Формирование речевого общения на уроках предметно-практического обучения.
статья по теме

Прусакова Милана Валерьевна

Статья о формировании речевого общения на уроках ППО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevogo_obshcheniya_na_urokah.docx14.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого общения на уроках

предметно-практического обучения.

Предметно – практическое обучение – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.

В задачу этого нового учебного предмета входит планомерное развитие мышления, формирование «житейских понятий», создание условий для формирования речевого общения глухих школьников, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.

Детям нравится этот предмет..

Трудности возникли в том, что в 2 классе дети работают над более сложными изделиями, и должны иметь достаточно богатый речевой материал, необходимый для

этого урока. И мы пока учимся планировать свою работу, писать заявки, считать сколько потрачено времени на выполнение того или иного пункта плана. Но то, что это очень важный предмет для обучения и развития глухих детей нам всем учителям начальных

классов стало ясно с первых уроков. Именно на этом уроке возникают естественные

ситуации для словесного общения с учителем и друг с другом.

Школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать о проделанной работе.

По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью.

Например: « У меня не получается. Помогите мне, пожалуйста».

Создателем речевой среды является учитель, учащиеся начинают действовать по его примеру. Конечно с первых уроков не получается общение с учителем и между собой,

потому что дети не располагают необходимыми речевыми средствами. Постепенно дети начинают понимать, что без речи обойтись невозможно: нужно попросить для работы

ножницы или пластилин, что нужно отчитаться о проделанной работе, попросить разрешение продолжать работу. Здесь очень важно поддерживать всякие проявления речевых действий, и создавать преднамеренные ситуации, которые влекут за собой речь детей.

На уроках ППО школьники учатся ведению диалога.

Например, при шитье снеговика на уроке возник такой диалог.

-М.В. Я не умею вдевать нитку в иголку.

- Пожалуйста, попроси Сашу.

-Саша, вдень, пожалуйста, нитку в иголку.

- На,  возьми.

- Спасибо.

Конечно, этот диалог помогает организовать учитель. Речевой материал, необходимый для общения детей между собой или с учителем записан на доске или на табличках. Важно , что школьники учатся применять его в естественных условиях, не отвлечѐнно и бездумно, а в нужной ситуации.

На уроках ППО дети узнают названия новых предметов, объектов, которые собираются изготовить, материалов, инструментов, действий, качеств, различные типы фраз.

Весь речевой материал усваивается в действии и тем самым лучше запоминается. Часто сама ситуация подсказывает детям значение новых слов.

При изготовлении аппликации «Клумба» дети несколько раз проговаривали словарь, необходимый для урока. Мы рассматривали картинки. Узнавали и называли цветы, растущие на клумбе, изучали крупы, красили их потом планировали работу, потом приклеивали,  каждый свой цветок, потом записывали в тетрадь, кто что и из чего делал. проверяли друг у друга. Наконец рассказывали о проделанной работе. Мы

сделали аппликацию «Клумба». Я приклеивал тюльпан из …. Матвей приклеивал ….. и т. д. Затем эта работа продолжиться на уроках  ОЗМ. Очень важна связь ППО с другими

предметами. ( математикой и грамматикой).

Таким образом, уроки ППО являются важными в общей работе по формированию у глухих школьников речи. На уроках ППО создаются условия для воспитания у

не слышащих детей потребности в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макет к сказке К.И.Чуковского" Цыпленок" .Конспект серии уроков предметно-практического обучения в 1 классе школы I вида.

В работе представлено подробное описание системы работы по созданию макета, на уроках применяются разнообразные формы организации деятельности детей....

Урок предметно-практического обучения во 2 классе. Аппликация "Снеговик"

Урок прадметно-практического обучения в школе II вида....

Обучение устно-речевому общению на уроках английского языка

Процесс формирования и развития навыков устно-речевого общения считается, по праву, одним из сложнейших. В данной работе рассматривается поэтапное обучение общению по разным темам....

Реализация принципа формирования речевого общения у неслышащих учащихся на уроках математики.

Рассматриваются вопросы работы над развитием речи неслышащих учащихся на уроках математики...

Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе

Чтение - одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека. В процессе обучения английскому языку в 5-7 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, ...