Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи.
Характерными признаками клинической картины большинства детей с ограниченными возможностями здоровья является сложность речевой патологии. Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психическими особенностями этих детей.
Таким образом, особенности речи у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются нарушением речи как системы, своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. Симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей данной группы являются неоднородными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Флягина Н.С., учитель-логопед
2012 г.
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи.
Характерными признаками клинической картины большинства детей с ограниченными возможностями здоровья является сложность речевой патологии. Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психическими особенностями этих детей.
Таким образом, особенности речи у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются нарушением речи как системы, своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. Симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей данной группы являются неоднородными.
Ребенок, которому нужно написать слово, должен не только представить его значение, но и понимать, из каких звуков оно состоит, и какими буквами эти звуки будут выражаться графически при письме. Градация – «буква-звук» - очень важна.
На ранних этапах овладения навыком письма каждая отдельная операция – анализ звука, определение каждой буквы, ее написание – является еще отдельным, самостоятельно осознанным действием. Написание слова, таким образом, распадается для ребенка на ряд операций. На этом этапе включаются и зрительные ориентиры, и пространственные, и фонематический слух.
По мере развития навыка, психологическая структура письма меняется. Ребенок приучается писать сочетания букв, а затем и целое слово. Выделение отдельных звуков, нахождение нужных графических знаков, написание букв – все это перестает занимать его произвольное внимание – автоматизируется, превращаясь в отдельные операции, подчиненные
общему целому. Поэтому при овладении письмом я опираюсь на методику поэтапного формирования умственных действий:
1. Ребенок услышал или увидел, следовательно, опознал слово, состоящее из звуков;
2. Проговорил его вслух;
3. Далее проговорил его шепотом и начал писать, останавливаясь после каждой написанной буквы;
4. Ребенок перестает шевелить губами и записывает слово, не проговаривая его.
Первой из специальных операций, сопровождающих процесс письма, я беру анализ звукового состава слова, которое предстоит написать. Звуковой анализ провожу на предметном материале, соотнося звук и букву.
Правильно спланированная работа по личностно-ориентированной коррекции письменной речи помогает скоррегировать специфические ошибки письма, довести их до минимума.
Свою систему коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья строю опираясь на индивидуальные особенности развития ребёнка.
Коррекционные упражнения подбираю с учётом активизации мыслительной деятельности обучающихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний обучающихся с умениями и навыками. И, кроме того, обеспечиваю повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-логопедической деятельности.
В работе я использую следующие этапы коррекционного обучения:
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого – звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.
2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Логопедическая работа проходит в тесном контакте с педагогами, родителями обучающихся.
Я предложила родителям комплект развивающих прописей.
Задания прописи разработаны с учётом всех познавательных процессов:
— наглядно-образное мышление;
— произвольное внимание;
— память;
— зрительное внимание;
— упражнения на закрепление цветовой гаммы;
— быстрое запоминание изученной буквы;
— развитие мелкой моторики и координации движения руки;
— написание печатного и письменного образа буквы по шаблону;
— задания на нахождение одинаковых групп букв, что развивает внимание;
— специальные упражнения для предупреждения дисграфии.
Определённые задания обучающиеся могут выполнять самостоятельно, или под руководством родителей, воспитателей.
— 1 задание
Цель: по предложенному рисунку развивается быстрое запоминание образа буквы, таким образом, формируется зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, память.
— 2 задание
Цель: написание по шаблону развивает правильное написание печатного и письменного образа буквы, также способствует развитию моторики и координации руки;
— 3 и 6 задание
Цель: систематическое выполнение таких заданий способствует развитию зрительного внимание, предупреждают дисграфию в дальнейшей орфографической грамотности;
— 4 задание
Цель: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки;
— 5 задание
Цель: нахождение одинаковых групп букв способствует развитию зрительного внимания, наглядно-образного мышления.
Для рубежного контроля я использую таблицу «Показатели состояния сформированности фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза», «Проверка состояния фонематического восприятия на материале слогов», т. к. именно эти звенья влияют на развитие письменной речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. По результатам рубежного контроля я отслеживаю общую динамику обучающихся посещающих логопедические занятия и динамику каждого обучающегося в отдельности. Данные заношу в мониторинг логопедического обследования. Данная работа помогает мне увидеть не только общую проблему личностно-ориентированной коррекции письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и проследить уровень поэтапного овладения навыками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-130699-1351674036.jpg)
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-130699-1351674036.jpg)
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-130699-1351674036.jpg)
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...
РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....
Роль личностного-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
выступление...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/28/picture-196005-1719587770.jpg)
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-493760-1412975528.jpg)
Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...