Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (адаптированная) для 4 класса
рабочая программа по естествознанию на тему
Рабочая программа предназначена для обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_ustnoy_rechi_na_osnove_izucheniya_predmetov.docx | 186.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Райковская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Носова»
Рабочая программа
(адаптированная)
по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
для 4 класса
Составила: учитель естествознания,
Токмова Оксана Александровна
Аал Райков, 2015 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» № ФЗ-273 от 29.12.2012г. Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2012.-191с.
Место предмета в учебном плане
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Коррекции их мышления. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. В учебном плане на изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа реализуется за 67 часов, 1 час резервный.
Структура программы
Программа включат в себя: пояснительную записку, содержание учебного предмета, поурочное тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся и список литературы.
Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
Задачи программы обучения:
• формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
• расширять и обогащать представление об окружающем мире;
• обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
• обогащать словарный запас учащихся;
• научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
• способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. Содержание учебного предмета
Данная программа предусматривает обучение предмету: «Развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 4 классе из расчёта 2 часа в неделю, 67 часов в год.
Перечень разделов | Количество часов | Содержание учебного материала |
Сезонные изменения в природе: (времена года: лето, осень, зима, весна) | 12 ч. | Погода. Высота солнца в разное время дня. Признаки лета. Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны. Названия весенних месяцев. |
Город, село, деревня | 3 ч. | Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.). |
Дорожное движение | 1 ч. | Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи). |
Овощи, фрукты, ягоды | 2 ч. | Определение и различение. |
Орехи. | 1 ч. | Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу. |
Грибы. | 1 ч. | Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. |
Земноводные | 1 ч. | Внешний вид, места обитания, пища. |
Полевые растения. | 2 ч. | Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле. |
Квартира, комната | 2 ч. | Столовая, спальня, кухня и др. Назначение. |
Мебель. | 1 ч. | Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью. |
Посуда. | 2 ч. | Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение. |
Деревья. | 2 ч. | Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья. |
Домашние животные | 3 ч. | Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям. |
Дикие животные. | 3 ч. | Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. |
Домашние птицы. | 2 ч. | Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям. |
Дикие птицы. | 1 ч. | Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища. |
Птицы перелетные и зимующие. | 2 ч. | Время отлета и прилета разных птиц. |
Насекомые вредные и полезные. | 2 ч. | Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. |
Рыбы | 2 ч. | Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме. |
Охрана здоровья. | 9 ч. | Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. |
Повторение пройденного. | 10 ч. | Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам |
Экскурсии, наблюдения.
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Экскурсии по улицам аал Райков, в школьные мастерские, лес.
Практические работы
Практическая работа по теме: «Уход за комнатными растениями (мытьё цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений, 1 ч.)».
Практическая работа по теме: «Подкормка птиц. Изготовление кормушки,1 ч.».
Практическая работа по теме: « Уход за одеждой, 1 ч.».
Практическая работа по теме: « Уход за обувью, 1 ч.».
3. Поурочное тематическое планирование
№ п/п | Сроки проведения | Тема урока | Вид деятельности | Вид контроля | |
По плану | По факту | ||||
1 | 02.09 | Времена года: лето. | Работа с иллюстрациями, подбор «действий» к картинкам, составление рассказа «Как я провел лето». Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы. Сл. р. Летние месяцы: июнь, июль, август | Фронтальный опрос | |
2 | 04.09 | Начало осени. Сбор урожая. | Работа с деформированным текстом, образование прилагательных от существительных. Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы. Сл.р. Сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай. | Самостоятельная работа | |
3 | 09.09 | Труд людей осенью. Сбор урожая | Беседа «Чем занимаются на огороде осенью», игра «Что растёт на грядке?» | Фронтальный опрос | |
4 | 11.09 | Начало осени. Овощи и фрукты. | Составление предложений. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, подбор слов к основному понятию. Сл. р. Заготовки, компот, варенье | Самостоятельная работа | |
5 | 16.09 | Растение сада и огорода: овощи, фрукты, ягоды. | Составление рассказа « Что готовят из овощей» Описание подробно овощи, фрукты и ягоды, по образцу. Сл. р Калина | Фронтальный опрос | |
6 | 18.09 | Растения леса. Грибы. | Работа с иллюстрациями. Рассматривание гербария. Составление предложений, выбор подходящих по смыслу слова. Дид. игра «Узнай по описанию» Отгадывание загадок. Сл. р Названия грибов, съедобные, несъедобные | Творческая работа | |
7 | 23.09 | Сентябрь-начало осени | Закончить предложение по образцу. Составление рассказа о начале осени по опорным схемам. Сл. р Иней, туман, заморозки, ненастье. | Фронтальный опрос | |
8 | 25.09 | Сезонные изменения в природе. Осень. Экскурсия. | Игра «четвертый лишний» Составление рассказа «осень» по плану. | Фронтальный опрос | |
9 | 30.09 | Полевые растения и их использование. | Называние частей растений. Игра «Назови по описанию» Сл. р Зерновые культуры: рожь, кукуруза, овёс, уборка зерновых, жатва. | Творческая работа | |
10 | 02.10 | Полевые растения и их использование. | Составление рассказа по картинкам, «Как хлеб на стол пришел», беседа. Ответы на вопросы. Составление рассказа о полевых растениях, выбрав из слов в скобках нужное. Сл. р комбайн. | Самостоятельная работа | |
11 | 07.10 | Город. | Составление рассказа о городе. Города Кировской области Сл.р. город, улица, проспект, площадь, музей, театры. | Фронтальный опрос | |
12 | 09.10 | Город. Поведение в городе. | Составление рассказа о городе, опираясь на графическую схему. Сл.р. набережная, канал, метро, вестибюль, переулок, порт, дворец культуры. | Фронтальный опрос | |
13 | 14.10 | Времена года: середина осени. | Составление пословицы из частей, потерявших друг друга, составление вопросов к картинке. Сл.р. листва, листопад, заморозки, иней. | Фронтальный опрос | |
14 | 16.10 | Село, деревня. | Составление рассказа «Деревенское утро» Отличие города от села, свой адрес Сл. р. Сельсовет, центр, медпункт, ферма, клуб, окраина, поле, элеватор. | Фронтальный опрос | |
15 | 21.10 | Труд людей осенью в городе. | Подбор слов-действий. | Проверочная работа | |
16 | 23.10 | Правила дорожного движения. | Расположить рисунки, составить рассказ «Как переходить дорогу». Сл. р. Пешеход, светофор, проезжая часть. | Фронтальный опрос | |
17 | 28.10 | Золотой октябрь. | Работа с иллюстрациями и деформированным текстом. Составление рассказа, «Как разные животные готовятся осенью к суровой зиме». Сл. р. Листопад, «золотая осень», увядание, заморозки, иней, перелёт. | Фронтальный опрос | |
18 | 30.10 | Закрепление «Я могу сам». | Составить рассказ по сюжетным картинкам «Как разные животные готовятся осенью к суровой зиме». | Фронтальный опрос | |
19 | 11.11 | Времена года: осень. Экскурсия. | Составление рассказа «Поздняя осень». Сл. р. дождь, заморозки, снег, холод. | Практическая работа | |
20 | 13.11 | Орехи | Подбор слов-действий, признаков. Составление описания по плану. Сл. р. орех, плод, скорлупа, ядро. | ||
21 | 18.11 | Деревья, кустарники, травы. | Подбор слов-действий, признаков. Составление предложений. Сл.р. растения, кустарники, травы, деревья, стебли, стволы, листья. | Фронтальный опрос | |
22 | 20.11 | Разнообразие животных в природе. | Подбор слов признаков. Работа с иллюстрациями. Описание одного животного по плану. Сл.р. животные, птицы, рыбы, насекомые, воздух, земля, зоопарк, заповедник. | Фронтальный опрос | |
23 | 25.11 | Жизнь и быт школьника. Квартира. | Работа с иллюстрациями. Составление диалога с товарищем о своих квартирах. Рисование плана своей квартиры. Сл.р. квартира, комната, кухня, туалет, ванная, кладовая, коридор, однокомнатная, двухкомнатная. | Самостоятельная работа | |
24 | 27.11 | Комната. | Работа с картинками. Найти отличие, подбор признаков к предметам. Составить фразы по схемам. Составление рассказа «Какой может быть комната», пользуясь деформированным текстом. Сл. р. комната, гостиная, спальня, зал, кабинет, кухня, ванная, туалет. | Практическая работа | |
25 | 02.12 | Мебель. | Работа с картинками. Составление предложений по двум опорным картинкам с использованием предлогов: на, над, под, в. Описание мебели, которая стоит в классе. Название предметов мебели. Составление загадок про какой-нибудь предмет, опираясь на данные рисунки. Сл. р. мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо. | Практическая работа | |
26 | 04.12 | Посуда. | Закончить фразу и задать к ней вопрос. Название предметов посуды, материал, из которого они сделаны и образование слов-признаков. Описание предмета посуды, так, чтобы его захотелось купить. Сл. р. чайник, (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, половник, хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, кухонная утварь. | Фронтальный опрос | |
27 | 09.12 | Быт школьника: посуда и уход за ней. | Составление рассказа о каком-либо предмете посуды по плану - картинкам. Составление рассказа «Как надо ухаживать за посудой» | Фронтальный опрос | |
28 | 11.12 | Сезонные изменения в природе, погоде. Декабрь (экскурсия). | Составить отчёт о зимней экскурсии. Сл. р. температура, холод, заморозки, вьюга, оттепель, метель. | Практическая работ | |
29 | 16.12 | Погода и природа зимой. | Подбор 10 слов – действий для описания снега, придумать название к картинке и составить по ней рассказ-описание. Рассказать о термометре, закончив предложения. Правила пользования термометром. | ||
30 | 18.12 | Охрана здоровья и отдых зимой. | Чтение стихов и загадок. Составление рассказа – повествование по картинкам на тему «Приключение Саши и Иры». Изменение фразы по образцу. Сл. р. Отдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, коньки, снежки, прогулка. | ||
31 | 23.12 | Зима начало года. Как я провел каникулы. | Задать товарищу вопросы по рисунку. Изменить слова по образцу. Составление рассказа «Как провёл зимние каникулы и в какие игры можно играть зимой на улице». Сл. р. Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, рождество. | ||
32 | 25.12 | Растения зимой: хвойные. | Сравнение сосны и ели. Придумывание сказки «Приключение маленькой сосенки». Рисование иллюстрации к своей сказке. Сл. р. Ель, сосна, пихта, кора, шишки, ствол. | ||
33 | 13.01 | Домашние животные зимой. | Рассматривание картинок и перечисление диких и домашних животных. Работа по стихотворению. Перечисление членов семьи изображённых животных. Составление по плану рассказа о любимом домашнем животном. Сл. р. ферма, животноводы, ветеринар, птицеферма. | ||
34 | 15.01 | Домашние животные зимой: корова | Составление рассказа: «какую пользу приносят домашние животные». Работа по картинке, какие части тела есть у домашних животных. Описание в нескольких словах внешний вид и характер коровы. Опиши действия по уходу за животными. Сл. р. Ферма, корова, бык, теленок, доярка. | ||
35 | 20.01 | Домашнее животное: лошадь и уход за ней. | Назвать всех изображённых на рисунке животных. Поставить пропущенные слова на основе данного текста, составление рассказа о лошадях. Сл. р. Грива, конюх, конюшня, коневодство, седло, сбруя, пахарь, коневод. стремена. | ||
36 | 22.01 | Дикие животные: лось. | Сравнение диких и домашних животных. Отгадывание загадок. Описание внешнего вида и характера различных животных, с помощью нескольких слов - признаков. (по плану) | ||
37 | 27.01 | Дикие животные: олень. | Сравнение диких и домашних животных. Отгадывание загадок. Описание внешнего вида и характера различных животных, с помощью нескольких слов - признаков. (по плану) Сл. р. Животное, лось, лосиха, лосенок, лес, млекопитающие, травоядные, беззащитный, олень, олениха, оленёнок. | ||
38 | 29.01 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | Составление рассказа по рисунку, придумать название. Изменение слов по образцу. Составление рассказа – рассуждение «Почему февраль называется месяцем метелей и вьюг?» | ||
39 | 03.02 | Экскурсия. Февраль – месяц метелей и вьюг. | Рассмотреть несколько снежинок, посчитай число лучиков на снежинках. Описание снежинки, используя как можно больше слов – признаков. | ||
40 | 05.02 | Труд людей зимой: профессии. | Составление предложений из трёх слов, о приведённых ниже профессиях так, чтобы было ясно, чем занимаются люди данной профессии. Изменение названия профессий по образцу. Сл. р. профессия, пахарь, овощевод, фермер, механизатор, садовод, врач, повар, овощехранилище, зернохранилище. | ||
41 | 10.02 | Профессии. | Отгадывание загадок. Назови профессии этих людей. Расскажи о какой – либо профессии по плану. | ||
42 | 12.02 | Режим школьника | Составление режима дня школьника. Изменение слов по образцу. Опираясь на рисунки, составление диалога с одноклассниками по образцу. Сл.р. утро, день, вечер, ночь, сутки, режим, здоровье. | ||
43 | 17.02 | Голубой март | Чтение рассказа о марте, вставляя в слова недостающие окончания. Составление своего рассказа о марте, опираясь на рисунок и предыдущее задание. Пользуясь планом рассказа и схематическими рисунками, составь рассказ о весне. Сл. р. Оттепель, капель, проталина, сосулька, вьюга, метель. | ||
44 | 19.02 | Домашние птицы: гусь | Перечисление частей тела, которые есть у домашних птиц. Заменить в предложениях картинки словами. Дополнение предложений, подбор слов, составление рассказа о гусе, выбрав нужные слова. Сл. р. Гусь, гусыня, гусёнок, гнездо, клюв, крылья, перья, озеро, домашние , водоплавающие, летающие. | ||
45 | 24.02 | Домашние птицы: индюк. | Перечисление членов птичьих семей, подбор слов-действий и закончить предложение. Изменение слов по образцу. Заучивание скороговорки. Составление по плану рассказ о гусе или индюке. Сл. р. Индюк, индюшка, индюшонок. | ||
46 | 26.02 | Дикие птицы: лебедь и гусь | Описание птицы по плану, Подбор слов-признаков. Сл. р. лебедь, лебёдушка, гусь, гусыня, стая, водоплавающие, перелётные. | ||
47 | 02.03 | Закрепление «Я могу сам». | Рассказ – описание об известном животном или птице по плану. Рассказ о любом времени года. | ||
48 | 04.03 | Зимующие и перелетные птицы | Работа с деформированным текстом. Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы. Сл. р. Птица, ворона, воробей, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, ласточка, гнездо, скворечник, кормушка. | ||
49 | 09.03 | Зимующие и перелётные птицы. | Изображение городских птиц: голубь, ворона, снегирь, ласточка, галка. | ||
50 | 11.03 | Весна в апреле. | Составление рассказа по серии картинок. Подбор слов – признаков для описания. | ||
51 | 16.03 | Весна в апреле. Экскурсия | Составление отчёта об экскурсии по плану. Наблюдения, ответы на вопросы. | ||
52 | 18.03 | Вредные и полезные насекомые | Описание насекомых по образцу. Нахождение слов-действий. Отгадывание загадок. Сл. р. муравей, пчела, насекомые, стрекоза, кузнечик, улей, дупло, муравейник. | ||
53 | 30.03 | Вредные и полезные насекомые | Составление рассказа по серии картинок. Изменение слов по образцу. Составление рассказа – описание по плану. | ||
54 | 01.04 | Рыбы | Составление вопроса со словом «Сколько». Составление рассказа «Если бы у меня был аквариум…», используя данные словосочетания. Сл. р. Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан, плавники, чешуя, аквариум. | ||
55 | 06.04 | Земноводные | Работа с деформированным текстом. Названия земноводных, работа по картинке. Сравнение между собой зелёной лягушки и серой жабы. Сл. р. лягушка, тритон, крокодил, черепаха, земноводные, плавающие. | ||
56 | 08.04 | Все мы – звенья одной цепи | Дид.игра «Хорошо-плохо». Составление предложений ответы на вопросы. Работа по схеме, что даёт природа человеку. | ||
57 | 13.04 | Человек-часть природы | Рассказ о влиянии человека на природу, используя схему. Формулировка правил поведения в природе, соответствующие знакам. Плакат «Природа в опасности!». Сл.р. экология, вредительство. | ||
58 | 15.04 | Как я познаю окружающий мир | Рассматривание сюжетных картинок, работа с текстом. Сл.р. чувства, слух, зрение, вкус, запах, память. | ||
59 | 20.04 | Здоровье человека | Рисование плаката о вреде курения. Работа по сюжетным картинкам. Подбор пословиц и поговорок о здоровье. | ||
60 | 22.04 | Отдых и труд дома | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Сл. р Здоровье, болезнь, инфекция, профилактик, организм, закаливание. | ||
61 | 27.04 | Зубы. Уход за зубами. | Учить правильно ухаживать за зубами Рассказ об уходе за зубами | ||
62 | 29.04 | Как помочь сохранить своё здоровье. | Оздоровительные минутки, работа со стихотворениями, беседа. | ||
63 | 04.05 | Наше питание | Процесс пищеварения, работа по рисунку. Составление меню завтрака. Сл.р. пищевод, желудок, кишечник, питание. | ||
64 | 06.05 | Наш сон | Работа по сюжетным картинкам. Причины, которые приводят к бессоннице. Сл.р. спокойствие, темнота, прохлада, бессонница. | ||
65 | 11.05 | Наше общение | Подбор слов по смыслу, связанных между собой. Сл.р. благодарность, вежливость, приветствие, извинение, прощание, просьба, воспитанность, невежливость, невоспитанность. | ||
66 | 13.05 | Май- конец весны | Работа по сюжетной картинке, вопросы. Подбор слов-признаков для описания майской весны. | ||
67 | 18.05 | Экскурсия в природу. «Скоро лето» | Наблюдения, игры. | ||
68 | 20.05 | Резерв |
4. Требование к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
• называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
• активно участвовать в беседе;
• связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
• выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;
• соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
• названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;
• правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
6. Список литературы
Для учащихся:
- Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. М.: АРКТИ, 2004.
Для учителя:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2006
2.Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
3.Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
4.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
5.Худенко Е. Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. М. Аркти 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе. Тема: «Мебель. Назначение. Уход за мебелью».
Урок развития речи в 3 классе...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе. Тема: «Одежда».
Урок развития речи в 3 классе...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"
Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности ....
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...
Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности...
Рабочая программа по образовательной области «Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предмето...