Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. "Семья. Родители и дети". 2 класс.
план-конспект урока по природоведению по теме
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Тема урока: "Семья. Родители и дети".
Цель. Формировать ценностные отношения к семье как нравственной основы воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Тема урока: Семья. Родители и дети.
Цель:
1. Формировать ценностные отношения к семье как нравственной основы воспитания;
Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
2. Развивать диалогическую речь;
3. Воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение, заботы о членах семьи.
Оборудование. Выставка семейных фотографий; солнышко с лучиками, мордашки (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка); картинки на тему
« Семья»; костюм цыплёнка, альбомы, карандаши, картинки с птицами и животными, предметы ( шарф, помада, журнал, очки, ремень, кофта и т. д.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости. И как хорошие, гостеприимные хозяева мы должны показать, какие мы прилежные, воспитанные и хорошие. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте дорогие наши гости! Мы рады вас приветствовать.
(Учитель просит ребят собраться в круг).
Учитель:
Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать всю теплоту и доброту!
Дети: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Учитель: Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
2. Введение в тему.
Сценка «Цыплёнок».
Учитель:
Ребята, вы ничего не слышите? Откуда-то доносится странное постукивание: Может быть из этого яйца?
Сейчас проверим (стучит по яйцу). Из яйца слышится: пи-пи-пи!
Учитель: Мне кажется, что скоро должен вылупиться цыплёнок.
(Развязывает бант, яйцо раскалывается на две половинки, из него выходит цыплёнок).
Цыплёнок: (протягивая руки к учителю и прижимаясь)
Ма-ма!
Учитель: Нет, цыплёнок, я не твоя мама.
Цыплёнок: А где моя мама? Где папа?
Учитель: Ты потерял свою семью?
Цыплёнок: А, что такое семья?
Учитель: Бедненький, ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем цыплёнку, что такое семья.
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пусть не всегда мы красивы –
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме, семейные снимки хранятся в альбоме (показ фото). Ребята, кто изображён на этой фотографии? Как можно назвать одним словом этих людей? (Семья).
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Семья».
Дадим имя нашему уроку: «Моя семья – моё богатство».
4. Тема урока.
- Значит семья это?
(Дети отвечают: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат).
Семья - это люди, которые живут вместе и очень любят друг друга, заботятся друг о друге, берём пример, желаем добра, учимся заботе и уважению
Отгадайте загадки:
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя ... родная! (мамочка)
Кто не в шутку, а всерьёз,
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
(папа)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ... (бабушки)
Бабушка – самый уважаемый член семьи! Мы любим свою бабушку и помогаем ей!
Сейчас нам Миша прочитает стихотворение.
Очень бабушку люблю свою
Маму мамину люблю!
У неё морщинок много
И на лбу седая прядь
Так и хочется потрогать
А потом поцеловать!
Послушайте следующую загадку.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
Дедушку мы любим и уважаем!
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всем равняться!
- Это что за девочка?
С нею я играю
Перед сном ей сказочку
Я всегда читаю
Я её на улице
Зорко охраняю!
Я её братишка – всем я объясняю. (сестрёнка)
(Учитель сопровождает отгадки- картинками)
- Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья.
-Ребята! Сегодня у нас открыта фотовыставка «Моя семья». На ней представлены ваши семейные фотографии и мои тоже! Вот на этой фотографии изображены мои мама и папа. Они живут в Кыргызстане. А вот на этой фотографии мои сестрёнки. И я их очень люблю!
- На этих фотографиях семья Володи Проскурякова. Вова, расскажи, кто изображён на этих фотографиях.
кто изображен; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И.О. бабушек и дедушек, которые на фото; где снимались, что делают, какое настроение)
- Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.
Не даром гласит народная мудрость: « Вся семья вместе и душа на месте»
Игра: «Какая ваша семья».
- А сейчас давайте поиграем в игру: «Какая ваша семья».
(Дети стоят в кругу и передают мяч, называя слова, например:
большая, дружная, спортивная, весёлая, заботливая, дорогая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая).
Рассказы детей.
- А кто хочет рассказать о своей семье?
Задаю вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Ты самый старший в семье или младший?
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик? Как их звать?
А для бабушки с дедушкой ты кто?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты заботишься о членах своей семьи?
- Ты любишь своих близких? Почему?
Учитель: Семья должна учить любить!
Жалеть и вежливыми быть!
Когда семья такою станет,
Другая жизнь сразу настанет!
Когда всё хорошо. Сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас
Работа с пословицами.
- Семья бывает большая и маленькая. Главное в семье всегда была любовь, дружба, уважение и понимание друг друга.
Народ сложил много пословиц и поговорок.
Пословицы читаю дети:
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В хорошей семье, хорошие дети растут.
- Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
- Вся семья вместе так и душа на месте.
-Ребята, забота и помощь нужна нашим родным и близким не только в трудные минуты. Но и в дни радости. Давайте представим. Что у нас новоселье. Что значит новоселье? Мы переехали в новую квартиру! Нужно помочь разобрать семейные вещи.
Дидактическая игра: «Новоселье».
Из чемодана дети достают вещи принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их и называют кому они принадлежат (помада. Галстук, очки, ремень, кепка, молоток, журнал и т. д.)
5.Физминутка «Кто живёт у нас в квартире».
(Дети выходят в круг)
Кто живёт у нас в квартире?
1, 2, 3, 4 (хлопки в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире
(шагаем на месте)
1, 2, 3, 4, 5 (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
- Папа! Мама! Брат! Сестра! (хлопки в ладоши)
Кошка Мурка, 2 котёнка
(наклоны туловища вправо и влево)
Мой сверчок, деда, бабушка и я
Вот и вся моя семья!
Вот и отдохнули немножко!
6. Тема урока (продолжение)
- Ребята, что нужно делать чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение, чтобы было хорошо?
(Ответы детей: не обижаться, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие отметки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать).
Психогимнастика.
- Ребята, а кто у вас в семье добрый?
Строгий?
Покажите какое выражение лица у папы, мамы, когда они строжаться на вас, а когда у них хорошее настроение. (дети показывают)
-Ребята, а вы заботитесь о своих родителях?
Могут ли дети лечить взрослых?
(Да могут. Принести чай, сказать ласковое слово и т. д
-Как ласково вы называете свою маму?
-Какая у вас мамочка?
(нежная, ласковая, заботливая, красивая)
- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)
– На какой цветок похожа твоя мама?
– Что она любит делать?
– Что ее больше всего радует?
– Что ее больше всего расстраивает?
– Чему она тебя научила?
-Как хорошо вы говорили о мамах! Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он живет в вас самих, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый..)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)
Рассказ про папу.
-Кто расскажет про папу?
- Как зовут папу?
- Где и кем работает?
- Есть ли у него обязанности по дому?
- Чем любит заниматься в свободное время?
- Любите ли вы проводить свой досуг с папой?
- Чем занимаетесь вместе?
- Можно ли считать хорошим день, проведенный с папой?
Игра «Мы очень любим»-Как мы можем показать в семье. Что мы относимся ко всем с нежностью, заботой?
Давайте нежно придумаем и назовём папу, маму, бабушку, дедушку.
Учитель бросает мяч и называет слова: мама, папа и т. д.)
(Дети называю: бабулечка, деда, папулечка, мамулечка).
-А сейчас я узнаю кто как трудиться в вашей семье!
Дидактическая игра: «Кто как трудиться в вашей семье?».
Нужно договаривать слова: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка.
-Ходит на работу?
-Зарабатывает деньги?
-Проверяет уроки?
-Ходит в магазин?
-Учит уроки?
-Готовит пищу?
-Вытирает пыль?
-Убирает дома?
-Играет?
-Стирает?
-Читает?
-Шьёт?
- Молодцы ребята.
- Посмотрите, что изображено на этих картинках?
(предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных.)
- Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами).
- Можно сказать, что на каждой картине изображена семья?
- Почему?
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?
- Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.
Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Главное чтобы в семье всегда был мир. Дружба. Уважение, любовь друг к другу!
- Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей своей семье)
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик я-
Вот и вся моя семья
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою семью (дети рисуют).
- Давайте посмотрим какие рисунки у вас получились. Описываем.
- Молодцы. У всех получились хорошие рисунки.
Дорожите своей семьёй. Любите маму, папу, дедушку, бабушку, брата и сестру. Они самые близкие и родные вам люди!
7.Подведение итогов.
- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье,
нужно дорожить семьёй! Ведь моя семья – моё богатство!. Помните только ваши родные и близкие всегда вас поймут и простят.
- Ну, что цыплёнок теперь ты понял что такое семья?
-Ко-ко-ко. Ребята, вы тут не видела моего маленького сыночка, он совсем недавно вылупился из яйца?
(Выбегает мама курица и радуется появившемуся на свет малышу)
Семья – это маленькое солнышко.
-А теперь сотворим волшебство, пусть ваши прекрасные слова о семье поселяться на лучиках этого солнышка, чтобы оно согрело нас своим теплом. (дети, счастье, любовь, оптимизм, уважение, дружба, понимание, поддержка, взаимопомощь, сочувствие, внимание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе. Тема: «Мебель. Назначение. Уход за мебелью».
Урок развития речи в 3 классе...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе. Тема: «Одежда».
Урок развития речи в 3 классе...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...
Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи в 1 классе школы 8 вида....
Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс
Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Дорожные знаки", 4 класс
Материал урока может быть использован при изучении темы "Правила дорожного движения" для занятий с учащимися начальных классов , обучающимися по АООП УО вариант 9.1...