программа толерантности "Содружество"
методическая разработка (9 класс) по теме
Программа укрепления толерантности и профилактики экстремизма среди обучающихся 5-9 классов. Программа «Содружество»
Цель программы:Создание условий для развития межкультурных и межэтнических отношений у обучающихся на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия. В программе определены направления, к каждому направлению подобраны мероприятия, прописаны цели, задачи и ожидаемый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование документа | Программа укрепления толерантности и профилактики экстремизма среди обучающихся 5-9 классов. Программа «Содружество» |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№14» |
Контактные данные образовательного учреждения | 628305 ХМАО -Югра, Тюменская область г. Нефтеюганск, 11 «Б» микрорайон, ул. Центральная, здание 18, тел.:8(3463)234272, 233277, 234832 |
Цель программы | Создание условий для развития межкультурных и межэтнических отношений у обучающихся на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия. |
Задачи Программы | 1.Способствовать организации социальной практики обучающихся с целью разрешения конфликтов в повседневной жизни нравственными и правовыми способами 2. Способствовать нахождению эффективных форм, методов, приемов и средств формирования толерантных качеств личности: доверия, сочувствия, сопереживания, открытости и т.д. 3.Способствовать укреплению толерантности и профилактики экстремизма среди обучающихся. 4. Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям. 5. Способствовать организации эффективного взаимодействия школы с учреждениями культуры, общественными организациями, в воспитании толерантности у обучающихся. |
Разработчик Программы | Заместитель директора по воспитательной работе – Донская Ольга Демьяновна |
Учредители Программы | Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№14» |
Вид Программы | Целевая |
Ожидаемые результаты | 1.У большинства обучающихся сформирована способность, понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, умение предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем. 2.Определены и апробированы эффективные формы, методы, приемы и средства формирования толерантных качеств личности. 3.У большинства обучающихся сформировано уважительное отношение к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям; 4.Достигнуто взаимодействие школы с учреждениями культуры, общественными организациями основы в решении задач толерантного воспитания обучающихся; 5.Увеличилось число общественных воспитателей (наставников) за подростками, состоящими на различных видах профилактического учета, склонными к противоправным действиям экстремистского характера |
Сроки реализации | 5 лет |
Источники финансирования Программы | Бюджет образовательного учреждения, спонсорская помощь |
Законодательная база для разработки Программы | Конвенция о правах ребёнка Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО Семейный кодекс РФ Федеральный государственный стандарт общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- Стандарты второго поколения Конституция Российской Федерации Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Законы ХМАО: «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе»,«О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи». Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» 13. Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа Устав школы. Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№14» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории Югры проживают представители более 124 национальностей. Согласно сведениям Управления министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в округе осуществляют деятельность 1007 общественных объединений, в том числе 74 общественных организации по национальному признаку, из них к основным относятся татарские и русские - по 9, азербайджанские - 8, чеченские - 6, украинские - 4, армянские и узбекские - по 3, киргизские - 2, кумыкская, осетинская, езидская - по 1, дагестанские - 6, в состав которой входят ногайская и таджикская. В Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организации, из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви, 27 мусульманских организаций и 52 религиозных объединения различных направлений протестантизма. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России. Усилились миграционные потоки в округ. В условиях увеличения потока в округ мигрантов, правоохранительным органам удается не допустить рост числа совершенных ими противоправных деяний.(из Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма,
гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление
толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы»).
На фоне мирового экономического кризиса в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и в том числе г.Нефтеюганск усилились миграционные потоки.
Так в МБОУ «СОШ№14» за последние годы национальный состав обучающихся стал меняться, прослеживается увеличилось количество обучающихся следующих национальностей: татар, азербайджанцев, таджиков, узбеков, кумыков, башкир, чеченцев. Украинцев, чувашей, уменьшилось по сравнению с предыдущими годами, а количество лезгинцев, ногайцев, марийцев осталось без изменений.
Рейтинг национальностей в общеобразовательном учреждении представлен в таблице 1.
За последние два года возросло число кумыков, они на 2 месте по школе, это объясняется сравнительно дешевым жильем в микрорайоне школы.
Часто это семьи с малым достатком, проживающие в микрорайоне, который является в большей части неблагоустроенным частным сектором. В городе микрорайон является, удаленным от центра, состоящим из временного жилья: балки, вагончики и др.. В общеобразовательном учреждении всего 559 обучающихся, из них опекаемых 1,9%; неблагополучных семей 2,6%; многодетных семей 19,7%; малообеспеченных семей 23,4%; семей мигрантов 3,4%; обучающихся отнесённых к «группе риска» 22,6%; состоящих на всех видах учёта 10,4%; проживающих в частном неблагоустроенном секторе 48,5%; совершивших правонарушения за 2010-2011 год 0,3%, за 2011-2012 год 2,11%.
Сложность общения с родителями и обучающимися состоит в том, что дома говорят на родном языке, есть родители, которые не владеют русским языком, и дети являются переводчиками при посещении родителями школы, что составляет 15% от общего числа родителей.
Рейтинг национальностей по ступеням
Начальная школа | 5-8 классы | 9-11 классы | |
1м | Русские – 41% | Русские – 38% | Русские – 41% |
2м | Кумыки-15% | Кумыки – 14% | Кумыки – 14% |
3м | Татары – 9% | Татары – 12% | Татары – 13% |
4м | Украинцы , таджики – 6% | Азербайджанцы, украинцы – 9,5% | Азербайджанцы, украинцы – 6% |
Таблица 1.
Школа в микрорайоне является одним из двух социальных центров, формирующим позитивное отношение к жизни, предоставляющим возможность подросткам раскрыть свои способности и удовлетворить социальные потребности, получить знания о межэтнических и межкультурных отношениях, а также в процессе обучения развить и укрепить их.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных изменений наиболее уязвима с экономической и социальной точек зрения. Увеличивается число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
Программа «Содружество» МБОУ «СОШ№14» на 2012-2017 направлена, на создание условий для развития межкультурных и межэтнических отношений у обучающихся на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Программа реализуется совместными усилиями педагогического коллектива с привлечением расположенных в г. Нефтеюганске, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений.
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
1.1 Цель:
Создание условий для развития межкультурных и межэтнических отношений у обучающихся на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
1.2 Задачи Программы:
1.Способствовать организации социальной практики обучающихся с целью разрешения конфликтов в повседневной жизни нравственными и правовыми способами
2. Способствовать нахождению эффективных форм, методов, приемов и средств формирования толерантных качеств личности: доверия, сочувствия, сопереживания, открытости и т.д.
3.Способствовать укреплению толерантности и профилактики экстремизма среди обучающихся.
4. Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
5. Способствовать организации эффективного взаимодействия школы с учреждениями культуры, общественными организациями, в воспитании толерантности у обучающихся.
1.3 Принципы программы:
Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.
Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.
Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие обучающихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками.
Принцип воспитания в коллективе- воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее обучающемуся положительный опыт социальной жизни.
1.4. Ожидаемые результаты реализации Программы:
1.У большинства обучающихся сформирована способность, понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, умение предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.
2.Определены и апробированы эффективные формы, методы, приемы и средства формирования толерантных качеств личности.
3.У большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
4.Достигнуто взаимодействие школы с учреждениями культуры, общественными организациями основы в решении задач толерантного воспитания обучающихся.
5.Увеличилось число общественных воспитателей (наставников) за подростками, состоящими на различных видах профилактического учета, склонными к противоправным действиям экстремистского характера.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа нацелена на комплексное решение вопросов по созданию условий для развития межкультурных и межэтнических отношений у обучающихся 5-9 классов, обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы.
Программа «Содружество» действует в течение пяти лет. Задачи, которые необходимо решать в ходе работы, включают различные направления деятельности и соответствующие мероприятия. Реализация данной программы позволяет развить навыки разрешения конфликтов в повседневной жизни нравственными и правовыми способами, способствовать укреплению толерантности и профилактики экстремизма в среди обучающихся. Исходя из принципов программы, комплекс мероприятий дифференцирован с учетом личностного подхода.
2.1. В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:
- беседы;
- тематические классные часы;
- круглые столы;
- экскурсии;
- индивидуальные консультации для детей и родителей;
- групповые занятия с родителями и детьми;
- формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
- тренинги для детей, тренинги для родителей;
- групповые занятия;
- ролевые игры;
- практикумы;
- лекции информационно-просветительские для родителей;
- анкетирование обучающихся, родителей;
- индивидуальные и семейные консультации по запросам;
- юридические консультации в целях социально-правовой помощи;
- консультации, лекции, тренинги, семинары;
- форумы;
- акции;
- рейды;
- социальный проект;
- школьные конкурсы;
22 пропаганда через листовки, школьное ТВ, видеоролики.
2.2.В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- проблемно-поисковые.
2.3. Основные направления реализации программы обеспечиваются выполнением мероприятий, определяются ее целями и задачами и включают в себя:
- Духовно – нравственное воспитание;
- Гражданско-патриотическое воспитание;
- Спортивно-оздоровительное воспитание;
- Художественно- эстетическое воспитание;
- Общественно - полезная (социальная) деятельность.
2.3.1. Духовно-нравственное воспитание
Цель: создание условий для развития у обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств, и воспитания толерантности.
Задачи по направлению: «Духовно – нравственное воспитание»
1.развивать у обучающихся представления о нравственных ценностях,
2.формировать у педагогов навыки воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной окружной среде, идеологии и культуре толерантности.
3.способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
2.3.2. Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: создание условий для воспитания у обучающихся основ гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи по направлению: «Гражданско-патриотическое воспитание»:
- Развить у обучающихся знания о символах государства – флаге, гербе, России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- способствовать развитию у обучающихся знаний о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах; о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- способствовать вовлечению обучающихся в работу органов школьного соуправления школьного государства «Уникум»;
- развить знания о правах и обязанностях гражданина России у обучающихся;
2.3.3.Спортивно-оздоровительное воспитание.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи по направлению «Спортивно-оздоровительное воспитание»:
- способствовать актуализации потребности обучающихся в хорошем здоровье, физическом благополучии как средства достижения жизненно важных ценностей;
- вовлечь максимальное количество обучающихся 5-9 классов в спортивные соревнования национальные игры;
- способствовать формированию у обучающихся знаний о международных спортивных событиях, о национальных видах спорта и т.д.
2.3.4. Художественно - эстетическое воспитание
Цель: создание условий для самореализации школьников в различных видах творческой деятельности.
Задачи по направлению: «Художественно- эстетическое воспитание»
1. прививать интерес к искусству, литературе, музыке народов мира, коренных народов ХМАО;
2.реализовывать индивидуальные задатки и способности обучающихся разных национальностей в области художественного творчества.
- Общественно - полезная (социальная) деятельность
Цель: создание условий для осуществления практической деятельности учащихся, направленной на приобретение социальных навыков.
Задачи по направлению «Общественно - полезная (социальная) деятельность»
1. сформировать систему мотивов на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений
2.организовать общественно- полезную социальную деятельность;
3.создать отношения партнерства и сотрудничества между обучающимися разных национальностей в ходе осуществления общественно- полезной деятельности;
4.формировать гуманистическое отношение к миру.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятие | Цели | Сроки исполнения | Ожидаемый результат |
Духовно-нравственное воспитание | |||
День знаний. Праздник 1-го звонка. | Создание условий для формирования у обучающихся правил поведения в школе, на уроке. | Сентябрь Ежегодно в течение реализации программы | Будут разработаны сценарий торжественной линейки, планы-конспекты классных часов, памятки для учащихся, для родителей. |
Экскурсия «Нефтеюганск многонациональный» | Создание условий для формирования у обучающихся исторической памяти. | Октябрь Ежегодно в течение реализации программы | Будут разработаны экскурсии, проекты по историческим местам города. Проявление обучающимися заботливого отношения к истории города, округа, гордости за свой край. |
День Матери | Создание условий для формирования у обучающихся заботливого отношения к матери. | Ноябрь Ежегодно в течение реализации программы | Проявление обучающимися заботливого отношения к мамам разных национальностей, проявление творческих способностей. |
Неделя толерантности | Изучение национальных культур и соблюдение национальных традиций | Ноябрь Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся ознакомлены с национальными традициями |
Путешествие по республике детства станция «Единство» | Создание условий для формирования у обучающихся правил и культуры поведения при проведении массовых мероприятий. | Декабрь Ежегодно в течение реализации программы | Проявление обучающимися культуры поведения, коммуникативных качеств, толерантности при проведении игры. |
Масленица «Где тепло там и добро» | Создание условий для формирования у обучающихся правил поведения при проведении массовых мероприятий, ценностного отношения к народным традициям. | Февраль Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся ознакомлены с народными традициями |
Праздник «Навруз или Солнечный новый год» | Создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к народным традициям | Март Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся ознакомлены с народными традициями |
Праздник «Ученик года» | Создание условий для формирования у обучающихся чувства уважения, гордости за свою школу, своих товарищей | Май Ежегодно в течение реализации программы | Будут разработаны сценарий праздника, подготовлены грамоты, названы 14 лучших учеников 14 школы, определён «Лучший ученик» |
Церемония награждения премией «Последний звонок» | Создание условий для формирования у обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств. | Май Ежегодно в течение реализации программы | Будут разработаны сценарий праздника, подготовлены статуэтки премии, определены номинанты, |
Гражданско-патриотическое воспитание. | |||
Выборы президента школьного государства «Уникум» | Дать в форме игры представления обучающимся о правах и обязанностях гражданина России, о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах | октябрь Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформированы представления о правах и обязанностях гражданина России, о политическом устройстве российского государства, о существовании важнейших законах |
День народного единства Акция «Согласия и примирения» | Создание условий для формирования знаний о национальных героях и важнейших событиях истории России; | Ноябрь Ежегодно в течение реализации программы | Сформированы знания о национальных героях Отечества и об истории возникновения праздника День народного единства. |
Традиционная встреча с городским хором «Ветеран» | Способствовать формированию у обучающихся уважения к пожилым людям, героям войны, труда. | Февраль Ежегодно в день «Сталинградской битвы» течение реализации программы | У большинства обучающихся сформированы уважение к ветеранам войны, труженикам тыла, подготовлен фотоальбом для хора «Страницы дружбы», обновлён сайт хора. |
Смотр строя и песни | Способствовать формированию у обучающихся уважения к защитникам Родины. | Февраль Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформировано уважение к защитникам Родины. |
Путешествие по республике детства станция «Игры народов мира» | Способствовать формированию у обучающихся знаний, навыков и умений об играх народов мира. | Апрель Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформированы знания, навыки, умения об играх народов мира. |
Единый урок мужества. | Способствовать формированию патриотических качеств: любви к Родине, гордости за своё Отечество. | Май Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформированы любовь к Родине, гордость за героев Отечества, уважение к памяти павших в годы Великой Отечественной войны. |
Спортивно-оздоровительное воспитание | |||
Спортивно-туристические игры на местности «Листопад», «Буран» | Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни. | Сентябрь, Апрель ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся приобретут потребность в здоровом образе жизни, разовьют коммуникативные и толерантные качества |
Акция «Мы выбираем будущее» | Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни. | Октябрь Ежегодно в течение реализации программы | Большинство обучающиеся приобретут потребность в здоровом образе жизни, разработаны буклеты и памятки, призывающие к здоровому образу жизни. |
Акция «Спорт против наркотиков» | Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью. | Ноябрь Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформировано ценностное отношение к здоровью. |
Спортивные состязания памяти первого директора школы Н.И. Симонова | Формирование у обучающихся исторической памяти, значения физической культуры и спорта для здоровья,максимальное вовлечение обучающихся в занятия спортом. | Декабрь Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся получили положительные эмоции, заряд энергии, бодрости, максимально вовлечены в спортивные соревнования, классы победители отмечены переходящим кубком. |
Лыжные гонки «Юганская лыжня» | Формирование у обучающихся понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, максимальное вовлечение обучающихся в спортивные соревнования. | Февраль Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся получили положительные эмоции, заряд энергии, бодрости, максимально вовлечены в спортивные соревнования, сформировано понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека. |
Смотр строя и спортивной формы | Формирование у обучающихся спортивной дисциплины, дружественных отношений в коллективе, толерантности. | Апрель Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформированы толерантные качества такие как доверие, взаимовыручка, умение действовать в коллективе. |
Конкурс «Самый здоровый класс» | Формировать у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека. | Апрель Ежегодно в течение реализации программы | Определены победители конкурса в каждой параллели. В достаточной мере сформированы у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека |
Вороний праздник «ВУРНА ХАТЛ» | Привитие обучающимся интереса к национальным традициям северных народов, ценностного отношения к своему здоровью. | Апрель Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающимся сформирован интерес к национальным традициям северных народов, ценностное отношение к своему здоровью. |
Спортивные соревнования братьев и сестёр, посвящённые Дню семьи. | Способствовать сплочению классных коллективов, формированию у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; | Май Ежегодно в течение реализации программы | Достигнут достаточный уровень сплочения классных коллективов, сформировано положительное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников, организован совместный досуг с родителями. |
Уроки общения | Создание условий для обучения разрешения конфликтов без насилия | В течение года в период реализации программы | Положительная динамика общение без конфликтов, разрешение конфликтных ситуаций ненасильственным способом. |
Художественно- эстетическое воспитание | |||
Конкурс «Мистер Осень» | Создание условий для выявления у обучающихся мальчиков различных талантов(эстетических спортивных, интеллектуальных) | Октябрь Ежегодно в течение реализации программы | Определён победитель и номинанты конкурса. |
Фестиваль «Созвездие юных талантов» | Создание условий для выявления у обучающихся различных талантов | Сентябрь, апрель Ежегодно в течение реализации программы | Выявлены вокальные, литературные, хореографические таланты |
Конкурс «Национальное творчество» | Создание условий для выявления у обучающихся различных талантов | Ноябрь апрель Ежегодно в течение реализации программы | Выявлены вокальные, литературные, хореографические, декоративно-прикладные таланты |
Конкурс хоровых коллективов «У каждого своя Россия» | Создание условий для формирования у обучающихся знаний о культуре народов России, воспитания толерантного отношения. | март Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся ознакомлены с культурой народов России |
Традиционный новогодний КВН «Люблю тебя Югорский край» | Создание условий для реализации потребности у обучающихся в творчестве | декабрь Ежегодно в течение реализации программы | Подготовлен сценарий КВН, команда –победитель награждена переходящим кубком. |
Путешествие по республике детство станция театр «Плоды просвещения» | Способствовать развитию у обучающихся интереса к национальному искусству, театру, чтению. | Январь Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформирован интерес к национальному театру, проведено знакомство с различными театрами мира. |
Гала-концерт «Школьная звезда» | Создание условий для реализации потребности у обучающихся в творчестве | Май Ежегодно в течение реализации программы | Подготовлен сценарий, определены лауреаты премии «Школьная Ника» |
Конкурс «Веснянка» | Создание условий для выявления у обучающихся девочек различных талантов(эстетических спортивных, интеллектуальных) | март Ежегодно в течение реализации программы | Определён победитель и номинанты конкурса. |
Общественно - полезная (социальная) деятельность | |||
Разведка полезных дел | Вовлечь обучающихся в решение социальных проблем | сентябрь Ежегодно в течение реализации программы | Определены социальные проблемы, нуждающиеся в решении. |
Операция «Наставник» | Способствовать укреплению толерантности и профилактики экстремизма | Сентябрь, январь в период реализации программы | За обучающимися склонными к правонарушениям и антиобщественному поведению закреплены наставники из числа работников школы и организаций. |
Социальный Проект «Жизнь в профессии» | Сформировать у обучающихся представления об основных профессиях. | Сентябрь-февраль Ежегодно в течение реализации программы | Подготовлена информация для выпускников 9-х классов о профессии, которые можно получить в городе, информация выложена в социальной сети «В контакте», на сайте МБОУ «СОШ№14», написана заметка в газету «Здравствуйте, нефтеюганцы» |
День дублёра «Проба профессии учитель». | Сформировать у обучающихся представление о профессии учитель | октябрь Ежегодно в течение реализации программы | Обучающимися подготовлены уроки, проведён профессиональный анализ деятельности дублёров, прошедшим пробы выдан сертификат. |
Акция «Ветеран живёт рядом» | Оказание посильной помощи людям пожилого возраста, инвалидам. | Октябрь-май Ежегодно в течение реализации программы | Оказана посильная адресная помощь людям пожилого возраста, инвалидам, ветеранам. |
Социальный проект «11 Б микрорайон – территория здоровья!» | Вовлечь обучающихся в решение социальных проблем связанных со здоровьем общества | Октябрь -Апрель Ежегодно в течение реализации программы | Подготовлены буклеты, листовки, проведены акции: «Чистый подъезд», «Водитель помни!», «Бросай курить, вставай на коньки» |
День предпринимателя | Сформировать у обучающихся представление об экономических знаниях | Ноябрь Ежегодно в течение реализации программы | Разработано положение дня предпринимателя, памятки, проведено обучение продавцов, экономистов, санитарной инспекции, рекламы и д. р. |
Работа родительского патруля | Совместное решение проблем, способствующих правонарушениям и антиобщественному поведению | В течение года в период реализации программы | Организована работа родительского патруля, позитивная динамика в статистике правонарушений |
Работа клуба родительских встреч | Создание условий для сплочения взросло-детского коллектива. | В течение года в период реализации программы | Положительная динамика посещений родителями клуба родительских встреч. Положительная динамика в уровне сформированной педагогической культуры |
Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке. | Выявить семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке. | В течение года в период реализации программы | Выявлены семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке. |
Совет по делам несовершеннолетних и защите их прав | Выявление обучающихся склонных к насильственным способам общения и экстремизму | В течение года в период реализации программы | Организована работа с обучающимися состоящими на различных видах учёта. Оперативное реагирование на различные виды поведения отклоняющиеся от нормы. |
Акция «Собери ребёнка в школу» | Вовлечь обучающихся в решение социальных проблем | Апрель, май Ежегодно в течение реализации программы | Собраны школьные принадлежности для дальнейшего вручения малоимущим семьям |
Трудовой десант по благоустройству территории школы (акция «Чистый класс, уютная школа, цветущий двор»). | Благоустройство школьной территории, способствовать закреплению у обучающихся навыков коллективной работы | апрель Ежегодно в течение реализации программы | Очищена школьная территория, у большинства обучающихся закреплены навыки коллективной работы. |
Фестиваль полезных дел | Вовлечь обучающихся в решение социальных проблем | Май Ежегодно в течение реализации программы | Подведены итоги фестиваля, лучшие проекты отмечены вымпелом «Лучший проект» |
РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Этапы и сроки реализации Программы
1. Подготовительный этап ( август, ежегодно)
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по разработке и утверждению данной программы;
- подготовка методического материала для проведения мероприятий;
- работа с кадрами составлению необходимой документации, форм планирования
- проведение психодиагностической работы.
- запуск программы «Содружество»;
2. Основной этап (сентябрь – май, ежегодно)
- реализация программы;
- вовлечение обучающихся в различные виды деятельности;
- формирование инициативных групп, корректировка годового общешкольного плана работы.
3. Заключительный этап (июнь, ежегодно)
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;
- выработка перспектив деятельности;
- психолого-социально-педагогический анализ результатов: анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по итогам реализации программы.
Программа реализуется на средней ступени школы.
3.2. Условия реализации Программы
1.2.1. Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по ВР;
- педагог-организатор;
- педагог психолог;
- социальный педагог;
- классные руководители;
- преподаватель-организатор ОБЖ;
- учителя физического воспитания;
- педагоги дополнительного образования;
- библиотекарь.
Внешние партнеры в организации воспитывающей, толерантной деятельности:
1.Работники ДШИ-2 (по согласованию)
2.Библиотекарь (библиотека семейного чтения 11А мкр)
(по согласованию);
3.Работники ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску
(по согласованию);
4.Работники ОДН ОМВД России по г. Нефтеюганску(по согласованию);
5.Работники Го и ЧС(по согласованию);
6.Специалисты КДН и ЗП при администрации города(по согласованию);
7.Специалисты центра медицинской профилактики(по согласованию);
8.Специалисты УСО ЦСПС и Д «Веста»(по согласованию).
3.2.2. Организационное обеспечение
Управление Программой
В процессе управления Программой осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, школы, родительской общественности, общественных объединений, учреждений культуры.
Структура управления
Взаимодействие в реализации Программы
В реализации Программы осуществляется творческое взаимодействие администрации, педагогов школы, обучающихся, родителей, учреждений дополнительного образования, культуры органов профилактики правонарушений и безнадзорности обучающихся, общественности.
3.2.3. Научно-методическое обеспечение
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Конвенция о правах ребёнка
- Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
3. Конституция Российской Федерации
4. Семейный кодекс РФ
5. Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС)
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24 с.(Стандарты второго поколения)
7. Закон РФ «Об образовании».
8. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
9. Законы ХМАО: «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе», «О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи».
10. Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы
11. Окружная программа «Дети Югры»,
12. Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
13. Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы»,
14. Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа
15. Устав школы,
16. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№14»,
17. Положение об Управляющем совете школы,
18. Положение о родительском патруле,
19. Положение о классном родительском комитете,
20. Положение о классном руководителе,
21.Положение о Совете по делам несовершеннолетних и защите их прав,
22.Положение о школьном соуправлении.
3.2.4. Материально – техническое обеспечение
Для реализации целевой Программы укрепления толерантности и профилактики экстремизма среди обучающихся 5-9 классов. Программа «Содружество» в образовательном учреждении имеется :
- библиотека;
- актовый зал;
- медицинский кабинет;
- столовая;
- компьютерный класс;
- большой спортивный зал, в котором находится следующее оборудование: канат, «шведская стенка», тренажер, обручи, лыжи, скакалки, мячи, маты, футбольные ворота.
- игровое оборудование настольные игры: «Хоккей», «Морской бой», «В мире загадок», «Монополия», «Футбол», «Шахматы, шашки, нарды, домино», конструкторы, пазлы, мозаика, кольцеброс, дартс, набор для большого тенниса, мячи, скакалки, обручи, бадминтон.
- Игровые комнаты оборудованные мягкими формами.
3.2.5.Финансовое обеспечение
Реализация данной Программы предполагает использование средств бюджета образовательного учреждения и привлечение спонсорских средств.
Смета
расходов на реализацию
Программы укрепления толерантности и профилактики экстремизма среди обучающихся 5-9 классов. Программа «Содружество»
№ п/п | Наименование статей расходов | Расчёт суммы затрат |
1. | Приобретение канцелярских товаров Бумага писчая Фотобумага Ватман Скотч Скотч двусторонний | 250руб. х10 шт=2500 350руб.х 10 шт= 3500 20 руб. х 50 шт =1000 30 руб х3 шт =90 80 руб х 5 шт=400 |
2. | Изготовление атрибутики футболки Пошив русских народных костюмов Ткань Фурнитура Пошив национальных костюмов Ткань Фурнитура | 300 руб х 25 шт=7500 3000 руб х 5 шт =15000 350 руб х12,5 м=4375 3000 руб х 5 шт =15000 350 руб х12,5 м=4375 |
3 | Призовой фонд Сувениры грамоты | 150 руб х 150=22500 14 руб. х 197шт=2758 |
Итого : | 79000 рублей |
3.2.6. Информационные ресурсы
- Информационная база школы оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, на каждом блоке имеются так же информационные стенды, телевизоры для оперативного информирования обучающихся.
- Творческой группой разработан и введен в действие школьный сайт.
- Нормативно-правовое (издание сборника материалов, содержащего нормативные документы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защите прав несовершеннолетних).
- Программно-методическое (методические материалы и рекомендации).
РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Планируемые результаты
Для оценки эффективности результатов реализации программы «Содружество» для обучающихся 5-9 классов определены следующие качественные и количественные показатели:
Планируемые результаты | Качественные изменения | Количественные изменения |
У большинства обучающихся сформирована способность понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, умение предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем. | У 80% обучающихся на достаточно высоком уровне сформированы способность понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни Не менее 80% обучающихся соблюдают правила поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, проявляют уважительное отношение к старшим родителям, учителям. Не менее 60% обучающихся владеют методикой бесконфликтного общения. | Повысился уровень воспитанности на 20%: Отсутствуют конфликты на национальной почве. Обучающиеся разрешают конфликты ненасильственным путём. |
Определены и апробированы эффективные формы, методы, приемы и средства формирования толерантных качеств личности. | Не менее 75% обучающихся проявляют толерантные качества личности, умения ориентироваться в социальной и культурной жизни социума. | Реализованы 100% мероприятий, направленных на формирование толерантных качеств |
У большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям | Проявление уважения к людям другой национальности (на высоком уровне у 80% обучающихся, на достаточном уровне у 20% обучающихся) | Положительная динамика уровня толерантности у обучающихся. |
Достигнуто взаимодействие школы с учреждениями культуры, общественными организациями в решении задач толерантного воспитания обучающихся | Повышение педагогической культуры родителей, активное участие представителей общественности, учреждений культуры в мероприятиях школы. | Увеличение количества мероприятий по проблемам толерантного воспитания с участием представителей общественности, учреждений культуры. |
Увеличилось число общественных воспитателей (наставников) за подростками, состоящими на различных видах профилактического учета, склонными к противоправным действиям экстремистского характера | 100% обучающихся, склонных к противоправным действиям успешно охвачены наставничеством. | Отсутствие обучающихся склонных к противоправным действиям экстремистского характера |
4.2. Контроль за реализацией Программы
Оценка эффективности реализации Программы «Содружество» для обучающихся 5– 9 классов осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность процесса воспитания, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
4.3. Критериями оценки эффективности реализации программы являются:
- количественные и качественные показатели вовлеченности обучающихся в разнообразные виды деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел;
- динамика развития способностей и личностных качеств обучающихся;
- результаты творческой деятельности (поделки, рисунки, листовки, плакаты, сценарии, концертные и театральные постановки, творческие, исследовательские проекты и др.);
- личностные достижения обучающихся, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- наличие фото, видеоматериалов;
- наличие законов, традиций;
- наличие методических материалов педагогов;
- удовлетворённость обучающихся, родителей организацией работы школы.
4.4. Орган, осуществляющий контроль
Управляющий совет школы.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации
2.Закон «Об образовании» РФ (1993 г.; 2004)
3.Конвенция о правах ребенка
4.Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС).
5.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24 с.-
(Стандарты второго поколения)
6.Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
6.Рожков М.И.,Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.
8. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 в. -// Классный руководитель -2000 -№ 3. С. 6 - 33.
12.Ковешникова Л. Н. Нравственное воспитание подрастающего поколения средствами образования.
13.Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы.
13.Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] : Учебно-методическое пособие/ Е.Н. Барышников. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 242с.
14. Барышников, Е.Н. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга [Текст]/ Е.Н. Барышников //Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. - 2006. - №2. – С.36 – 38.
15. Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.73 – 106.
16. Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.19 – 31.
17.Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «% за знания», 2006. – 176 с.
18.Сибирцова, Г.И. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе [Текст]/ Г.И. Сибирцова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384с.
19.Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
20.Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
21.Шишов, А.Н. Совершенствование планирования воспитательной работы в школе [Текст] / А.Н. Шишов//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.122 – 139.
22.Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
23. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно- методическое пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж, ЧП Лакоцение С. С. - 2006.
24.Пономарева М.В. «Система воспитания толерантности в школе» - 2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...