является важнейшей целью воспитания личности школьников. На современном этапе развития общества любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, так и в сфере образования. В отношениях между людьми растут отчуждение, черствость, нередко проявляется агрессия.
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью способности к комуникации. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Основой успешности процесса воспитания толерантных отношений у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Формирование толерантности требует построения воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантное поведение) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
В процессе воспитания толерантных отношений у младших подростков необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка.
Диалогизация образовательного процесса и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципов воспитания толерантных отношений у младших подростков. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетными взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-семья, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура. Важно побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.
Представленная программа направлена на воспитание миролюбия; готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения; принятия и понимания других людей у младших подростков в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Участниками программы являются младшие подростки школы, их родители, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, библиотекарь.
Концептуальная основа программы
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования прописаны основные виды деятельности, которыми должен овладеть школьник и определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое [45]. В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, доброжелательность, терпимость, ответственность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность,
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960;
- Основная образовательная программа общего образования ГБОУ СОШ № 511.
При формировании и развитии толерантных отношений у младших подростков социальному педагогу необходимо опираться на положительный социальный и личный опыт ребенка, учитывать индивидуальные психические особенности, использовать социально-психологические методы и приемы работы, способствовать созданию в школе соответствующей воспитательной атмосферы, которая предполагает: уважение инаковости другого, уважение меньшинства большинством, соблюдение прав личности каждого, ответственность этой личности перед другими, а так же опираться на возможности и уровень социальной среды, интегрировать микросреду в воспитательный процесс.
- Основная часть.
Цель Программы – воспитание толерантных отношений у младших подростков, воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, состояния здоровья, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Задачи:
- воспитание у младших подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
- воспитание умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
- развитие способности предупреждения конфликтов ненасильственными методами;
- овладение младшими подростками нравственными знаниями; перевод этих знаний в убеждения и реальные действия;
- формирование спокойного, уважительного отношения к окружающим людям (одноклассникам, учителям, родителям), к людям другой национальности;
- глубокое ознакомление учащихся с историей и культурой своей малой родины, своей страны, с историей и культурой народов мира.
Условия реализации программы:
- комплексная диагностика причин и условий, способствующих формированию толерантных отношений учащихся;
- социально-педагогическое партнерство с родителями и общественными организациями для привлечения детей во внеурочную деятельность;
- формирование у младших подростков мотивации для участия в мероприятиях по воспитанию толерантных отношений.
Специалисты, привлекаемые к реализации программы в образовательной организации:
- классные руководители;
- педагоги ОДОД;
- педагог-психолог;
- библиотекарь.
Предполагаемый результат по ФГОС основного образования:
а) предметный:
- изучение правил безопасного поведения и эффективного межличностного взаимодействия не только в классе, но и в социально значимых группах;
- восстановление в школьной среде национальных традиций российской культуры;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве школы;
б) метапредметный:
- освоение приемов эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, базовых навыков общения;
в) личностный:
- развитие позитивных качеств личности подростков: уверенности в своих силах, доброжелательности, терпимости, умения сотрудничать, работать над собой, рефлексировать;
- формирование личной и взаимной ответственности;
- формирование уважения к себе и другим людям;
- обучение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
Формы подведения итогов реализации Программы - круглый стол «Толерантный Я в толерантном мире» с участием учащихся 5-6-х классов, педагогов, родителей, специалистов, привлекаемых к реализации Программы.
- Календарно-тематическое планирование
Программа рассчитана на обучающихся 5-х-6-х классов в возрасте 11-12 лет. Занятия проводятся раз в неделю на классных часах. Данная Программа опирается на приоритетные для ГБОУ СОШ №511 технологии: 1) метод проектов; 2) личностно-ориентированные технологии; 3) развития критического мышления 4) технологии здоровьесберегающие; 5) информационные технологии. В основе занятий лежат следующие принципы:
- этичное отношение к личности;
- эмпатическое понимание мира подростка;
- конструктивное общение;
- интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
- конфиденциальность;
- диалогичность и рефлексия;
- добровольность.
Тематический план занятий с учащимися 5-6-х классов
№№ | Тема занятия | Цель, задачи, направленность | Сроки проведения |
Добро и зло. | Подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных категорий «Добро», «Зло» . Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях. | сентябрь | |
Добрые отношения с другими людьми. | Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия. адекватного межличностного восприятия. | октябрь | |
Справедливость и сопереживание | Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия. | ноябрь | |
Честность и лживость. | Разбор содержательной стороны понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых взаимоотношениях. | декабрь | |
Уважение к людям. | Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения/ неуважения людей к нам. | январь | |
Жизненные ценности людей. Толерантность. | Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы. | февраль - март | |
Я и группа. Индивидуальные особенности личности. | Понятие «индивидуальные особенности» и терпимое отношение к индивидуальности окружающих. | апрель | |
Что такое толерантность? | Ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на национальность, образ жизни, предпочтения в одежде, религию, культуру. | ноябрь | |
Толерантность к другим. Толерантное общение. | Воспитание толерантного отношения к окружающим. Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми. | апрель-май |
Критериями оценки эффективности реализации программы является повышение уровня усвоения нравственных категорий и уровня проявления толерантности у учащихся. Для этого подобран соответствующий диагностический инструментарий (см. Приложение 1, Приложение 2).
Календарно – тематическое планирование мероприятий
с учащимися и родителями
№ п.п. | Мероприятия | Сроки проведения | Привлекаемые специалисты |
1. 2. 3. 4. | Классный час «Трагедия Беслана в наших сердцах». Изготовление плакатов, лозунгов, журавликов. Родительское собрание «Воспитание нравственности». Срез толерантности/интолерантности личности. | сентябрь | классный руководитель педагог-психолог |
5. 6. 7. 8. 9. | Классный час: «Расы, народы, нации». Диспут: «Умение слушать и слышать другого. Я и ты». Родительское собрание «Воспитывать доброту». “Уроки добра ко Дню пожилого человека»: «Купоны доброты», «Птицы на деревьях». Операция «Милосердие». | октябрь | классный руководитель педагог-организатор род. комитет |
10. 11. 12. 13. | Классный час «На чём основано взаимопонимание?». Видео-урок «Мир непохожих. Мир тишины». “Уроки добра»: «Бережное обращение», «Национальный этикет», «Моя мама лучшая на свете…». Классный час: «Кухни народов России и мира». «Делами добрыми едины!». | ноябрь | библиотекари школы; педагог-психолог педагоги ОДОД |
14. 15. 16. 17. 18. | Классный час – диспут «Что такое сотрудничество? Я и мы». Психологическая игра «Как научиться прощать?». Просмотр художественного фильма «Гарри Поттер и философский камень» с последующим обсуждением. Новогодний праздник «Как празднуют Новый год в разных странах» (совместно с родителями). Конкурс рисунков «Мир – основа жизни на земле». | декабрь | педагоги ОДОД библиотекари школы род. комитет |
19. 20. 21. 22. | Клуб интересных встреч «Встреча с семьёй одноклассника». “Уроки добра»: «Дань природе», «Ты заболел?», «Цепочка спасения». Конкурсно-интеллектуальная игра «Права одни для всех». Классный час, посвященный Дню международных объятий. | январь | род. комитет классный руководитель педагог-психолог |
23. 24. 25. 26. | Познавательная программа «Путешествие в … - праздники детей в разных странах». Родительское собрание: «Роль семьи и школы в воспитании детей» (ознакомление с законодательством РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной розни). Беседа «Время милосердия, доброты и всепрощения». Книжная выставка «Отчизну грудью заслоняем». | февраль | Социальный педагог педагог-психолог педагоги ОДОД библиотека школы |
27. 28. 29. | Круглый стол: «Толерантное поведение – бесконфликтное общество». Классный час «Самое нежное слово на свете». Видео-урок «Толерантность в картинках». | март | социальный педагог педагог-психолог |
30. 31. 32. 33. | Игровая программа «Космический марафон». Проект «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем!». Классный час «Движение к взаимопониманию». День семейного общения: «Взаимная любовь, взаимные обязанности» - круглый стол. | апрель | род. комитет педагоги ОДОД классные руководители |
34. 35. 36. 37. 38. | Акция «Подарок-поздравление ветеранам ВОВ». Конкурс рисунков на асфальте «Все дети – за мир на Земле!». Конкурс рисунков: « Мы разные, но мы вместе!». Срез толерантности/интолерантности класса (итоговое тестирование). Круглый стол: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» (итоговая встреча с участием родителей). | май | классные руководители социальный педагог педагог-психолог родительский комитет |
- Методическое обеспечение Программы
Программа может быть реализована при помощи следующих форм и методов:
- беседы, классные часы;
- игры;
- демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением;
- встречи с интересными людьми, представителями иных культур;
- посещение музеев, театров, выставок;
- организация внеклассных мероприятий (постановка спектаклей, викторин, ток-шоу и т.д.);
- организация детских выставок;
- экскурсии;
- участие в общешкольных мероприятиях;
- чтение и обсуждение книг;
- родительские собрания.
Три группы социально-психологических приемов по воспитанию толерантных отношений учащихся:
1. Приемы организации деятельности детей в классе.
Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в ее процессе взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что не всегда общественное мнение может быть правильным. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
2. Приемы организации диалоговой рефлексии учащихся. Диалоговая рефлексия – это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющемуся в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантных отношений у младших подростков можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком:
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
3. Приемы, связанные с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.
Описанные приемы могут применяться педагогом, как в группе, так и в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции педагога по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.
Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения:
– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
– педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства);
– религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам).
- Методические рекомендации классным руководителям по формированию толерантных отношений младших подростков
При проведении мероприятий по воспитанию толерантных отношений младших подростков необходимо учитывать:
а) Психологические характеристики подросткового возраста:
- «Чувство взрослости» - не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое проявляется в потребности в равноправии, уважении и самостоятельности; в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этим требованием, неудовлетворенность данной потребности обостряют негативные черты кризиса подросткового возраста.
- «Чувство к фантазированию» - некритическому планированию своего будущего. Для подростка становится второстепенным, каким будет результат действия, на первый план выступает собственный авторский замысел.
- «Стремление экспериментировать» - используя свои возможности.
Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью.
б) Психолого-педагогические особенности младших подростков: обусловлены физиологическими процессами (начало этапа полового созревания), изменением школьного статуса (ученики перешли на следующую ступень обучения):
- замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы школьнику теперь требуется больше времени;
- дети часто отвлекаются;
- неадекватно реагируют на замечания, могут вести себя вызывающе, раздражительны, капризны, их настроение часто меняется;
- учебная деятельность не является ведущей.
в) Педагогические опасности в работе с младшими подростками:
- неоправданные требования, которые начинают предъявлять к подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах;
- тенденция «перегрузки» младших подростков новыми понятиями;
- высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях выбора индивидуальных образовательных внеурочных траекторий, иногда не учитывает возрастные особенности школьников и угрожает эмоциональному благополучию обучающихся.
г) Культурную и этническую среду воспитания ребенка.
- Список литературы:
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
- Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005. – 120с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
- Закон РФ № 273 «Об образовании»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6
- Основная образовательная программа общего образования ГБОУ СОШ № 511.
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960.
- Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.
- Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.
- Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001, №2 С11-25.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования")
- Приложения
Приложение 1.
Уважаемый шестиклассник!
Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения. Эти данные помогут нам для улучшения взаимоотношений между обучающимися вашего класса и в школе в целом.
№ | Утверждение | Нет | Скорее не согласен | Да | Скорее согласен |
1. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||
2. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||
3. | Если друг предал, надо отомстить ему | ||||
4. | К мигрантам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||
5. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||
6. | Бомжи сами виноваты в своих проблемах | ||||
7. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||
8. | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||
9. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||
10. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||
11. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||
13. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||
14. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||
15. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | ||||
16. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||
17. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||
18. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||
19. | Беспорядок меня очень раздражает | ||||
20. | Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||
21. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Приложение 2.
Анкета диагностики интолерантности учащихся 5-6х классов
№ | Вопросы | Да | Нет | Не знаю |
1. | Если одноклассник случайно меня ударит, то я не дам ему «сдачу» | |||
2. | Когда меня кто-то обидит, я не отвечу ему «нехорошим» словом | |||
3. | Я всегда защищаю того, кто слабее меня | |||
4. | Мне нравится дарить подарки моим друзьям и одноклассникам | |||
5. | Я дружу со всеми своими одноклассниками | |||
6. | Бабушкам и мамам я стараюсь уступать место в транспорте | |||
7. | Я не буду показывать пальцем и смеяться над больным человеком | |||
8. | Мне жаль бездомных кошек и собак | |||
9. | Я не бросаю фантики от конфет и мороженого на улице | |||
10. | Я играю как с мальчиками, так и с девочками | |||
11. | Я понимаю, что надо помогать отстающим ученикам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"
Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху" реализуется в классах, где в основном обучаются дети из ближнего и дальнего зарубежья. Основа воспитательно процесса- формирование...
Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».
Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя творческой, самобытной ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».
Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя творческой, самобытной ...
Программа по развитию толерантных способов поведения
Цель программы: развитие толерантных способов поведения у первоклассников в период адаптации к школе.Предлагаемый практикум включает систему занятий, где в форме игры обучающийся апробирует способы то...
Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов
Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...
Тема: Толерантность Урок в 7 классе (по курсу Всероссийской образовательной-программы «Мой выбор»)
.Пояснительная запискаДанный урок проводится в рамках курса Обществознание, по Всероссийской программе «Мой выбор».Целевое назначение его: научить учащихся путем открытого и гласного обмен...