разработка "Развитие связной речи на уроках биологии"
методическая разработка по биологии на тему
В разработке представлен опыт работы, описывающий приёмы и методы развития связной речи на уроках биологии у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_na_urokah_biologii_doklad.docx | 54.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи на уроках биологии» (из опыта работы) (слайд 1,2)
Связная речь – это сложное целое, которое представляет собой одну из нескольких предложений, подчиняющих одной теме, имеет четкую структуру и специальные языковые средства, служащие для связи предложений друг с другом.
Для развития связной речи на уроках биологии я использую следующие методы:
1. Беседа – опрос (работа над тем, чтобы дети давали полный ответ). (слайд 3)
Например, постановка проблемы, которая подкрепляется зрительно, при изучении темы в 7 классе «Растение – целостный организм». Я выставляю несколько подготовленных для демонстрации растений, которые находились в разных условиях (в комнате без солнца и солнечной комнате; в теплом и прохладном месте; одно поливалось регулярно, а другое – недостаточно). Выясняем состояние каждого растения, затем ставится вопрос «Почему эти растения отличаются друг от друга? Как можно объяснить?»
2. Составление вопросов по определенной теме: (слайд 4)
например, 9 класс, тема «Влияние алкоголя на органы кровообращения».
- Как влияет алкоголь на сосуды?
- Какое влияние оказывает алкоголь на скорость тока крови по сосудам?
- Как влияет алкоголь на работу сердца?
- Почему алкоголь вреден для органов кровообращения?
3. Составление рассказа по готовому плану, иллюстрации, таблице.
(слайд 5)
Например, 8 класс, при изучении отрядов Млекопитающих
- название животного;
- характеристика внешних признаков (размеры животного, части тела, их особенности, покровы тела, органы чувств);
- особенности строения, доказывающие принадлежность к определенной таксономической группе (рыбы, птицы);
- питание, размножение;
- профессии людей, связанные с работой по содержанию этих животных.
При изучении семейств класса однодольные и двудольные в курсе биологии 7 класса, предлагаю учащимся план рассказа и гербарные экземпляры растений используя которые они составляют рассказ о признаках семейства, затем проверяют правильность выполненной работы по таблице в учебнике.
План рассказа:
- тип корневой системы;
- форма стебля;
- тип жилкования листьев;
- строение цветка;
- тип плода;
-тип соцветия.
4. Составление рассказа, на основе жизненного опыта, своих наблюдений.
(слайд 6)
Например, 5 класс, тема «Наступление зимы», «Зимовье птиц нашей местности», «Домашние животные», «Комнатные растения». Для настроя ребят на работу предлагаю им прочитать короткие рассказы о временах года, о животных, описание изменений в природе в разное время года.
5. Составление рассказа – рассуждения. (слайд 7)
Например, 5 класс, «Берегите лес», «Красная книга»; 6 класс «Бережное отношение к воде» и т. д., при составлении рассказа в помощь учащимся предлагаю рисунки, материалы презентации, отрывки из видеофильмов.
6. Стихи на уроках биологии. (слайд 8)
Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации.
Эмоционально окрасить биологическое содержание уроков и пробудить познавательный интерес у учащихся можно различными способами, в том числе и при помощи дидактических стихов.
К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.
Я использую на уроках стихотворения:
- как основу урока;
- для подтверждения отдельных научных фактов;
- для постановки проблемной задачи;
- как фактор экологического образования и воспитания;
- для эмоционального усиления изучаемого материала;
- для активизации познавательной деятельности.
- Например в 5 классе при изучении темы «Домашние животные»
Про домашних животных…
Животные забавные,
Они такие славные,
Они такие милые
Пушистые под час,
Но если ощетинятся,
Чему-то воспротивятся,–
Могущественны силою,
Покрепче, чем спецназ!
И смотрят понимающе,
Так много в жизни знающе,
В глазах сокрыта мистика,
Ведь знают, в чем секрет.
Но все же не откроются,
Мол, все благоустроится,
Известна эта истина
Уж много-много лет…
Чтение стихов развивает скорость чтения, интонацию речи.
7. Подбор слов – синонимов, то есть противоположные по смыслу. (слайд 9)
Например, тема «Времена года», день зимой: холодный, прохладный, морозный, а летом жаркий, теплый.
6 класс. Вода прозрачная – мутная; читтая – грязная; пресная – соленая.
8. Составление плана – ответа. (слайд 10)
При изучении полезных ископаемых:
- название горной породы;
- характеристика свойств: цвет, блеск, запах, способность к возгоранию;
- назначение в хозяйственной деятельности человека;
- место добычи, способы добычи;
- профессия людей, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых.
9. Разные формы чтения (выборочное, по цепочке, комментированное) (слайд 11)
При использовании разных форм чтения у учащихся развивается не только скорость чтения, но и внимание, сосредоточенность, при комментированном чтении развивается умение формулировать и высказывать свою мысль. Комментируя прочитанное учащийся высказывает своё отношение к прочитанному, поэтому чаще всего возникает дискуссия, так как точка зрения может не совпадать с точкой зрения других учащихся.
10. Разные формы работы с текстом. (слайд 12)
Текст как основа для выполнения творческого задания.
Прием «Задай вопрос» (слайд 13)
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
Прием «Верные и неверные утверждения». (слайд 14, 15)
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания.
Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Какие утверждения верны?
1. Листья папоротников в большинстве случаев выполняют функции
фотосинтеза и спорообразования.
2. Взрослое растение папоротника представлено стеблем с листьями.
3. Папоротники имеют стебель, листья и корень.
Какие утверждения верны?
1.К голосеменным относится около 700 видов растений.
2.Хвойные растения относятся к отделу голосеменных.
3.Сосна, ель, пихта — это хвойные растения.
4.Все голосеменные растения имеют цветок и плод.
5.Хвойные растения наиболее распространены в Северном полушарии.
6.Хвойные растения используют как строительный и поделочный материал.
7.Листья у всех голосеменных растений — хвоя.
Какие утверждения верны?
1. Покрытосеменные — это группа высших растений,
отличающихся прогрессивными особенностями в строении.
2. Основной признак покрытосеменных растений — наличие семени.
3. Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод.
4. У цветковых существуют две основные жизненные формы.
5. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.
6. Основной признак однодольных — одна семядоля у зародыша.
7. Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему,
простые листья с дуговидным или параллельным жилкованием.
8. Основной признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше.
Какие утверждения верны?
1.Все микробы - бактерии.
2.Все заболевания человека вызываются бактериями.
3.Скопления бактерий называют колониями.
4.Бактерии видны только в микроскоп.
5.Бактерии - древние обитатели нашей планеты.
6.Формы бактерий разнообразны.
Приём «Лови ошибку» (слайд 16,17)
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно для творческой переработки текста, и для выработки собственного мнения.
Например при изучении темы «Бактерии особая группа организмов» предлагаю текст:
Бактерии — это особая группа живых организмов. По своим размерам они настолько велики, что рассмотреть их можно только при сильном увеличении.
По форме бактерии разнообразны. Большинство из них имеет форму колбочек. Отсюда и пошло их название. «Бактерии» — слово греческое, в переводе на русский язык оно означает «палочки». Есть бактерии, которые похожи на шарик, спираль, изогнутую палочку. Как можно увидеть, их тело не имеет каких либо частей: рук, ног, головы, корней, стеблей, листьев, цветков.
Живут бактерии не везде: в воздухе, воде, почве, на растениях, животных, человеке, на разных предметах.
Приём «Восстанови текст». (слайд 18,19)
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Например, при изучении темы «Строение шляпочного гриба» беру текст и предлагаю при помощи текста учебника восстановить последовательность предложений в тексте, объяснить почему предложения должны стоять именно в таком порядке.
В шляпке созревают мельчайшие споры. Шляпочные грибы — многолетние организмы. Грибница располагается в верхнем слое лесной почвы. Они состоят из грибницы и плодового тела. Из неё ежегодно образуется плодовое тело. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.. Грибы размножаются спорами и грибницей.
Приём «Ищем непонятное» (слайд 20)
Учащимся предлагается найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен. Выделив непонятные слова и выражения, мы пробуем их пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или заглядываем в словарь, расширяя свой кругозор.
При изучении темы «Части почвы» работаем с текстом:
Мы выяснили, что почва состоит из разных веществ: глины, песка, перегноя, воды, воздуха и др. Все эти вещества можно разделить на две группы. К первой относятся вещества неживой природы: глина, песок, вода, воздух — неорганические минеральные вещества. Ко второй — вещества, образованные живой природой: остатки растений, животных, перегной — органические вещества.
Почва — удивительное образование, в котором соединяются вместе и взаимодействуют части живой и неживой природы.
При работе с выделенными словами, вспоминаем, как и из чего образуются органические и неорганические вещества, чем отличаются тела живой и неживой природы. Как возникает взаимодействие частей живой и неживой природы.
10. Работа с загадками, пословицами, поговорками и их объяснение позволяет привить интереса к предмету, связь с чтением и библиотекой. (слайд 21,22,23)
Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:
1. Беленькая нитка загуляла прытко,
Под землёй ходила, землю шила, шила.
А потом снаружи заплелась потуже.
Заплелась в моточек, завилась в клубочек.
2. Пока молода – она седа.
Как постарела, так почернела.
При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:
“Весной день год кормит”.
“День прозевал – урожай потерял.
“Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок”.
“С агротехникой лад – урожай богат”.
Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала.
Для закрепления изученного материала можно использовать и такую загадку:
“Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!
Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.
Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
А пришли все вместе – сразу разбудили.”
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ – семя)
Вот как можно использовать на уроке в 7 классе загадки, пословицы и стихи (урок по теме “Строение семени двудольного растения»)
Учитель:
У меня для вас задание
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя
И сравните их размеры
Почему одно из них больше, чем другое?
Ответ учащихся:
Более крупное семя впитало влагу и набухло.
Учитель: Совершенно верно.
Следующее задание на смекалку и внимание.
“Коробочка запечатана,
А ней растенье спрятано.
С ветками, листочками,
С белыми цветочками”
Чтоб найти нам ответ,
Мы исследуем объект.
Чем покрыто семя?
Ответ учащихся:
Кожурой.
Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?
Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.
Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.
“В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький
В кладовой еда лежит
Как проснётся, будет сыт.”
Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.
Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?
Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-х семядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком.
Учитель:
Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.
Напоследок я пословицы прошу вас объяснить.
“От доброго семени – добрый всход”
“Каково семя, таково и племя”
“По семенам и всходы”
Ответ учащихся:
Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.
Учитель: И, конечно же, друзья, без загадки никуда!
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос (жёлудь)
У матери тысячи сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.” (материнское растение и семена с запасом питательных веществ)
Использование предложенной технологии побуждает учащихся к творческой работе, активизирует познавательную деятельность.
11. Работа с терминами.
Работа с биологическими терминами обязательна на каждом уроке, в силу того, что у детей ослаблена память работа может проводиться не только при помощи объяснения термина учителем, но чаще всего она проводится в форме поиска решения, работы с текстом учебника, с опорой на личный опыт учащегося, когда дети высказывают свои предположения, а затем учитель подводит их к правильному решению. Это занимает больше времени, но запоминание проходит лучше. Для слабых детей выдаю карточки с объяснением термина и прошу выделить главные слова в определении.
(объяснение, 7 класс, тема «Корень» - подземная часть, вывешивается этот термин на доске); сложные термины, например, Типы корневых систем, мочковатая, стержневая и т. д.).
Зарисовка органа, организма, предмета или их частей и их подписывание.
(слайд 24)
Учащимся предлагается схематично зарисовать строение растительной клетки, или цветка и подписать их части. Такая работа, несомненно полезна, поскольку позволяет развивать конкретно - образное мышление, учит выделить наиболее существенные признаки в изучаемом, сопоставлять название с признаками и свойствами. Кроме того, записывая термин, учащиеся тренируются в его правильном написании, произношении, что способствует установлению связей между различными типами памяти.
Это в целом: (слайд 25)
- учит устанавливать причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы в процессе наблюдения, последовательно излагать материал;
- развивает связную речь;
- расширять и обогащать словарный запас обучающихся.
Спасибо за внимание! (слайд 26)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Развитие связной речи на уроках биологии
В данной работе описаны методы развитие связной речи на уроках биологии...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы....
презентация "Развитие связной речи на уроках биологии"
В презентации показаны приёмы развития связной речи на уроках биологии, которые я использую при работе с детьми с ОВЗ....
Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии
Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии. Успешность усвоения учебного материала по предм...