Программно-методическое сопровождение - ПЛАН работы учителя-логопеда 2019-2020 уч. год
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПЛАН
работы учителя-логопеда 2019-2020 уч. год
№ п/п | Вид деятельности | Содержание | Сроки | Цели, задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Диагностическая работа | ||||
1. | Обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов и учащихся с ОВЗ. | Индивидуальная диагностика; - посещение уроков; - заполнение речевых карт. | 1–15 сентября 15–31 мая | Определение количества учащихся, имеющих отклонения в речевом развитии. Уточнение степени нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и степень сформированности связной речи. |
2. | Комплектование групп и подгрупп для занятий. Составление расписания. | 1. С ОНР (III уровня) и НВОНР (1 класс). 2. С ФФНР (1 класс). 3. С нарушением чтения и письма, обусловленными НВОНР (2 – 4 классы). ОВЗ 4. С нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР (2 – 4 классы). 5. Подгруппы с СНР ОВЗ 5-9 классы | 1–15 сентября в течение года | Организация коррекционного процесса.
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. | Диагностика эффективности выполнения коррекционных программ. | Контрольные работы. | Декабрь | Выявление уровня эффективности использования коррекционных программ с группами учащихся. Уточнение логопедических заключений. |
4. | Обследование письменной речи учащихся | Письменные работы. | Зимние каникулы | Выявление учащихся 1 классов, имеющих нарушения письменной речи. |
5. | Индивидуальное логопедическое обследование учащихся направленных на ПМПК, и учащихся с ОВЗ. | Углубленное изучение особенностей речевого развития. | Ноябрь-апрель | Определение вида и степени выраженности речевого нарушения. |
Коррекционно-развивающая работа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. | Коррекционные занятия с учащимися, зачисленными на логопедический пункт. | Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. | С 15 сентября по 15 мая. | Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся. Развитие познавательных процессов. |
Методическая работа и работа с педагогами | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Посещение МО учителей-логопедов. | Выступления, наблюдения, анализ. | В течение года | Обмен опытом, обсуждение проблем. Участие в РМО, семинарах. |
2. | Работа в ПМПК. | Диагностика, написание характеристик. | В течение года | Определение вида и степени выраженности речевых нарушений. |
3. | Работа с документацией. | Ведение документации. | В течение года | Фиксирование коррекционного процесса. |
4. | Работа над темой по самообразованию. | Накопление теоретического и практического материала по теме. | В течение года | Пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. |
5. | Подготовка таблиц-памяток, индивидуальных карточек. | Раздаточный материал. | В течение года | Использование этого материала на занятиях. |
6. | Работа с учителями начальных классов. | Консультативная работа. | В течение года | - Профилактика речевых нарушений; - ознакомление педагогов с особенностями усвоения программного материала детьми с речевыми нарушениями. - ознакомление с перечнем дисграфических ошибок с указаниями, к какому виду речевого нарушения они относятся. |
Работа с родителями | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Родительские собрания. | Выступление по актуальным темам: 1. Цели и задачи логопедической работы. Влияние нарушения речи на успешное обучение в школе. 2. Особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями. | Начало, конец учебного года | Ознакомление с результатами обследования и с итогами коррекционной работы. |
2. | Проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями. | Консультативная, просветительская работа. | В течение года | - Выявление причин нарушения речи; - приобщение родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи. |
Коррекционная работа осуществляется в ходе фронтальной работы с группами и индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (индивидуальные занятия проводятся с двумя учащимися).
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время: для всех детей (так как обучаются в первую смену) – во вторую смену.
Во время коррекционного процесса осуществляется отслеживание ошибок в письменных работах учащихся: на начало и конец учебного года.
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от тесного контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. На заседаниях методического объединения учителей начальной школы логопед информирует о видах речевых нарушений, о содержании коррекционной работы, о методах и приёмах логопедической работы, обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к слабоуспевающим учащимся.
Большое значение имеет работа с психологом, так как многие учащиеся имеют не только речевые отклонения, но и различные проблемы в развитии. Постоянно организуется совместная коррекционная работа с детьми.
Работа педагога-психолога строится на основе «Положения о службе практической психологии в системе Министерстве образования Российской Федерации от 22.10.99г.», «Положения о психологической службе системы образования Ямало-ненецкого автономного округа от 07.02.2002г.», «Положения о психологической службе МОУ СОШ № 14», «Должностной инструкции педагога-психолога МОУ СОШ №14» и утвержденного годового плана.
Учитель-логопед, как организатор коррекционной работы, также планирует работу с педагогами общего образования. Целью его информационно-просветительской деятельности и методической работы является повышение компетентности учителей в вопросах профилактики и коррекции нарушений речи. Особое значение имеет его деятельность, направленная на обучение педагогов приемам профилактики нарушений чтения и письма. Не меньшую значимость имеет и работа с родителями детей, испытывающих трудности в обучении чтению и письму. В качестве примера приводим фрагмент плана работы учителя-логопеда в этом направлении.
Список литературы
- Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Вартапетова Г.М., Петрова Е.Э. Готов ли ребенок к школе? - М.: Из-во Энас.- 2006.- 208с.
- Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.: Ось-89, 2001. – 272
- Бессонова Т.П.Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации.- М.: АПК и НПРО, 2010. - 56
- Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.--мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с.
- Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
- Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. – Минск: НИО, 2003. – 232с.
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.
- Лукьянова М. И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
Программа коррекционной работы http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=25652
- Программа коррекционной работы Каргопольской НОШ №3 http://www.mouknosch3.narod.ru/FGOS/OOP_NOO/Korrek_rabota.htm
- Программа коррекционной работы МОУ «СОШ №3» города Сокола Вологодской области http://www.s19003.edu35.ru/index.php/2011-01-26-16-30-28/204-2011-06-17-11-01-59.html
- Программа коррекционной работы МОУ СОШ 43 Копейского городского округа http://74213s43.edusite.ru/p52aa1.html
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
- Сидорова А.В. Программа "Организация коррекционной работы" http://festival.1september.ru/articles/509296/
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с. – ( Библиотека психолога образования).
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовые планы работы учителя - логопеда на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный год
Планирование организационно-методической работы. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе....
Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 уч.год
Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 уч.год...
План работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год Железновой Ю.А.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.3px 0.0px; text-align: center; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} План работы учителя-логопеда на 2019-2020 уч...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт работы учителя-логопеда в ДОУ, направленный на коррекцию речевого развития детей, реализуемых на основе имеющихс...
Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год...
Программно-методическое сопровождение "План работы учителя-логопеда на 2020-2021 уч.г"
План работы учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда 2019-2020 год
Годовой план работы учителя-логопда Ананьевой Е.В. на 2019-2020 учебный год...