Развитие связной речи на уроках биологии
методическая разработка по теме

Лисьева Татьяна Александровна

В данной работе описаны методы развитие связной речи на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи на уроках биологии» (из опыта работы)

Связная речь – это сложное целое, которое представляет собой одну из нескольких предложений, подчиняющих одной теме, имеет четкую структуру и специальные языковые средства, служащие для связи предложений друг с другом.

Для развития связной речи на уроках биологии я использую следующие методы:

1.        Беседа – опрос  (работа над тем, чтобы дети давали полный ответ).

Например, постановка проблемы, которая подкрепляется зрительно,  при изучении темы в 7 классе «Растение – целостный организм». Я выставляю несколько подготовленных для демонстрации растений, которые находились в разных условиях (в комнате без солнца и солнечной комнате; в теплом и прохладном месте; одно поливалось регулярно, а другое – недостаточно). Выясняем состояние каждого растения, затем ставится вопрос «Почему эти растения отличаются друг от друга? Как можно объяснить?»

2.        Составление вопросов по определенной теме,  например, 9 класс, тема «Влияние алкоголя на органы кровообращения».

3.        Составление рассказа по готовому плану, иллюстрации, таблице. Например, 8 класс,

- название животного;

-  характеристика внешних признаков (размеры животного, части тела, их особенности, покровы тела, органы чувств);

- особенности строения, доказывающие принадлежность к определенной таксономической группе (рыбы, птицы);

- питание, размножение;

- профессии  людей, связанные с работой по содержанию этих животных.

4. составление рассказа, на основе жизненного опыта, своих наблюдений, например, 5 класс, тема «Наступление зимы», «Зимовье птиц нашей местности».

5. Составление рассказа – рассуждения, например, 5 класс, «Берегите лес», «Красная книга»; 6 класс «Бережное отношение к воде» и т. д.

6. Сравнение предметов, явлений природы.

7. Подбор слов – синонимов, то есть противоположные по смыслу. Например, тема «Времена года», день зимой: холодный, прохладный, морозный, а летом жаркий, теплый.

6 класс. Вода прозрачная – мутная; читая – грязная; пресная – соленая.

8. Составление плана – ответа. При изучении полезных ископаемых:

- название горной породы;

- характеристика свойств: цвет, блеск, запах, способность к возгоранию;

- назначение в хозяйственной деятельности человека;

- место добычи, способы добычи;

- профессия людей, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых.

9. Разные формы чтения (выборочное, по цепочке)

10. Подборка загадок, пословиц, поговорок и их объяснение (тема «Пасленовые», «Лилейные», «Сложноцветные», 5 класс  по временам года) привитие интереса  к предмету, связь с чтением и библиотекой.

11. Составление загадок, используя характерные признаки предмета (по теме «Насекомые», Маленький, коричневый, трудолюбивый; по теме «Зима», морозная, снежная, белая)

12. работа с терминами (объяснение, 7 класс, тема «Корень» - подземная часть, вывешивается этот термин на доске); сложные термины, например, Типы корневых систем, мочковатая, стержневая и т. д.).

Это в целом:

- учит устанавливать причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы в процессе наблюдения, последовательно излагать материал;

- развивает связную речь;

- расширять и обогащать словарный запас обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы

Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной  специальной методике преподавания русского языка и литературы....

разработка "Развитие связной речи на уроках биологии"

В разработке представлен опыт работы, описывающий приёмы и методы развития связной речи на уроках биологии у детей с ОВЗ....

презентация "Развитие связной речи на уроках биологии"

В презентации показаны приёмы развития связной речи на уроках биологии, которые я использую при работе с детьми с ОВЗ....

Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии

Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии.         Успешность усвоения учебного материала по предм...

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...