"Обозначение мягкости согласных на письме" конспект урока в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Михайлина Ольга Руслановна

Здесь помещены некоторые мои наработки по русскому языку в 5 классе по следующей теме:

- "Обозначение мягкости согласных на письме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obozn._myagk._sogl._na_pisme.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обозначение мягкости согласных на письме. Объяснение нового материала».

Цель урока: объяснить способы обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи:

  1. Образовательная:
  1. объяснить способы обозначения мягкости согласных на письме;
  2. вспомнить понятия «звук», «согласный звук», «гласный звук»;
  3. вспомнить буквы, обозначающие мягкость согласных на письме;
  4. отработать навык нахождения в словах букв, обозначающих мягкость согласных.

  1. Воспитательная:
  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка.

  1. Развивающая:
  1. развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, нахождения соответствий.  

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Учебник 5кл.

Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению новой темы.
  3. Повторение ранее изученного.
  4. Закрепление темы.  
  5. Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

1.

Организационный момент

2. Подготовка к изучению новой темы.

3. Повторение ранее изученного.

На доске написан ряд букв: Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.

 - У этих букв есть общее свойство. Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.

 

- Вспомните, что такое звук?

 - Какие звуки называются согласными?

 - На какие группы можно разделить согласные звуки?

 - Как на письме обозначают мягкость согласных звуков?

 - Сегодня мы вспомним про эти буквы, но сначала поработаем со словом, правописание которого вам нужно запомнить.

Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

 - Звук – минимальная единица языка, которая на письме обозначается специальным символом - буквой.

 - Согласные звуки – это звуки, которые состоят из голоса и шума.

 - Звонкие/глухие, твердые/мягкие.

 - Мягкость согласных звуков

на письме обозначают гласными буквами я,  ю, е, ё, и; и буквой ь.

4. Закрепление ранее изученного.

5. Итог урока.

 - Какое слово вы составили?

- Как вы его напишите?

 - Запишите слово «медведь» в тетрадь.

 - Какую букву надо подчеркнуть и запомнить?

 - Сколько букв в слове медведь?

 - Сколько звуков?

 - Почему букв больше, чем звуков? Докажите.

 - Найдите в этом слове буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.

- Сейчас я буду читать фразеологические обороты, а вы соотнесите их по смыслу.

- Что такое фразеологические обороты?

1. Медведь на ухо наступил.

2. Сосать лапу.

3. Медвежья услуга.

4. Медвежий угол.

5. Делить шкуру неубитого медведя.

.

  1. Голодать, скудно питаться.
  2. Отдалённое глухое место.
  3. Отсутствие музыкального слуха.
  4. Попытка сделать что-либо хорошее с плохим результатом.
  5. Раньше времени говорить о результатах дела, которое еще не закончено.

 - Запишите выражения в тетрадь, подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями.

Учитель читает правильные ответы, обсуждает задание.

Класс делится на 3 группы (команды) по рядам.

Каждой группе выдаётся индивидуальное задание. За 5-7 минут должны выполнить его и отчитаться о проделанной работе.

1 группа.

1. Напишите, какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков.

2. Подчеркните в словах мягкие согласные буквы:

человек, ряд, время, звезды, берёза.

3. Подчеркните слова, в которых только мягкие согласные:

Коса, пилю, яблоко, Люся, свети, Миша.

2 группа.

1. Напишите, какими буквами обозначается мягкость согласных звуков.

2. Найдите среди слов пары слов, отличающиеся только одним звуком:

мал, кит, рад, кот, мел, ряд, бил, был.

- Назовите, какие буквы отличаются в этих парах. А какие звуки?

Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?

3. Подчеркните в словах твердые согласные:

лист, гуси, поле, рис.

3 группа.

1. Подчеркните в словах мягкие согласные:

пень, сито, ягода, малина.

2.  Подчеркните слова, в которых только мягкие согласные:

Коса, пилю, яблоко, Люся, свети, Миша.

3. Напишите слова с мягкими согласными.

Проверка заданий осуществляет вместе с учителем, выясняя каждый пример.

- Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных звуков?

- При каком условии буквы е, е, я, ю, и обозначают мягкость согласных звуков?

 

- В каких случаях Ь будет обозначать мягкость согласного?

- Сейчас мы будем отгадывать загадки, а вы должны будете найти в этих словах – отгадках общее.

  1. Какое время года наступает после лета? (осень)
  2. Хвойное дерево, в котором 3 звука, 3 буквы? (ель)
  3. Хищное животное тайги? (медведь)
  4. Зимой в Хакасию прилетают красногрудый………. . (снегирь)
  5. После вырубки дерева остается……. (пень)

 - Что вы заметили в словах отгадках?

 - Чем они служат в данных ответах?

- Сформулируйте вывод об обозначении мягкости согласных.

 - Медведь.

Дети произносят слово медведь

так, как оно пишется.

 - Букву е.

 - 7 букв.

 - 8 звуков.

-  Это устойчивые

 выражения.

Дети должны прочитать и объяснить значение, а потом найти смысловое продолжение фразеологизма и соотнести по смыслу написанное, рядом прикрепить смысловое продолжение.

Взаимопроверка.

- Мягкость согласных звуков обозначают буквы е, е, я, ю, и, ь.

-Буквы е, е, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков, если стоят после них.

 - Когда стоит или в конце слова, или в середине.

- В словах-отгадках присутствует буква е и на конце слова ь.

  - Они служат обозначением мягкости согласного звука.

- Согласные бывают мягкими и твердыми. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы е, е, ю, я, и, ь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи:       Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"

Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку  соз...

урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему: Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой "ь"

Цели урока:1. Образовательные:— формировать понятия: буква мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных;— мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак;— буква мягкий знак ...