Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. "Семья. Родители и дети". 2 класс.
план-конспект урока по природоведению по теме

Понькина Ирина Николаевна

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема урока: "Семья. Родители и дети".

Цель. Формировать ценностные отношения к семье как нравственной основы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: развития  устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

                 

                          Тема  урока: Семья. Родители и дети.

Цель:
1. Формировать ценностные  отношения  к  семье  как нравственной  основы  воспитания;
Закрепить  у  детей  представление  о  членах  семьи,  родственных  отношениях  в  семье;

2. Развивать  диалогическую  речь;

3. Воспитывать  у  детей  чувство  гордости  и  любви,  уважение,  заботы  о  членах  семьи.

Оборудование. Выставка семейных фотографий;  солнышко с лучиками, мордашки (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка); картинки на тему

 « Семья»;  костюм цыплёнка, альбомы, карандаши, картинки  с  птицами  и  животными,  предметы  ( шарф, помада, журнал, очки, ремень, кофта и т. д.)

                                                  Ход урока
1.  Организационный  момент.

Психологический настрой.

 -Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости. И как хорошие, гостеприимные хозяева мы должны показать,  какие мы прилежные, воспитанные и хорошие. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте дорогие наши гости! Мы  рады  вас  приветствовать.

 (Учитель просит ребят собраться в круг).
Учитель:

Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение  и  мне хочется  чтобы  хорошее  настроение  не  покидало  вас  в  течение  всего дня!  Я  предлагаю  вам  взяться  за  руки,  посмотреть  ласково  друг  другу  в  глаза  и  передать  всю теплоту  и  доброту!

Дети:  Собрались  все  дети  в  круг.

           Я  твой  друг  и  ты  мой  друг

           Крепко  за  руки  возьмёмся

          И  друг  другу  улыбнёмся

Учитель:           Посмотрю  на  ваши  лица,

                     С  кем  бы  мне  повеселиться.

2.  Введение  в  тему.

Сценка  «Цыплёнок».

Учитель:  

Ребята,  вы  ничего  не  слышите?  Откуда-то  доносится  странное  постукивание:  Может  быть  из  этого  яйца?

Сейчас  проверим  (стучит  по  яйцу).  Из  яйца  слышится:  пи-пи-пи!

Учитель:      Мне  кажется,  что  скоро  должен  вылупиться  цыплёнок.

(Развязывает  бант,  яйцо  раскалывается  на  две  половинки,  из  него  выходит  цыплёнок).

Цыплёнок: (протягивая  руки  к  учителю  и  прижимаясь)

Ма-ма!

Учитель:    Нет,  цыплёнок,  я  не  твоя  мама.

Цыплёнок:   А  где  моя  мама?  Где  папа?

Учитель:  Ты  потерял  свою  семью?

Цыплёнок:  А,  что  такое  семья?

Учитель:  Бедненький, ты  не  знаешь? Ребята, давайте  расскажем  цыплёнку,  что  такое  семья.

Есть в доме  любом  семейный  альбом.

Как в зеркале  мы  отражаемся  в  нём.

Пусть  не  всегда  мы  красивы –

Зато  эти  фото – правдивы.

Хранится  альбом  в  нашем  доме,  семейные  снимки  хранятся  в  альбоме  (показ  фото). Ребята,  кто  изображён  на  этой  фотографии?  Как  можно  назвать  одним  словом  этих  людей?  (Семья).

3.  Сообщение  темы  урока.

- Сегодня  мы  с  вами  поговорим  на  тему: «Семья».
Дадим имя нашему уроку: «Моя  семья – моё  богатство».

4. Тема  урока.

 - Значит  семья  это?

(Дети  отвечают:  папа,  мама,  бабушка,  дедушка,  сестра,  брат). 

Семья - это люди, которые живут вместе и очень любят друг друга, заботятся друг о друге, берём пример, желаем добра, учимся заботе и уважению

Отгадайте  загадки:

Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя ... родная! (мамочка)

Кто не в шутку,  а всерьёз,

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

(папа)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой ... (бабушки)

Бабушка – самый  уважаемый  член  семьи!  Мы  любим  свою  бабушку  и  помогаем  ей!

Сейчас  нам  Миша  прочитает   стихотворение.

Очень  бабушку  люблю  свою

Маму  мамину  люблю!

У  неё  морщинок  много

И  на  лбу  седая  прядь

Так  и  хочется  потрогать

А  потом  поцеловать!

Послушайте  следующую  загадку.

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый  ... (дед)

Дедушку  мы  любим  и  уважаем!

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всем равняться!

 - Это  что  за  девочка?

С  нею  я  играю

Перед  сном  ей  сказочку

Я  всегда  читаю

Я  её  на  улице

Зорко  охраняю!

Я  её  братишка – всем  я  объясняю.                   (сестрёнка)

(Учитель сопровождает отгадки- картинками)

 - Молодцы  ребята,  все  загадки  отгадали.

Но  ещё  бывают  тёти,  дяди,  двоюродные  братья  и  сёстры,  если  у  человека  много  родственников – значит  у  него  большая  семья.

-Ребята!  Сегодня  у  нас  открыта  фотовыставка  «Моя  семья».  На  ней  представлены  ваши  семейные  фотографии  и  мои  тоже!  Вот  на  этой  фотографии  изображены  мои  мама  и  папа.  Они  живут  в  Кыргызстане.  А  вот  на  этой  фотографии  мои  сестрёнки. И  я  их  очень  люблю!

- На этих фотографиях семья Володи Проскурякова. Вова, расскажи,  кто изображён на этих фотографиях.

кто изображен; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И.О. бабушек и дедушек, которые на фото; где снимались, что делают, какое настроение)

 - Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.

Не даром гласит народная мудрость: « Вся семья вместе и душа на месте»

Игра: «Какая ваша семья».

- А  сейчас  давайте  поиграем  в  игру:  «Какая  ваша  семья».

(Дети  стоят  в  кругу  и  передают  мяч,  называя  слова,  например:

большая,  дружная,  спортивная,  весёлая,  заботливая,  дорогая,  хорошая,  строгая,  здоровая,  крепкая,  счастливая).

Рассказы детей.

- А  кто  хочет  рассказать  о  своей  семье?

Задаю  вопросы:

 - С  кем  ты  живёшь?

 - Ты  самый  старший  в  семье  или младший?

 - Для  мамы  с  папой  ты  кто?

   - А  у  тебя  есть  сестрёнка  или  братик?  Как  их  звать?  

А  для  бабушки  с  дедушкой  ты  кто?

 - Чем  занимаются  твои  мама  и   папа?

- Как  ты  заботишься  о  членах  своей  семьи?

- Ты  любишь  своих  близких?  Почему?

Учитель:  Семья  должна  учить  любить!

                Жалеть  и  вежливыми  быть!

                Когда  семья  такою  станет,

                Другая  жизнь  сразу  настанет!

 Когда  всё  хорошо.  Сердце  нашей  семьи  бьётся  спокойно,  оно  наполнено  радостью  за  каждого  из  нас

Работа с пословицами.

- Семья бывает большая и маленькая. Главное в семье всегда была любовь, дружба, уважение и понимание друг друга.

Народ  сложил  много  пословиц  и  поговорок.

Пословицы читаю дети:

- Семья  сильна,  когда  над  ней  крыша  одна.

- В  хорошей  семье,  хорошие дети  растут.

- Родители  трудолюбивы – дети  не  ленивы.

 - Вся  семья  вместе  так  и  душа  на  месте.

-Ребята,  забота  и  помощь  нужна  нашим  родным  и  близким  не  только  в  трудные  минуты.  Но  и  в  дни  радости.  Давайте  представим.  Что  у  нас  новоселье.  Что  значит  новоселье?  Мы  переехали  в  новую  квартиру!  Нужно  помочь  разобрать  семейные  вещи.

Дидактическая  игра:  «Новоселье».

Из чемодана  дети  достают  вещи  принадлежащие  разным  членам  семьи  и  рассматривают  их  и  называют  кому  они  принадлежат  (помада.  Галстук,  очки,  ремень,  кепка,  молоток,  журнал  и  т. д.)

5.Физминутка  «Кто  живёт  у  нас  в  квартире».

(Дети  выходят  в  круг)

Кто  живёт  у  нас  в  квартире?

1, 2, 3, 4 (хлопки  в  ладоши)

Кто  живёт  у  нас  в  квартире

(шагаем на  месте)

1, 2, 3, 4, 5 (прыжки  на  месте)

Всех  могу  пересчитать  (шагаем  на  месте)

 - Папа! Мама! Брат!  Сестра!  (хлопки  в  ладоши)

Кошка  Мурка,  2  котёнка

(наклоны  туловища  вправо  и  влево)

Мой  сверчок, деда,  бабушка  и  я

Вот  и  вся  моя  семья!

Вот  и  отдохнули  немножко!

6.  Тема  урока  (продолжение)

 - Ребята,  что  нужно  делать  чтобы  в  вашей  семье  у  всех  было  радостное  настроение,  чтобы  было  хорошо?

(Ответы  детей:  не  обижаться,  не  ссориться,  помогать,  дарить  подарки,  получать  хорошие  отметки,  трудиться,  любить  друг  друга,  вместе  отдыхать).

Психогимнастика.

- Ребята,  а  кто  у  вас  в  семье  добрый?

 Строгий?

Покажите  какое  выражение  лица  у  папы,  мамы,  когда  они  строжаться  на  вас,  а  когда  у  них  хорошее  настроение. (дети  показывают)

-Ребята,  а  вы  заботитесь  о  своих  родителях?

Могут  ли  дети  лечить  взрослых?

(Да  могут.  Принести  чай,  сказать  ласковое  слово  и  т. д

-Как  ласково  вы  называете  свою  маму?

-Какая у вас мамочка?

(нежная, ласковая, заботливая, красивая)

- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

– На какой цветок похожа твоя мама?
– Что она любит делать?
– Что ее больше всего радует?
– Что ее больше всего расстраивает?
– Чему она тебя научила?

-Как хорошо вы говорили о мамах! Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он живет в вас самих, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый..)

- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)

Рассказ про папу.

-Кто расскажет про папу?

  1. Как зовут папу?
  2. Где и кем работает?
  3. Есть ли у него обязанности по дому?
  4. Чем любит заниматься в свободное время?
  5. Любите ли вы проводить свой досуг с папой?
  6. Чем занимаетесь вместе?
  7. Можно ли считать хорошим день, проведенный с папой?

Игра «Мы очень любим»-Как  мы  можем  показать  в  семье.  Что  мы  относимся  ко  всем  с  нежностью,  заботой?

Давайте  нежно  придумаем и назовём  папу,  маму, бабушку,  дедушку.

Учитель бросает мяч и называет слова: мама, папа и т. д.)

(Дети  называю: бабулечка, деда, папулечка, мамулечка).

-А  сейчас  я  узнаю  кто  как  трудиться  в  вашей  семье!

Дидактическая  игра:  «Кто  как  трудиться  в  вашей  семье?».

Нужно  договаривать  слова:  папа,  мама,  брат,  сестра,  бабушка,  дедушка.

-Ходит на работу?

-Зарабатывает  деньги?

-Проверяет  уроки?

-Ходит  в  магазин?

-Учит  уроки?

-Готовит  пищу?

-Вытирает  пыль?

-Убирает  дома?

-Играет?

-Стирает?

-Читает?

-Шьёт?

 - Молодцы  ребята.

 - Посмотрите,  что  изображено  на  этих  картинках?

 (предлагает  детям  иллюстрации,  где  изображены  семьи  животных.)

-  Рассмотрите  иллюстрации.  Как  можно  назвать  каждую  из  них?  (Семья  кошки  с  котятами;  семья  коровы  и  быка  с  телятами). 

-  Можно  сказать,  что  на  каждой  картине  изображена  семья?

-  Почему?

-  Что  чувствует  кошка  рядом  со  своими  котятами?  Корова  и  бык  с  телятами?

-  Правильно  и  животные  испытывают  чувство  радости,  когда  находятся  в  окружении  семьи,  потому  что  дети  радуют  своих  родителей  тем,  что  они  подрастают,  крепнут,  учатся  новому  в  жизни.  А  детёныши  радуются  тому,  что  родители  их  согревают,  защищают.

Как хорошо, что  у  вас  есть  семья!  Вы  самые  счастливые  дети  на  свете,  потому  что  в  ваших  семьях  любят  друг  друга,  весело  и дружно  живут все  вместе!  Главное  чтобы  в  семье  всегда  был  мир.  Дружба.  Уважение,  любовь  друг  к  другу!

- Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей своей семье)

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».

Этот пальчик дедушка, 

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик я-

Вот и вся моя семья

- А  сейчас  я  предлагаю  вам  нарисовать  свою  семью  (дети  рисуют).

 - Давайте  посмотрим  какие  рисунки  у  вас  получились.  Описываем.

 - Молодцы.  У  всех  получились  хорошие  рисунки.

Дорожите  своей  семьёй.  Любите  маму,  папу,  дедушку, бабушку,  брата  и  сестру.  Они  самые  близкие  и  родные  вам  люди!  

7.Подведение  итогов.

 - Ребята,  о  чём  мы  с  вами  сегодня  говорили?  Правильно  о  семье,

нужно   дорожить  семьёй!  Ведь  моя  семья – моё  богатство!.  Помните  только  ваши  родные  и  близкие  всегда  вас  поймут  и  простят.

- Ну, что цыплёнок теперь ты понял что такое семья?

-Ко-ко-ко. Ребята, вы тут не видела моего маленького сыночка, он совсем недавно вылупился из яйца?

(Выбегает мама курица и радуется  появившемуся на свет малышу)

Семья – это маленькое  солнышко.

-А теперь сотворим волшебство, пусть ваши прекрасные слова о семье поселяться на лучиках этого солнышка, чтобы оно согрело нас своим теплом. (дети, счастье,  любовь, оптимизм,  уважение, дружба,  понимание, поддержка, взаимопомощь, сочувствие, внимание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс

Развитие устной речи на основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс

Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Дорожные знаки", 4 класс

Материал урока может быть использован при изучении темы "Правила дорожного движения" для занятий  с учащимися начальных классов , обучающимися по АООП УО вариант 9.1...