отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
материал по теме
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.docx | 91.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет по теме: «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы» учителя Модестовой Ирины Александровны. 05.03.2009
|
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
«Речью дети с нарушениями слуха могут овладеть
только обходными путями, в условиях специального обучения, преодолевая серьезные трудности».
Ж.И. Шиф.
Название моей темы по самообразованию звучит так «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы». Это наиболее важный и актуальный вопрос и далее в своем отчете я это докажу и обосную.
Старшие классы – очень важный период в усвоении и использовании языка как орудия познания и развития мышления, средства общения и самовыражения. Они подготовлены специальной работой, которая проводилась в начальном звене, работа по обучению приобщения учащихся к языку слов и формированию речевого мышления, по планомерному освоению речи в условиях реализации коммуникативной функции языка.
В сурдопедагогической литературе, которую я читала и анализировала в период обучения в университете и работы в школе, научно обоснована и практически представлена деятельность сурдопедагога по обучению языку в специально организованном педагогическом процессе в начальном звене ( С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, Л.П. Носкова, Т.С. Зыкова), но остаются недостаточно рассмотренными вопросы работы над речью слабослышащих школьников в старшем звене.
Обучение языку на данном этапе сочетается с изучением школьниками закономерностей русского языка через освоение систематического курса грамматики, ее разделов по программам и учебникам основной девятилетней школы. Знания о языке призваны способствовать умению правильно, более свободно и
сознательно пользоваться им как средством приема и передачи информации. Между тем наблюдения и диагностические исследования показывают, что слабослышащие дети отстают по уровню речевого развития от слышащих ровесников и продолжают нуждаться в специально - организованном процессе обучения языку, так как объем информации велик и труден.
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы. Работая в школе II вида преподавателем русского языка и литературы, я посчитала самым приемлемым выбрать такую тему самообразования.
ЦЕЛЬ – подготовка выпускников школы с нормальным уровнем речевого развития к полноценной жизни в среде слышащих. Эта цель включает в себя:
- совершенствование коммуникативных умений, навыков более быстрого восприятия и понимания устной и письменной речи, свободного оформления своих мыслей, чувств, убеждений.
Чтобы добиваться этой цели, нужно было перед собой и учащимися поставить следующие общие задачи и задачи коррекционной направленности:
- дальнейшее развитие и совершенствование устной разговорной речи;
- пополнение и обогащение словарного запаса, грамматических форм и конструкций предложений в разнообразных видах и формах деятельности на уроках;
- закрепление и совершенствование навыков связной устной и письменной речи, приближение ее к требованиям, предъявляемым к навыкам речи слышащих школьников;
- стимулирование языковой способности: практического речевого участия в разных сферах учебно-воспитательного процесса, по необходимости произвольного оперирования словарем, построением и преобразованием предложений;
- отработка технической стороны речи;
- активизация речевого общения на уроках, как в естественных ситуациях, так и в специально созданных, побуждающих к осознанному использованию словаря.
Указанными задачами определяется моя работа по этому направлению.
Самой главной трудностью в работе по развитию связной речи является научение учащихся построению высказываний, научение средствам донесения до читателей замысла рассказа в целом ПРИ низком уровне речевого развития учащихся и малой потребности в естественном общении.
Внимание к связной речи обусловлено ее жизненно важным назначением. Каждый выпускник школы должен не только уметь участвовать по потребности в общении с помощью усвоенных и самостоятельно построенных диалогических единств, излагая свои мысли логично, содержательно, грамотно, но и уметь строить высказывания в определенной композиционной форме (уметь написать письменно, заметку, рассказать об увиденном, пережитом, прочитанном, высказаться о человеке, его внешности, характере, описать предмет, явление и объект).
В методике русского языка связная речь понимается как речевая деятельность, сам процесс ее и как результат этой деятельности, который представляет собой «речевое произведение большее, чем предложение».
В отличие от нормально слышащих детей, слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих не могут в достаточной степени овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом непостоянные звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений.
Специальная школа для слабослышащих детей – это своеобразная школа речи, в которой дети учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь. Перед специальной школой стоит задача – обучать речи так, чтобы у слабослышащих учащихся развивалась способность отражать действительность при помощи словесной речи. Это значит, что в корригирующем процессе эти дети должны усваивать те обобщения, которые заключены в нашей речи и которые отличаются от обобщений, свойственных наглядно-образному мышлению. Этим особенно усложняется отбор языкового материала, предлагаемого слабослышащим детям для усвоения. Передо мною, как перед учителем, стоит задача обеспечить не только усвоение значений слов, обозначающих конкретные предметы, действия, признаки предметов, но и постоянные накопления слов с абстрактными значениями.
В целях более полного преодоления последствий дефекта неслышащие дети должны овладеть не только письменной и дактильной речью, но и устным словом, поскольку оно является наиболее употребительным средством общения. Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития неслышащего ребенка. Словесная речь расширяет познавательные возможности неслышащего ребенка, обеспечивает постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребенка, способствуя включению его в общество слышащих. Слабослышащий ребенок, располагающий ограниченным запасом слов при недостаточном овладении грамматическим строем языка, мобилизует все свои речевые возможности для того, чтобы выразить просьбу, желание, вопрос. Для того, чтобы дети говорили, нужно чтобы у них была мотивация к речевому общению. Для того, чтобы активизировать речевую деятельность учащихся на уроке, я часто создаю речевые ситуации: не даю тетрадь одному ученику и ему нужно построить фразу, чтобы попросить её; даю карточку не того цвета, и опять ученик строит фразу, чтобы исправить ситуацию, специально допускаю ошибку при записи числа, темы, предложения на доске, и вновь ученик должен правильно построить фразу и исправить ошибку и т.д. В специально создаваемой для слабослышащих речевой среде языковой материал должен быть представлен в упорядоченном, систематизированном виде. Поэтому при подготовке к урокам большое внимание я уделяю отбору речевого материала: тематика, тип и структура диалога, виды предложений и словосочетаний, лексика. Мною созданы подборки речевого материала по различным темам: «Предложение», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Наречие», а также подборки для воспитательной работы: «В столовой», «Газета», «Политика», «Бытовые приборы», «Профессии», «Электрика», «Здоровье» «Специальность врача». Активизация накапливаемого детьми речевого запаса является также важнейшей задачей всего процесса обучения. Как развитие понимания речи, так и вовлечение пассивно усвоенной лексики и грамматических средств в активную деятельность происходят на специально подобранном и систематизированном материале. Например, провожу уроки на тематически сгруппированном материале; эти уроки включают в себя разные по форме и содержанию беседы, в процессе которых развивается и диалогическая и монологическая речь. Провожу краткие беседы в начале урока о погоде, дежурстве, распорядке дня, предстоящих событиях. Краткие беседы позволяют закрепить и совершенствовать приобретаемые на уроках речевые навыки и умения в условиях естественной коммуникации, они дают возможность выявить самостоятельно приобретаемый слабослышащими детьми словарь, они позволяют вводить в речь учащихся ряд конструкций, характерных для разговорной речи.
Обучение школьников связной речи – это обучение конструированию текстов. Текст становится основной единицей обучения. Учащиеся приучаются рассматривать его не просто как совокупность, сумму предложений, а «как целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое», имеющее соответствующее жанровое оформление и стилистическую окраску. Составление текста предполагает овладение школьниками структурой речевой деятельности, в которой выделяется комплекс речевых умений, общих для разных высказываний. Это умение понимать тему, определять ее границы и главную мысль; умение излагать свои мысли, используя необходимые речевые средства.
Большие затруднения испытывают слабослышащие учащиеся на уроках литературы. Недостаточное овладение звуковым составом слова мешает им понимать в тексте даже знакомые слова. Отраженный в литературе богатый опыт человечества может стать для учащегося лично значимым, однако на постижение этого многообразия влияют не только возрастные возможности, но и психофизические особенности читателя. Чтение книг – важнейшее условие разностороннего развития детей с нарушенным слухом. К сожалению, в наше время слышащие учащиеся мало уделяют время чтению, а слабослышащие и тем более. Им трудно дается восприятие и понимание произведения, его анализ. В своей работе для облегчения понимания и последующего анализа текста, использую составление причинно-логических схем. Считаю, что данные схемы помогают преодолеть трудности, возникающие при определении и осознании темы и главной мысли произведения, дают возможность свободно ориентироваться в тексте, побуждают к оцениванию действий персонажей, являются опорой при составлении высказываний о прочитанном. На первоначальном этапе изучения произведения учащиеся вместе со мной заполняют схему, определяя литературный жанр произведения, выделяя главных действующих лиц, выясняя тему произведения. Приступая непосредственно к работе над текстом, учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблему, отвечая на вопросы выдержками из произведения, что также помогает развитию связной речи учащихся. Завершает работу вывод по схеме, оформленный либо как цитата, либо как самостоятельно сформулированная мысль. Я могу утверждать, что использование причинно-логических схем и сопутствующих им материалов на практике помогает учащимся с нарушением слуха не только лучше ориентироваться в художественном произведении, но и совершенствовать речевую, умственную деятельность, раскрывая большой потенциал в их развитии. В качестве примера использования причинно-логических схем при обучении анализу предлагаю практический материал по изучению произведения А.С.Пушкина «Дубровский».
Вопросы к схеме:
- Что связывало Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилла Петровича Троекурова?
- Что общего было в характерах старых помещиков?
- Какие жизненные обстоятельства объединили Дубровского и Троекурова?
- Какова причина конфликта А.Дубровского и К.Троекурова?
- Почему друзья не нашли взаимопонимания?
- Как решил отомстить Троекуров Дубровскому?
- Из-за чего разбилась дружба старых приятелей?
«Дубровский»
Действующие лица: Андрей Гаврилович Дубровский, Кирилл Петрович Троекуров, Владимир Дубровский(Дефорж), Марья Кирилловна, Саша Троекуров, князь Верейский.
Тема: О дворянине, ставшем разбойником из-за несправедливо отнятого имения.
Основная мысль: Любовь и счастье невозможны там, где есть несправедливость.
Вывод: Вражда разрушает не только души недругов, но и судьбы их близких.
Причина ссоры А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова.
товарищи по службе
А.Дубровский К.П.Троекуров
соседи
«Владел 70-ю душами» Очень богат
Беден и независим «Принимал знаки
«вне общего закона» подобострастия, как дань»
«Нетерпеливость и «Пылкий нрав, ограниченный ум,
решительность характера» все пороки человека необразованного»
Ровесники, дворяне; «воспитанные одинаково»;
«оба женились по любви, оба овдовели»
«горячий охотник», не упускал случая похвастать
завидовал при виде псарни псарней
соседа
«Я не шут, а дворянин»; «…узнает, каково идти на
непокорный, независимый Троекурова»
Не разбирался в делах, «В том сила, чтобы безо всякого
был горяч и неосмотрителен права отнять имение»
Вывод: гордыня, зависть и непримиримость могут разрушить многолетнюю дружбу.
В своей работе использую дифференцированный подход к учащимся с целью активизации речевой и мыслительной деятельности каждого из них.
Учащихся девятого и десятого классов можно условно разделить на 3 группы по уровню речевого развития (приложение №1):
- к первой группе я отношу таких учащихся как Шейн Линда, Румянцев Игорь. У этих учащихся высокая речевая активность в устной работе, но низкий процент самостоятельных грамотных высказываний в устной и письменной речи. В письменных работах они не всегда полно раскрывают все микротемы, но в целом выражают основную мысль написанного, но в то же время допускают значительное количество речевых и грамматических ошибок.
- во вторую группу мною включены Дормидонтова Дарья, Садовникова Юлия, Джавахишвили Александр. Эти учащиеся характеризуются недостаточной речевой активностью и низким процентом самостоятельных грамотных высказываний в устной и письменной форме. Они не всегда полностью справляются с самостоятельными письменными работами, допускают речевые и грамматические ошибки.
- к третьей группе я отнесла Самвелян Марго. Девочка с низкой речевой активностью и отсутствием самостоятельных высказываний, как в устной, так и письменной речи. В их письменных работах часто отмечается отсутствие вывода, а, следовательно, неполное раскрытие темы, значительное количество речевых и грамматических ошибок.
Наряду с дифференцированным подходом, очень важным считаю использование личностно-деятельностного подхода в обучении. Основа подхода – личность ребенка выступает в качестве субъекта деятельности, личность формируется в общении с другими людьми. На основе этого подхода современная школа перешла от позиции «школа-памяти» к позиции «школа – мышления». На основе личностно-деятельностного подхода учащиеся в конце урока должны ответить на вопрос: «Чему они научились сегодня, в сравнении с тем, чего не могли сделать вчера?». Поэтому при подготовке уроков я учитываю эмоциональные, половозрастные, индивидуально – психологические, статусные ( является ребенок лидером или нет) и другие психо-физиологические особенности учащихся, как это требует личностно-деятельностный подход.
Исходя из дифференцированного подхода к учащимся, руководствуясь педагогическими требованиями к обучению связной речи и учитывая личностно-деятельностный подход, я использую на уроках русского языка и литературы различные организационные формы, обеспечивающие сотрудничество учащихся друг с другом и с учителем:
- фронтальная работа, при которой мы вместе составляем рассказы, пересказы, характеристики героев;
- работа по инструкциям возможна практически при всех типах урока: «Изучение нового материала», «Повторение и закрепление изученного», «Обобщение изученного», «Контроль пройденного материала»; при выполнении практических работ;
Подробнее расскажу об этой работе. Она строится по плану:
- чтение и разбор задания
- выполнение задания самостоятельно
- обсуждение задания
- обсуждение задания ( в классе)
- выводы
Пример работы по инструкции: учащиеся самостоятельно знакомятся с темой « Буквы о-а в корне –лаг- -лож-» Затем даю вопросы по теоретическому материалу, по которым проводится опрос. Следующий этап – это выполнение практических заданий, которые помещены на рабочих карточках. В ходе проверки даются необходимые пояснения. Далее даю учащимся контрольную карточку, по которой они проверяют выполненные задания. (карточки прилагаются, конспект урока с использованием инструкций – см. приложение ).
При помощи такой работы учащиеся значительно быстрее овладевают связной речью, они быстрее осваивают составление разных по структуре предложений по картинкам, составление диалогов, поручений из деформированных предложений, составление рассказов на основе личных наблюдений и прочитанных произведений.
Для развития связной речи в своей работе я использую различные виды упражнений. Среди них устные и письменные пересказы и изложения, виды работ с коммуникативной направленностью (написание писем, заметок, деловых бумаг, отчетов, отзывов); на уроках литературы – это составление характеристик литературных героев, краткие и подробные пересказы по вопросам и опорным словам; составление пересказов по плану.
При работе над изложением делаю упор на жанр текста, его особенности; в процессе работы над изложением учащиеся обогащают речь новым словарным запасом, расширяют знания о реальной действительности, учатся логически мыслить и литературно излагать прочитанное. При написании изложения веду работу над перефразированием. Предлагаю учащимся речевой материал, где к одному слову подобрано несколько синонимов. Перед детьми стоит задача: сказать об одном и том же по-разному, т.е использовать синонимичные замены.
Например, Изложение «Встреча со змеёй» (текст воспринимается слухозрительно). Цель: перефразировать рассказ, используя синонимичные замены.
Предложение из текста | Варианты детей |
Стоял густой полумрак | Была тень…(от чего?) Было темно. |
Его внимание привлек | Он обратил внимание на …(кого?) Мальчик увидел…….. Стал рассматривать……. |
Агатовые | Черные, блестящие |
Скользнула | Проползла быстро, мелькнула |
В ужасе бросился | Сильно испугался От испуга быстро побежал |
Неистово | Зло, негодующе |
При написании сочинений- описаний по картине даю учащимся план описания картины, материал к сочинению (опорные слова) и костяк сочинения, в котором даны основные предложения, и куда учащиеся должны вставить нужные слова словосочетания, недостающие фразы. Считаю, что такой вид работы положительно влияет на развитие речи учащихся и осознанное применение своего словаря. (пример сочинения-описания – см. приложение)
При помощи методов, приемов и средств обучения решаются конкретные задачи педагогической работы, реализуется ее содержание. Главное требование к системе методов и приемов обучения языку в школе слабослышащих состоит в том, чтобы она практически обеспечивала формирование языка, как средства общения и орудия мышления и наряду с этим позволило бы решить задачи изучения родного языка и литературы как одной из основ наук.
В своей работе использую такие методы, как:
- беседа
- объяснение
- наблюдение
- работа с книгой
- упражнения
На уроках русского языка и литературы я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию:
1.“Линия времени”:
Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
2. Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своих знаниях.
3. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему…….
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
4 .Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
На уроках литературы применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский методы.
Для поддержания интереса учащихся к своему предмету стараюсь применять инновационные формы организации уроков. Провожу уроки-смотры, уроки-исследования (конспекты прилагаются), аукционы знаний по предмету, уроки- устный журнал. Такие уроки позволяют создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы в любом классе контрольной работы, которую я условно называю «ассоциативный кроссворд», хотя, возможно, это название не совсем точно отражает содержание работы. Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов вряд ли можно назвать новаторским приемом: учителя-словесники уже давно используют их в своей практике. Мне же хочется предложить свой вариант, который отличается особой простотой исполнения. Если мне необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), я сама составляю подобный кроссворд, вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Мои ученики знают, что достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.
Ассоциативный кроссворд
«Жизнь и творчество А.М.Горького»
Также на уроках литературы практикую уроки в виде игр, построенных по принципу телевизионных передач «Кто хочет стать миллионером», «Своя игра» (конспекты прилагаются).
Также ввожу в практику использование эпиграфа на уроках русского языка и литературы. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме. Чаще всего я ввожу эпиграф в начало урока, где он становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. Эпиграфом может служить любой интересный материал. Приведу пример построения урока, на котором изучалась новая тема “Предложения двусоставные и односоставные”. На доске эпиграф: “Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит “живою водою” всех, кто прикоснется к нему”. После выразительного чтения высказывания предлагаю ученикам вопрос:
- Почему именно эти слова записаны на доске? Дети высказывают свои точки зрения. Верной будет та, в которой прозвучит мысль о том, что сегодня на уроке будем работать с произведениями А. С. Пушкина. Как видим, эпиграф может лишь косвенно отражать суть изучаемой проблемы. Он помогает перейти анализу языковых явлений на данном уроке. Далее разберем синтаксически это высказывание, отметим, что оно двусоставное. После проделанной работы записывается тема урока. Эпиграф является прекрасным приемом, для того, чтобы разнообразить уроки русского языка. Он служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной цели урока. В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи, обогащается их словарный запас, содержательнее становятся их творческие работы.
Мною разработаны тесты по темам изучения, комплекты карточек по разделам русского языка, создана подборка четверостиший, которые помогают при изучении различных тем. (см. приложение). Принимаю участие в работе школьных методических объединений учителей- предметников, учителей слуховой работы, МО классных руководителей и воспитателей (являюсь руководителем этого МО). Мною подготовлены доклады по темам:
- Урок как основная форма образовательного процесса в условиях адаптации учащихся. (педсовет)
- Артпедагогика в коррекционном образовании. (педсовет)
- Виды и приемы работы над голосом.
- Формирование речевой среды как основного условия активизации речевой деятельности.
- Классный час как основная форма воспитательной работы.
Мною даны открытые уроки по темам: урок-смотр «Имя прилагательное»; урок развития речи «Изложение «Первый снег»; урок-исследование «Имя прилагательное»; урок-игра «Внимательно ли вы читали?»; урок обобщения и систематизации «Имя числительное», обобщающий урок по теме «Односоставные предложения», урок изучения нового материала «Правописание приставок НЕ и НИ в отрицательных наречиях», разработан методический комплекс уроков по произведению И.С.Тургенева «Ася».
Мною проведены следующие общешкольные внеклассные мероприятия: «Бал осени», «Мисс Весна-2007», «Рыцарский турнир», «Конкурс новогодних костюмов», праздничная программа «Под крышей дома твоего», посвященная Дню Учителя.
Результаты педагогической деятельности:
Результатами своей работы считаю то, что учащиеся имеют:
- 100 % успеваемость по русскому языку и литературе.
- Процент качества знаний
Название предмета | 2005-2006г. 7 кл. | 2006 -2007 г. 8 кл. | 2007 – 2008 г. 9 кл. | 2008-2009г. I полугодие 10 кл |
Русский язык | 66,4% | 66,6% | 60% | 99,9 |
Литература | 66,4% | 66,6% | 60% | 99,9 |
Название предмета | 2005-2006г. 6 кл | 2006 -2007 г. 7 кл. | 2007 – 2008 г. 8 кл. | 2008-2009г. I полугодие 9 кл. |
Русский язык | 60% | 66,6% | 66,6% | 66,6% |
Литература | 60% | 66,6% | 66,6% | 66,6% |
- Уровень качества обучения.
10 класс – 100% -высокий (русский язык и литература)
9 класс – 66,6% - высокий (русский язык и литература)
- Уровень обученности.
10 класс- 100% - оптимальный (русский язык и литература)
9 класс – 100 % - оптимальный (русский язык и литература)
- Средний балл.
10 класс - 4,3 (русский и литература)
9 класс - 4 ( русский и литература)
- Коэффициент обучения.
10 класс – 0, 86 (русский и литература)
9 класс – 0,25 (русский и литература).
Учащиеся значительно лучше стали писать изложения, сочинения-описания по картинам, почти без ошибок самостоятельно строят развернутые фразы. Учащиеся класса под моим руководством принимают активное участие в жизни школы: участвуют во всех общешкольных мероприятиях, олимпиадах (см.приложение), конкурсах. В 2007-2008 уч. году Дормидонтова Дарья участвовала в игре «Умницы и Умники», которая проходила вместо олимпиады по русскому языку и заняла 2 место. Участвовали в областном конкурсе «Человек читающий», отмечены грамотами и призами.
«Уверена, что продолжая работу в этом направлении, мы с учащимися добьемся еще более лучших результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение№1
Характеристика речевого развития учащихся:
Фамилия, имя учащегося | Уровень речевого развития | Лексико-грамматический строй речи | Произносительная сторона речи |
Дормидонтова Дарья Садовникова Юлия Джавахишвили Александр | 2 группа | Словарный запас в пределах обихода, фраза неразвернутая, аграмматизмы. | Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, темп речи нормальный. |
Румянцев Игорь Шейн Линда | 1 группа
| Словарный запас достаточный, фраза развернутая, встречаются аграмматизмы. | Речь разборчивая, темп и ритм нормальный. |
Самвелян Марго | 3 группа | Словарный запас беден, простая фраза, речевые штампы | Разборчивость речи снижена, ритм скандированный, темп замедленный |
Приложение №2
Примеры инструкций:
Тема: Правописание гласных О-А в корнях.
Цель: закрепить навыки правописания гласных О-А в корнях лаг-лож, гар-гор, раст-ращ-рос, кос-кас.
Тип урока: закрепление знаний.
Инструкция:
- Возьми рабочую карточку;
- Прочитай и запиши слова;
- Скажи, какую букву записал? Почему?
- Проверь задание по контрольной карточке.
Рабочая карточка.
Запишите слова:
Изл.гать, заг.рать, выр.щивать, р.сток, к.сается, изл.жение, г.реть, уг.р, пол.гать.
Контрольная карточка.
Излагать, т.к за корнем суффикс –а-;
Загорать, т.к корень без ударения;
Выращивать, т.к корень –ращ-;
Росток, т.к исключение;
Касается, т.к за корнем суффикс –а-;
Изложение, нет суффикса –а-;
Гореть, т.к корень без ударения;
Угар, т.к корень под ударением;
Полагать, т.к за корнем суффикс –а-;
Конспект урока, где используется работа с инструкцией и буквенный диктант.
Обобщающий урок по теме:
«Односоставные предложения».
Цели: обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения»;
развивать речь, мышление, память;
воспитывать положительный мотив к учению;
Ход урока:
- Орг.момент.
- Вступительное слово :
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
-Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, нужно настроиться на работу. Посмотрите на доске записан эпиграф к нашему уроку. ( Что такое эпиграф?)
Прочитайте: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться.»
- Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны? Давайте сегодняшний урок мы проведем под этим девизом.
-Перед вами на партах лежат цветные полоски: красная, зеленая, синяя. Выберите ту, которой соответствует ваше настроение сейчас.
Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.
Зеленый цвет – вы спокойны, настроены на работу.
Синий цвет – вы испытываете беспокойство, чувство тревоги.
- Объявление темы урока.
- Сегодня мы обобщим все, что знаем об односоставных предложениях, выполним упражнения, а через урок будет контрольная работа, где и будут проверены ваши знания и умения. Во время нашего урока, вы сможете получать баллы и заполнить учетный лист.
- Фонетическая зарядка.
[и] - [ы]
Односоставные предложения
Безличные
……..-личные
……..-личные
Назывные
Определите тип предложения:
Сильные волны бились о причал.
-Подходит ли это предложение к теме нашего урока? Почему?
- Основная часть урока.
- «Угадай слово»
-Будете друг другу задавать вопросы.
- Раздел науки, который изучает словосочетания и предложения?
- Основная единица синтаксиса, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение?
- Что включает в себя грамматическая основа?
- Работа с таблицей.
- Перед вами на партах обобщающая таблица по теме «Односоставные предложения» (прилагается). Посмотрите, проанализируйте. Нет ли замечаний?
3. Повторение теории.
- Прежде чем перейти к практической части урока мы повторим теорию по нашей теме.
Продолжите фразы:
- Определенно-личными предложениями называют …..
- Назывные предложения – это такие предложения…….
- Безличные предложения …………………………………
- В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено …
- Переходим к практике
4. Буквенный диктант.
- Прочитайте предложения на доске; в тетрадях напротив номера предложения напишите его тип.
1. Роняет лес багряный свой убор. (Д)
2. Пахнет вербой и сосной. (Б)
3. Едем бором, черными лесами. (О-Л)
4. Ночная тень. (Н)
5. На корабле постоянно следят за состоянием погоды. (Н-Л)
5. Выполните задания на карточках. (карточки прилагаются)
Фикультминутка.
(видеоролик о море, музыка – релаксация)
- Посмотрите в окно: зима, снег, холодно. Давайте перенесемся на берег теплого моря. Закройте глаза, представьте шум моря, представьте, как вы загораете под лучами яркого солнца, купаетесь в теплом море.
5. Самостоятельная работа учащихся.
-Сейчас вы будете работать самостоятельно.
На доске дана инструкция:
- Прочитайте задание на рабочей карточке.
- Выполните задание в тетради.
- Проверьте свою работу по контрольной карточке.
- Итог урока.
Приложение№3
Сочинение-повествование по картине И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь».
План:
- «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И.Э.Грабаря.
- Описание берёзы на переднем плане.
- Описание берёзовой рощи на заднем плане.
- Цвета картины.
- Настроение, которое вызывает картина.
Материалы к сочинению.
Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое, на горизонте не облачка.
День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.
Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают рощу, прозрачна, хрустальна.
Снег: мокрый, подтаявший, сиреневый.
Берёзы: величественны, устремлены ввысь, стволы сверкают, коралловые ветки, стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками, искривлённая, огромная берёза, белоствольные.
Настроение: радость, восхищение, ожидание весны
«Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И.Э.Грабаря. На полотне изображена (какая?) (что?) в один из (каких?), (каких?) дней. Она застыла на фоне (какого?) неба.
На переднем плане мы видим (какую?), (какую?) (что?) с толстым стволом. Художник выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Небо на картине( какое?). Чтобы показать берёзу во всей красоте, Грабарь …………………………. Так он сумел увидеть (что?)
(Какие?) берёзы написаны ……………., и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Вся роща………………………. . (какие?) ветки застыли в воздухе.
И.Э.Грабарь в своей картине использовал …………………..цвета. Мы видим переливы всех цветов радуги. Глядя на картину, мы понимаем: зима ………. . Это видно по (какому?) снегу.
Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство…………..
Приложение №4
Урок - игра по литературе «Внимательно ли вы читали?»
(по типу телевизионной игры «Своя игра»)
Цели: обобщить и проверить знания учащихся;
развивать речь, мышление;
воспитывать любовь к чтению;
Ход урока:
- Орг. момент.
- Фонетическая зарядка.
В
Произведения авторов
Литературоведческие термины
Команда называется
- Предварительная беседа.
- Произведения, каких авторов мы читали? Назовите их?
- С какими литературоведческими терминами мы познакомились?
( сказка, рассказ, пьеса)
- Сегодня мы поиграем в игру и проверим « Внимательно ли вы читали?
В игре принимают участие команды: «Книголюбы», «Знатоки», «Книгочеи»
VI. Игра.
О литературе серьезно! |
Литература в лицах |
По страницам книг! |
В мире детства! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
- О литературе серьезно!
- В каком городе, и в какой семье родился Владимир Галактионович Короленко? (10 б.)
- Автором каких детских журналов был К.Г. Паустовский?
- Дайте определение рассказа, сказки. В чем разница?
- Дайте определение пьесы. Приведите пример.
- Что сделал Л.Н. Толстой в Ясной поляне для своих крепостных?
- Литература в лицах.
-Нужно узнать портреты писателей.
Л.Н. Толстой; С.Я. Маршак; В.Г.Короленко; К.Г.Паустовский; А.П. Платонов.
- По страницам книг.
- «Теплый хлеб»:
- Что послужило причиной сильного мороза?
- Что сделали люди для своего спасения?
- Почему все радовались примирению Фильки и коня?
- « Кавказский пленник»
- Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
- О чем говорят фамилии героев?
- Какие качества проявляют герои в одинаково тяжелых условиях?
- « В дурном обществе»
- Почему Вася с отцом друг друга не понимали?
- Символом чего является «серый камень»?
- Противопоставьте жизнь Васи и Сони и жизнь Валека и Маруси. Подтвердите текстом.
- «Никита»
- Почему все окружающие предметы кажутся Никите враждебными?
- Как изменилось отношение Никиты к миру после возвращения отца?
- Что проявлялось в характере Никиты, какие черты преобладали?
- « В мире детства».
- В какой РНС решаются проблемы жилья?
- Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?
- Какой приказ издала королева в сказке «Двенадцать месяцев»?
- Из какой сказки эти слова: «Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу. Пустил стрелу Иван-царевич–полетела его стрела прямо в топкое болото.
- Итог урока
Приложение №5
При изучении второстепенных членов предложения дети с удовольствием воспринимают "веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление.
Дополнение.
Вопросы косвенных падежей |
(Рисую книгу (что? вин.пад.). Спорю с товарищем (с кем? тв.пад.).
Учащиеся быстро и с удовольствием запоминают вполне доступные для них строчки и используют это при синтаксическом разборе предложений.
Определение. Обстоятельство.
Признак предмета или явления | На вопросы: где? когда? |
При изучении знаков препинания при однородных членах предложения хороши такие строчки:
Если стоят однородные члены, |
Для лучшего запоминания главных членов предложения можно также использовать "веселые" рифмы.
Когда перед вами задача - найти | Потом от него мы вопросы кто? что? |
При изучении словосочетания дети нередко путают понятия грамматическая основа предложения и словосочетание. Устранить это могут помочь строчки
Внимание! Внимание! | А кто тут главный - без труда |
Все эти рифмы дают хороший материал и для повторения различных разделов грамматики.
При изучении написания Ъ и Ь знаков дети с удовольствием выполняют замену словами - отгадками
1. Растолковать, сделать понятным (объяснить). |
Разобрать слова - отгадки по составу, сделать фонетический разбор слов: вьюга, подъезд.
При изучении чередования гласных в корнях слов уместны рифмованные строчки.
Если после корня - А, |
При изучении написания приставок ПРЕ- и ПРИ- полезно использование "веселых" рифм.
У корня в недругах, представь-ка, |
Приставка ПРИ-
1. Приближение. | 3. Нахождение. |
Приставка ПРЕ-
1. В значении "очень". | 2. Сходна с ПЕРЕ-. |
(исключения: прискорбный, причудливый)
Трудно объяснить правописание. |
ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА»
I. Какие буквы из указанных названы неверно?
1) б (бэ); 2) в (эв); 3) г (гэ); 4) л (эл); 5) с (сэ).
II. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:
1) сч.стье; 2) ш..нель; 3) ч..шка; 4) ч..вство; 5) брош..ра; 6) пощ..да; 7) ж..ри; 8) ж..лет; 9) параш..т; 10) рощ.. .
III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1) рожь; 2) въезд; 3) яблоко; 4) соль; 5) лен; 6) съемка; 7) семья;
8) лямка; 9) здесь; 10) известно; 11) юг; 12) елка.
IV. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:
1) слýчай; 2) столя′р; 3) пóртфель; 4) звóнит; 5) средствá; 6)килóметр;
7) ремéнь; 8) цы′ган; 9) пáртер; 10) красивéй.
V. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:
1) лодка; 2) пробка; 3) скользкий; 4) старушка; 5) утка; 6) город;
7) гром; 8) кружка; 9) глотка; 10) гладкий.
VI. Укажите слова, в которых есть несоответствие написания и произношения:
- сводка; 2) стол; 3) текст; 4) теннис; 5) скот; 6) пастбище, 7) ошибка; 8) указка; 9) вязок; 10) скользкий.
VII. Укажите слова с ударением на последнем слоге:
1) арбуз; 2) верба; 3) документ; 4) магазин; 5) ненависть; 6) звонишь; 7) свекла.
VIII. Найдите «третье лишнее» слово:
1) а) что; б) чтобы; в) нечто;
2) а) конечно; б) нарочно; в) игрушечный;
3) а) теннис; б) тема; в) текст;
4) а) свитер; б) ателье; в) тенор;
5) а) чувство; б) баловство;в) да здравствует.
IX. Какие из данных букв являются шипящими?
1) ч; 2) ж; 3) ф; 4) ш; 5) х.
X. Какие из данных согласных являются глухими?
1) ч; 2) ж; 3) т; 4) с; 5) к; 6) л.
Итоговый тест.
I вариант
I. Укажите звонкие согласные:
1) к, 2) д; 3) ш; 4) с.
II. Какая часть слова образует форму слова?
1) Корень; 2) суффикс; 3) приставка; 4) окончание.
III. Укажите суффикс глагола прошедшего времени:
1) -ал-; 2) -л-; 3) -ну-, 4) -и-.
IV. Найдите слово, строение которого соответствует схеме:
1) местность; 2) исписала; 3) безбрежный; 4) разговор.
V. Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением:
1) расстояние; 2) располагаться; 3) удивительный; 4) разложит
VI. Найдите верный ответ:
1) скрипач — имя сущ., ж. р.; 2) написала — глагол прош. вр., ж. р.;
3) пахуч — глагол наст, вр.; 4) написать — глагол несов. в.
VII. Найдите слово, на конце которого не пишется мягкий знак:
1) дышиш..; 2) тиш..; 3) жгуч.,; 4) испеч.. .
VIII. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:
О и О . (Знаки препинания не проставлены.)
1. Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.
2. Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.
3. Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом.
4. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.
IX. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
, и (Знаки препинания не проставлены.)
1. Когда я вернулся домой мама уже спала.
2. Капли дождя редко стучали и шлепали по листьям.
3. Наступила осень и птицы медленно потянулись к югу.
4. Трава появилась там где сильнее припекало солнце.
X. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
(Знаки препинания не проставлены.)
(Знаки препинания не проставлены.)
1. Я провожу тебя и мы обсудим эти вопросы.
2. Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет.
3. Раздался страшный гром и вскоре над лесом зашумел дождь.
4. Птица взмахнула крыльями и полетела в сторону леса.
XI. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.
1. Сергей закричал: «Ребята лес горит!»
2. Мы знали, что скоро прилетят скворцы.
3. Тундра — родина птиц.
4. Мы принесли березу из леса и посадили ее в саду.
Приложение №6
Результаты участия в олимпиадах.
2005-2006 уч.год: в олимпиаде принимали участие 4 человека: Румянцев Игорь, Дормидонтова Дарья, Садовникова Юлия, Проничева Анастасия.
2006-2007 уч.год: принимали участие 4 человека: Проничева Анастасия, Дормидонтова Дарья, Румянцев Игорь, Садовникова Юлия.
2007-2008 уч.год: общешкольное мероприятие «Умницы и Умники» Дормидонтова Дарья заняла 2 место.
2008-2009 уч.год: в олимпиаде участвовали 5 человек: Румянцев Игорь, Садовникова Юлия, Дормидонтова Дарья, Шейн Линда, Джавахишвили Александр.
Рисунок 1 Диаграмма результатов олимпиад
Используемая литература по теме самообразования.
- Выготский Л.С. «Мышление и речь».
- Глухов В.П. «Специальная психология и коррекционная педагогика».
- Зикеев А.К. «Практическая грамматика на уроках русского языка».
- Комаров К.В. « Методика обучения русскому языку в школе слабослышащих».
- Лекции доцента Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолохова Малхасьян Е.А по курсам «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы.
- Матвеева Е.И. «Учим младших школьников, понимать текст».
- Психолого-педагогическая диагностика. Под ред. Левченко
- Статьи из журналов «Дефектология», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Развитие и коррекция».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы....
Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка"
Формирование культуры связной речи учащихся, интересные формы и виды работ, применяемые технологии...
Коммуникативно-ситуативные упражнения для развития связной речи на уроках русского языка, объединённые общей темой – любовью к Родине, малой родине
Данные упражнения развивают навыки связной устной речи....
Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта)
Данный педагогический опыт возник и сформировался в условиях МБОУ СОШ №9 г. Холмска в период с 2012 по 2015 учебный год и является актуальным в настоящее время в связи с введением ФГОС основного общег...
Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»
В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...
Публикация "Развитие связной речи на уроках родного языка и литературы"
Наш родной язык - татарский, язык великого поэта Г. Тукая. Мы должны гордиться, обогащать свой язык. Уроки родного языка являются неотъемлемой частью развития и подготовки учащихся к жизни, воспи...