Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухой-влажный-мокрый и т.д), их словесное обозначение
план-конспект по теме
Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_differencirovannyh_osyazatelnyh_oshchushcheniy.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие дифференцированных осязательных ощущений
(сухое-влажное-мокрое и т.д), их словесное обозначение
Цель: Развивать дифференцированные осязательные ощущения (сухой – влажный - мокрый),
учить их словесно обозначать
Задачи: 1. Формировать навык различения и называния осязательных ощущений (сухой-
влажный-мокрый и т.д.)
2. Развивать чувствительность рецепторов руки на основе выполнения движений,
определяющих сухую, влажную и мокрую поверхность
3. Воспитывать мотивацию к учению
Ход занятия
I Оргмомент
II Разминка
Общая моторика
Упражнения с элементами основных движений
- Ходьба по классу (вокруг одного ряда парт);
- Попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
- Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед.
Мелкая моторика
Упражнения на развитие статической координации движений
- Растирание рук
- «Замок», соединить пальцы обеих рук в замок: круговые движения, от груди вперед, вверх, в сторону влево, в сторону вправо.
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость
- «Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
- «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
- «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
Упражнения с предметами
- надевание и снимание колечка (массаж пальца);
- составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких
Имитационные движения для кистей рук:
мытье рук перед едой; стряхивание воды с кисти.
III Основная часть
- Повторение
- Ребятам демонстрируется рисунок в виде прямоугольника с изображением глаз
Через это окошко можно посмотреть на мир. Для этого нужны …(глаза).
- Что можно узнать о предмете, глядя на него? (цвет, форму, размер)
Как сохранить зрение? (хорошее освещение, правильная посадка за партой, нельзя читать
лежа, гимнастика для глаз)
2. Введение в тему
- Ребятам демонстрируется рисунок в виде прямоугольника с изображением кистей рук
Через это окошко мир можно потрогать. Для этого нужны …(руки).
Что можно узнать о предметах трогая и ощупывая их руками?
Горячий, холодный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, колючий – это признаки предметов,
которые можно определить только потрогав предмет.
Как с помощью рук изучают предметы?
- чуть коснуться пальчиком и отдернуть руку;
- гладить предмет пальцами и ладонью в разные стороны или в одну сторону;
- нажать на предмет пальцами и ладонями;
Упражнение1: Учитель называет предмет, а дети показывают движение, с помощью которого
определяется признак этого предмета.
Предметы: утюг, подушка, сосновая ветка, стекло, резиновый мяч
3. Изучение нового. Сегодня мы будем учиться, с помощью рук, определять разное состояние
одних и тех же предметов.
Итак, одинаковые предметы могут находиться в разном состоянии.
У каждого из вас на парте лежат 3 одинаковых кусочка ткани.
Возьмите 1ый: потрогайте его пальцами, погладьте, сожмите его пальцами и ладонью. Запомните это ощущение.
Возьмите 2ой: намочите в воде, отожмите.
Какой стала ткань? (мокрая) Сравните с 1ым кусочком ткани, какой он? (сухой)
С помощью чего мы это определили?
На третий кусок мы слегка брызгаем водой: потрогайте его пальцами, погладьте, сожмите его пальцами и ладонью. Какой стала ткань? (влажная) С помощью чего мы это определили?
Итак, в сухой ткани нет воды, во влажной – немного воды, мокрую ткань полностью опускали
в воду. Эти состояния можно определить, потрогав ткань.
4. Закрепление
Задание1 Разложите куски ткани по порядку:
- от самой сухой к самой мокрой,
- от самой мокрой к самой сухой.
- Что помогало правильно разложить кусочки ткани? (определяли на ощупь)
Задание 2: Тренировка чувствительности: с завязанными глазами определить состояние ткани, т.е. определить мокрая, сухая или влажная.
Задание3 -Что в жизни бывает сухим, мокрым, влажным? (карточки-слова с разными родовыми окончаниями)
Сухой: белье высохло после стирки (сухое белье), сухой хлеб, сухая земля, сухое полотенце
Мокрый: только что выстиранное белье, попали под дождь, варежки после игры в снежки.
Влажный: футболка после физкультуры (влажная), протертый пол (влажный), почти
высохшее белье, полотенце после бани ( влажное)
Задание 4: Определи, на каких картинках изображены мокрые вещи, на каких – сухие.
IV Итог занятия: - Чему учились на занятии?
- Как можно определить какой предмет: мокрый, сухой или влажный?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, сл...
Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений
Коррекционно — развивающее занятие для учащихся 2 го класса.Цели занятия:1. Развитие умения воспроизводить образец, развитие слуховых ощущений, развитие самоконтроля, внимательности, произвольности, с...
Рекомендации родителям по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики рук у детей.
В памятке " Рекомендации родителям по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики рук" рекомендованы некоторые средства деятельности, которые помогают тренировать у детей тонкие движ...
Развитие зрительно-осязательного восприятия
Конспекты занятий...
Изучение словесного обозначения величины – самый высокий и самый низкий.
Презентация для нагляного изучения словесного обозначения высоты - самый высокий и самый низкий, для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии....
Динамика становления и развития дифференцированного обучения.(доклад)
доклад по теме самообразования...
Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"
В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения....