Речевая карта учащегося МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида"
методическая разработка по теме

Михайлова Светлана Владимировна

При обследовании детей, поступивших в нашу школу, я столкнулась с проблемой выбора речевой карты для детей с  тяжёлой умственной отсталостью.  Просмотрев и проанализировав речевые карты из разных источников, я составила свою. Считаю, что данная карта даёт более полную и развернутую картину речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc549.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования учащегося С(К)ОШ VIII вида

________________________________________________________

1.Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________ ________

Дата рождения________________Возраст ребенка______________

Домашний адрес, телефон____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из какого учреждения поступил (№ д/с, школы)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата поступления _____________в ________класс С(К)ОШ VIII вида

Решение медико-педагогической комиссии от ____________Протокол №______________________________

Заключение медико-педагогической комиссии: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Сведения о семье

Мать (ФИО, возраст, профессия, образование)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отец (ФИО, возраст, профессия, образование)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________

Опекун(ФИО, возраст, профессия, образование)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________

Жалобы родителей____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Общий анамнез

3.1. Пренатальный период

1)Наследственные факторы (состояние здоровья родителей до рождения ребёнка, наличие нервно-психических расстройств, соматических заболеваний):______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Имелись ли у них нарушения звукопроизношения, трудности овладения чтением, письмом, есть ли нарушения речи в данное время_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

3) Ребенок от ________беременности;___________ родов.

4) Возраст матери при рождении ребенка____________ лет.

5) Протекание беременности___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Натальный период

1) Роды:

в срок; досрочные; в 8 месяцев; в 7 месяцев.

длительность родов: нормально протекающие, затяжные, быстрые, стремительные;

обезвоженные, раннее отхождение околоплодных вод (за 20 и более часов до рождения ребенка).

2)Применение средств для стимуляции родовой деятельности:

не применялись

применялись (фармакологические, механические, электростимуляция)

3) Крик

сразу;

через несколько секунд, минут;

после реанимационных мероприятий.

4) Ребенок родился весом____________, рост__________.

5) Наличие травм:__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

3.3. Постнатальный период

1) Отклонения в поведении малыша в течение первых трех месяцев жизни:

крик, плач, возбудимость,

вялость, повышенная сонливость,

отсутствие реакций на игрушки, речь взрослого и др.

2) Перенесенные заболевания

а) До года:

Болезни в течение первого месяца жизни: (желтуха, сепсис, пневмония, диспепсия, анемия, грипп)

Болезни на первом году жизни: (пневмония, простудные заболевания, грипп, корь, скарлатина, коклюш, диспепсия, дизентерия)

б) Болезни от 1 года до 3-х лет:

не болел,

инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Травмы головы:

не было,

наблюдались ( с потерей сознания, без потери сознания)

4) Судороги при высокой температуре:

не наблюдались,

наблюдались_______________________________________________________________________

3.4. Раннее психомоторное развитие ребенка

1) Держит голову с_____________мес.( с 1,5 мес.)

2)Сидит без поддержки с _________ мес. (6-7 мес.)

3)Стоит с _________мес.(9-10 мес.)

4)Самостоятельно ходит с _________ мес. (1г. – 1г.3 мес)

3.5. Раннее речевое развитие ребенка

1) Первые слова_________________________ (12 мес.)

2) Фразовая речь с _____________________.(Умеет ответить на вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает множество двустиший, концовки песен и повторяет их. - 2 года).

3) Особенности речевого развития:

шло с особенностями,

прерывалось,

не прерывалось,

характерные особенности понимания речи окружающих______________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Речевая среда:

норма,

дефицит или недостаточность речевого общения и интеллектуальных контактов с ребенком.

5) Билигвизм в семье (указать, какими языками пользуются в семье)________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Получал ли коррекционную помощь логопеда:

С логопедом не занимался.

Занимался с логопедом (где____________________________________________________________________________________________________________________________________когда_________________________________,сколько________________________________).

Каков результат_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заключение специалистов

1) невролог________________________________________________________________________

2)психиатр________________________________________________________________________

3) отоларинголог___________________________________________________________________ 4)окулист_________________________________________________________________________

5. Результаты психологического обследованя.

Особенности памяти________________________________________________________________

Особенности внимания______________________________________________________________

Особенности мышления_____________________________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы ________________________________________________

6. Исследование невербальных психических функций

6.1. Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса

Схема тела и ориентировка в окружающем пространстве.

Ориентация на плоскости

Предметный гнозис (узнавание предметов в усложненных условиях)

Конструктивный праксис 

Вывод:

Хорошо ориентируется в пространстве.

Отмечается недостаточное развитие оптико-пространственных представлений: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения__________________________________________

Оптико-пространственные представления не сформированы.

Наблюдаются нарушения оптико-пространственных представлений: ________________________


6.2. Определение латералиты:

Вывод:

Доминирует _________________________ рука.

Одинаково развиты обе руки.

Парциальное левшество.

Скрытое (стертое) левшество.

Ведущая нога - ___________________________

Ведущий глаз - ___________________________

6.3. Состояние динамической организации движений; слухо-моторных координаций

(исcледование восприятия и воспроизведения ритмических структур)

Вывод:

Отмечается правильная динамическая организация движений.

Динамическая организация движений нарушена: наблюдается потеря последовательности нужных поз / нарушение плавности / застревания / персеверации / не смог выполнить - дезавтоматизированный характер выполнения / выполняет с речевой регуляцией;

Наблюдаются ошибки при воспроизведении ритмического рисунка образцов – искажение ритма / изменено количество элементов в заданном ритмическом рисунке;

Отмечается замедленность темпа / ускоренное воспроизведение.

7. Исследование моторики

7.1. Состояние ручной и мелкой моторики

а) Оптико-кинестетическая организация движений пальцев рук:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Динамическая организация движений пальцев рук:

Вывод:

пробы выполняются только по подражанию,

пробы выполняются по словесной инструкции

точность движений______________________________________________________________

темп движений__________________________________________________________________

синхронность движений правой и левой руки________________________________________

переключение от одного движения к другому________________________________________

7. 2. Особенности анатомического строения речевого аппарата.

1) Лицо:

симметрично;

ассиметрично.

2) Носогубные складки:

выражены;

сглажены_________________

3) Губы:

нормальные;

излишне толстые;

тонкие;

расщелина верхней губы;

наличие послеоперационных рубцов, шрамов;

укороченная верхняя губа.

4) Зубы:

нормальные;

очень мелкие зубы;

редкие, кривые зубы;

низкие зубы;

высокие зубы;

диастемы   между передними верхними зубами / между передними нижними зубами;

язычный наклон зубов;

вне челюстной дуги, сверхкомлектность;

отсутствие зубов;

двойной ряд зубов.

5) Прикус:

нормальный;

глубокий;

прямой;

открытый, боковой;

открытый, передний;

перекрёстный.

6) Челюсти:

нормальное строение;

дефекты верхней челюсти;

дефекты нижней челюсти;

прогения;

прогнатия.

7) Твёрдое нёбо:

соответствует норме;

высокое, узкое, «готическое»;

низкое, плоское;

куполообразное;

расщелина твердого нёба;

субмукозная расщелина.

8) Мягкое нёбо:

плоское;

округлое;

укорочение маленького язычка;

раздвоение, расщепление маленького язычка;

отсутствие маленького язычка;

9) Язык:

массивный, толстый язык;

маленький язык;

«географический» язык;

длинный, узкий язык;

10) Уздечка языка:

нормальная уздечка языка;

укороченная уздечка языка;

уздечка языка с послеоперационным узлом.

7. 3. Состояние мимической моторики

(Исследование состояния и работы мышц лицевой мускулатуры, объёма и качества произвольной мимической моторики)

Отмечаются:

номальные мимические движения; мимика лица выразительная, эмоциональная;

лицо амимичное;

гиперкинез мышц лица;

вялая мимика лица;

сглаженность левой носогубной складки, сглаженность правой носогубной складки;

сглаженность обеих носогубных складок.

замедленность движений глазных яблок,

наличие синкинезий.

односторонний птоз верхнего века

7. 4. Состояние артикуляционной моторики

Выполнение движений

правильное;

неправильное;

движение отсутствует.

Тонус движений:

нормальный;

вялый;

чрезмерно напряженный.

Темп:

темп нормальный;

ускоренный темп;

 замедленный темп.

    Переключение:

плавное, своевременное переключение;

замедленное переключение / переключение с латентным периодом;

ускоренное переключение;

толчкообразное переключение;

отсутствие переключения.

при повторных движениях - тремор кончика языка / увеличение гиперкинеза / замедление темпа движения / посинение кончика языка.

замена движений языка

Объем движений:

объем движений полный;

неполный объем движений.

Точность выполнения:

точные движения;

неточные движения.

Длительность удержания позы:

 удержание позы затруднено;

постепенное снижение тонуса мышц при удержании позы;

при удержании позы наблюдается тремор;

при удержании позы наблюдается посинение;

увеличение гиперкинеза. отклонение в сторону кончика языка при показе,

Синкинезии:

синкинезии отсутствуют.

синкинезии слабо выражены;

 ярко выражены.

Слюнотечение:

Слюнотечение отсутствует;

Наблюдается гиперсаливация.

Отметить состояние мягкого неба:

- гиперкинез;

- отклонение маленького язычка в сторону,

- расщелины

7. 5. Cостояние дыхательной и голосовой функции

Дыхание:

По типу: диафрагмальное / грудное / ключичное;

По объему: нормальное / недостаточное

Плавность: плавное / толчкообразное

Продолжительность речевого выдоха ________ слов.

Выразительность речи:

интонированная, выразительная;

монотонная;

малоинтонированная

употребление основных видов интонации, их оттенков (повествовательная, вопросительная, восклицательная)

                                                                           Темп речи:

нормальный,

ускоренный,

замедленный.

Ритм речи:

норма,

дизритмия (излишне частое употребление пауз /  излишне редкое употребление пауз)

употребление ударений  правильное/ неправильное употребление ударений.

Голос:

Сила голоса:

-голос нормальной силы;

-тихий (очень тихий), слабый голос;

-затухающий, мерцающий голос;

-чрезмерно громкий голос;

-неумение говорить шепотом.

Высота голоса:

нормальный,

высокий,

низкий.

Тембр голоса:

нормальный,

сиплый,

хриплый,

резкий,

с металлическим оттенком,

с носовым оттенком,

пользуется твердой атакой голоса / использует мягкую атаку голоса;

8. Представления о времени


Дата обследования

20__-20__

__

20__-20__

20__-20__

20__-20__

20__-20__

20__-20__

20__-20__

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

 Определяет части суток:              День


                                                            Ночь


                                                            Утро

                                                       

                                                           Вечер

 Определяет время года:               Зима

                                                       

                                                             Лето


                                                            Весна

                                                     

                                                           Осень

 Определяет дни недели:

9. Речевые действия

l. Умение внимательно слушать, смотреть и реагировать:

Умение поддерживать зрительный контакт с говорящим  (смотреть в глаза, на рот)

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чём говорят

Реагирует на своё имя

Выполняет простейшие просьбы

Понимает сложные просьбы

Показывает:  

                      - на называемых     людей

                      - на предметы

                      - на части предметов

ll. Умение соблюдать очерёдность

III. Умение подражать:

Действиям

Мимике

Жестам

Звукам

IV. Восприятие неречевых звуков:

Умение концентрировать внимание на звуках,

соотносить с предметами, их производящими

Умение определять направление звука

Умение определять одинаковые звуки

Умение различать громкие и тихие звуки

V. Восприятие речи:

Пассивный и номинативный словарь:

Умение выбирать из ряда предметов или картинок с их  изображением то, что нужно

1.2 Умение выбирать предметы или картинки, относящиеся к понятию «Растения»:

- фрукты

- овощи

- цветы

 - деревья

1.3 Умение отбирать предметы или картинки, относящиеся к понятию «Животные»:

- домашние животные

- дикие животные

-  птицы

- рыбы

- экзотические животные

1.4 Умение отбирать предметы или картинки, относящиеся к понятию «Человек»

- части тела

- семья

- игрушки

- одежда

- обувь

- мебель

Пассивный предикативный словарь:

2.1 Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия

2.2 Умение выбирать картинки с изображением названного действия

Пассивный адъективный словарь:

3.1 Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие различные состояния

3.2 Умение выбирать предмет по названному признаку, обозначающему:

- размер

- цвет

- форму

- признаки осязания

- барические признаки

- температурные признаки

- вкусовые признаки

- звуковые признаки

- состояние (весёлый, грустный, сердитый …)

3.3  Умение выбирать из группы предметов одинаковые

3.4 Среди нескольких предметов находить тот, который отличается от остальных («другой», «иной»)

Умение выполнять указания, содержащие предлоги и другие слова, определяющие местоположение предмета:

4.1  Расположить один предмет на/в/под другим предметом

4.2  Достать один предмет из другого предмета

4.3 Расположить один предмет перед/за другим предметом

4.4 Расположить один предмет сбоку/ближе к, дальше от/ другого предмета

4.5 Найти первый и последний предмет

VI. Умение пользоваться речью:

 - полное отсутствие звуковых и словесных средств общения

- умение произносить отдельные звуки, звукокомплексы

- умение произносить отдельные лепетные  и общеупотребительные слова и звукоподражания

Умение выразить мысли и желания с помощью отдельных слов:

1.1 Наименований предметов, имён людей

 Называет мама, папа, имя

Обозначает себя «Я»

1.2 Слов, обозначающих действия

1.3 Слов - отрицаний

1.4 Слов, определяющих местоположение

1.5 Личных, притяжательных местоимений

Умение выразить мысли и желания с помощью фраз:

2.1 Умение здороваться и прощаться

2.2 Умение попросить какой-либо предмет

2.3 Отказ от предлагаемого предмета, услуги

2.4 Умение предлагать предметы, услуги

2.5 Умение выражать несогласие с суждением другого

2.6 Умение использовать фразы, указывающие на местоположение

2.7 Умение использовать фразы, указывающие на принадлежность

2.8 Умение использовать указательные фразы со словами «это», «вот».

2.9 Умение завязывать разговор

2.10 Умение поддерживать разговор

2.11 Умеет отвечать на вопрос по содержанию сказки

2.12 Умеет отвечать на вопросы по картине

 2.13 Составляет предложения по сюжету

2.14 Составляет рассказ по серии сюжетных картинок

VII. Умение использовать невербальные средства общения:

Язык жестов:

1.1 Умение устанавливать связь между предметом, действием, признаком и их жестовым обозначением

1.2 Умение использовать жесты для обозначения отдельных предметов, действий, признаков.

1.3 Умение использовать жесты как средство общения

«Графический» язык – пиктограммы:

2.1 Умение устанавливать связь между реальным предметом, действием, признаком и их графическим обозначением (пиктограммой)

2.2 Владение пиктографическим словарём для обозначения:

- предметов

- действий

- признаков

2.3 Умение составлять из пиктограмм пару: «предмет + действие», «предмет+признак»

2.4 Умение соотносить пиктографический ряд с фразой

2.5 Умение составлять заданные фразы из пиктограмм

2.6 Умение самостоятельно составлять фразы из пиктограмм

2.7 Умение использовать пиктограммы как средство общения

10. Звукопроизношение

10.1. Гласные звуки                                                        

 ]                                             в словах           во фразе                  


[О]                                             в словах              во фразе

[У]                                             в словах во фразе

[ Ы]                                             в словах во фразе

[И]                                              в словах         во фразе

[Э]                                               в словах во фразе

[Е]                                               в словах     во фразе

[Ё]                                               в словах во фразе

[Ю]                                             в словах  во фразе

[Я]                                               в словах  во фразе

10.2Согласные звуки

Губно-губные:                           в словах                                                                                    [Б]                                               во фразе



̓]                                              в словах

                                                    во фразе

[М]                                              в словах         во фразе                                                      

̓]                                             в словах                       во фразе                                                                                            

[П]                                              в словах                                                                                                                                                       во фразе

̓]                                              в словах                          во фразе





Губно-зубные:                           в словах

[В]                                              во фразе

̓]                                               в словах       во фразе

[Ф]                                              в словах              во фразе

̓]                                              в словах во фразе

Язычно-зубные:                        в словах

[Т]                                              во фразе

 

̓]                                               в словах во фразе

[Д]                                               в словах во фразе

̓]                                              в словах         во фразе

 Свистящие:                              в словах [C]                                            во фразах

                                                    в словах

[C̓]                                            во фразах

                                                    в словах [З]                                             во фразах

                                                    в словах

̓]                                             во фразах

                                                    в словах

[Ц]                                            во фразах

 Шипящие:                                в словах  [Ш]                                           во фразах

                                                    в словах  [Ж]                                           во фразах

[Ч]                                              в словах

                                                  во фразах

                                                    в словах

[Щ]                                           во фразах

Соноры:                                 в словах [Л]                                            во фразах

                                                    в словах [Л̓]                                            во фразах

                                                    в словах [Р]                                            во фразах

                                                    в словах

̓]                                             во фразах

 в словах              

[Й]                                           во фразах                              

                                                  в   словах                                                [Н]                                            во фразах

                                                    в словах [Н̓]                                            во фразах

Заднеязычные:              в словах                                                                          [Г]                                             во фразах

                                       в словах

̓]                                            во фразах

                                                    в словах  [К]                                            во фразах

                                                    в словах [К̓]                                            во фразах  

                                                    в словах [Х]                                            во фразах

                                                    в словах

̓]                                            во фразах

10.3 Дифференциация звуков

Звонкие и глухие:                 Б – П

                                                Д – Т

                                                Г – К

                                                В – Ф

                                                З – С

                                               Ж – Ш

 Другие

Твёрдые и мягкие

11.  Слоговая структура слова

Односложные слова

Двусложные слова

Трёхсложные слова

Четырёхсложные слова

Многосложные слова

12. Фонематическая система

12.1 Фонематическое  восприятие: дифференциация сохранных и нарушенных в произношении оппозиционных  фонем в слогах, словах.

12.2 Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова

Выделение первого и последнего звука из слова







Определение количества звуков в словах

Оппозиционный анализ

12.3 Фонематический синтез

12.4 Фонематические представления: придумать слово на заданный звук


13.Умение распознавать грамматические категории.

13.1. Словоизменение

Изменение существительных  по падежам

Изменение прилагательных по родам

Подобрать глагол к существительному

Изменение существительных по числам («Один - много»)

Согласование числительных   с существительными

Изменение глаголов по времени

Частицу «не» в сочетании:

 - с предметами

- с признаками

- с действиями

 Местоимения: «его», «её», «я», «ты» и др.

13.2.Словообразование

Образование глаголов с помощью приставок

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

Существительные  в ед. и мн. числе

Существительные, обозначающие названия детёнышей животных (единственного и множественного числа)

Глаголы мужского и женского рода ед. и мн. числа в прошедшем времени

Образование относительных прилагательных от имен существительных («Из чего сделано»)

Образование притяжательных прилагательных

14. Исследование процесса чтения

Усвоение букв по программе

Чтение слогов  

Чтение слов

различной звуко – слоговой структуры

Чтение предложений

 Чтение текста

Скорость  чтения

Понимание содержания прочитанного

Способ чтения







15. Исследование процесса письма

Списывание  с печатного текста

Списывание с рукописного текста

Диктант букв

Диктант слогов

Диктант слов

Диктант предложений

Логопедическое заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Динамические наблюдения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы

В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации  антинаркотической направленности...

Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"

Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...


 

Комментарии

Медведева Ирина Сергеевна

Очень хорошо подобран материал! Взяла на вооружение)
Спасибо!