Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов. Приёмы развития активной подражательной речи. Формирование невербальных средств общения.
методическая разработка по теме
В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последние годы значительно увеличилось количество неговорящих детей, зачисленных на обучение в нашу школу, что заметно осложняет их обучение в классе, среди остальных детей и требует индивидуально-дифференцированного подхода с учётом психофизических возможностей каждого такого ребёнка, поэтому эта тема для нашей школы очень актуальна и сегодня мы хотим показать фрагменты коррекционно-логопедических занятий, направления работы с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО – Мариной М.
Предварительный просмотр:
Логопедическое представление
на обучающуюся МКОУ С(К)ОШ VIII вида
Марину М.
Марина была зачислена на логопедические занятия в сентябре 2010 года с диагнозом – ТСНР (тяжёлое системное недоразвитие речи) с диагностическим сроком обучения на один год.
До поступления в школу, в течение нескольких месяцев проводились занятия с дефектологом по специально разработанной программе, учитывающей специфику имеющегося у ребёнка нарушения, т. к. в предыдущие два года решением кустовой ПМПК девочка признавалась необучаемой.
В силу очень сложного психоневрологического статуса (аутичный мутизм с умственной отсталостью) дошкольное учреждение не посещала, базовые учебные и социально-бытовые навыки отсутствовали.
Общая и мелкая моторика, координированные движения пальцев рук не развиты, активные движения в верхних и нижних конечностях не сформированы.
В силу моторных и психоневрологических проблем не было чёткой координации «глаз-рука», поэтому задания выполняла с помощью мамы или логопеда, которые направляли движения (сопряжённые движения «рука в руке»).
Стереотипия в действиях не позволяла обучающейся действовать в отрыве от привычной ситуации, что значительно затрудняло осуществление коррекционной работы в условиях кабинета школы.
Кинетический и кинестетический арткуляционный праксис не сформирован, объём ротового выдоха снижен.
В активной речи присутствовали непроизвольные вокализации в виде подвывания.
Визуальный контакт с логопедом был установлен частично. Особые трудности для ребёнка представляет выполнение словесных инструкций.
Девочка не всегда их выполняет, но в случаях подкрепления словесных инструкций жестами(паралингвистическими средствами общения) выполнение инструкции реализуется. В действиях девочки можно и сейчас заметить приступы аутоагрессии, особенно в случаях неоднократного повторения на закрепление какого-либо навыка, т.к. в действиях наблюдается значительное недоразвитие произвольной деятелтности.
Вследствие этого были намечены следующие коррекционные задачи при развитии опорных коммуникативных навыков:
- формирование произвольного произнесения звуков речи(с помощью физической помощи логопеда, т.е. жестом и пиктограммой);
- развитие подражательной деятельности(в частности, речевого подражания);
- формирования предметно-действенного общения ребёнка со взрослым (умение общаться с помощью предметов, поддерживать контакт, участвовать в совместной деятельности);
- работа над ситуативным пониманием обращённой речи (понимать речь в зависимости от конкретной ситуации);
- общая стимуляция психоречевого развития;
- формирование внутренней (импрессивной) речи посредством методики глобального чтения и пиктограмм до овладения произношением;
- развитие общих двигательных умений, развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие речевого дыхания.
В процессе коррекционно-логопедического обучения(второй год) выявлено:
- в активном словаре присутвуют эхолаличные повторения звуков «а», «э», «ы», «м», непроизвольное слово «мама», недифференцированные вокализации;
- девочка испытывает интерес к новым предложенным учителем темам занятий;
- имеется достаточный, на данный момент, уровень зрительной памяти, исходя из результатов по обучению глобальному чтению и упражнениям с пиктограммами, т.к. графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, параллельно ведётся изучение звуков и букв, соотнесение слов с заданной буквой;
- значительно расширяется диапазон положительных эмоциональных проявлений(в ситуации успеха ребёнок улыбается, противоположная ситуация может проявляться аутоагрессией);
- в процессе обучения, отмечено, что увеличивается целенаправленность деятельности(активный зрительный поиск) при выполнении задания, т.е. ребёнок удерживает цель задания, на начальном этапе обучения такой зрительный поиск отсутствовал.
Так как, самостоятельная речь на данном этапе отсутствует, учебные занятия строятся с большим количеством материала, построенного на методике глобального чтения. Данный метод хорошо усваивается ребёнком.
Задания предъявляются следующим образом: перед девочкой раскладываются карточки по определённой теме, например, «»Времена года» и педагог предлагает разложить подписи к картинкам, громко зачитывая каждое слово. После 5-7 предъявлений Марина начинает раскладывать подписи самостоятельно. Успешно усваивается таким образом словарь: бежит, сидит, лежит, встаёт, ест, рисует, пишет, и т.д. Можно отметить, что наиболее привлекательными для девочки оказываются картинки и рисунки из детских книг и мультфильмов.
Положительно реагирует на звуки музыки, параллельно ребёнок посещает занятия с музыкальным руководителем , а также психологом и дефектологом, только благодаря успешному взаимодействию специалистов школы в обучении девочки наблюдается пусть и незначительная, но положительная динамика в усвоении коррекционных задач.
Имеющийся потенциал к развитию у ребёнка выявляется только при помощи специальных методов, как самой коррекционной работы, так и способов подачи дидактического материала.
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ АКТВНОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ
ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
ЦЕЛЬ: Формирование навыка коммуникации посредством максимума сенсорных впечатлений при кратком, эмоционально-смысловом комментарии и письменной речи (глобальное чтение по методике Л.Г.Нуриевой и упражнения с пиктограммами по методике Л.Б. Баряевой, Е.Т.Логиновой, Л.П. Лопатиной).
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1) развивать понимание обращённой речи и
выполнение данной педагогом инструкции;
2) формировать мотивацию к речевой деятельности;
3) расширять внутренний лексикон;
4) развивать ВПФ, входящие в состав функциональной
речевой системы ;
5) знакомить с окружающим миром.
КОРРЕКЦИОННО –
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ: 1) корригировать произвольное внимание;
2) корректировать и развивать активную
подражательную речь посредством формирования
навыков произнесения звукоподражаний и первых
слов;
3) корректировать и стимулировать
кинестетические ощущения мышц, участвующих
в работе периферического речевого аппарата,
а также в определённой степени
нормализовывать
мышечный тонус данных мышц (массаж головы
и шеи, лица, ушных раковин);
4) корригировать и развивать тактильное восприятие
при работе с крупой в сухом бассейне, массажёром
Су Джок;
5) корректировать и развивать мелкую моторику
кистей рук, ритмичность, плавность и соразмер –
ность движений во время логоритмического
упражнения;
6) корригировать и совершенствовать зрительное
и слуховое восприятие, познавательные процессы
при использовании метода глобального чтения и
письменного знака в виде рисунка – пиктограммы,
как средства, облегчающего развитие общения,
речи, когнитивных функций (формирование
элементарных представлений и понятий).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1) воспитывать наблюдательность и воображение,
самоконтроль, интерес к сезонным явлениям в
природе.
Предварительный просмотр:
Этапы занятия | Деятельность учителя логопедии | Деятельность обучающейся | Виды помощи |
Вербальная Невербальная | |||
Цель: активизация произвольного внимания, интерес к сезонным явлениям в природе.
Релаксация. Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе переферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Цель: корригировать и разви вать тактильное восприятие при работе с крупой в сухом бассейне, стимуляция речевого высказывания.
«ВЕТЕРОК». Цель: развитие физиологического и речевого дыхания, формирование мотивации к речевой деятельности.
Цель: воздействие на БАТ ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма.
Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук.
Цель: продолжение формирования навыков произнесения звукоподражаний и первых слов.
Цель: корректировать и развивать общую и мелкую моторику, ритмичность, плавность и соразмерность движений.
Формирование глагольного словаря. Цель: корригировать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание при использовании метода глобального чтения, как средства, облегчающего развитие общения, речи, когнитивных функций. Выполнение данной педагогом инструкции.
Цель: совершенствовать зрительное и слуховое восприятие при использовании письменного знака в виде рисунка- пиктограммы, как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций. Выполнение данной педагогом инструкции. | Показ картины об осени, её описание. Массаж мышц головы и лица. Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно, Птицам улетать пора – Это осень к нам пришла. Манипуляции с крупой. Проговаривание звукоподражаний: кап-кап, та-так. Осенний вдруг закапал дождь кап-кап И по лужам ты идёшь . . . так-так Шлёп-шлёп - наши ладошки оставляют следы на мокрой дорожке . . . Ветерок листвой шумит . . . ш-ш-ш В трубах громко он гудит . . . у-у-у Массаж ушной раковины путём надавливания, растирания. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи шариков Су - Джок. Согреем наши ручки при помощи волшебных шариков: Шариком круги катаю, Взад вперёд его гоняю, Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку, и помну его немножко, Как сжимает лапой кошка. Привлечение внимания к сенсорным мешочкам, стимуляция к произнесению: «Опа!» Совместное выполнение ритмических упражнений под музыку. Предлагает разложить слова карточки: сидит, стоит, играет, спит, прыгает к картинке с изображением котёнка. Предлагает составить предложения: Котёнок сидит. Котёнок спит. Котёнок прыгает. И т.д. Идентификация символа. Предлагает соотнести пиктограмму с реальным изображением, подкрепляя карточкой-словом. Предлагает выбрать нужную пиктограмму из ряда других, подкрепляя карточкой-словом. Предлагает смоделировать фразу с помощью пиктограмм, подкрепляя карточками-словами. | Фиксация взгляда, положительная реакция. Положительная эмоциональная реакция. Содружественные движения с логопедом, положительная эмоциональная реакция.
Дует на осенние листья. Положительная эмоциональная реакция. Содружественные движения. Сопряжённые движения. Положительная эмоциональная реакция. Манипуляции с мешочками. Положительная эмоциональная реакция, совместные движения. Зрительный поиск глазами. Выполнение инструкции самостоятельно и с помощью взрослого. Зрительный поиск глазами. Выполнение инструкции самостоятельно и с помощью взрослого. | Поворот головы, с целью направления взгляда.
Рука в руке Проговаривание Звукоподражаний
Совместное выполнение Совместное выполнение. Совместное выполнение. Произнесение Опа! Словесное Помощь в поощрение выборе нужной картинки.
Словесное Помощь в поощрение выборе нужной пиктограммы и слова.
|
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Содержание данного занятия соответствует цели и задачам, намеченным в соответствии с психофизическими особенностями данного ребёнка.
Доведение цели и задач до понятия ребёнка осуществлялось разнообразием методов и приёмов: привлечение внимания, обеспечение эмоциональности и интереса, активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные анализаторные системы речи (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости, доступность и чёткость вопросов, подсказывающий характер вопросов, включение элементов психотерапии, массажа лица (в целях релаксации ребёнка), манипуляций с крупой(в целях развития мелкой моторики), природным материалом(осенние листья), аурикулотерапии (массаж ушных раковин), шариков Су-Джок, на активизацию БАТ, сенсорные мешочки в дидактической игре «ПОДАРКИ», логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение с целью смены деятельности и обогащения эмоционального восприятия, картинки, таблички со словами, пиктограммы , как средства, облегчающие развитие общения, речи, когнитивных функций.
Выстраивание визуального ряда помогало добиваться результативности при проведении занятия с неговорящей девочкой.
В целях социальной адаптации ребёнка с аутистическим спектром присутствует связь занятия с жизнью, последующей реализацией отрабатываемого материала в быту.
В целях сохранения здоровьесберегающих технологий на занятии, предупреждения утомления и переутомления использовалась смена видов деятельности, своевременное и качественное проведение динамических пауз, посильная нагрузка речевого и дидактического материала.
Эмоциональный фон во время занятия стабильный. Ребёнок успешно адаптируется к ситуации обучения. Для стимулирования самостоятельных учебных действий активно используется словесное поощрение. Ребёнок положительно реагирует на них. Допускает прикосновение к себе.
Можно отметить, что у девочки имеется понятийное мышление, достаточный уровень зрительной памяти. Низкий уровень произвольности затрудняет коррекционную работу, т.к. ребёнок успешнее выполняет задания на невербальном материале, не все коррекционно-развивающие задачи были выполнены на занятии, именно поэтому коррекционно-логопедическая работа по формированию мотивации к речевой и познавательной активности с данным ребёнком будет продолжена.
Предварительный просмотр:
РМО учителей –логопедов Выксунского района
Тема: «Развитие коммуникативных навыков и формирование
элементарных представлений и понятий
с неговорящими детьми»
Методическое сообщение
Учитель-логопед I квалификационной
категории МКОУ С(К)ОШ VIII вида
Л.Г. Аношенко
23.11.2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационнао - методическое направление в деятельности учителя - логопеда
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛ...
Методическая разработка для школьных учителей-логопедов Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ УПРАЖНЕНИЯ
Практические материалы, упражнения, которые можно использовать как самостоятельное занятие, так и в качестве дополнительного материала....
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте»
Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте»...
Программно-методическое сопровождение - ПЛАН работы учителя-логопеда 2019-2020 уч. год
План работы учителя-логопеда...
Программно-методическое сопровождение "План работы учителя-логопеда на 2020-2021 уч.г"
План работы учителя-логопеда...
Сообщение районного ВМО учителей-логопедов
Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушениями речи. Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективно...