Эффективные методыи приёмы формирования звуковой культуры речи
методическая разработка на тему
Консультация для воспитателей: "Эффективные методы и приёмы формирования звуковой культуры речи"
Скачать:
Предварительный просмотр:
С рождением ребёнка окружает много звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целями общения его со взрослыми. Прежде чем ребёнок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытается повторять их. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делает попытки их исправить. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранять в нём слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.
Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата.
Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течении нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки гласные (а,у,и) и согласные (м,п,б,к,г и подобные). На следующем этапе дети овладевают звуками (ы,э, х), твёрдыми свистящими (с, з), звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие, более сложной работы артикуляционного аппарата (ц, ш, ж, ч, щ), (л, р, рь).
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание. Например, некоторые дошкольники не правильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох.
Чтоб научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умение отличать одни речевые звуки от других.
Из выше сказанного следует:
Для того чтоб выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить четкое произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произнесении, но и на слух, правильно произносить их в слове.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте полнее закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если старшие дошкольники неправильно произносят звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, взрослые должны обязательно обратить на это внимание. Воспитателю следует своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их.
Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
К 5-6 годам большинство детей обычно правильно произносят все звуки; у них становится достаточно развит фонематический слух. Это позволяет проводить дальнейшую работу по ознакомлению со звуковой стороной речи, которая в конечном счёте направлена на осознание детьми звукового строения слова, словесного состава предложения.
В процессе речевых занятий, игр и упражнений воспитатель учит детей понимать и употреблять термины слово и звук , звук и буква выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их значение, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Знакомясь со звуковой формой слова, ребёнок учится анализировать его звуковое строение, выделять ударение.
У детей закрепляются знания о том, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, что звуков в них может быть много и мало и следуют звуки друг за другом в определённой последовательности, что в словах есть части (слоги).
Формирование у детей элементарного представления о строении речи способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способным более внимательно относиться к своей речи, к речи других.
Всё это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а...
Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...
Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"
Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) является актуальной проблемой при работе с современными дошкольниками не только для логопедов. В своей консультации я хочу обратить внимание воспитателей ДОУ ...
Формирование звуковой культуры речи детей 3-4 лет.
Вашему вниманию предлагается материал для воспитателей ДОУ. Рассматриваются теоретические основы и предлагаются практические приёмы работы ....
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Представляю вашему вниманию интерактивный семинар-практикум, нацеленный на активное включение воспитателей в систему работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах. Обозначены напра...
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе детей по теме «звук [Л]»
Моя разработка занятия по звуковой культуре речи, ознакомление детей со звуком [Л]....
Конспект подгруппового занятия по формированию звуковой культуры речи
Звук [С]. Лексическая тема "Супермаркет"...