Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Материал обобщения опыта работы с детьми с ОВЗ. Чтобы работа была более эффективной нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедических занятиях должен быть несколько другой, более индивидуализированный, т.е. актуальным становится необходимость изменение содержания коррекционно-развивающей работы по формированию правильной речи и сохранению здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 44.73 КБ |
diagnostika.docx | 405.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Кривцова Оксана Павловна
Цель моей педагогической системы - оптимизировать коррекционно-развивающую работу с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи различного уровня, посредствам здоровьесберегающих технологий.
Основные задачи: осуществить системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речи у дошкольников детского дома на основе использования здоровьесберегающих технологий; разработать систему применения здоровьесберегающих технологий в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе с детьми, имеющим ОНР различного уровня в условиях детского дома; проследить эффективность применения данных технологий в коррекционном процессе детского дома; повысить свой профессиональный уровень.
Для реализации поставленных задач необходима комфортная среда — внутреннее пространство учреждения, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье воспитанников, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации и адаптации в обществе. Несколько лет я работаю над темой «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья». Акцент в работе в был сделан на реализацию данных технологий, которые объединили в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Для достижения положительных результатов активно использовала современные здоровьесберегающие педагогические технологии, которые стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, часто не требуя особых усилий, оптимизировали процесс коррекции речи детей-логопатов и способствовали оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогали организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Многолетний опыт работы показал, что на современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными в области логопедии являются следующие технологии: речедвигательная ритмика, дыхательная гимнастика (технология БОС), развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, логопедический массаж, самомассаж, логоритмика, зрительная гимнастика, песочная терапия. Данные педагогические технологии (элементы технологий) я применяла на каждом занятии, что повысило эффективность коррекционно-логопедической работы.
Эффективная помощь детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, невозможна без взаимосвязанной систематической и последовательной работы в следующих направлениях: развитие и коррекция процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, моторных, графических навыков, совершенствование навыка самоконтроля. Учитывая особенности детей с ОВЗ, на всех логопедических занятиях я использовала красочный наглядный материал: предметные и сюжетные картинки, таблицы, логопедические лото, тематические объемные лото, блок-схемы, условные обозначения, мнемотаблицы, лексико-грамматические кроссворды; информационно-обучающие технологии: обучающие видеопрограммы, развивающие компьютерные игры, компьютерные презентации. Следует отметить, что на протяжении всей коррекционно-логопедической работы к каждому ребенку осуществлялся индивидуальный подход.
Оптимальность функционирования педагогической системы доказывают следующие показатели результативности коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития у детей:
- снижения заболевания верхних дыхательных путей на 6% и общего оздоровления воспитанников на 4% (данные медицинского мониторинга);
- снижения уровня тревожности, сохранения психического здоровья детей с 49% до 65%(данные психологического мониторинга);
- повышения уровня сформированности всех сторон речи с 14% до 64% (данные логопедического мониторинга).
Использование системы специальных здоровьесберегающих технологий в течение всего дня, во всех видах деятельности при объединении одной изучаемой темой в соответствии с индивидуальными возрастными и речевыми особенностями детей и тесная взаимосвязь между учителем-логопедом и специалистами детского дома, создание комфортной обучающей среды, использование индивидуальной и групповой формы организации детской деятельности, создание мотивированности действий детей (целенаправленное и обучающее участие взрослого в играх детей в соответствии с изучаемыми темами), создание комфортной обучающей среды позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику и др.
Здоровьесберегающие технологии - это организованная система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучении и развития.
Принципы здоровьесбережения:
- Не навреди!
- Принцип триединого представления о здоровье.
- Непрерывность и преемственность.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка
- Комплексный, междисциплинарный подход.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
- Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики; - расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико – пространственного праксиса; - неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой)
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Основным средством психотерапевтического воздействия на логопедическом занятии является слово. В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, убеждаю, внушаю уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.
Для создания комфортной, защищенной обстановки на занятии решила перенести изучения части учебного материала в уголок «Песок-вода».. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; дети чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке; у младших дошкольников более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
Для создания положительной психологической обстановки и повышении мотивации детей на занятии широко использую элементы сказкотерапии:
- облачение занятия сказочным сюжетом,
- использование отрывков из сказок,
- введение в занятие сказочного героя,
- сочинение сказок.
Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера.
В специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, поступают дети с различными речевыми патологиями.
Анализируя заключения психолого-медико-педагогических комиссий можно сделать вывод, что основную массу составляют дети с общим недоразвитием речи 1, 2,3 уровня. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. До 70% контингента детского дома составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 80% отстают в физическом развитии, практически здоровых детей нет. 48% детей инвалидов. Этим детям рекомендовано обучение по коррекционно-развивающим программам для детей с нарушениями речи. Но в ходе психолого-педагогической диагностики, в ходе коррекционной работы с детьми часто выявляется, что нарушение речи носит вторичный характер и возникает оно на фоне педагогической и социальной запущенности, задержек психического развития различного генеза, часто – умственной отсталости.
Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Для комплексного решения коррекционных задач, осуществления принципов систематичности, доступности и индивидуализации, всестороннего воздействия и комплексности в практике своей работы использую комплексы речедвигательной гимнастик, на развитие мелкой моторики рук. В своей работе учитываю наблюдения психоневрологов, которые советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук». Стараюсь, чтобы пальчиковый тренинг был разнообразным, эмоционально-приятным, не утомительным, динамичным. В систему работы я включаю пальчиковые игры с проговариванием, содружественную гимнастику (одновременные движения пальцев и языка), рассказывание сказок «руками».
Очень нравится детям проводимый в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка». С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала (пробки от бутылок, бусинки, «пальчиковый бассейн»), потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники».
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор СУ-ДЖОК терапии Пак Чже Ву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Основной целью СУ-ДЖОК терапии является опосредованное стимулирование речевой области в коре головного мозга. Очень любят дети шарик с колючками. Прокатывая его между ладонями, проговаривая чистоговорки, потешки, стишки с автоматизируемым звуком, они не только массируют мышцы руки, но и закрепляют правильное звукопроизношение.
В моём логопедическом кабинете оборудован «Центр воды и песка». Все дети с большим удовольствием играют с песком. Такая игра – естественная деятельность ребёнка, поэтому, мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы является «песочная терапия». Игры-драмматизации с использованием сенсорного уголка успокаивают, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребёнка в активное речевое общение.
Весьма эффективно использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с заикающимися дошкольниками. Для формирования слоговой структуры слова играем в игру «Начерти и скажи» - ребёнок проговаривает слово, а на песке чертит столько полосок, сколько слогов в слове. Для коррекции заикания по методике Л.З. Андроновой-Арутюнян разучиваю с моими воспитанниками эталонные стихи, сопровождая речь движениями рук. Такие стишки-подзарядки подбираю в соответствии с лексическими темами, индивидуальными особенностям каждого ребёнка.
Широко и разносторонне используем самомассаж. Самомассаж ушей, щёк, верхних и нижних век, носа проводим в начале занятия. Сделать эту работу более интересной нам помогает пособие «Массаж лицевых мышц для малышей «В гости к солнышку». Упражнения помогают детям сосредоточиться, настроиться на активную работу и контакт с окружающими, концентрируют внимание. В результате этих упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга. Такие игры лучше запоминаются в стихотворной форме, так как проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включается и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Проводимая работа является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры слова.
На занятиях часто использую «зеркальное рисование» - двумя руками одновременно в воздухе или на бумаге рисуем предмет и озвучиваем его. Элемент неожиданности, новизны вносят в занятия «перекрёстное рисование» - букву в воздухе одновременно правой рукой, левой ногой и языком.
Одна из актуальных здоровьесберегающих технологий в данное время это речедвигательная ритмика. К методическим приёмам речедвигательной ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения. Для снятия зрительного утомления, для активизации внимания, работоспособности, в свою работу внедрила элементы методики В.Ф. Базарного с использованием офтальмотренажёра. Дети следят за движением лазерного лучика глазами, пропевая при этом песенку «Звёздочки сияют, деток забавляют. Лучик глазками найди и за ним ты проследи». Попевки подобраны для автоматизации в самостоятельной речи звуков. Мною разработан целый комплекс логопедических игр с использованием офтальмотренажёра. (см. Приложение)
Особый интерес для меня, как учителя-логопеда, представляет метод Биологической Обратной Связи (БОС) А.А.Сметанкина, по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). (см. Приложение)
Оздоровительный компонент в процессе обучения дает возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания (12 дыхательных движений в минуту), обеспечивающего максимальную величину ДАС детей дошкольного возраста. От ритма подачи материала зависит его восприятие и запоминание, а высокий показатель ДАС обеспечивает физиологическую готовность ребёнка к усвоению новых знаний.
Данная технология используется при коррекции речи в детском доме наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.
Мною составлено тематическое планирование занятий по формированию правильного звукопроизношения и развитию навыков звукового анализа и синтеза с использованием речедвигательных упражнений. (см. Приложение)
Учитывая положительную роль применения здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе по преодолению ОНР у дошкольников предлагаю:
- Использовать здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений с соблюдением возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с речевой патологией;
- Использовать широкий спектр здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе – речедвигательная ритмика, логотерапевтичнский тренажер БОС, зрительная гимнастика, массаж и самомассаж, песочная терапия, логоритмика, аурикулотерапия, Су-Джок, кинезеологические упражнения, релаксационные упражнения и пр.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная и апробированная система коррекционных мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий, обеспечивает условия более успешной работы по преодолению речевых нарушений у детей, значительному сокращению сроков коррекционной работы и оздоровлению детей дошкольного возраста с ОНР в условиях детского дома.
Предварительный просмотр:
Диагностические материалы
Учитель-дефектолог Кривцова Оксана Павловна
Таблица №1
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА
Младшая логопедическая группа 2016-2017гг.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие | Личностные и психологические особенности | Итоговое количество баллов | ||
Сентябрь | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1 | Людмила | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
2 | Артём | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
3 | Андрей | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 |
4 | Валерия | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 |
5 | Лада | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
6 | Захар | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
7 | Диана | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
8 | Палина | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
20,8%
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям I блока — 6.
Таблица №2
СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Младшая логопедическая к школе группа 2016-2017гг.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Слуховое внимание | Зрительное восприятие | Зрительно- пространственный гнозис и праксис | Итоговое количество баллов | ||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1 | Люда | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 |
2 | Артём | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 |
3 | Андрей | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 |
4 | Валерия | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | Лада | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 4 |
6 | Захар | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 |
7 | Диана | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 |
8 | Полина | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
11,1% Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II блока — 9. Таблица № 3
СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Младшая логопедическая группа 2016-2017гг.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Общая моторика | Ручная моторика | Мимическая мускулатура | Артикуляционная моторика | Итоговое количество баллов | |||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1 | Андрей | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 6 |
2 | Артём | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 6 |
3 | Валерия | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 6 |
4 | Лада | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 | 5 |
5 | Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 3 | 6 |
6 | Захар | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 5 |
7 | Диана | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 4 |
8 | Люда | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 4 |
23,9% Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям III блока — 12.
Таблица № 4
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И РЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Младшая логопедическая группа 2016-2017г.г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Произносительная сторона речи | Фонематические процессы | Импрессивная речь | Экспрессивная речь | Итоговое количество баллов | |||||||||||||||||||||||||
Анатомия | Звукопроизношение | Дыхание и голос | Динамическая сторона | Фонематическое воспроизведение | Фонематический анализ и синтез | Звукослоговая структура слова | Пассивный словарь | Понимание словообразования | Связная речь | Общая характеристика | Активный словарь | Грамматический строй речи | Связная речь | ||||||||||||||||||
С* | М * | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||
1 | Л. | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | 14 |
2 | З. | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 9 | 16 |
3 | А. | 3 | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | 18 |
4 | В. | 3 | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 | 18 |
5 | П. | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 6 | 16 |
6 | Д | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 7 |
7 | Л. | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 |
8 | А. | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 8 |
* С — сентябрь; М — май.
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям IV блока — 42. 14,8%
Диаграмма №1
( к таблице №8, младшая группа)
Диаграмма №2
( к таблице №9, средняя группа)
Диаграмма №3
( к таблице №8 и №9)
Итоговое количество баллов по 4 блокам
Диаграмма №4
Уровень общего и речевого развития детей
младшей логопедической группы
2016-2017 уч. год, начало года
Диаграмма №5
Уровень общего и речевого развития детей
младшей логопедической группы
2016-2017 уч. год, конец года
Диаграмма №6
Уровень общего и речевого развития детей
средней логопедической группы
2017-2018 уч. год, ноябрь
Индивидуальный речевой профиль №1
Индивидуальный речевой профиль №2
Индивидуальный речевой профиль №3
Индивидуальный речевой профиль №4
Индивидуальный речевой профиль №5
Индивидуальный речевой профиль №6
Индивидуальный речевой профиль №7
Индивидуальный речевой профиль №8
Таблица №10
Пульсограмма и кривая дыхания Саши Я.
Диаграмма №11
Мониторинг заболеваемости вирусными инфекциями
детей младшей и средней группы детского дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...
«Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»
Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие бо...
Методическая разработка «Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»
Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подс...
Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...
Рабочая образовательная программа учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего и подготовительного возрастов
Целью данной программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей посещающих дошкольный логопедический пункт с 4 до 7 лет, предусматривающей полную инт...