Пословицы на уроках чтения и развития речи. Рекомендации к разделу: «Все мы делаем сами и своими руками».
методическая разработка по теме
Рекомендую подборку пословиц о труде и мастерстве, о трудовой культуре, трудолюбии, о значении знаний и умений в трудовой деятельности человека по разделу: «Все мы делаем сами и своими руками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_k_razdelu_poslovicy.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы на уроках чтения и развития речи.
Рекомендации к разделу:
«Все мы делаем сами и своими руками».
Чтение: Учебник для 2 кл.специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида /Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.: ил.
Пословицы – сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются.
Авторитет пословицы в народе огромен, и он всемерно поддерживается народом: «Пословица - всем делам помощница», «Пословица – правду всем говорит», «Пословица не судима», «Добрая пословица не в бровь, а в глаз», «Без пословицы не проживешь».
К.Д.Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями…Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда…есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам» [10].
В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть пословица характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне.
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого, мы отбираем прежде всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа» [7].
Обоснование необходимости использования пословиц и поговорок в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д.Ушинского и Л.Н. Толстого, и являются в наши дни методической основой их использования.
Кратко, лаконично и ярко раскрывают пословицы отношение человека к труду, к его моральным поступкам, к отношению к товарищам.
Главная задача уроков чтения в коррекционной школе 8 вида – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно-отсталых детей исправляется произношение, становится более стабильное внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причиной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большей степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления [1].
Специальное обучение, направленное на развитие умственно-отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно – мышления. Именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира [8].
Ознакомившись со статьей «Комплексный анализ книг для чтения в начальных классах коррекционных школ VIII вида», автора Жегалиной И.Ю., считаю справедливым замечание автора, что в данном учебнике недостаточно используются пословицы.
Применение пословиц на уроках чтения имеют большое воспитательное воздействие на мировоззрение учащихся, если они приводятся к месту и связаны с конкретной деятельностью человека.
Задача учителя – раскрыть содержание пословицы на основе прочитанного произведения, учить определять главную мысль пословицы, сравнивать содержание произведения и пословиц, формировать умение использовать их в активной речи. Систематическая работа над смыслом пословиц, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.
Цель работы с пословицами на уроке:
- формировать положительное отношение и любовь к труду, способствовать потребность в трудовой деятельности;
К урокам чтения сформированы следующие задачи при использовании пословиц на уроке:
- коррекция общего недоразвития речи;
- развивать логическое и образное мышление;
- устанавливать причинно-следственные связи на основе прочитанного произведения;
- обогащать и расширять словарь, повышать культуру речи;
- развивать волевые процессы, личностные качества;
Учащимся с ограниченными возможностями здоровья младших классов очень трудно объяснить пословицу, «в связи с низким уровнем абстрактного мышления, несформированности запаса слов с абстрактным значением»[5].
Подбирая пословицу к прочитанному произведению, связывая с его конкретными ситуациями и героями, она позволяет лучше понять главную мысль произведения и осознать причинно-следственную связь поступка героя.
Народная пословица помогает учащимся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта понять смысл слова «работа», как жизненно важную потребность человека, говорит о том, что всякое дело требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь.
К слову «работа» подбираются слова - синонимы: труд, занятие, дело, упражнение, деятельность, служба.
Предлагаю подборку пословиц о труде и мастерстве, о трудовой культуре, трудолюбии, о значении знаний и умений в трудовой деятельности человека по разделу: «Все мы делаем сами и своими руками».
№ | Название произведения | Рекомендуемые пословицы |
1. | Стихотворение: «Знают мамы, знают дети» (немецкая народная песенка). | «Не игла шьёт, а руки». «Руки работают, а голова кормит». |
2. | В. Осеева «Своими руками». | «Жизнь дана на добрые дела». «Языком не торопись, а делом не ленись». «Мало хотеть - надо уметь». |
3. | Рассказ: М.Коцюбинский «Десять помощников». | «Счастливым и красивым делает человека работа». «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». «Хорошей хозяйкой дом стоит». |
4. | Е. Пермяк «Первая рыбка». | «Без труда не вынешь рыбки из пруда». «Рыбка мелка, да уха сладка». |
5. | Е.Серова «Разговор о технике» | «Маленькое дело лучше большого безделья». «Труд кормит, а лень портит». |
6. | Стихотворение: И.Мазнин «Странное дело». | «Человек от лени болеет, от труда здоровеет». «Тяжко тому жить, кто от работы бежит». «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!» |
7. | Рассказ: «Вкусный пирог». По П.Тихонову. | «Заработанный хлеб сладок». «Работай до поту, так и поешь в охоту». |
8. | К рассказам: Г. Глушнев « Мы вдвоем», По В. Голявкину «Подходящая вещь» | «Каждая работа хороша, когда работаешь с желанием». «Руки умнеют в труде». «Умелые руки не знают скуки». «Рукам работа - душе праздник». |
9. | Стихотворение: М.Глазков «Танечка-хозяйка». | «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». |
10. | Рассказ: «Мамина работа». По Е.Пермяку. | «Рукам работа - душе праздник». «Землю красит солнце, а человека – труд». |
На уроке использую наиболее эффективные виды работ с пословицами.
- Собрать пословицу из слов:
Маленькое, большого, лучше, дело, безделья.
Труд, а, портит, человека, лень, кормит.
- Собрать пословицы из двух частей.
«Кто любит трудиться коли делать нечего».
«Не сиди сложа руки тому без дела не сидится».
«Скучен день до вечера не будет скуки».
- По началу пословицы назвать конец пословицы:
Умелые руки…(не знают скуки).
«Землю красит солнце, а человека –…(труд).
Рукам работа -…(душе праздник).
Руки умнеют в …(в труде).
Каков мастер….(такова и работа).
- По двум словам вспомнить и назвать пословицу.
Дело - мастер (Дело мастера боится).
Труд - лень (Труд человека кормит, а лень портит).
Работа - праздник (Рукам работа - душе праздник).
- Вставить пропущенное слово в пословицу.
«Человек от… лени, от… труда» (болеет, здоровеет).
«Труд…, а лень…» (портит, кормит).
- Прочитай пословицу по стрелкам (карточка).
безделья большого Маленькое дело лучше |
Систематическая работа над смыслом пословиц, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь, повысить уровень усвоения материала по теме.
Развитие в детях умение трудиться, умение преодолевать трудности, воспитания в них трудолюбия является важнейшей задачей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. А развитие ребенка, его эмоциональной отзывчивости является одним из важнейших условий, необходимых для того, чтобы поднять его на ступеньку выше в нравственном и эстетическом воспитании.
Используемые источники:
- Аксенова А.К.
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. Для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-
320 с. – (Коррекционная педагогика);
- Аксенова А.К.
Формирование навыка беглого чтения у умственно отсталых учащихся.
\\ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.- №1.
3.Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей с
интеллектуальными нарушениями. // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. 2005., №2;
4.М.А.Головченко
Развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами // Начальная школа. 2011г., №1;
5. Жегалина И.Ю
«Комплексный анализ книг для чтения в начальных классах коррекционных школ VIII вида» // Коррекционная педагогика 2-3(44-45),2011;
6. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника
устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-
2000.-№5.-С.20-22.
7. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная
школа, 1997 г., №7,С.39-40.
8. Петрова В.Г.
Психологические особенности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика 1(19),2007;
9.Тупицина Т. С.
Пословица - всем углам помощница. // Начальная школа,1991 г., № 7, с. 44.
10.Ушинский К.Д.
Избр.пед.соч. В 2-х т.. т.2. М..1974. с.313-314;
11. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. //
Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.
12.Чтение: Учебник для 2 кл.специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида /Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.
На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...
Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"
Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя разнообразные виды работ. Рас...
урок чтения и развития речи во 2 классе обобщение к разделу "Зимние забавы"
Цели урока:Повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Зимние страницы»;Развивать познавательный интерес к чтению занимательного материала, создания проблемных ситуаций;Развивать ...
Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...
Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»
Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...
Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....
«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».
laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....