Развитие связной речи на уроках биологии
методическая разработка по теме
В данной работе описаны методы развитие связной речи на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи на уроках биологии» (из опыта работы)
Связная речь – это сложное целое, которое представляет собой одну из нескольких предложений, подчиняющих одной теме, имеет четкую структуру и специальные языковые средства, служащие для связи предложений друг с другом.
Для развития связной речи на уроках биологии я использую следующие методы:
1. Беседа – опрос (работа над тем, чтобы дети давали полный ответ).
Например, постановка проблемы, которая подкрепляется зрительно, при изучении темы в 7 классе «Растение – целостный организм». Я выставляю несколько подготовленных для демонстрации растений, которые находились в разных условиях (в комнате без солнца и солнечной комнате; в теплом и прохладном месте; одно поливалось регулярно, а другое – недостаточно). Выясняем состояние каждого растения, затем ставится вопрос «Почему эти растения отличаются друг от друга? Как можно объяснить?»
2. Составление вопросов по определенной теме, например, 9 класс, тема «Влияние алкоголя на органы кровообращения».
3. Составление рассказа по готовому плану, иллюстрации, таблице. Например, 8 класс,
- название животного;
- характеристика внешних признаков (размеры животного, части тела, их особенности, покровы тела, органы чувств);
- особенности строения, доказывающие принадлежность к определенной таксономической группе (рыбы, птицы);
- питание, размножение;
- профессии людей, связанные с работой по содержанию этих животных.
4. составление рассказа, на основе жизненного опыта, своих наблюдений, например, 5 класс, тема «Наступление зимы», «Зимовье птиц нашей местности».
5. Составление рассказа – рассуждения, например, 5 класс, «Берегите лес», «Красная книга»; 6 класс «Бережное отношение к воде» и т. д.
6. Сравнение предметов, явлений природы.
7. Подбор слов – синонимов, то есть противоположные по смыслу. Например, тема «Времена года», день зимой: холодный, прохладный, морозный, а летом жаркий, теплый.
6 класс. Вода прозрачная – мутная; читая – грязная; пресная – соленая.
8. Составление плана – ответа. При изучении полезных ископаемых:
- название горной породы;
- характеристика свойств: цвет, блеск, запах, способность к возгоранию;
- назначение в хозяйственной деятельности человека;
- место добычи, способы добычи;
- профессия людей, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых.
9. Разные формы чтения (выборочное, по цепочке)
10. Подборка загадок, пословиц, поговорок и их объяснение (тема «Пасленовые», «Лилейные», «Сложноцветные», 5 класс по временам года) привитие интереса к предмету, связь с чтением и библиотекой.
11. Составление загадок, используя характерные признаки предмета (по теме «Насекомые», Маленький, коричневый, трудолюбивый; по теме «Зима», морозная, снежная, белая)
12. работа с терминами (объяснение, 7 класс, тема «Корень» - подземная часть, вывешивается этот термин на доске); сложные термины, например, Типы корневых систем, мочковатая, стержневая и т. д.).
Это в целом:
- учит устанавливать причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы в процессе наблюдения, последовательно излагать материал;
- развивает связную речь;
- расширять и обогащать словарный запас обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы....
разработка "Развитие связной речи на уроках биологии"
В разработке представлен опыт работы, описывающий приёмы и методы развития связной речи на уроках биологии у детей с ОВЗ....
презентация "Развитие связной речи на уроках биологии"
В презентации показаны приёмы развития связной речи на уроках биологии, которые я использую при работе с детьми с ОВЗ....
Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии
Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии. Успешность усвоения учебного материала по предм...
Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»
В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...