"Кто без призору с колыбели, тот весь век не при деле"
методическая разработка (7 класс) на тему

Сосункевич Елена Николаевна

Авторская методическая разработка практического занятия для детей с особыми образовательными потребностями (VIII вид)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_bez_prizoru_s_kolybeli_tot_ves_vek_ne_pri_dele.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

                           КОУ «Красноярская специальная (коррекционная)

                           общеобразовательная школа-интернат VII вида»

Разработка  занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

        

«Кто без призора с колыбели, тот весь век не при деле».

                                       Воспитатель 1 квалификационной категории

                                       Сосункевич Елена Николаевна

Цель занятия:

Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

- закрепить знания детей о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, добре, трудолюбии через знакомство с особенностями жизни и быта русского народа в деревне;

- прививать детям интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

- расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи с помощью фольклора.

Предварительная работа:

- познавательные беседы;

- работа детей в библиотеке по подбору пословиц и поговорок о воинах, о труде;

- разучивание с детьми стихов, частушек, танцев, колыбельных;

- изготовление различных предметов, необходимых для проведения занятия;

- русские народные игры с детьми на прогулках.

Оборудование:

Макет русской печи, стол, самовар с баранками, расписная посуда, подносы с выпечкой, лавки, зыбка, валенки, ведра, соленое тесто, канат, обруч.

Музыка: «Частушки», «Коробейники», «Во поле береза стояла…», «Валенки».

        

        

 

Ход занятия.

Ведущая.

Здравствуйте, ребята! Я рада пригласить вас сегодня к себе в гости. Как говорится в народе: «Гостю - почет, хозяину – честь!»

Вместе с вами в старину я, ребята, загляну. Но прежде я волшебные слова скажу, а вы закройте глаза.

Иванушки, Аленушки!

Спаси, вас, Бог, спаси!

Вы золотые зернышки моей Всея Руси!

Молчанием и голосом за вас тревожусь впредь:

Пустым иль полным колосом

Вы будете шуметь.

Открывайте глаза. Вот мы опять попали в старину, в русскую избу. Давайте посмотрим, чем же занимались предки в то далекое время.

1 ребенок.

Все мы – славяне, все – россияне!

А на Руси умели трудиться, любили веселиться,

Красиво и умно говорить,

 С пользой время проводить!

Открывается занавес. На сцене декорации русской избы: печь, стол, лавки, самовар с баранками, расписная посуда. Девочка качает младенца в зыбке.

Девочка.

Здравствуйте, гости дорогие!

Дай Бог тому, кто в нашем дому.

Дорогим гостям, милым детушкам.

Наделил бы Вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Я – хозяйка этой избы. А в зыбке мой братец Иванушка.

Девочка качает зыбку и начинает петь.

Ведущая.

Много работы было у женщин в деревне. И на огороде, и в хлеву, и в поле, и в доме. И везде она должна была успеть.

Девочка.

Как же мне все поспеть, когда Ванечка не хочет спать?

Ведущая.

Ребята, давайте поможем нашей Хозяюшки. Кто из вас знает колыбельные песни. Попробуйте укачать Ванечку.

Желающие качают зыбку и поют колыбельные песни.

          ***

Баю – баюшки – баю,

Баю деточку мою.

Приди, котик, ночевать,

Нашего Ваню покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси!

                                  ***

Ай, баю, баю, баю,

Тебе песенку спою.

Как у серого кота

Колыбелька золота,

В ней постелька постлана,

Перинушка пухова.

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Уж ты, сон да дремота,

Приди к Ване в голова!

                                  ***

Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

К нам, волчок, не ходи,

Нашего Ваню не буди.

                                  ***

Люли, люли, люленьки!

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать –

И Ванюшу в гости звать.

Девочка.

Как здорово это у вас получилось. Теперь можно и за работу браться.

Ведущая.

Чем же ты, Машенька, будешь заниматься?

Девочка.

Мне нужно воды принести, полы подмести, да пирогов испечь. Работы много. Я должна все успеть до прихода родителей.

Ведущая.

А где же твои родители?

Девочка.

Родители мои в поле работают. А старшие братья им помогают.

Ведущая.

Ребята, а кто из вас знает, какую работу выполняли мужики на Руси?

Ответы детей.

Ведущая.

Да, не только в поле работали наши предки. Мужчины строили дома, мосты, корабли. А самым почетным долгом мужчин в любые времена была обязанность при необходимости защищать Отечество с оружием в руках. Руссы – так в древности называли наших предков – были смелыми и бесстрашными воинами. О русских воинах сложено много стихов, песен, сняты кинофильмы, написаны повести, былины. Страна гордится своими героями и помнит об их подвигах.

Ребята, а какие пословицы и поговорки о воинах вы знаете?

Ответы детей.

- Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

- Лучше смерть славная, чем жизнь позорная.

- Сам погибай, а товарища выручай.

- Смелость города берет.

- Худ тот солдат, который не надеется быть генералом.

- Один в поле не воин.

Ведущая.

А давайте, и мы испытаем наших мальчиков на смелость и выносливость.

2 ребенок.

Мы любим учиться,

Мы любим трудиться,

А больше всего веселиться,

В народные игры играть,

И можем вам всем показать.

Игры: «Перетягивание  каната», «Петушиные бои».

Девочка.

Вижу, достойное поколение растет: сильное, выносливое. Да только работа не ждет.

Ведущая.

Ребята, давайте поможем Машеньке. А для этого мне нужно две команды по четыре человека в каждой. Две девочки и два мальчика.

Проводится игра для мальчиков: «Принеси воды, не уронив ни капли»,

Для девочек: «Хозяюшка» (подмести в избе).

Ведущая.

Молодцы, ребята! Про таких трудолюбивых народ и придумал пословицы и поговорки. Кто помнит их?

Ответы детей:

- Труд кормит, а лень портит.

- Кто любит труд, того люди чтут.

- Не сиди, сложа руки, так не будет скуки.

- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

- Под лежачий камень вода не бежит.

- Как потопаешь, так и полопаешь.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Ведущая.

Видно, что вы не лентяи. Можете и воды принести, и избу убрать.

Девочка.

А пока вы мне помогали по дому, я тесто замесила на пироги, да булочки.

Ведущая.

А ты знаешь, Машенька, ведь наши дети тоже умеют пироги, да булочки печь. А еще они капусту солят, борщи да щи варят, делают заготовки на зиму. Давайте, ребята, покажем свое мастерство. Мне нужно 10 человек.

Проводится конкурс «Самая красивая булка».

Девочка.

Вижу я, вы все умеете. Молодцы! Теперь самое время отдохнуть. Ведь всю работу по дому мы выполнили.

Танец с платками.

3 ребенок.

Делу – время, потехе – час.

Споем частушки мы для вас.

Дети поют частушки.

Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

                                              Хороша наша деревня

                                              И стоит на бугорке.

                                              Все ребята там красивы

                                              Но чудак на чудаке.

Все милашки, как милашки,

А моя, как пузырек.

У ней ножки-кривоножки

И во рту один зубок.

                                                   У меня милый Иван –

                                                   Кудреватый, что баран

                                                  Посмотрите-ка девчата,

                                                  Не понравится ли вам.

На окошке два цветочка

Голубой,  да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

                                                   Мой дружочек ох, хороший,

                                                  Да росточком очень мал:

                                                  Проводил меня до дому,

                                                  Я чихнула, он упал.

У меня на сарафане

Петухи, да петухи,

Когда вырасту большая,

Берегитесь, женихи.

                                                     Если б не было воды,

                                                     Не было б и кружки.

                                                     Если б не было девчат,

                                                     Кто бы пел частушки.

Не хотела выходить,

Стояла и стеснялася.

А гормошка заиграла    

Я не удержалася.

                                                Мы пропели вам частушки

                                                Хорошо ли плохо ли.

                                                А теперь мы вас попросим,

                                                Чтобы вы похлопали.

1 девочка.

Раздайся, народ, меня пляска зовет.

Пойду, попляшу, себя людям покажу.

2 девочка.

Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире!

Не одна плясать пойду,

 Нас идут четыре.

Танец «Валенки».

Девочка.

Какие вы молодцы! Вы не только работать умеете, но веселитесь от души. Как жаль, но нам пора прощаться, скоро приедут родители. Спасибо вам за помощь, за песни, танцы. До новых встреч!

Ведущая.

До свидания, Машенька! Ну, ребята, пора и честь знать. Славно мы сегодня с вами поработали, повеселились, сколько пословиц, поговорок и игр народных вспомнили. А теперь пора в школу. Закрываем глаза.

Иванушки, Аленушки!

Спаси, вас, Бог, спаси!

Вы золотые зернышки моей Всея Руси!

Молчанием и голосом за вас тревожусь впредь:

Пустым иль полным колосом

Вы будете шуметь.

Открывайте глаза. Вот и опять мы в нашей школе.

Приходите в гости к нам.

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья,

До свиданья, до свиданья!

Приглашаем всех в столовую отведать наши калачи, да булочки.

        

Используемая литература.

В.П. Ватаман  «Мир народной культуры», издательство «Учитель», Волгоград, 2009г.

В.П.Ватаман  «Воспитание детей на традициях народной культуры», издательство «Учитель», Волгоград, 2008г.

О.В.Ворошилова  «Русские фольклорные традиции», издательство «Учитель», Волгоград, 2007г.

М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004г.

О.Л. Князева, М.Д. Маханева  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,  Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс», 2004г.

Н.В. Пугачева, Н.А.Есаулова  «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»,  Москва,  «Центр педагогического образования», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Венок - знахарь души в живописи. Цветы в народном венке.

William-Adolphe...  Анна Виноградов...  Анатолий Климен...  Алексей Шалаев ...  Анна Виноградов...  Анна Виноградов...  Анна Полубоярин...  Анна Виноградов... ...

Внеклассное мероприятие "Мастерство тому дается, кто весь делу отдается"

Внеклассное мероприятие по столярному делу в коррекционном образовательном учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей....

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе "Что ты делал весь день вчера?" (ФГОС)

Технологическая карта урока в 5 классе (ФГОС)  (УМК  Английский язык,  В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина и др.). Цель урока -  совершенствовать грамматические навыки гов...

Фестиваль «Литературный венок России» Делю с тобою думы И.А. Бунин

Приобщение детей к русской литературе и литературе народов России, пропаганды художественными средствами литературного наследия страны...

Урок английского языка в 5 классе по теме: "Что ты делал весь день вчера"

Урок английского языка в 5 классе по УМК Кузовлев...

«Мастерство тому дается, кто весь делу отдается»

Мы хотим, ребята, чтобы сегодняшний праздник вам запомнился надолго, потому что «Наш мир создан трудом», «Воля и труд человека дивные дива творят», Мастерство тому дается, кто ...