Мониторинг детей с проблемами в развитии
методическая разработка на тему
Обследование детей с легкой и средней степенью умственной отсталостью, детей ЗПР церебро-органического генеза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defektologicheskiy_monitoring_-_kopiya.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательные способности.
Исследование познавательных способностей и
Сенсомоторное развитие
Исследование слухового восприятия.
Область развития Процедура исследования | Метод мониторирования (низкоформализованные высокоформализованные) | Цели | Инструментарий | Источник |
Область развития -познавательная. Задание1 Ориентировочно младший дошкольный возрастРебенку показывают погремушку на расстоянии 30 см. от его глаз. Если он не захватывает игрушку, то ее вкладывают ему в правую руку с целью изучения и установления роли моторного компонента в активизации обследовательских действий Задание 2. Взрослый наблюдает за поведением ребенка и для себя отмечает, что ребенок умеет: -указывает по просьбе на людей или предметы, с которыми он знаком -откликаться на свое имя -понимает просьбу «иди сюда» или другие простые слова-обращения -пользуется голосом , чтобы привлечь к себе внимание -слушает, когда говорит другие Ориентировочно старший дошкольный возраст Задание 3 Ребенку показывают неск. музыкальных инструментов, называют их и демонстрируют их звучание. Предлагают ребенку самому поиграть на них. Затем просят назвать или показать на картинке, какой инструмент только что звучал. Задание 4 Ребенку предлагают встать лицом к стене, внимательно слушать и показывать рукой или говорить, откуда раздается звон. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребенок показывает или говорит, где звенит колокольчик. | Задания , направленные на изучение особенностей восприятия неречевого и речевого слуха Методика выявления осознанности представлений об особенностях произнесения звуков. Беседы Задания Пробы Обучающие эксперименты | Выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект, а также выявления влияния подключения дополнительного анализатора(слухового)на интенсивность и качество ориентировочных действий Выявить особенности слухового восприятия (в частности, речевого слуха) Определить ,дифференцирует ли ребенок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек. Выявить,определяет ли ребенок направление звука. | Музыкальные инструменты: музыкальный молоточек,дудочка,погремушка | Громова О.Е. ,Соломатина Г.Н. Логопедическо обследование детей 2-4 лет: метод.пособие. М.ТЦ.Сфера 2005 М.Г.Борисенко, Т.А. Датешидзе, Н.А. Лукина «Учимся слушать и слышать.(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти)»-СПб.,2003 |
Зрительное восприятие.
Исследование зрительного восприятия.
Область развития Процедура исследования | Метод мониторирования (низкоформализованные высокоформализованные | Цели | Инструментарий | Источник |
Задание 1. Ориентировочно младший дошкольный возраст Взрослый раскладывает на столе цветочки (красного, синего, желтого, зеленого цветов) и просит ребенка положить цветы на карточку с сответсвующим фоном | Методический пакет О.С.Жуковой «Учимся различать цвета» Разноцветные пазлы | Определить способность соотносить основные цвета. | Разноцветные пазлы | О.С.Жукова «Методический пакет»Издательский Дом «Нева»,2001 |
Задание 2. Ориентировочно старший дошкольный возраст Перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи»(белый, черный+ основные цвета) | Методика по исследованию восприятия цвета С.Д.Забрамной , О.В.Боровик | Определить способность соотносить и дифференцировать цвета | Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамной | С.Д. Забрамная «От диагностики к развитию» Новая школа.1998г |
Восприятие величины |
Область развития Процедура исследования | Метод мониторирования (низкоформализованные высокоформализованные | Цели | Инструментарий | Источник |
Ориентировочно младший дошкольный возраст В 3-4 года не понимают жестовой инструкции и цели задания. Им сложна даже двухсоставная матрешка. Требуется длительное обучение с повторными показами выполнения Ориентировочно старший дошкольный возраст Задание 1. Перед ребенком ставят пирамидку с кольцами одного цвета. Инструкция :”Собери пирамидку”(«Надень колечки»)Если ребенок и после этого не начинает действовать, то взрослый указывает каждый раз жестом, что кальцо надо надеть на стержень | Задания , направленные на изучение особенностей восприятия величины предметов | Выявление у ребенка сформированности восприятия величины | Пирамидка из четырех колец разной величины | С.Д. Забрамная «От диагностики к развитию»Новая школа Москва ,1998г. |
Задание 2. Взрослый ставит перед ребенком коробку с отверствиями и рядом с ней шарики.Инструкция «Опусти шарики в отверстия».В случае затруднения взрослый показывает способ выполнения и предлагает : «Сделай так же», сопровождая высказывания указательным жестом. Далее устанавливают знание величин «Покажи большой шарик, маленький шарик...». Либо взрослый указывает на большой, а затем на маленький шарик и спрашивает «Какой это ? | Задание «Опусти шарик в коробку» | Выявление сформированности представлений о величине предметов | Коробка с круглыми отвертиями разного диаметра и шарики соответствуещего размера (3 больших и 3 маленьких.Взрослый ставит пред ребенком коробку с отверствиями) | Адаптированный вариант диагностического задания Е.А. Стребелевой |
Задание 3. Перед ребенком раскладывают геометриеские фигуры: круг, квадрат,труегольник. Взрослый просит по очереди показывать названные фигуры |
Восприятие формы предметов.
Область развития Процедура исследования | Метод мониторирования (низкоформализованные высокоформализованные | Цели | Инструментарий | Источник |
Ориентировочно старший дошкольный возраст Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответсвующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу.Может быть дана и устная инструкция: «Отпусти все фигуры в коробку». Начинать показ советуем с самых простых по форме фигур (цилиндр с кругом в основании; призма с треугольником в основании) | Коробка форм «Почтовый ящик» | Выявление сформированности восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и соотносить ее с прорезью | Пластмассовый «Почтовый ящик» небольшого размера, с двух сторон на крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел | С.Д.Забрамная и О.В. Боровик пособие «Практический материал для проведения психолого педагогического обследования детей» |
II БЛОК
Оценка познавательно-речевого развития.
2.2 Область развития-познание.
Результаты обследования сенсорных представлений и конструктивной деятельности.
__________________-группы №__________
20_____-20______ учебный год
№ | Фамилия имя ребенка | Восприятие | Конструктивная деятельность |
Слуховое | Зрительное | Объемные изображения | Плоскостные изображения |
Цвет | Формы предмета | Величины предмета |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Общий балл |
Критерии оценивания конструктивной деятельности | 3 балла-ребенок понимает цель, условия задания, но самостоятельный поиск выполнения задачи отсутствует, выполняет задание только по образцу.Хорошо принимает помощь, легко обучаем 2 балла-ребенок понимает цель, условия задания, но самостоятельный поиск выполнения задачи отсутствует, задание выполняет по подражанию, способен принимать помощь, обучаем. 1 балл-ребенок понимает цель, но самостоятельно не понимет условия задачи, выполнение на уровне совместных действий, слабо принимает помощь. 0 баллов-ребенок не понимает цель, действует неадекватно, помощь неэффективна,не обучающийся в процессе обследования |
Критерии оценивания слухового восприятия | 3 балла-ребенок понимает цель, условия задания, выполняет задание, активно реагирует на различные источники звука (поворот головы, движение глаз в сторону звука, замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений т.п.)ребенка привлекают предметы , предложенные ему в процессе обследования, он обследует их , применяя специфические манипуляции.Он может подражать действиям взрослого.Ребенок откликается на свое имя, понимает простые слова-обращения по отношению к нему. 2 балла-ребенок понимает цель, условия задания, выполняет задание, активно реагирует на различные источники звука (поворот головы, движение глаз в сторону звука, замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений т.п.)ребенка привлекают предметы , предложенные ему в процессе обследования, он обследует их , применяя специфические и неспецифические манипуляции.Необходима помощь взрослого. Понимание речи ограничено. 1 балл-ребенок самостоятельно не вполняет задания, ему необходима постоянная активизация со стороны взрослого.У ребенка нет постоянной реакции на неречевые и речевые источники звука. Ребенка иногда привлекают предметы, предложенные в ходе исследования, он старается обследовать их, но ему необходима помощь взрослого.Обследовательские манипуляции специфические и неспецифические. Понимание речи значительно ограничено. 0 баллов-ребенок не выполняет задания, даже если ему оказываются активная помощь взрослого.Реакция на какой-либо источник звука практически отсутствует (ребенок не реагирует на звучащую игрушку, на собственное имя).Ребенка не привлекают предложенные ему предметы.Какая-либо ориентировочная деятельность практически отсутствует, если же она появляется , то чаще в ней преобладают неспецифические манипуляции.Понимание речи отсутствует. |
Критерии оценивания зрительного восприятия. | 3 балла.ребенок понимает цель, условия задания, выполняет задание используя допустимый для определенного возраста способ выполнения действия ( до 3.5 лет-допустимы действия с силовыми действиями; старше 3.5 лет — способ проб и ошибок; старше 4 лет- способ примеривания, старше 5 лет -способ зрительного соотнесения ). Задания выполняются методом , допустимым для данного возраста(по подражанию, по образцу, по образцу в сочетании со словесной инструкцией,по словесной инструкции)У ребенка сформированы неоходимые предсталения о цвете, форме, величине. Возможна незначительная помощь взрослого в виде контекстной подсказки. 2 балла ребенок понимает цель, условия , выполняет задание с активной помощью взрослого на уровне подражания (отраженно), а вряде случаев по образцу (иногда (редко)с использованием словесной инструкции). Допускают ошибки при соотнесении предметов по цвету , по форме, по величине Трудности возникают при определении названия цветов, форм и величины. Хорошо принимают помощь. Легко обучаемы. 1 балл У ребенка нарушено понимание цели, условий заданий.Частично выполняют задания только лишь после многократного повторения.Инструкцию либо плохо понимают, либо действует до ее предъявления.Выполнение возможно по подражанию. Имеют место неадекватные действия.Представления о цвете, форме и величине находятся на стадии формирования.Помощь не всегда принимает. 0 баллов Ребенок не выполняет задания, даже если ему оказываются активная помощь взрослого .Ребенка не привлекают предложенные ему предметы.Какая-либо ориентировочная деятельность практически отсутствует, если же она появляется , то чаще в ней преобладают неспецифические манипуляции.Понимание речи отсутствует. |
Конструктивная деятельность
Область развития. Процедура исследования | Метод мониторирования | Цели | Инструментарий | Источники |
Объемные изображения |
Область развития-познание Ориентировочно младший дошкольный возраст. Задание 1 «Что сюда подходит?» Ребенок подбирает пару к образцу объемной фигуры, которая находится у взрослого. Работа организуется так: Показывая шар, взрослый обращается к ребенку«Найди у себя такую фигуру. »Таким же образом последовательно, ребенка просят показать куб, круг и квадрат | Наблюдение Тестирование | Выявить уровень соотнесения объемных и плоскостных фигур (шара и круга, куба и квадрата) | Объемные фигуры : куб и шар. Плоскостные изображения круга и квадрата | О.П. Гаврилушкина «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»М.: Просвещение , 1991 |
Задание 2 «Собери башенку» Ребенку предлагают собрать башню из 10 кубиков : «Собери,как я» | Оценить сформированность конструктивного праксиса | 10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см. | М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Диагностика развития ребенка»С-Пб «ПАРИТЕТ»2006 |
Ориентировочно старший дошкольный возраст Задание 3 «Построй мебель для куклы» Предложить ребенку собрать кровать из трех кирпичиков, собрать стол из кубика и кирпичика, собрать стул еще из одного кубика и кирпичика, собрать лесенку из кирпичиков : «Собери, как я» *Для одного предмета постройки берется материал одного цвета | Оценить сформированность конструктивного праксиса | 2 куба одного размера с ребром не менее 3 см.(синий ,желтый) 11 кирпичиков(1 синий, 3 красных,1 желтый,6 зеленых) | М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Диагностика развития ребенка»С-Пб «ПАРИТЕТ»2006 |
Плоскостные изображения |
*Процесс складывания частей в целое у УО детей представляет собой отражение практического моделирования игрушек из отдельных частей.Поэтому обследование начинается с конструирования сборно-разборных игрушек. Задание 1. «Починим неваляшку» Ребенку предлагается целая игрушка -неваляшка и такая же игрушка-неваляшка из отдельных частей.Дается инструкция: «Почини неваляшку» | Оценить умение соединять частей в целое Оценит умение передавать пространственное соотношение частей в целом | Целая игрушка-неваляшка и такая же неваляшка из отдельных частей | О.П. Гаврилушкина «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»М.: Просвещение , 1991 |
Задание 2. «Собери игрушку» Ребенку предлагается собрать игрушку из частей (с. 65) | Оценить уровень перцептивного моделирования, возможности ребенка соотнести часть ицелое, создать эталон | Контурное изображение игрушки Части этой игрушки для складывания (разрезы должны соответствовать местам соединения частей в сборно-разборной игрушке) | О.П. Гаврилушкина «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»М.: Просвещение , 1991 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Комплексный подход при обучении детей с проблемами в развитии
Презентация. В работе показано, как при решении задач, примеров возможен процесс развития и коррекции познавательных процессов и интересов учащихся коррекционных школ VIII вида. Использование межпредм...
Арт-терапия для детей с проблемами в развитии
Занятие по изодеятельности с элементами сенсорного развития в средней группе "Волшебное утро"http://festival.1september.ru/articles/525232/ фото (птички из камней, глины)http://...
Это важно знать родителям детей с проблемами речевого развития
Данные материалы предназначены для родителей детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы...
Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их преодоления при обучении детей с проблемами в развитии
В учебно-методическом пособии, приведены ошибки учащихся в связи с тем влиянием, которое оказывает на них появление структуры выражений использованной числовым материалом, рассмотрены причины ошибок и...
Тематическое планирование. «Обучение чтению глобальным и послоговым методом детей с проблемами в развитии»
Автором предлагается календарно-тематическое планирование курса дополнительного образования, направленного на формирование навыка чтения у детей с трудностями в овладении письменной речью традиционным...
Использование речевых игр в развитии познавательной деятельности у детей с проблемами в развитии
Статья об использовании и влиянии речевых игр на детей с проблемами в развитии, о взаимосвязи развития речи и развития познавательной деятельности....
Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...