презентация "Развитие связной речи на уроках биологии"
презентация к уроку по биологии на тему
В презентации показаны приёмы развития связной речи на уроках биологии, которые я использую при работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokah_biologii.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь – это сложное целое , которое представляет собой одну из нескольких предложений, подчиняющих одной теме, имеет четкую структуру и специальные языковые средства , служащие для связи предложений друг с другом.
1. Беседа – опрос «Почему эти растения отличаются друг от друга? Как можно объяснить?»
2. Составление вопросов по определенной теме: тема «Влияние алкоголя на органы кровообращения». - Как влияет алкоголь на сосуды? - Какое влияние оказывает алкоголь на скорость тока крови по сосудам? - Как влияет алкоголь на работу сердца? - Почему алкоголь вреден для органов кровообращения?
3. Составление рассказа по готовому плану, иллюстрации, таблице. Например , 8 класс, при изучении отрядов Млекопитающих - название животного ; характеристика внешних признаков (размеры животного, части тела, их особенности, покровы тела, органы чувств ); особенности строения, доказывающие принадлежность к определенной таксономической группе (рыбы, птицы ); питание , размножение ; - профессии людей, связанные с работой по содержанию этих животных.
4. Составление рассказа, на основе жизненного опыта, своих наблюдений.
5. Составление рассказа – рассуждения
6. Стихи на уроках биологии. Я использую на уроках стихотворения: как основу урока; для подтверждения отдельных научных фактов; для постановки проблемной задачи; как фактор экологического образования и воспитания; для эмоционального усиления изучаемого материала; для активизации познавательной деятельности .
7. Подбор слов – синонимов.
8. Составление плана – ответа. При изучении полезных ископаемых: - название горной породы; - характеристика свойств: цвет, блеск, запах, способность к возгоранию; - назначение в хозяйственной деятельности человека; - место добычи, способы добычи; - профессия людей, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых.
9. Разные формы чтения (выборочное, по цепочке, комментированное ).
10. Разные формы работы с текстом.
Прием «Задай вопрос » Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Прием «Верные и неверные утверждения ». Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Какие утверждения верны? 1.К голосеменным относится около 700 видов растений . 2.Сосна , ель, пихта — это хвойные растения . 3.Все голосеменные растения имеют цветок и плод . 4.Листья у всех голосеменных растений — хвоя .
Приём «Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Бактерии — это особая группа живых организмов. По своим размерам они настолько велики , что рассмотреть их можно только при сильном увеличении. По форме бактерии разнообразны. Большинство из них имеет форму колбочек. Отсюда и пошло их название. Как можно увидеть, их тело состоит из следующих частей: рук, ног, головы, корней, стеблей, листьев, цветков.
Приём «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
В шляпке созревают мельчайшие споры. Шляпочные грибы — многолетние организмы. Грибница располагается в верхнем слое лесной почвы. Они состоят из грибницы и плодового тела. Из неё ежегодно образуется плодовое тело. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки . Грибы размножаются спорами и грибницей.
Приём « Ищем непонятное» Мы выяснили, что почва состоит из разных веществ: глины, песка, перегноя, воды, воздуха и др. Все эти вещества можно разделить на две группы. К первой относятся вещества неживой природы: глина, песок, вода, воздух — неорганические минеральные вещества. Ко второй — вещества, образованные живой природой: остатки растений, животных, перегной — органические вещества. Почва — удивительное образование , в котором соединяются вместе и взаимодействуют части живой и неживой природы.
10. Работа с загадками, пословицами, поговорками При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц: “Весной день год кормит”. “День прозевал – урожай потерял. “Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок ”.
Тема урока Однодольные растения. Особенности внешнего строения злаковых растений. Структура и ход урока. № Этап урока Деятельность учителя II Проверка домашнего задания. 1.Объясни биологические понятия: найди пару и соедини стрелочкой однодольные, двудольные, семядоля, зародыш семени, жилкование листьев, стержневая корневая система, мочковатая корневая система. 2.Назови признаки класса однодольных растений. 3.Назови признаки класса двудольные растения. III Сообщение т/у, постановка цели и задач. Отгадайте загадки: Весь из золота отлит, На соломинке стоит. В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. С неба солнце золотое Золотые льёт лучи. В поле дружною стеною Золотые усачи. О каких растениях сегодня мы будем говорить?
Тема урока Использование злаков в народном хозяйстве. Структура и ход урока. № Этап урока Деятельность учителя II Проверка домашнего задания. 1.Расставь по порядку этапы выращивания зерновых: посев, уборка, подготовка почвы, уход. 2.Конкурс кто больше знает поговорок о труде и людях труда. III Сообщение т/у, постановка цели и задач. Хлебные, кормовые, сорняки. О каких растениях идёт речь? Могут ли сорняки быть полезными растениями? IV Актуализация знаний. Облик злаков одинаков Если ты не знаешь злаков: Всюду крошечки-цветки, И малютки-колоски, И соломинки с узлами – Различайте злаки сами! Но внимательней взгляни: Очень разные они. (Ю. Насимович ) Все ли злаки одинаковы?
11. Работа с терминами.
Это в целом: - учит устанавливать причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы в процессе наблюдения, последовательно излагать материал; - развивает связную речь; - расширяет и обогащает словарный запас обучающихся.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Развитие связной речи на уроках биологии
В данной работе описаны методы развитие связной речи на уроках биологии...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы....
разработка "Развитие связной речи на уроках биологии"
В разработке представлен опыт работы, описывающий приёмы и методы развития связной речи на уроках биологии у детей с ОВЗ....
Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии
Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии. Успешность усвоения учебного материала по предм...