Пословицы на уроках чтения и развития речи. Рекомендации к разделу: «Все мы делаем сами и своими руками».
методическая разработка по теме

Елена Алексеевна Юхтанова

Рекомендую подборку пословиц о труде и мастерстве, о трудовой культуре, трудолюбии, о значении знаний и умений в трудовой деятельности человека  по разделу:   «Все мы делаем сами и своими руками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_k_razdelu_poslovicy.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы на уроках чтения и развития речи.

Рекомендации  к разделу:

«Все мы делаем сами и своими руками».

Чтение: Учебник для 2 кл.специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида /Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.: ил.

Пословицы – сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются.

Авторитет пословицы в народе огромен, и он всемерно поддерживается народом: «Пословица - всем делам помощница», «Пословица – правду всем говорит», «Пословица не судима», «Добрая пословица не в бровь, а в глаз», «Без пословицы не проживешь».

К.Д.Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями…Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда…есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам» [10].

В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть пословица характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне.

Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого, мы отбираем прежде всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа» [7].

 Обоснование необходимости использования пословиц и поговорок в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д.Ушинского и Л.Н. Толстого, и являются в наши дни методической основой их использования.

   Кратко, лаконично и ярко раскрывают пословицы отношение человека к  труду, к его  моральным поступкам, к отношению к товарищам.

Главная задача уроков чтения в коррекционной школе 8 вида – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно-отсталых детей исправляется произношение, становится более стабильное внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причиной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большей степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления [1].

Специальное обучение, направленное на развитие умственно-отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно – мышления. Именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира [8].

Ознакомившись со статьей  «Комплексный анализ книг для чтения в начальных классах коррекционных школ VIII вида», автора  Жегалиной И.Ю., считаю справедливым замечание автора, что в данном учебнике недостаточно  используются пословицы.

Применение пословиц на уроках чтения имеют большое воспитательное воздействие на мировоззрение учащихся, если они приводятся к месту и связаны с конкретной деятельностью человека.  

Задача учителя – раскрыть содержание пословицы на основе прочитанного произведения,  учить  определять главную мысль пословицы, сравнивать содержание произведения и пословиц, формировать умение использовать их в активной речи.  Систематическая работа над смыслом пословиц, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.

Цель работы с пословицами на уроке:

  1. формировать положительное отношение и любовь к труду,  способствовать потребность в трудовой деятельности;

К урокам чтения сформированы следующие задачи при использовании пословиц на уроке:

  1. коррекция общего недоразвития речи;
  2. развивать логическое и образное мышление;
  3. устанавливать причинно-следственные связи на основе прочитанного произведения;
  4.  обогащать и расширять словарь, повышать культуру речи;
  5. развивать волевые процессы, личностные качества;

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья младших классов очень трудно объяснить пословицу, «в связи с низким уровнем абстрактного мышления, несформированности запаса слов с абстрактным значением»[5].

          Подбирая пословицу  к прочитанному произведению,  связывая с его конкретными ситуациями и героями,  она позволяет лучше понять главную мысль произведения и осознать причинно-следственную связь поступка героя.

Народная пословица помогает учащимся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта понять смысл слова  «работа», как жизненно важную потребность человека, говорит о том, что всякое дело требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь.

К слову «работа» подбираются слова - синонимы: труд, занятие, дело, упражнение, деятельность, служба.

Предлагаю подборку пословиц о труде и мастерстве, о трудовой культуре, трудолюбии, о значении знаний и умений в трудовой деятельности человека  по разделу:   «Все мы делаем сами и своими руками».

Название произведения

Рекомендуемые пословицы

1.

Стихотворение:

«Знают мамы, знают дети» (немецкая народная песенка).

«Не игла шьёт, а руки».

«Руки работают, а голова кормит».

2.

В. Осеева «Своими руками».

«Жизнь дана на добрые дела».

«Языком не торопись, а делом не ленись».

«Мало хотеть -  надо уметь».

3.

Рассказ: М.Коцюбинский

«Десять помощников». 

«Счастливым и красивым делает человека работа».

 «Не дом хозяина красит, а хозяин дом».

 «Хорошей хозяйкой дом стоит».

4.

Е. Пермяк «Первая рыбка».

«Без труда не вынешь рыбки из пруда».

«Рыбка мелка, да уха сладка».

5.

Е.Серова «Разговор о технике»

«Маленькое дело лучше большого безделья».

«Труд кормит, а  лень портит».

6.

Стихотворение:

И.Мазнин «Странное дело».

«Человек от лени болеет, от труда здоровеет».

 «Тяжко тому жить, кто от работы бежит».

 «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!»

7.

Рассказ: «Вкусный пирог». По П.Тихонову.

«Заработанный хлеб сладок».

 «Работай до поту, так и поешь в охоту».

8.

К рассказам:

 Г. Глушнев « Мы вдвоем»,

 По В. Голявкину  «Подходящая вещь» 

  «Каждая работа хороша, когда работаешь с желанием».

«Руки умнеют в труде».

«Умелые руки  не знают скуки».

«Рукам работа - душе праздник».

9.

Стихотворение:

М.Глазков «Танечка-хозяйка».

«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».

10.

Рассказ: «Мамина работа». По Е.Пермяку.

«Рукам работа - душе праздник».

«Землю красит солнце, а человека – труд».

На уроке использую наиболее эффективные виды работ с пословицами.

  1. Собрать  пословицу из слов:

Маленькое, большого, лучше, дело, безделья.

Труд, а, портит, человека, лень, кормит.

  1. Собрать  пословицы из двух частей.

«Кто любит трудиться                    коли делать нечего».

«Не сиди сложа руки                        тому без дела не сидится».  

«Скучен день до вечера                    не будет скуки».

  1. По началу пословицы назвать конец пословицы:

Умелые руки…(не знают скуки).

«Землю красит солнце, а человека –…(труд).

Рукам работа -…(душе праздник).

Руки умнеют в …(в труде).

Каков мастер….(такова и работа).

  1. По двум словам вспомнить и назвать пословицу.

Дело - мастер  (Дело мастера боится).

Труд - лень      (Труд человека кормит, а лень портит).

Работа - праздник   (Рукам работа - душе праздник).

  1. Вставить пропущенное слово в пословицу.

                      «Человек от… лени, от… труда» (болеет, здоровеет).  

                      «Труд…, а  лень…» (портит, кормит).

       

  1. Прочитай пословицу по стрелкам (карточка).

безделья

большого

Маленькое

дело

лучше

     

     Систематическая работа над смыслом пословиц, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь, повысить уровень усвоения материала по теме.

Развитие в детях умение трудиться, умение преодолевать трудности, воспитания в них трудолюбия является важнейшей задачей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. А развитие ребенка, его эмоциональной отзывчивости является одним из важнейших условий, необходимых для того, чтобы поднять его на ступеньку выше в нравственном и эстетическом воспитании.

Используемые источники:

  1. Аксенова А.К.

Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. Для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-

320 с. – (Коррекционная педагогика);

  1. Аксенова А.К.

            Формирование навыка беглого чтения у умственно отсталых учащихся.

\\ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.- №1.

 3.Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей с

интеллектуальными нарушениями. // Воспитание и обучение детей с

нарушениями развития.  2005., №2;

4.М.А.Головченко

Развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами // Начальная школа. 2011г., №1;

5. Жегалина И.Ю

«Комплексный анализ книг для чтения в начальных классах коррекционных школ VIII вида»  // Коррекционная  педагогика 2-3(44-45),2011;

6.  Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника

      устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-

      2000.-№5.-С.20-22.

7. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. //  Начальная

      школа, 1997 г., №7,С.39-40.

8. Петрова В.Г.

      Психологические особенности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика 1(19),2007;

9.Тупицина Т. С.

 Пословица - всем углам помощница. // Начальная школа,1991 г., № 7, с. 44. 

10.Ушинский К.Д.

Избр.пед.соч. В 2-х т.. т.2. М..1974. с.313-314;

11.  Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. //

      Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.

12.Чтение: Учебник для 2 кл.специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида /Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

урок чтения и развития речи во 2 классе обобщение к разделу "Зимние забавы"

Цели урока:Повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Зимние страницы»;Развивать познавательный интерес к чтению занимательного материала, создания  проблемных ситуаций;Развивать ...

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....