Декада ИЗО и технологии. "Мастерство тому дается, кто весь делу отдается" Для 5-8 классов.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Хоткевич Ольга Петровна

Предварительный просмотр:

              Декада ИЗО и технологии.

« Мастерство тому дается, кто весь делу отдается». (Для 5-8 кл.).

Оформление: выставка детского творчества.

 Вед: Мы хотим, ребята, чтобы сегодняшний праздник вам запомнился надолго, потому что « Наш мир создан трудом», « Воля и труд человека дивные дива творят», « Мастерство тому дается, кто весь делу отдается». Итак…

  Раздается стук молотков: удары одного - четкие, ритмичные, уверенные, как будто он выговаривает: «Цок-Цок». У другого – слабые, неуверенные. Из-за сцены выходят два мальчика в рабочих комбинезонах. В руках у них молотки. У первого – блестящий, аккуратный. У второго – ржавый, вместо рукоятки – необструганная палка.

Рассказчик: Жили-были на свете два молотка: Цок-цок (первый мальчик кланяется) и Стук-бряк (второй мальчик  небрежно кивает). Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но посмотрите на них, ребята! Какие же они разные, не правда ли? Скажите, если бы вам надо было что-нибудь приколотить, какой бы молоток бы взяли.

(Ответы ребят)

Почему?

(Ответы ребят)

Верно. Цок-цок всегда аккуратный, прямо блестит. И рукоятка у него гладенькая, словно отполированная – таким приятно работать. А Стук-бряк…(вздыхает).

Цок-цок вставая рано-рано и сразу за работу – мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам. Он всегда очень старался, и люди любили его. А Стук-бряк по утрам просыпался долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шел к доске.

(Стук-бряк бьет по гвоздю в доске, стоящей наклонно. Гвоздь сгибается).

Стук-бряк: Ничего не выходит! (топает ногой) Противный гвоздь!

Цок-цок: А ты не злись, постарайся тогда и выйдет, как надо.

Стук-бряк: не выйдет, не выйдет! Я же знаю, что не выйдет.

Цок-цок: (берет гвоздь и старательно вбивает в ту же доску) А ты спокойненько поставь гвоздь, потом цок-цок! – и готово. (Опять вбивает гвоздь) Видишь, как просто.

Рассказчик: Но стук-бряк не умел стараться. Потому его и прозвали Стук-бряк. Никому он добра не сделал, зато хвастаться очень любил.

Стук-бряк: Подумаешь! Очень надо! ( схватил гвоздь, размахнулся и выкинул его) У-у-уххх! (убегает.)

Рассказчик: Сорвался Стук-бряк с рукоятки и …вылетел в окно! Долго валялся никому ненужный. Но однажды увидел его мастер. Стал его мыть, отмывать, ржавчину оттирать, суконкой шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и он вставал рано-рано, строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. И люди полюбили его. Вышел  однажды Цок-цок прогуляться и вдруг слышит… (выходит мальчик, исполняющий роль Стук - бряка. В руках у него аккуратный молоток. Это - новый Цок-цок)

Новый Цок-цок: Добрый вечер, Цок-цок!

Цок-цок: Добрый вечер! Очень знакомое лицо, вот только не припомню кто ты?

Новый Цок-цок: А присмотрись хорошенько!

Цок-цок: Неужели Стук-бряк?

Новый Цок-цок: Был когда-то Стук - бряком! А теперь – посмотри-ка и послушай! (Берет гвоздь легко и красиво вбивает его).

Цок-цок: Да ты и впрямь стал Цок - цоком! Как хорошо! Пойдем-ка, смастерим с тобой новый скворечник для птиц.

(уходят, взявшись за руки)

(когда инсценировка закончена, на сцену выходят две команды. Им нужно придумать название)

Вед: Понравилась вам эта сказка? Вот что значит умелые руки! Недаром говорят в народе, что дело мастера боится.

И вот для вас первое задание. Каждой команде будет предложена басня. Внимательно ее изучите, и назовите пословицу, которая подойдет к содержанию. Прочтите в лицах.

Первый конкурс.

Басня и пословица.

  1. Наскоро делать – переделывать.
  2. Люби дело - мастером будешь.
  3. Человек трудом велик.
  4.  Терпенье и труд все перетрут.

       5.Славен человек не словами, славен делами.

 6. Человек трудится - земля не ленится.

 7.  Умелые руки не знают скуки.

Басни:

Отец и дети.

Коснувшись жизни края,

Родитель сыновьям твердил так, умирая:

«Из света я гляжу

И к мертвым отхожу.

А вы оставшися, возлюбленные дети,

Когда не хочете вы спустя рук сидети,

Наставлю вас на лад,

Я в поле у себя зарыл великий клад.

Зарыл, не помню где, так поле вы вскопайте

И ежели его вы сыщите, владайте.».

Сих слов и жития последний был конец.

Преставился отец.

А дети, должное отдав почтенье телу,

Придвинулися к делу,

Искати клад,

Но дело их нейдет на лад.

Не зная подлинного места,

Взрывают поле мягче теста.

«Но знать, робята, клад в сем поле не лежит!

Насеем жит!»

Потом посеяли, и житы их родились,

Труды их им самим сгодились.

Они снимают хлеб и продают.

Им цену за него хорошую дают.

Вторично семена к ним  с поля возвратились,

Итак, искавши клад, они обогатились.

               В.И. Майков.

Вед: Пока участники игры будут работать над заданием, я задам вопросы зрителям.

                     Игра со зрителями.

  1. Узнайте пословицу по ее концу.

…..переделывать.

(Наскоро делать-переделывать)

….мастером будешь.

(Люби дело-мастером будешь).

….то и пожнешь.

(Что посеешь – то и пожнешь).

….славен делами.

(Славен человек не словами, славен делами).

….. не знают скуки.

(Умелые руки не знают скуки)

…..кто весь делу отдается.

(Мастерство тому дается, кто весь делу отдается).

…..потехе час.

(Делу - время, потехе - час).

  1. Какими пословицами можно выразить смысл следующих предложений.

 –Береги время. (Делу - время, потехе – час. Разумно жить – минутой дорожить.)

- Доводи начатое дело до конца. ( Не верь началу – верь концу.)

- Не торопись, делай всё аккуратно. ( Делано наспех - сделано насмех.)

                      Закончите пословицы со словом « один».

- один за (всех, все за одного).

- один в (поле не воин).

- одной рукой (узла не завяжешь).

- одна пчела (немного мёду натаскает).

Вед: Кто из вас знает, с чего начинается строительство дома? Вы правы, но ещё задолго до этого создаётся рисунок – проект дома. Так что дом начинается с проекта. Начинают работу архитекторы, а заканчивают электрики, слесари, газовщики, маляры.

  Следующий конкурс посвящён предметам, которые необходимы строителям.

 Вот вам карточки. Найдите спрятавшиеся названия инструментов.

                                      Второй конкурс « Инструменты».

- Это портфель (топор).

- Купил арбуз  (пила).

-  Наши лобзики (шило).

- Прямо лоток (молоток).

Вед: (обращается к зрителям).

А вы отгадайте, пожалуйста, загадки об инструментах.

                                                       Загадки:

  1. Деревянная река,

      Деревянный катерок,

      А над катером струится

      Деревянный дымок.

                                   (рубанок).

  1. У них всегда тяжёлый труд,

      Всё что-то жмут,

      Всё что-то жмут.

                                       (тиски).

  1. Если водишь – я кружусь,

Это значит – я тружусь.

                                 (дрель).

  1. Сам худ, голова с пуд.          

                                    (молоток).

  1. Принялась кума за дело;

       Заиграла и запела;

      Ела, ела, дуб, дуб,

       Потеряла зуб, зуб.

                                          (пила).

  1. Кланяется, кланяется

Придёт домой – растянется.

                                         (топор).

  1. Хлопотун Егорка,

      Взялся за уборку,

       В пляс по комнате пошёл;

       Оглянулся – чистый пол.

                                       (веник).

  1. Всех на свете обшивает,

      Что сошьёт – не надевает.

                                          (игла).

  1. Я вдыхаю много пыли,

      Чтобы вы здоровы были.

                                   (пылесос).

  1. Если хорошо заточен,

      Всё легко он режет очень –

      Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

       Рыбу, яблоки и сало.

                                         (нож).

                Подведение итогов второго конкурса.

                                                  Третий конкурс.

                                     « Художественные промыслы»

Командам даются нарисованные на альбомных листах и разрезанные на несколько частей изображения дымковской игрушки, экостовского подноса и т.д. Участники игры должны соединить фрагменты рисунков и назвать вид художественного промысла.

Рассказчик: Декоративно – прикладное искусство очень близко нам. И в современном доме красивые, простые, удобные изделия народных умельцев оказываются вовсе не лишними. Вероятно, у многих из вас есть вот такие смешные животные из глины и дерева, куклы, свистульки. В Дымковской  слободе Вятской области лепили яркие забавные глиняные игрушки – барыню, козлика, лошадку, павлина. А знаменитые матрёшки, вставляющиеся одна в одну. В них и сейчас играют ребята, а взрослые ставят их среди книг и цветов. Интересна история появления матрёшки в России. Наверное, вы думаете, что этой игрушке лет двести, триста и более того? Нет, матрёшка молода. Ей всего 106 лет.

   Биография её начинается с одного, казалось бы, совсем незначительного случая. В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову – богачу и щедрому меценату, место это превратилось в творческую мастерскую художников, музыкантов, писателей и артистов.

   Прилагая много стараний в поддержании художественных промыслов, абрамцевский кружок собирал, спасал от гибели и забвения, старинную утварь, предметы обихода, разные украшения крестьянских домов.

    И вот в 1890 году к обитателям Абрамцево попала японская деревянная фигурка добродушного лысого старика.

   Изображала она  мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий, т.к. семья у него была многочисленная, мал мала меньше, а ведь всех кормить – поить надо.

   Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Мастерам из Абрамцево понравилась заморская диковина, однако они не стали слепо тиражировать семью седобородого Фукурума, а создали вместо этого куда более привлекательный жизнерадостный хоровод « русских красавиц» в ярких нарядах. Поскольку первая игрушка изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках, то окрестили её « матрёшкой» соответственно крестьянскому обличью.

                                          (Подводят итоги 3 конкурса).

Вед: Многие предметы, одинаковые по своему назначению, в разных листах делают из различных материалов: из камня, глины, дерева. Очень важно, с чем работает мастер.

                                                 (Стихи).

                                                              Каменщик.

                                                На стройке жаркая пора,

                                                Сигнал пробил.

                                                Сегодня каменщик с утра

                                                 К работе преступил

                                                 Ему идёт второй год.

                                                А он уже герой:

                                                Быстрее всех кирпич кладёт

                                                Строитель молодой.

                                                Кладёт кирпич за кирпичом –

                                                Растёт этаж за этажом,

                                                И с каждым часом

                                                 С каждым днём  

                                                Всё выше новый дом.

                                                                                 С. Баруздин.

                                              Маляр.

                             Красить комнаты пора –

                             Пригласили маляра.

                             Но не с кистью и ведром

                             Наш маляр приходит в дом:

                             Вместо кисти он принёс

                            Механический насос

                             Брызжет краска по стене,

                             Солнце светится в окне.

                             Стали стены голубыми,

                             Словно небо в вышине.

                             Новый дом почти готов –

                            Примет к празднику жильцов.

                                                                          С. Баруздин.

                                  Четвёртый конкурс.

                           « Чем пахнут ремесла»

Вед: задаёт вопросы каждой команде по очереди. Этот конкурс жюри оценивает сразу.

- Чем пахнет в булочной? (тестом и сдобой).

- В столярной мастерской? (стружкой и доской).

- Чем пахнет маляр? (скипидаром и краской).

- Стекольщик? (оконной замазкой).

- Шофёр? (бензином).

- Доктор? (лекарством).

- Крестьянин? (землёю, полем и лугом).

- Рыбак? (рыбой и морем).

- Рабочий? (маслом машинным).

Вед: О многих профессиях мы с вами уже поговорили, но об одной, довольно – таки важной, забыли.

                                      Сладкий сон ребятам снится,

                                      Спит клубком усатый кот,

                                   Только повару не спится –

                                   Повар засветло встаёт.

                   Пятый конкурс.

  1. Назовите всевозможные блюда из картофеля. Кто больше.
  2. Викторина. (Ответы записываем на листочках).

- О каком растении говорили, что оно « от семи недугов»?

(лук).

- Какой овощ называли « красной солью»?

(красный перец).

 - У какого овоща самые большие в мире плоды?

(у тыквы).

- У какого овоща не бывает семян?

 (у хрена).

- Какая ягода растёт в пустыне, где даже травы нет?

(арбуз).

- У какой капусты тридцать Качанов на одном стебле?

(у брюссельской).

- Какой овощ называли земляным яблоком?

(картофель).

- После каких растений в землю не надо вносить удобрений?

(после бобовых, гороха, фасоли, боба).

- У какого овоща человеческое имя?

(у Петрушки).

- Какое растение было на родине сорняком, в Европе – садовым цветком, а у нас стало масленичным растением?

(подсолнечник).

- у какого овоща два имени?

(томат – помидор).

Вед: Дорогие друзья! Вот и подошёл к концу наш праздник. Вы много узнали о труде взрослых и неплохо поработали сами. На вашей выставке собраны вами лучшие поделки. Сразу видно, что вы очень старались. Ведь не даром же говорится: Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.

                                        (Жюри подводит итоги)

                                                В заключении стихотворение.

                             Незнакомые друзья.

                  Человек, что мне построил дом,

                  Был чужим,

                  Он не был мне знаком.

                  Но, присев устало на крыльце,

                  Думал он о будущем жильце.

                  Был не друг и вовсе не родня

                  Тот, кто шил рубашку для меня

                  Но и он, орудуя иглой,

                  Обо мне подумывал порой.

                  Никогда нигде я не встречал

                  И того, кто туфли мне тачал.

                  А ведь он с собой наедине

                  Размышлял частенько обо мне.

                  Сколько их, друзей, в моей стране,

                  Что всё время помнят обо мне.

                                                               Г. Граубин.

                   И мы трудиться будем.

              Стол, за которым ты сидишь,

              Кровать, в которой ты уснёшь,

              Тетрадь, ботинки, пара лыж.

              Тарелка, вилка, ложка, нож,

              И каждый гвоздь,

               И каждый дом,

             И каждый ломоть хлеба –

             Всё это создано трудом,

             А не свалилось с неба!

             За всё, что сделано для нас,

             Мы благодарны людям.

             Придёт пора, настанет час –

             И мы трудиться будем.

                                               В. Лифшиц.

                                    Подведение итогов, награждение.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по швейному делу для учащихся 9 классов коррекционной школы.

Данная презентация используется для итоговой проверки знаний учащихся 9 классов (зачет) по предмету швейное дело. Она состоит из пояснительной записки, инструкции по применению и тестов по разделам....

Внеклассное мероприятие "Мастерство тому дается, кто весь делу отдается"

Внеклассное мероприятие по столярному делу в коррекционном образовательном учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей....

Итоговый контрольный диктант за весь учебный период "Журавли". 6 класс.

Диктант  предназначен  для  проверки  знаний  учащихся  в  конце  учебного  года  по  всем  изученным  темам....

Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса

Методическая разработка классного часа "«О правах ребёнка – во весь голос!» для учащихся 6 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа ...

«Мастерство тому дается, кто весь делу отдается»

Мы хотим, ребята, чтобы сегодняшний праздник вам запомнился надолго, потому что «Наш мир создан трудом», «Воля и труд человека дивные дива творят», Мастерство тому дается, кто ...

Внеклассное мероприятие по швейному делу "Дело мастера боится" 7 класс.

Тема: викторина «Дело мастера боится» Цель: развитие познавательной активности, закрепление пройденного материала по предмету. Задачи: Образовательные: - закрепить знан...