Звуки [ с - с' ] – [ ш]. Птицы.
план-конспект по теме

Ткачева Татьяна Викторовна

Дифференциация звуков [ с - с' ]   – [ ш] в слогах, словах, предложении.Логопедическое занятие с детьми младшего дошкольного возраста (1 класс) с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differenciaciya_s-sh_otkrytoe.docx95.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки   [ с - с' ]   – [ ш]. Птицы.

Цели: дифференциация звуков [ с - с' ]   – [ ш] в слогах, словах, предложении.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. закрепление понятия «звук»
  2. закрепление знаний о механизме образования звуков [ с - с' ]  – [ ш]
  3. формирование навыков различения звуков
  4. образование сложных прилагательных

2. Коррекционные:

  1. закрепление отличительных признаков артикуляционных, акустических отличий в чужой и самостоятельной речи

3.Воспитательные:

  1. воспитание усидчивости и положительной мотивации.

Оборудование: зеркала, схемы характеристики звука; схемы: составь слог; собери слово; составь предложение, предметные картинки.

Ход занятия

Этапы

Время

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

1.Орг.

момент

Целеполагание

Настрой на работу по плану (карточки)

Слушайте меня внимательно и выполняйте всё старательно.

- Сегодня мы будем произносить звуки, анализировать, давать характеристику, находить сходство и различие, находить положение звуков в слове, анализировать предложение и делать выводы.

2.Речевая гимнастика

Приготовили зеркала.

«Улыбка»

«Рупор»

«Киска сердится»

«Качели»

Выполнение упражнений со зрительным контролем.

4.Сообщение темы

Отгадайте загадки:

Кто на ели, на суку счёт ведёт «Ку-ку…ку-ку»

-Кто это?

-Какой звук слышится на 5 месте?

Вещунья белобока, а зовут её…

-Какой звук слышится в начале слова?

Спинкой зеленовата, животиком желтовата.

Черненькая шапочка.

И полоска шарфика.

- Кто это?

- Какой звук слышится на первом месте в этом слове?

- Кто догадался, какая тема урока?

-Сегодня мы будем слушать и произносить; находить нужный звук в слове; читать и писать, работать над словом и предложением.

Кукушка

[ ш]

Сорока

[ с ]  

Синица

[  с' ]  

Различай

 [ с - с' ]   – [ ш]

3.Произношение звука в изолированном виде.

Игра «Шифровальщик»

Предъявление картинки:

-Встанем, изобразим насос (вдохнули носом и выдыхаем) произносим : «ССССССССССС»

-Накачали колесо, но вдруг оно лопнуло, произнесём «ШШШШШШШ»

-Мальчик пилит, а пила мягко свистит «СИИ»

-Расшифруйте запись с помощью звуков

Дети произносят звук с контролем у зеркала.

4. Анализ артикуляции

-Дадим анализ артикуляции.

-При произношении звуков

[с] - [с'] в каком положении находятся губы?

-В каком положении находится язык, при произношении звука [с]?

 -В каком положении находится язык, при произношении звука [с']?  

-Какая воздушная струя?

-Образуется ли голос?

-Дадим анализ артикуляции  [ ш].

- В каком положении находятся губы?

-В каком положении находится зубы?

-В каком положении находится язык?

-Какая воздушная струя?

-Образуется ли голос?

- Чем отличаются звуки

  [ с - с' ]   – [ ш] по артикуляции?

 

Губы в улыбке

Зубы разомкнуты, обнажены.

Язык лежит у основания нижних резцов

Спинка языка, выгибается и становится горкой, кончик языка у нижних резцов.

Воздушная струя узкая и холодная.

Голос не образуется.

Губы округлены.

Зубы сближены, не соприкасаются.

Кончик языка поднят  к верхним резцам.

Сильная, широкая, тёплая.

Голос не образуется.

При произношении        звуки [ с - с' ] от  [ ш] отличается положением языка и воздушной струёй [ с - с' ]  - холодная узкая,  [ ш]- тёплая широкая.

5.Характеристика звуков

-Даём характеристику звука: [ с - с' ] -  какие? Почему?

  [ ш] – какой? Почему?

- Чем отличаются эти звуки?

Дети выставляют знаки и делают запись в тетрадь:

[ с ] →│ 

Проговаривают:

 звук [ с ] – согласный, твердый, глухой,

[ с’] →│   

Проговаривают:

– согласный, мягкий, глухой.

 [ ш]  →│ 

согласный, твердый, глухой

[ ш] всегда твёрдый, у него нет «брата» по мягкости.

6.Связь звука с буквой.

Игра «Шифровальщик»

Звуки [ с ]  – [ с’] обозначаются буквой «ЭС» (предъявление буквы)

[ ш] обозначается буквой «ША»

- Есть ли в этих буквах похожие элементы?

-На какие буквы похожи?

-Запишите буквы по схеме:

○-буква ш, так как при произношении губы округлены,  буква с, так как губы в улыбке.

-Расшифруйте с помощью букв.

-Похожих элементов нет.

ОЩЦЭ

Дети вместо графических обозначений пишут буквы.

7. Физминутка

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют,

Зернышки клюют.

Дальше полетели и на место сели.

Дети имитируют движения птиц: «клюют», «летают».

Садятся на места.

8.Дифференциация звука в слогах

- На доске

         А                    А

         О                    О

  С    У          Ш       У

         И                    И

         Е                     Е

   -Какое правило вам встретилось?    

- Составьте и запишите слоги

                  А

С             ТРЕ

          ОВ

            ВИ

    И

                   О

                       МИ

  Ш             УВ

                  И

                      КО

- Подчеркните правило.

         

Дети читают слоги:

СА  СО  СУ  СИ  СЕ

ША ШО ШУ ШИ  ШЕ

- «ШИ» пиши с буквой И.

Дети записывают в тетрадь:

Са, стре, сов, сви, си.

Шо, шми, шув,ши, шко.

9.Развитие фонематического слуха

- Повторите за мной:

Сравните пары слов по звучанию.

Каска-кашка

Крыса-крыша

Уши-усы

Мишка-миска

- Запишите пары слов

Дети записывают в тетрадь: уши-усы, мишка-миска.

10.Закрепление звука в словах

- У меня на доске слоги, нужно составить правильно, что бы получились названия птиц-гостей нашего занятия

ку     куш     ка

си   ни   ца

со   ро   ка

кор    шун

лас   точ   ка

- На какие группы можно разделить птиц

Дети у доски составляют слова из слогов:

Кукушка

Синица

Сорока

Коршун

Ласточка

Перелётные, зимующие, хищные.

11.Дифференциация звуков в словосочетании

Образование сложных прилагательных.

- Если у сороки длинный хвост, значит она какая?

- Если у коршуна острый клюв, значит он какой?

-У сороки белые бока, она какая?

-У синицы жёлтая грудь, она какая?

Длиннохвостая сорока

Остроклювый коршун

Белобокая сорока

Желтогрудая

 синица

12.Закрепление звука в предложении.

- Вставьте пропущенные буквы и запишите предложения. Обозначьте схемой и зашифруйте с и ш:

Куку_ка    ве_ело    кукует.

Ла_точка   _вила   гнёзды_ко   под   кры_ей.

13.Подведение итога

- Какие звуки изучали?

- Чем отличаются эти звуки по артикуляции?

Звуки  

[ с - с' ]   – [ ш].

При произношении отличаются положением губ и языка.

14. Оценка

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

презентация к уроку РСВ по теме "Автоматизация звука Р, восприятие текста "Друзья птиц".

на  занятии показаны методы работы над текстрм с учащимся 2 класса после КИ....

Методическая разработка. "Автоматизация звука "Р" в словах и в предложениях, объединённых темой "В мире птиц".

В занятии дети участвуют в телепередаче" В мире птиц". Телезрители задают вопросы,а дети отвечают,...

Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».

Тема: Закрепление произношения звука [Р]  на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи:  Коррекционно-образова...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП во 2 классе. Тема: Сила голоса. Звуки Б, Р. Перелётные птицы.

В конспекте предложены задания для  автоматизации звуков: Б, Р в слогах, словах и предложениях, игровые упражнения по развитию  силы голоса и игровые задания по развитию слухового восприятия...