«ПРИНЦИП ПИРАМИДЫ В ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ»
статья по теме
Принцип пирамиды предоставляет педагогам и родителям схему решения проблем, с помощью которых они могут разрабатывать и анализировать эффективные уроки, в т.ч. для самых трудных учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piramida.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение
Детский дом-интернат
« Южное Бутово»
ДОКЛАД
«ПРИНЦИП ПИРАМИДЫ В ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ»
подготовила воспитатель Артемьева Александра Борисовна
Москва 2012 г.
Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Вовлеки меня – и тогда я постигну.
Конфуций
Использование принципа пирамиды позволяет подготовить основу для обучения, уделяя особое внимание целенаправленным действиям и общению, мощным подкрепляющим стимулам и способам изменения поведения. В основании пирамиды лежит прикладной анализ поведения, метод, разработанный в рамках науки об обучении.
Элементы основания пирамиды.
- Функциональные цели: чему учить, зачем учить, как этот навык поможет стать самостоятельным. Например, учить цветам на предметах первой необходимости – зубных щетках, чашках и других предметах, которыми воспитанник будет пользоваться в жизни. Значит цель обучения: умение находить и узнавать в быту личные предметы пользования по цвету.
- Использование мощных систем подкрепления. Стимул, поощрение в ходе выполнения задания. Поощрение, следующее за достижением навыка. Опоздание с поощрением в несколько секунд снижает его эффективность в несколько раз. Должен использоваться фактор дифференцированного использования подкрепляющих стимулов. В любом случае, фон позитивный, но может быть показано, что эта реакция лучше, чем та. Для успешного выполнения заданий необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, которые являются наиболее естественными в каждой конкретной ситуации. Например, наградой за то, что ребёнок научился самостоятельно надевать кроссовки, будет разрешение побегать на улице.
- Взаимодействие с учениками – один из важнейших принципов пирамиды. Предлагается аналог заключения сделки. Ребенок выполняет то, что от него хотят и получает то, что хочет он. О поощрении и награде сообщают в начале урока или занятия. Например, за то, что ребёнок научится завязывать шнурки, будет награда –катание с горки. Поощрение может быть предложено на выбор.
- Общение и социальные навыки. Целенаправленное общение - это поведение (его форма определяется обществом), направленное на другого человека, который в свою очередь обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение. Типы целенаправленного общения. Инициатива - например, ребенок сам говорит «печенье» и совершает действие - берёт его. Говорит «печенье» на вопрос: что это? Берёт печенье на предложение: возьми – это реакция на подсказку; Повторяет по просьбе взрослого: повтори «печенье» – это имитация.
Имитация - Реакция на подсказку - Инициатива. Обучение социальному навыку может начинаться с имитации, а результатом будет инициатива ученика в жизненной ситуации.
- Предотвращение и исправление поведения, неадекватного ситуации (ПНС). Выяснить форму, которую принимает поведение и функцию, которую оно выполняет. Выделяются 3 типа функций:
- 1- поведение, позволяющее получить доступ к поощрению: внимание, материалы, действия (покататься), сенсорная стимуляция;
- 2 – поведение, позволяющее избежать определённых результатов (социальных, физических или материальных последствий);
- 3 – поведение, вызванное определенными событиями, включая отсутствие или резкое сокращение ожидаемого поощрения, появление боли и др., или наличие мощных поощрительных стимулов. Для эффективного вмешательства требуется выявить функции ПНС, и удостовериться, что будет поддерживаться функционально эквивалентное альтернативное поведение (ФЭАП). Замещающее поведение должно выполнять ту же функцию, что и ПНС.
Например: Ребенок бьёт себя по голове, чтобы: обратить на себя внимание (нужно научить спокойно просить внимания у других); чтобы избежать выполнения задания (научить просить перерыв или помощи); потому что нельзя гулять из-за дождя (ему нужно научиться ждать). Существует много эффективных стратегий, предотвращающих ПНС.
ВЕРШИНЫ ПИРАМИДЫ.
Обобщение.
Планируя обучение новому навыку, мы должны понимать каким образом, этот навык поможет в жизни стать самостоятельным, т.е. ставить цель обучения.
Разработка эффективных занятий.
Для каждого навыка свой подходящий тип занятий.
- Формат отдельных проб. Прямые инструкции и простые реакции. Примеры: Как тебя зовут? Проведи линию от А до Б; Дай квадратное печенье.
- Формат последовательности используется при обучении навыкам, представляющим собой ряд отдельных реакций, следующих друг за другом в определенном порядке. Примеры: помыть руки, закончить художественную поделку.
- Формат урока, инициированного учеником (в том числе ситуативные уроки). Действия, инициированные учеником в ответ на естественные возникшие стимулы со стороны физической (предметы) или социальной (люди) среды. Примеры: попросить воды, когда хочется пить, а не только во время еды; поприветствовать друга, когда встретишь его, прокомментировать внезапный громкий стук.
Процесс обобщения навыка предполагает изменение: постепенное и незначительное, которое приводит к улучшению поведения. Типы изменений.
- Изменения факторов стимулов. В связи с другими людьми, присутствующими при реализации навыка (сможет ли ученик выполнять навык под наблюдением, в присутствии многих людей, сделать бутерброд в другой кухне, пить в любое время, а не только во время еды).
- Изменение факторов реакции.
Число реакций: - правильно положить 1 конверт или стопку;
- Процент успешных действий - может ли сортировать те фамилии, которые начинаются с буквы С;
- Продолжительность действий – может ли выполнять действия в течение 20 минут; А так же: скорость, сложность, точность, долговременность.
Конкретные стратегии обучения. При разработке учебных планов учитывать возможность применения конкретных стратегий.
На этапе, когда педагог помогает выполнять действие, помощь выражается в подсказках: вербальных, жестовых, имитационных, физических. Цель: исключить подсказки, чтобы действие производилось в ответ на естественные сигналы. (Звонок-сигнал, подсказка – идите в класс; подсказка отпадает, сигнал остаётся).
Минимизация и исправление ошибок. 4-шаговая процедура исправления ошибок.
- смоделировать (показать);
- подсказать;
- переключиться;
- повторить.
Шаг | педагог | ученик |
Какой сегодня день? | вторник | |
Смоделируйте или покажите | Нет, сегодня среда | среда |
подскажите | Какой сегодня день? | среда |
переключитесь | Правильно! Как тебя зовут? | Стас |
повторите | Какой сегодня день? | среда |
Исправление ошибок методом обратного хода.
Вернуться к последнему правильному этапу, подсказать на этапе, где была совершена ошибка, использовать дифференцированный подкрепляющий стимул.
Предвосхищающая подсказка. (Если мы учим пользоваться автобусом, напоминаем о необходимости купить билет у водителя, но постепенно избавляемся от подсказки). Зная о вероятности ошибки предвосхитить её и дать подсказку, чтобы предотвратить появление ошибки.
Сбор и анализ данных.
Собирайте и анализируйте данные, чтобы понять, эффективен ли урок. Цель – повышение эффективности урока.
Связь между элементами пирамиды.
Сначала выявляется подкрепляющий стимул, ассоциирующийся с преподаваемым навыком. Ученику ясно дают понять, что такой стимул существует. Затем определяется тип урока, что приводит к выбору возможных стратегий подсказки или формирования. Предвосхитить ошибки, возникновение которых возможно, при данном типе занятия, и запланировать соответствующую стратегию исправления ошибок. Мы должны обеспечить своевременное поощрение в объёме необходимом для обучения навыкам и развития самостоятельности в долгосрочной перспективе. Далее собираем данные, чтобы подтвердить эффективность выбранных стратегий, или подобрать необходимые альтернативные стратегии обучения. На тот случай, если появится ПНС, понять, как на него реагировать, как его предотвратить, и каким образом поощрять функционально эквивалентные альтернативные варианты поведения. Определяемся, как учить: разработка занятий.
Принцип пирамиды предоставляет педагогам и родителям схему решения проблем, с помощью которых они могут разрабатывать и анализировать эффективные уроки, в т.ч. для самых трудных учеников.
Литература:
Лори Фрост, Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)»
Москва 2011 РБОО «Центр лечебной педагогики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению
В разработке представлена методика работы и пример ролевой игры на уроке английского языка в 10 классах по теме:"Самоуправление в школе"....
Определение стиля обучения и общения (Форма Б)
Определение стиля обучения и общения (Форма Б)(Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл, Кафедра психологии обучения, Университет Джорджия)Инструкция: Объективно существуют разные стили...
Современные методы и технологии обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования
Презентация представляет собой обобщение теоретических знаний о Современных методах и технологиях обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования в схемах и...
Урок обучения диалогическому общению по теме "Family problems" 10 класс.
В ходе урока учащиеся учаться строить диалог по теме "Семейные проблемы" (разногласия между родителями и детьми)....
- Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.
статья использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению...
Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению
Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общениюВ настоящее время изучению английского языка отводится очень большое значение, и для школьников на сегодняшний ...
"Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению школьника"
В работе раскрываются: обучающие возможности ролевой игры на уроках английского языка, даются примеры из опыта работы, функции, ...