Урок математики «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число» в 5 классе специальной (коррекционной) школы.
методическая разработка (5 класс) по теме

Борисенко Виолетта Николаевна

Данный материал может быть использован на уроках математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Борисенко Виолетта Николаевна.

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.

Учитель математики.

Урок математики «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число» в 5 классе специальной (коррекционной) школы.

Цель урока: формирование вычислительных навыков.

Задачи:

- формировать вычислительные навыки;

  1. учитьприменять знания о природе в разных ситуациях;
  2. развивать мышление и речь путем беседы, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;

- воспитывать экологическую культуру  воспитанника.

  1. Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, презентация, индивидуальные карточки, танграммы.

Ход урока

I.        Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом и так - целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

II.        Актуализация знаний. (Слайд 2).

-        Найдите значения выражений и расшифруйте обращение.

320 + 510

Б

720 : 8

К

70 х 10

Ч

30 х 2

О

80 : 4

Е

470 + 330

Л

80x4

Н

20x2

В

50x2

Т

250+550

А

800 : 10

И

320

20

800

60

40

80

100

20

830

800

830

60

700

20

90

  1. Как вы думаете, кто мог дать такой совет?

Ответ детей: природа.

- Правильно! Это природа.

- Посмотрите, ребята, на доску. (Слайд 3)

- Как природа разукрасила бабочек? Какие они красивые

- Из каких геометрических фигур состоит бабочка? ( Ответы детей)

Бабочек  — насчитывают 140 тысяч видов.( Слайд 4). Распространены они по всему свету.  В России обитает несколько тысяч видов бабочек.Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние  люди недаром называли их летающими цветами - до того они красивы.

Бабочки стали приносить людям пользу около 7000 лет назад. Существует легенда о том, как впервые люди узнали о шёлковой нити. Императрица Си-Лин-ши нашла под кустом тутовника кокон, принятый ею за какой-то дивный плод. Он случайно выпал из её рук в чашку с чаем и от жидкости размяк. В течение многих тысячелетий в Китае разводят эту бабочку. Долгое время под страхом смертной казни удавалось сохранять тайну получения шёлка, который в других странах ценился на вес золота. Однако шёлк не единственный дар тутового шелкопряда людям: из его куколок сравнительно недавно начали выделять масло, используемое как лекарство для лечения рака.(Слайд 5).

- Но сейчас очень много видов бабочек исчезло.

III. Постановка цели и задач урока.

  1. Почему все чаще говорят по телевидению, пишут в газетах и учебниках о том, что нужно обратить внимание на проблемы природы?
  2. А какие проблемы природы можете назвать вы?
  3. Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой. А еще будем решать задачи и примеры, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.

IV.Работа по теме урока (Слайд 6)

 -Что такое экология? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.)

  1. Экология изучает как растения, так и животные, в том числе и людей, которые живут рядом, влияя друг на друга и на окружающую среду.
  2. Но давайте совершим заочное путешествие в лес.

Послушайте экологический рассказ.  (Слайд 7).

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже приемник. Веселой музыкой мы оповестили лес - мы приехали.

Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, мы взяли его с собой, С охапками луговых и лесных цветов мы пошли домой.

-        Перечислите ошибки, которые допустили школьники во время прогулки.(Слайд 8).

V.        Физкультминутка. (Слайд 9).

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

 Наши ножки постучали Дружно, веселее.

По коленочкам ударим Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись

И остановились.

VI.        Продолжение работы по теме урока.

-        Предлагаю ребята решить экологическую задачу.(Слайд 10).

Задача.

Для семьи из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха.

Сколько килограммов воздуха требуется для семьи из 5 человек?

- Разбор задачи.

  1. Что нужно узнать в задаче?
  2. Можем сразу ответить на поставленный вопрос?
  3. Что нужно узнать?
  4. Как узнать, сколько воздуха нужно на 1 человека?
  5. Как узнать, сколько воздуха  требуется для семьи из 5 человек?

Составляемкраткую запись:

3 чел. - 51 кг

5чел.-?кг

1чел.-?кг

Решение:

1)51 : 3 = 17 (кг) - для одного человека

2)17 х 5 = 85 (кг) - для 5 человек

Ответ: для семьи из 5 человек необходимо 85 кг чистого воздуха.

- Работа по учебнику стр. 161 № 755 (2).

Решим примеры, данные в учебнике. (Обучающиеся выполняют  задание у доски «ручейком»).

VII.        Закрепление изученного материала.

-        Индивидуальные карточки.

Отгадайте слово. Выполните действий.

Расположите числа в порядке возрастания, и вы сможете прочитать слово:

Л   94:2 + 70:7 =        Г 54:6 + 9x8 =        К  7x9 – 8x4 =

О   17x3 + 3 =        Э 6x8:4 =        О  35x2-18:2 =

СЛОВО:

Р  120:6+50 =   О 8х8 +9=    Д 70:7 +10х10=   Р 60:6 +30х2=

И  90: 9+80=    П 6х5 +25=   А 320+50 +20=

СЛОВО:

В100+120:2 =    Л 320:8 +52 =       О 324- 121 =

Е6х8+ 12 =      Ч 180:9 +10 х2 =     Е 6 х5 +10 х3 =

К 150 +(100 +50) =

СЛОВО:

Ы 489 – 89 =        Т(350 -50) – 100 =      Н 9х9+200 =

В 7х7 + 7х3 =        Ж20х2 – 2х5 =           И 100 – 8х5 =

О 360:6 +160:4 =     Е400: 8 +300 =

СЛОВО:

- Какие слова у вас получились?

-        Чем занимается эколог? (Эколог - человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. Следит за тем, чтобы не нарушались экологические законы.)

Экология - наука о нашем общем доме (природе) и о законах, по которым мы в нем живем.(Слайд 11, 12,13).

(Дети читаю стихотворение)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живет в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

-        Работа по танграммам.(Слайд 15).

( Составление из геометрических фигур животных).

- Какие животные у вас получились?

VIII.        Домашнее задание.

IX.        Итог урока.(Слайд 16).

  1. О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?
  2. Какие задания решали?
  3. Какой вред природе может принести человек своей деятельностью?

Важно знать, предвидеть, что может случиться. Всегда нужно беречь природу, относиться к ней бережно.

Природа – это математика.

Ее спиральные туманности вдали

Рисуют траекторий графики,

А мы читаем их с Земли.

Литература:

1. М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика 5 класс.

2. Ф.Р. Залялетдинова, Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.

3. С.Е. Степурина, Математика 5 – 6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия.

4. М.Н. Ляшова, Математика: открытые уроки.

5.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2007. (мастерская учителя).

6.Трошин В.В. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. М.: Глобус,2008.

7.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.– М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд" 5 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида

Урок-путешествие по математике в 5 класе коррекционной школы 8 вида. Пятиклашки еще совсем маленькие, и переход в среднее звено - трудное для них препятствие! Уроки такого плана, как этот урок, помога...

Конспект урока по предмету Математика по теме:«Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд», 5 класс, 2018 год, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока и сопровождающая его презентация по математике школы VIII вида 5 класса по теме:«Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд...

Конспект урока математики 5 класс "Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд"

Цель: Отработать и применить умения выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.Задачи:Образовательная: закрепить знания учащихся в решение примеров и задач с использованием ...

Конспект урока по предмету "Математика " по теме "Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд".

Конспект урока по предмету "Математика " по теме "Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд".5 класс...

«Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд»

Конспект урока математики, 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Открытый урок по математике "Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд"

Открытый урок по математике для учеников 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе на тему: "Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное...

Карта урока математики в 5 классе «Устное деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд».

Для самостоятельного изучения.Цель: познакомиться с алгоритмами устного деления, применять алгоритмы деления при выполнении заданий и решении задач....