Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению
статья по английскому языку (9 класс) по теме

Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению

В настоящее время изучению английского языка отводится очень большое значение, и для школьников на сегодняшний день предполагается ряд умений, которыми они должны овладеть в процессе обучения иностранному языку. Конечно же, это умения чтения, письма, аудирования и самое главное – говорения, на что и будет уделено в данной работе особое внимание. Ведь окончив школу, обучающийся должен уметь активно принимать участие в беседе с одним или несколькими партнёрами, выражая своё мнение о фактах и событиях и отношение к ним; обсуждать прочитанное, давать информацию о текущих событиях, используя при этом периодическую печать, издаваемую на родном и иностранном языках. При этом учащиеся должны пользоваться обширным словарным запасом, соответствующими грамматическими структурами и видовременными формами.

Всё это очень хорошо, но, к сожалению, такие результаты не всегда достигаются в процессе обучения английскому языку в школе. Как показывают исследования И.И. Рыданова, это результат не только плохой работы обучающегося на занятиях, но и не правильная активизация учителем речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению. А это, в свою очередь является подменой проговаривания реплик, заполнения пропусков в диалогах, составления диалога по аналогии с образцом и т.п. А реальное взаимодействие предполагает умение учителя организовать общение учащихся в форме полилога, предполагающей использование как диалогической, так и монологической речи с элементами неподготовленного высказывания. Именно поэтому эта тема и является очень актуальной для многих педагогов в современной методике преподавания  английского языка.

Столкнувшись с этой проблемой при первых же уроках преподаваемых мной в школе, данная тема стала очень интересной и актуальной.

Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному.

Перцептивные  позволяют управлять восприятием и содержанием речевого общения,  коммуникативные управляют содержательно-смысловой стороной развития общения, выдачей информации, а  интерактивные аспекты позволяют регулировать процесс общения.  Невладение одним из аспектов общения нарушает процесс общения в целом. Наблюдения за учебным процессом в школе показывают, что одна из серьезных причин неудач в обучении речевому общению заключается в недооценке интерактивного аспекта общения.

Исходя из изученных методик, дополнительной литературы, и наблюдений за учебным процессом в школе, следует отметить, что учителю, обучая устноречевому общению, необходимо учитывать, что сами по себе принципы общения не могут объяснить взаимодействие и взаимосвязь между функцией сообщения, формой его предъявления и контекстом, поэтому естественность речевого общения определяется тем, в какой мере оно подчиняется нормам и требованиям речевого этикета, принятого в данном обществе, его национальных стилевых норм и стереотипов речевого поведения. Владение вышеупомянутыми называется компетенцией. Успешность речевого взаимодействия предполагает наличие культуры иноязычного общения и коммуникативной компетенции, которая подразумевает определенный уровень владения знаниями, навыками и умениями, позволяющий обучаемому целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от факторов общения.

В процессе формирования навыков и умений речевого взаимодействия Аниськович Н.Р. выделяет три основных этапа:

1.                формирование ориентировочной основы, включающее наблюдение и анализ речевого поведения участников общения;

2.                формирование стратегии и тактических приемов ее реализации в отдельных фрагментах речевого взаимодействия;

3.                развитие умений речевого взаимодействия в условиях реального или приближенного к реальному общению.

Но, конечно же, при активизации речевому общению, нам приходится сталкиваться с рядом проблем, которые принято называть коммуникативными неудачами. И чтобы избежать их следует выделить следующие стратегии в достижении коммуникативной цели (по Аниськович Н.Р.): целесообразность темы; отношение собеседников к предмету разговора; заинтересованность в беседе; уместность разговора для данных условий; соответствие обстановке разговора физических параметров речи; отношение к манере говорить и к эмоциональному состоянию; источник сведений; соблюдение конфиденциальности.

Именно что действия учителя при обучении говорению являются лидирующими. Учитывая вышесказанное, он так же должен уметь  правильно взаимодействовать с учениками. Так как, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников; введение языкового материала, объяснение языковых явлений, демонстрация речевых образцов, инструктаж, опрос, организация и руководство работой учеников. Но при этом нужно помнить, что с самого начала обучения на уроках иностранного языка должны закладываться основы речевого общения с помощью моделирования реальных ситуаций, какими бы простыми и ограниченными они не были. Значит, нужно сделать так, чтобы предлагаемые ученикам упражнения были неформальными и ограниченно включенными в условия решения коммуникативных задач.

И, конечно же, желая достичь нужного результата, следует на каждом уроке или этапе обучения создавать проблемные ситуации, благодаря которым обучающиеся будут с удовольствием вступать в речевое общение друг с другом.

взаимодействие учеников друг с другом в ходе учебной деятельности является ещё одним важным аспектом учебного сотрудничества. Его важность обосновывается особенностями психофизического развития детей школьного возраста. Дело в том, что к началу обучения иностранному языку в школе дети вступают в возраст, при котором общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, определяющей направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками. Дети только начинают осваивать всю сложность и многообразие взаимоотношений людей в совместной деятельности и в коллективе. Предшествующий опыт взаимоотношений и взаимодействий в коллективе относительно беден и однообразен. В отношении игры он наиболее полноценен и практически отсутствует в учебной деятельности. Поэтому в обучении иностранному языку учащихся надо учить не только средствам и способам иноязычного общения, но и культуре общения.

При организации учебного взаимодействия учеников друг с другом на уроках иностранного языка учителю обязательно нужно учитывать общие психологические характеристики совместной учебной деятельности: ориентированность на личность, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления) и т.д.

В процессе организации взаимодействия учитываются также индивидуальные особенности учащихся: сформированность функций абстрактно-логического мышления, способность к воображению, потребность в зрительной опоре, необходимость репродуктивной деятельности (по образцу), наличие социально-психологических умений общения, личные интересы и жизненные установки. Стимулирование речемыслительной деятельности позволяет управлять процессом овладения иностранным языком, преодолевать познавательные затруднения и оказывает общее развивающее воздействие на личность учащегося.

Многие психологические особенности и основы организации взаимодействия учащихся  еще только выявляются в экспериментальных научных исследованиях. Но уже сейчас можно сделать некоторое обобщающее заключение по этому вопросу. Обучение общению представляет собой полноценное и тесное межличностное взаимодействие между учащимися с одной стороны и между учителем и учениками с другой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе

обучения иноязычному общению

В настоящее время изучению английского языка отводится очень большое значение, и для школьников на сегодняшний день предполагается ряд умений, которыми они должны овладеть в процессе обучения иностранному языку. Конечно же, это умения чтения, письма, аудирования и самое главное – говорения, на что и будет уделено в данной работе особое внимание. Ведь окончив школу, обучающийся должен уметь активно принимать участие в беседе с одним или несколькими партнёрами, выражая своё мнение о фактах и событиях и отношение к ним; обсуждать прочитанное, давать информацию о текущих событиях, используя при этом периодическую печать, издаваемую на родном и иностранном языках. При этом учащиеся должны пользоваться обширным словарным запасом, соответствующими грамматическими структурами и видовременными формами.

Всё это очень хорошо, но, к сожалению, такие результаты не всегда достигаются в процессе обучения английскому языку в школе. Как показывают исследования И.И. Рыданова, это результат не только плохой работы обучающегося на занятиях, но и не правильная активизация учителем речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению. А это, в свою очередь является подменой проговаривания реплик, заполнения пропусков в диалогах, составления диалога по аналогии с образцом и т.п. А реальное взаимодействие предполагает умение учителя организовать общение учащихся в форме полилога, предполагающей использование как диалогической, так и монологической речи с элементами неподготовленного высказывания. Именно поэтому эта тема и является очень актуальной для многих педагогов в современной методике преподавания  английского языка.

Столкнувшись с этой проблемой при первых же уроках преподаваемых мной в школе, данная тема стала очень интересной и актуальной.

Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. 

Перцептивные  позволяют управлять восприятием и содержанием речевого общения,  коммуникативные управляют содержательно-смысловой стороной развития общения, выдачей информации, а  интерактивные аспекты позволяют регулировать процесс общения.  Невладение одним из аспектов общения нарушает процесс общения в целом. Наблюдения за учебным процессом в школе показывают, что одна из серьезных причин неудач в обучении речевому общению заключается в недооценке интерактивного аспекта общения.

Исходя из изученных методик, дополнительной литературы, и наблюдений за учебным процессом в школе, следует отметить, что учителю, обучая устноречевому общению, необходимо учитывать, что сами по себе принципы общения не могут объяснить взаимодействие и взаимосвязь между функцией сообщения, формой его предъявления и контекстом, поэтому естественность речевого общения определяется тем, в какой мере оно подчиняется нормам и требованиям речевого этикета, принятого в данном обществе, его национальных стилевых норм и стереотипов речевого поведения. Владение вышеупомянутыми называется компетенцией. Успешность речевого взаимодействия предполагает наличие культуры иноязычного общения и коммуникативной компетенции, которая подразумевает определенный уровень владения знаниями, навыками и умениями, позволяющий обучаемому целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от факторов общения.

В процессе формирования навыков и умений речевого взаимодействия Аниськович Н.Р. выделяет три основных этапа:

  1. формирование ориентировочной основы, включающее наблюдение и анализ речевого поведения участников общения;
  2. формирование стратегии и тактических приемов ее реализации в отдельных фрагментах речевого взаимодействия;
  3. развитие умений речевого взаимодействия в условиях реального или приближенного к реальному общению.

Но, конечно же, при активизации речевому общению, нам приходится сталкиваться с рядом проблем, которые принято называть коммуникативными неудачами. И чтобы избежать их следует выделить следующие стратегии в достижении коммуникативной цели (по Аниськович Н.Р.): целесообразность темы; отношение собеседников к предмету разговора; заинтересованность в беседе; уместность разговора для данных условий; соответствие обстановке разговора физических параметров речи; отношение к манере говорить и к эмоциональному состоянию; источник сведений; соблюдение конфиденциальности.

Именно что действия учителя при обучении говорению являются лидирующими. Учитывая вышесказанное, он так же должен уметь  правильно взаимодействовать с учениками. Так как, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников; введение языкового материала, объяснение языковых явлений, демонстрация речевых образцов, инструктаж, опрос, организация и руководство работой учеников. Но при этом нужно помнить, что с самого начала обучения на уроках иностранного языка должны закладываться основы речевого общения с помощью моделирования реальных ситуаций, какими бы простыми и ограниченными они не были. Значит, нужно сделать так, чтобы предлагаемые ученикам упражнения были неформальными и ограниченно включенными в условия решения коммуникативных задач.

И, конечно же, желая достичь нужного результата, следует на каждом уроке или этапе обучения создавать проблемные ситуации, благодаря которым обучающиеся будут с удовольствием вступать в речевое общение друг с другом.

взаимодействие учеников друг с другом в ходе учебной деятельности является ещё одним важным аспектом учебного сотрудничества. Его важность обосновывается особенностями психофизического развития детей школьного возраста. Дело в том, что к началу обучения иностранному языку в школе дети вступают в возраст, при котором общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, определяющей направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками. Дети только начинают осваивать всю сложность и многообразие взаимоотношений людей в совместной деятельности и в коллективе. Предшествующий опыт взаимоотношений и взаимодействий в коллективе относительно беден и однообразен. В отношении игры он наиболее полноценен и практически отсутствует в учебной деятельности. Поэтому в обучении иностранному языку учащихся надо учить не только средствам и способам иноязычного общения, но и культуре общения.

При организации учебного взаимодействия учеников друг с другом на уроках иностранного языка учителю обязательно нужно учитывать общие психологические характеристики совместной учебной деятельности: ориентированность на личность, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления) и т.д.

В процессе организации взаимодействия учитываются также индивидуальные особенности учащихся: сформированность функций абстрактно-логического мышления, способность к воображению, потребность в зрительной опоре, необходимость репродуктивной деятельности (по образцу), наличие социально-психологических умений общения, личные интересы и жизненные установки. Стимулирование речемыслительной деятельности позволяет управлять процессом овладения иностранным языком, преодолевать познавательные затруднения и оказывает общее развивающее воздействие на личность учащегося.

Многие психологические особенности и основы организации взаимодействия учащихся  еще только выявляются в экспериментальных научных исследованиях. Но уже сейчас можно сделать некоторое обобщающее заключение по этому вопросу. Обучение общению представляет собой полноценное и тесное межличностное взаимодействие между учащимися с одной стороны и между учителем и учениками с другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речевой деятельности детей в процессе обучения.

Коммуникативный подход к обучению  появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — овладение  речью  как средством общения. Под общением понима...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике.

Данная презентация раскрывает основные приннципы и методы активизации познавательной деятельности....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...

Речевая зарядка как способ снятия психологической напряжённости учащихся при переходе на иноязычное общение.

Говорение является сложным видом речевой деятельности обучающихся английскому языку. Недостаточный  языковой  потенциал учащихся, неумение планировать своё высказывание,строить общение,вызыв...

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка

План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...