Формирование речевого общения на уроках предметно-практического обучения.
статья по теме
Статья о формировании речевого общения на уроках ППО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevogo_obshcheniya_na_urokah.docx | 14.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевого общения на уроках
предметно-практического обучения.
Предметно – практическое обучение – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.
В задачу этого нового учебного предмета входит планомерное развитие мышления, формирование «житейских понятий», создание условий для формирования речевого общения глухих школьников, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.
Детям нравится этот предмет..
Трудности возникли в том, что в 2 классе дети работают над более сложными изделиями, и должны иметь достаточно богатый речевой материал, необходимый для
этого урока. И мы пока учимся планировать свою работу, писать заявки, считать сколько потрачено времени на выполнение того или иного пункта плана. Но то, что это очень важный предмет для обучения и развития глухих детей нам всем учителям начальных
классов стало ясно с первых уроков. Именно на этом уроке возникают естественные
ситуации для словесного общения с учителем и друг с другом.
Школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать о проделанной работе.
По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью.
Например: « У меня не получается. Помогите мне, пожалуйста».
Создателем речевой среды является учитель, учащиеся начинают действовать по его примеру. Конечно с первых уроков не получается общение с учителем и между собой,
потому что дети не располагают необходимыми речевыми средствами. Постепенно дети начинают понимать, что без речи обойтись невозможно: нужно попросить для работы
ножницы или пластилин, что нужно отчитаться о проделанной работе, попросить разрешение продолжать работу. Здесь очень важно поддерживать всякие проявления речевых действий, и создавать преднамеренные ситуации, которые влекут за собой речь детей.
На уроках ППО школьники учатся ведению диалога.
Например, при шитье снеговика на уроке возник такой диалог.
-М.В. Я не умею вдевать нитку в иголку.
- Пожалуйста, попроси Сашу.
-Саша, вдень, пожалуйста, нитку в иголку.
- На, возьми.
- Спасибо.
Конечно, этот диалог помогает организовать учитель. Речевой материал, необходимый для общения детей между собой или с учителем записан на доске или на табличках. Важно , что школьники учатся применять его в естественных условиях, не отвлечѐнно и бездумно, а в нужной ситуации.
На уроках ППО дети узнают названия новых предметов, объектов, которые собираются изготовить, материалов, инструментов, действий, качеств, различные типы фраз.
Весь речевой материал усваивается в действии и тем самым лучше запоминается. Часто сама ситуация подсказывает детям значение новых слов.
При изготовлении аппликации «Клумба» дети несколько раз проговаривали словарь, необходимый для урока. Мы рассматривали картинки. Узнавали и называли цветы, растущие на клумбе, изучали крупы, красили их потом планировали работу, потом приклеивали, каждый свой цветок, потом записывали в тетрадь, кто что и из чего делал. проверяли друг у друга. Наконец рассказывали о проделанной работе. Мы
сделали аппликацию «Клумба». Я приклеивал тюльпан из …. Матвей приклеивал ….. и т. д. Затем эта работа продолжиться на уроках ОЗМ. Очень важна связь ППО с другими
предметами. ( математикой и грамматикой).
Таким образом, уроки ППО являются важными в общей работе по формированию у глухих школьников речи. На уроках ППО создаются условия для воспитания у
не слышащих детей потребности в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....
Макет к сказке К.И.Чуковского" Цыпленок" .Конспект серии уроков предметно-практического обучения в 1 классе школы I вида.
В работе представлено подробное описание системы работы по созданию макета, на уроках применяются разнообразные формы организации деятельности детей....
Урок предметно-практического обучения во 2 классе. Аппликация "Снеговик"
Урок прадметно-практического обучения в школе II вида....
Обучение устно-речевому общению на уроках английского языка
Процесс формирования и развития навыков устно-речевого общения считается, по праву, одним из сложнейших. В данной работе рассматривается поэтапное обучение общению по разным темам....
Реализация принципа формирования речевого общения у неслышащих учащихся на уроках математики.
Рассматриваются вопросы работы над развитием речи неслышащих учащихся на уроках математики...
Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе
Чтение - одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека. В процессе обучения английскому языку в 5-7 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, ...