Мониторинг детей с проблемами в развитии
методическая разработка на тему

Обследование детей с легкой  и средней  степенью умственной отсталостью, детей ЗПР церебро-органического генеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon defektologicheskiy_monitoring_-_kopiya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

  Познавательные способности.

Исследование познавательных способностей и

Сенсомоторное развитие

Исследование слухового восприятия.

Область развития

Процедура исследования

Метод

 мониторирования

(низкоформализованные

высокоформализованные)

Цели

Инструментарий

Источник

Область развития -познавательная.

Задание1

  Ориентировочно младший дошкольный возрастРебенку показывают погремушку на расстоянии 30 см. от его глаз. Если он не захватывает игрушку, то ее вкладывают ему в правую руку с целью изучения и установления роли моторного компонента в активизации обследовательских действий

Задание 2.

Взрослый наблюдает за поведением ребенка и для себя отмечает, что ребенок умеет:

-указывает по просьбе на людей или предметы, с которыми он знаком

-откликаться на свое имя

-понимает просьбу «иди сюда» или другие простые слова-обращения

-пользуется голосом , чтобы привлечь к себе внимание

-слушает, когда говорит другие



 Ориентировочно старший дошкольный возраст

Задание 3

Ребенку показывают неск. музыкальных инструментов, называют их и демонстрируют их звучание. Предлагают ребенку самому поиграть на них. Затем просят назвать или показать на картинке, какой инструмент только что звучал.

Задание 4

Ребенку предлагают встать лицом к стене, внимательно слушать и показывать рукой или говорить, откуда раздается звон. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребенок показывает или говорит, где звенит колокольчик.

Задания , направленные на изучение особенностей восприятия неречевого и речевого слуха































Методика выявления осознанности представлений об особенностях произнесения звуков.

Беседы

Задания

Пробы

Обучающие эксперименты

Выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект, а также выявления влияния подключения дополнительного анализатора(слухового)на интенсивность и качество ориентировочных действий






Выявить особенности слухового восприятия (в частности, речевого слуха)









Определить ,дифференцирует ли ребенок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек.

Выявить,определяет ли ребенок направление звука.

Музыкальные инструменты: музыкальный молоточек,дудочка,погремушка

Громова О.Е. ,Соломатина Г.Н. Логопедическо обследование детей 2-4 лет: метод.пособие. М.ТЦ.Сфера 2005

М.Г.Борисенко, Т.А. Датешидзе, Н.А. Лукина «Учимся слушать и слышать.(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти)»-СПб.,2003


 Зрительное восприятие.

Исследование зрительного восприятия.

Область развития

Процедура исследования

Метод

мониторирования

(низкоформализованные

высокоформализованные

Цели

Инструментарий

Источник

Задание 1.

Ориентировочно младший дошкольный возраст

Взрослый раскладывает на столе цветочки (красного, синего, желтого, зеленого цветов) и просит ребенка положить цветы на карточку с сответсвующим фоном

Методический пакет  О.С.Жуковой «Учимся различать цвета»

Разноцветные пазлы







Определить способность соотносить основные цвета.









Разноцветные пазлы










О.С.Жукова «Методический пакет»Издательский Дом «Нева»,2001







Задание 2.

Ориентировочно старший дошкольный возраст

Перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи»(белый, черный+ основные цвета)

Методика по исследованию восприятия цвета С.Д.Забрамной , О.В.Боровик

Определить способность соотносить и дифференцировать цвета

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамной

С.Д. Забрамная

«От диагностики к развитию» Новая школа.1998г

Восприятие величины

Область развития

Процедура исследования

Метод

мониторирования

(низкоформализованные

высокоформализованные

Цели

Инструментарий

Источник

Ориентировочно младший дошкольный возраст

В 3-4 года не понимают жестовой инструкции и цели задания. Им сложна даже двухсоставная матрешка. Требуется длительное обучение с повторными показами выполнения

 Ориентировочно старший дошкольный возраст

 Задание 1.

Перед ребенком ставят пирамидку с кольцами одного цвета. Инструкция :”Собери пирамидку”(«Надень колечки»)Если ребенок и после этого не начинает действовать, то взрослый указывает каждый раз жестом, что кальцо надо надеть на стержень










Задания , направленные на изучение особенностей восприятия величины предметов










Выявление у ребенка сформированности восприятия величины










Пирамидка из четырех колец разной величины










С.Д. Забрамная «От диагностики к развитию»Новая школа Москва ,1998г.

Задание 2.

Взрослый ставит перед ребенком коробку с отверствиями и рядом с ней шарики.Инструкция «Опусти шарики в отверстия».В случае затруднения взрослый показывает способ выполнения и предлагает : «Сделай так же», сопровождая высказывания указательным жестом. Далее устанавливают знание величин «Покажи большой шарик, маленький шарик...». Либо взрослый указывает на большой, а затем на маленький шарик и спрашивает «Какой это ?

Задание «Опусти шарик в коробку»















Выявление сформированности представлений о величине предметов

Коробка с круглыми отвертиями разного диаметра и шарики соответствуещего размера (3 больших и 3 маленьких.Взрослый ставит пред ребенком коробку с отверствиями)

Адаптированный вариант диагностического задания Е.А. Стребелевой

Задание 3.

Перед ребенком раскладывают геометриеские фигуры: круг, квадрат,труегольник. Взрослый просит по очереди показывать названные фигуры


Восприятие формы предметов.

Область развития

Процедура исследования

Метод

мониторирования

(низкоформализованные

высокоформализованные

Цели

Инструментарий

Источник

Ориентировочно старший дошкольный возраст

Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответсвующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу.Может быть дана и устная инструкция: «Отпусти все фигуры в коробку». Начинать показ советуем с самых простых по форме фигур (цилиндр с кругом в основании; призма с треугольником в основании)

Коробка форм «Почтовый ящик»

Выявление сформированности восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и соотносить  ее с прорезью

Пластмассовый «Почтовый ящик» небольшого размера, с двух сторон на крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел

С.Д.Забрамная и О.В. Боровик  пособие «Практический материал для проведения психолого педагогического обследования детей»


II БЛОК

Оценка познавательно-речевого развития.

2.2 Область развития-познание.

Результаты обследования сенсорных представлений и конструктивной деятельности.

__________________-группы №__________

20_____-20______ учебный год

Фамилия имя ребенка

Восприятие

Конструктивная деятельность

Слуховое

Зрительное

Объемные изображения

Плоскостные изображения

Цвет

Формы предмета

Величины предмета

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Общий балл

Критерии оценивания конструктивной деятельности

3 балла-ребенок понимает цель, условия задания, но самостоятельный поиск выполнения задачи  отсутствует,   выполняет задание только  по образцу.Хорошо принимает помощь, легко обучаем

2 балла-ребенок понимает цель, условия задания, но самостоятельный поиск выполнения задачи  отсутствует, задание выполняет по подражанию, способен принимать помощь, обучаем.

1 балл-ребенок понимает цель, но самостоятельно не понимет условия задачи,   выполнение на уровне  совместных действий, слабо принимает помощь.

0 баллов-ребенок не понимает цель, действует неадекватно, помощь неэффективна,не обучающийся в процессе обследования

Критерии оценивания слухового восприятия

3 балла-ребенок понимает цель, условия задания, выполняет задание, активно реагирует на различные источники звука (поворот головы, движение глаз в сторону звука, замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений т.п.)ребенка привлекают предметы , предложенные ему в процессе обследования, он обследует их , применяя специфические манипуляции.Он может подражать действиям взрослого.Ребенок откликается на свое имя, понимает простые слова-обращения по отношению к нему.

2 балла-ребенок понимает цель, условия задания, выполняет задание, активно реагирует на различные источники звука (поворот головы, движение глаз в сторону звука, замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений т.п.)ребенка привлекают предметы , предложенные ему в процессе обследования, он обследует их , применяя специфические и неспецифические манипуляции.Необходима помощь взрослого. Понимание речи ограничено.

1 балл-ребенок  самостоятельно не вполняет задания, ему необходима постоянная активизация со стороны взрослого.У ребенка нет постоянной реакции на неречевые и речевые источники звука. Ребенка иногда привлекают предметы, предложенные в ходе исследования, он старается обследовать их, но ему необходима помощь взрослого.Обследовательские манипуляции специфические и неспецифические. Понимание речи значительно ограничено.

0 баллов-ребенок не выполняет задания, даже если ему оказываются активная помощь взрослого.Реакция на какой-либо источник звука практически отсутствует (ребенок не реагирует на звучащую игрушку, на собственное имя).Ребенка не привлекают предложенные ему предметы.Какая-либо ориентировочная деятельность практически отсутствует, если же она появляется ,  то чаще в ней преобладают неспецифические манипуляции.Понимание речи отсутствует.

Критерии оценивания зрительного восприятия.

3 балла.ребенок понимает цель, условия задания, выполняет задание используя допустимый для определенного возраста способ выполнения действия ( до 3.5 лет-допустимы действия с силовыми действиями; старше 3.5 лет — способ проб и ошибок; старше 4 лет- способ примеривания, старше 5 лет -способ зрительного соотнесения ). Задания выполняются методом , допустимым  для данного возраста(по подражанию, по образцу, по образцу в сочетании со словесной инструкцией,по словесной инструкции)У ребенка сформированы неоходимые предсталения о цвете, форме, величине. Возможна незначительная помощь взрослого в виде контекстной подсказки.

2 балла ребенок понимает цель, условия , выполняет задание с активной помощью взрослого на уровне подражания (отраженно), а вряде случаев по образцу (иногда (редко)с использованием словесной инструкции). Допускают ошибки при соотнесении  предметов по цвету , по форме, по величине  Трудности возникают при определении  названия цветов, форм и величины. Хорошо принимают  помощь. Легко обучаемы.

1 балл У ребенка нарушено понимание цели, условий заданий.Частично выполняют задания только лишь после многократного повторения.Инструкцию либо плохо понимают, либо действует до ее предъявления.Выполнение  возможно по подражанию. Имеют место неадекватные действия.Представления о цвете, форме и величине находятся на стадии формирования.Помощь не всегда принимает.

0 баллов Ребенок не выполняет задания, даже если ему оказываются активная помощь взрослого .Ребенка не привлекают предложенные ему предметы.Какая-либо ориентировочная деятельность практически отсутствует, если же она появляется ,  то чаще в ней преобладают неспецифические манипуляции.Понимание речи отсутствует.



Конструктивная деятельность

Область развития.

Процедура исследования

Метод мониторирования

Цели

Инструментарий

Источники

Объемные изображения

Область развития-познание

Ориентировочно младший дошкольный возраст.


Задание 1

«Что сюда подходит?»

Ребенок подбирает пару к образцу объемной фигуры, которая находится у взрослого. Работа организуется так: Показывая шар, взрослый обращается к ребенку«Найди у себя такую фигуру. »Таким же образом последовательно, ребенка просят показать куб, круг и квадрат

Наблюдение

Тестирование

Выявить уровень соотнесения объемных и плоскостных фигур (шара и круга, куба и квадрата)

Объемные фигуры : куб и шар.

Плоскостные изображения круга и квадрата

О.П. Гаврилушкина «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»М.: Просвещение , 1991

Задание 2

«Собери башенку»

Ребенку предлагают собрать башню из 10 кубиков : «Собери,как я»

Оценить сформированность конструктивного праксиса

10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см.

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина

«Диагностика развития ребенка»С-Пб «ПАРИТЕТ»2006

Ориентировочно старший дошкольный возраст

Задание 3

«Построй мебель для куклы»

Предложить ребенку собрать кровать из трех кирпичиков, собрать стол из кубика и кирпичика, собрать стул еще из одного кубика и кирпичика, собрать лесенку из кирпичиков : «Собери, как я»

*Для одного предмета постройки берется материал одного цвета

Оценить сформированность конструктивного праксиса

2 куба одного размера с ребром не менее 3 см.(синий ,желтый)

11 кирпичиков(1 синий, 3 красных,1 желтый,6 зеленых)

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина

«Диагностика развития ребенка»С-Пб «ПАРИТЕТ»2006

Плоскостные изображения

*Процесс складывания частей в целое у УО детей представляет собой отражение практического моделирования игрушек из отдельных частей.Поэтому обследование начинается с конструирования сборно-разборных игрушек.

Задание 1.

«Починим неваляшку»

Ребенку предлагается целая игрушка -неваляшка и такая же игрушка-неваляшка из отдельных частей.Дается инструкция: «Почини неваляшку»

Оценить умение соединять частей в целое

Оценит умение передавать пространственное соотношение частей в целом

Целая игрушка-неваляшка и такая же неваляшка из отдельных  частей

О.П. Гаврилушкина «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»М.: Просвещение , 1991

Задание 2.

«Собери игрушку»

Ребенку предлагается собрать игрушку из частей

(с. 65)

Оценить уровень перцептивного моделирования, возможности ребенка соотнести часть ицелое, создать эталон

Контурное изображение игрушки

 Части этой игрушки для складывания (разрезы должны соответствовать местам соединения частей в сборно-разборной игрушке)

О.П. Гаврилушкина «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»М.: Просвещение , 1991



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Комплексный подход при обучении детей с проблемами в развитии

Презентация. В работе показано, как при решении задач, примеров возможен процесс развития и коррекции познавательных процессов и интересов учащихся коррекционных школ VIII вида. Использование межпредм...

Арт-терапия для детей с проблемами в развитии

Занятие по изодеятельности с элементами сенсорного развития в средней группе "Волшебное утро"http://festival.1september.ru/articles/525232/ фото (птички из камней, глины)http://...

Это важно знать родителям детей с проблемами речевого развития

Данные материалы предназначены для родителей детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы...

Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их преодоления при обучении детей с проблемами в развитии

В учебно-методическом пособии, приведены ошибки учащихся в связи с тем влиянием, которое оказывает на них появление структуры выражений использованной числовым материалом, рассмотрены причины ошибок и...

Тематическое планирование. «Обучение чтению глобальным и послоговым методом детей с проблемами в развитии»

Автором предлагается календарно-тематическое планирование курса дополнительного образования, направленного на формирование навыка чтения у детей с трудностями в овладении письменной речью традиционным...

Использование речевых игр в развитии познавательной деятельности у детей с проблемами в развитии

Статья об использовании и влиянии речевых игр на детей с проблемами в развитии, о взаимосвязи развития речи и развития познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...