Программа "Толерантность"
методическая разработка (10 класс) на тему
В помощь классному руководителю по формированию межличностных отношений подростков, основанных на уважении достоипства каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/tyurina-antonina-vasilevna-толерантность | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Школа толерантности»
(школа взаимопонимания)
Разработала Тюрина А.В.
Цель: укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к этому понятию как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
- развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
- развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
- развитие способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
- внедрение новых методик, форм и приемов работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.
Работа с учащимися | Работа с педагогическим коллективом | Работа с родителями |
Сентябрь «Я – свободный человек». | ||
Анкетирование «Черты толерантной личности». Конкурс рисунков «Россия – Родина моя». | Заседание МО классных руководителей по проблеме «Школа толерантности. Концепция, методика, содержание». Формирование проблемной группы учителей для внедрения методик школы толерантности в УВП школы. | Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (5-7 кл.). Родительское собрание «Свобода выбора будущего». |
Октябрь «Я – любознательный человек». | ||
День ученического самоуправления. Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов. | Анкетирование учителей «Черты толерантной личности». Совещание при заместителе директора по ВР (обзор литературы по проблеме толерантности). | Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (8-9 кл.). |
Ноябрь «Я – ответственный человек». | ||
Международный день толерантности. Беседы: «Толерантность – это гармония в многообразии, проявление человеческой индивидуальности, принятие и понимание многообразия культур нашего мира». | Научно-практический семинар «Этика школьной жизни». Педсовет «Воспитательная система класса». Публичные лекции по теме. | Родительские собрания «Поговорим о правах ребенка», «Роль родителей в формировании школы толерантности». |
Декабрь «Я - культурный человек». | ||
Урок культуры «Я – уважаю разнообразие культуры народов России». Викторина о правах человека ко дню принятия Всеобщей декларации прав человека. | Информационно-методический день. | Родительское собрание «Права ребенка и права человека». |
Январь «»Я – чуткий человек». | ||
Акции «Письмо солдату», «Помоги ребенку». | Научно-практический семинар «Личность преподавателя. Оценка и самооценка». Открытый урок по литературе и праву по произведению Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». | Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (10-11 кл.). |
Февраль «Я – гордый человек». | ||
Классные часы «Я – гражданин России», «Горжусь собой, своей семьей, своей страной», «Учись говорить «нет!» | Научно-практический семинар «Конфликт в классе» (ролевые игры и упражнения). | Просмотр фильма «Легче потушить спичку, чем горящий дом»(7 кл.). Встреча с врачом-наркологом. |
Март «Я – веселый человек». | ||
Конкурс семейных газет. | Научно-практический семинар «Новые технологии. Дебаты». | Конкурс семейных газет. Вечера «Дружная семейка». |
Апрель «Я – добрый человек». | ||
Диспуты «Кого можно назвать добрым человеком?» Конкурс сочинений «Добро и зло во мне и вокруг меня». | Неделя открытых уроков молодых учителей. | Родительские собрания. «Добрая школа. Что это значит?» |
Темы классных часов
и внеклассных мероприятий для учащихся 9-11 классов по программе «Школа толерантности».
9 класс
Занятия 1-2. Мини-опрос «Права человека»
Цель: подвести к существованию проблемы прав человека, показать уровень информированности по данной проблеме.
Ребята приобретают опыт формулирования вопросов по проблеме прав человека, опроса или анкетирования населения, анализа полученных результатов и составления красочных графиков, которые могут стать достоянием всех учеников школы.
Занятие 3. Права человека – это...
Цель: познакомить с развитием проблемы прав человека и развить уважение к правам человека и основным свободам.
Занятие 4. Упражнение «Кто Я?»
Цель: способствовать развитию абстрактного мышления, активизировать духовные силы старшеклассника для создания идеального представления: кто есть «Я»? что есть жизнь, которая достойна моего «Я»?
Занятие 5. Что такое толерантность?
Цель: подвести участников к более глубокому пониманию понятия «толерантность».
Занятие 6. «Дерево жизни».
Цель: дать возможность детям осознать ценность каждой личности, похожесть и индивидуальность каждого, что помогает делать мир содержательнее, ярче, богаче.
Занятие 7 – 8. Семь направлений обучения толерантности.
Цель: подсказать и продемонстрировать подход, который оправдал себя при обучении толерантности: активный процесс обучения, при котором поведение, навыки и способности реально осуществляются по мере обучения им.
10 класс
Занятие 9 - 10. «Инакость».
Цель: осознать одиночество как момент изоляции внутренней жизни человека, как разорванность связей с людьми, помочь осмыслить причины такого разрыва.
Занятие 11. «Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?»
Цель: перейти от анализа причин явления как такового к индивидуальным действиям участникам занятия, направленным для решения этой конкретной проблемы.
Занятие 12. Вынужденная посадка на планету «Мобиус».
Цель: посредством игры помочь ребятам прийти к общему решению, проявить терпимость, толерантность.
Занятие 13. Мои «За» и «Против».
Цель: используя известные афоризмы, помочь учащимся выработать собственное мнение, учить их критически мыслить, уметь высказать и отстоять свою позицию, а также приходить к компромиссу.
Занятие 14. «Родители-дети. Дети-родители».
Цель: помочь детям и родителям посмотреть на вечную проблему «отцов и детей» глазами друг друга, подвести обе стороны к выводу о возможности и необходимости нахождения компромиссов в спорных вопросах.
Занятие 15 – 16. Конфликт, пути выхода из конфликта.
Цель: рассмотреть социально-психологический феномен конфликта, наметить возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.
11 класс
Занятие 17 – 18. «Разные и другие». Урок о национальных меньшинствах.
Цель: показать учащимся многообразие культур, обычаев и традиций разных народов, населяющих наш регион.
Занятие 19. Формирование критического мышления. «Да» и «Нет».
Цель: формирование субъектности подрастающей личности как способности осознавать себя носителем воли, сознания, отношения.
Занятие 20. «Если бы я была мальчиком (для девочек)...» и «Если бы я был девочкой (для мальчиков)...»
Цель: помочь осознать специфику предназначения мужчины и женщины в обществе, специфику их восприятия жизни, характера их деятельности, помочь осознать трудность каждой роли, сформировать основу для понимания и сочувствия.
Занятие 21 – 22. «Очеловечить человечка» – человек XXI века.
Цель: формирование жизненной позиции, осмысление назначения человека, смысла его бытия.
Занятия 23 – 24. Итоговые занятия.