Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
материал на тему

Лукашина Оксана Анатольевна

Представляю вашему вниманию интерактивный семинар-практикум, нацеленный на активное включение воспитателей в систему работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах. Обозначены направления работы и этапы формирования звукопроизношения. Раскрыты задачи воспитателя в воспитатнии общих речевых навыков. Представлена игротека и артикуляционные сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Звуковая культура речи – понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую, орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию, т.е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.

Работу по формированию звуковой культуры  речи нужно вести в следующих направлениях:

- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).

Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.

На третьем году жизни у ребенка становятся более  подвижными  нижняя челюсть, мышцы языка, губ. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м,п,б,в,ф). Правильное и отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков.

Следует обращать внимание не только на правильное произношение ребенком звука, но и на четкое, внятное проговаривание слов в целом. Педагогу нужно подбирать такие слова, которые не представляют трудности для произношения: с открытым слогом (вода, вата) или односложные (дом, дым, кот).

Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать согласовывать слова.

Обратить внимание:

  • Не чувствует насморк
  • Затрудняется в глотании твердой пищи, поперхивается
  • Речевая проба «позвони маме»

На четвертом году жизни продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: губно-губные - м-п-б, губно-зубные - ф-в, переднеязычные -  н-т-д, заднеязычные - к-г-х, с-з-ц.

Чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, это достигается, частности, правильной артикуляцией звука [а]  и плотно смыкать губы (этому способствует четкое произношение звуков м, п, б).

В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Важным условием является также речевая активность самих детей. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить слушать, воспринимать и понимать речь взрослого.

На пятом году воспитанию ЗКР уделяется самое серьезное внимание. Специальные занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции звука: воспитатель фиксирует внимание детей на положении губ, зубов, языка и др.  Дети уже способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам»). Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков  (в идеале) становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

Чтобы артикуляционная гимнастика не была скучной и однообразной я предлагаю вам взять в работу артикуляционные сказки. Одну вам сейчас расскажу. А вас прошу выполнять артикуляционные движения качественно и со старанием. Разомнемся?

Арт. сказка

ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее  стал самый обыкновенный заяц, а случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород вскопать. Взял лопату и пошел на делянку.
« Лопатка».

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он — шипит  кто-то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

 -Огород копаю, чтобы еду на целый год вырастить, — отвечает Змея. Сначала                  удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Веселая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибок».

«Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. — А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

-Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и », «ы », «э».

А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет.

-Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка».

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка».

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать  (дифференцировать) на слух и произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ж-з, с-ш, з-ж. Работа со звуками ведется более углубленно.

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, т.к. добирая воздух, заканчивают длинное предложение на вдохе. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого - индивидуально.

На седьмом году происходит развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

 Развитие функций звукового анализа и синтеза проводится по следующему плану:

  • Формирование действий выделения звука на фоне слова (есть или отсутствует);
  • Формирование действий вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: «Какой первый звук в слове «дом»? Какой последний  - в слове «мак»?);
  • Выделение ударной гласной из слова;
  • Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук [Ы] в слове  «крыша»? Перед каким?);
  • Определение последовательности и количества звуков в слове (Сколько звуков в слове «дом»? Какой первый, второй, последний – их характеристика.
  • Услышать,  запомнить, соединить и сказать слово из отдельных звуков: Ш.А.Р.Ф.,  П.А.У.К.

Вести работу по воспитанию интонационно-звуковой выразительности речи и над орфоэпически правильной речью.

Работа по указанным направлениям имеет большое значение для формирования у детей речевой культуры.

 Формирование правильного звукопроизношения. Этапы и система работы над звуками

Формирование звукопроизношения - это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения, всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. 

1 этап – Подготовительный этап  (уточнение движений органов артикуляционного аппарата)

2 этап - Этап появления звука  (уточнение звука или его вызывания по подражанию, фиксируя внимания ребенка на звучание и артикуляцию)

3 этап-  Этап усвоения звука и правильного произношения в речи  (звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах)

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.

4 этап – этап дифференциации смешиваемых звуков  (логопеды)                                   Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.

Педагогические задачи

1. Определите этапы работы над звуком:

- Воспитатель разучивает с детьми скороговорку: у осы не усы, не усища, а усики.

- Проводится игра «Магазин». Правило: в магазине много игрушек и предметов, но купить можно только те, в названии которых есть звук [ш].

- Воспитатель говорит: «Я буду показывать вам картинки-символы, а вы должны назвать соответствующий звук. Жук поет ж-ж-ж, комар звенит з-з-з.» и т.п.

Методика формирования общих речевых навыков

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

- слуховое внимание и фонематический слух;

- правильное речевое дыхание;

- голос;

- темп и ритм речи;

- интонационная выразительность;

- дикция.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.

Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Дошкольники не всегда обладают достаточно устойчивым вниманием, например, не умеют определять на слух наличие какого-либо звука в слове.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы:

- воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;

- различать звуки речи в словах;

- отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

- улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т.д.);

- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

- сравнивать свою речь с речью окружающих;

- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений, которые вы найдете в раздаточном материале.

«Слуховые» игры.

1. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.

Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего, а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехала машина, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т.п.

2. «Поручения». Цель – развитие слухового внимания.

Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребенку: «Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т.п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом с воспитателем).

Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.

Игры на развитие фонематического слуха.

4. «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.

Ход игры – воспитатель называет, например, слово куст. Затем один из детей называет следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова. и так по очереди дети строят цепочку слов: куст – танк – крокодил – луна – автобус – санки – индюк и т.д.

Развитие речевого дыхания.

Дыхание - акт рефлекторный, но есть речевое дыхание, которое управляется. Существует несколько видов физиологического дыхания, наиболее правильным из них является диафрагмальное, его используют как основу речевого дыхания: после короткого вдоха носом следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. У детей часто отмечаются поверхностный вдох и непродолжительный выдох, отсутствие  четкого отличия между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, что может привести к заиканию. Кроме того, выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха имеет большое значение при произношении различных звуков, что отражается на качестве звукопроизношения в целом

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого можно проводить различные упражнения с использованием раздаточного материала, например:

  1. «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох.
  2. Предлагаю долгоговорку: на выдохе ребенок должен сказать несколько слов, «Как на горке, на пригорке, встали 3 Егорки: 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка.

При проведении этих упражнений необходимо помнить следующее:

- упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении;

- важно соблюдать дозировку выполнения упражнений по времени;

- необходимо следить за правильной позой ребенка во время упражнения.

Развитие голосового аппарата.

Голос характеризуется:

- высотой (повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот);

- силой (произнесение звуков в определенной громкости – громко, нормально, тихо);

- тембром (характерная окраска, сообщаемая голосу добавочными тонами, благодаря чему мы узнаем знакомых людей по голосу, не видя их).

Звучный, гибкий голос формируется на основе правильно поставленного дыхания.  У детей могут быть такие голосовые особенности, как неумение говорить шепотом или, наоборот, тихий голос, а также и нарушения: гнусавость, хриплость или осиплость. К нарушениям могут привести постоянное перенапряжение голосовых связок, а также носоглоточные заболевания. Родителям и педагогам рекомендуется беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Задачи воспитателей:

1. Развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.

2. Приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.

Игры на развитие голоса.

  1. «Самолет». Цель – учить повторять предложенные воспитателем слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо.

Воспитание темпа и ритма речи.

Темп – скорость речевого высказывания, измеряемая количеством слогов, произнесенных в течение одной минуты. Средний или умеренный темп речи – 230-270 слогов в минуту. Ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Отклонение от нормального темпа речи у дошкольников может быть в сторону ускорения, что указывает на преобладание процесса возбуждения над торможением и на еще недостаточный контроль детей за собственной речью.

При ускоренной речи звуки и слова произносятся быстрее, чем это принято в норме, длительность пауз между словами и паузами сокращаются, при этом, как правило, ухудшается артикуляция звуков, страдает произношение, так как нередко выпадают отдельные звуки, не договариваются окончания слов. При ускоренной речи обычно наблюдается и повышение ее громкости.

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Упражнения на отработку темпа и ритма речи.

2. Чтение знакомых стихов с изменением темпа.

3. Подвижные и хороводные игры с текстом

4. Повторение цепочек слогов с ударением на конкретном слоге.

5. Проговаривание чистоговорок.

Воспитание интонационной выразительности.

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:

  1. Развиваем интонационную выразительность. Произнесите слова «да», со следующими интонациями:
  • Спокойно, по-доброму
  • Спокойно, твердо, так, чтобы спрашивающий «отстал»
  • резко
  • удивленно
  • со страхом
  • с раздражением
  • кокетливо

2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.

3. Проведение конкурса чтецов.

4. Пересказ литературных произведений по лицам.

Воспитание дикции.

Ясная и четкая дикция - первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Этот вопрос остро встает с поступлением ребенка в школу. Младшие школьники обычно используют прием проговаривания, и поэтому несовершенство дикции может отразиться на письме в виде пропусков и замен, потери конечных букв или внутри слова. Чтение вслух у таких детей будет невнятным, невыразительным, поэтому может быть частично нарушено понимание прочитанного и затруднен пересказ содержания текста.

Причины плохой дикции:

- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

- чрезмерно ускоренная речь;

- недостатки звукопроизношения;

- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.

Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).

СКОРОГОВОРКИ

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой в санках;
Санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок,
Соньку в лоб - все в сугроб.

В чаще за дубовой рощей
Варит щи Кащею тёща.

Орфоэпия - раздел лингвистики,  в котором изучаются правила произношения, в частности ударения слова. Отклонения от общепринятых норм произношения отрицательно влияют на речевое общение, отвлекают от смысла произносимого и мешают его пониманию. Приучать ребенка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет,  речь родителей и педагогов должна служить образцом для подражания.

ЗАДАНИЕ «Проверь себя!»

Звонишь, звонит, звоним, звоните, грушевый,  договор, документ,  досуг,  нет банта, с бантом, каталог, красивее, начал, обеспечение, много окон, оптовый, свекла, сливовый, торт, нет торта, тортом, торты, одна туфля, нет туфель, ходатайствовать, цепочка, нет шарфа, шофер, эксперт.

Итак, занятия по звуковой культуре речи не имеют четкой структуры. Однако целесообразно начинать с упражнений на развитие слухового внимания, фонематического слуха, с артикуляционной гимнастики. Затем можно проводить работу со звуками, параллельно включая задания на развитие речевого дыхания, голоса, темпа речи, интонационной выразительности. Внимание детей в течение всего занятия должно фиксироваться на звуковой стороне речи.

Такое построение занятий позволяет чередовать деятельность детей, создает условия для многократного повторения однотипного речевого материала при использовании разнообразных приемов обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед высшей категории Оксана Анатольевна Лукашина Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста Семинар - практикум

Слайд 3

Содержание и задачи работы по ЗКР

Слайд 4

Арт. сказка « ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК» « Лопатка» «Веселая змейка» «Грибок» «Вкусное варенье» песенка: «а», «о», «у», «и », « ы », «э» «Чашечка» «Лошадка» песенка змеи: « ш-ш-ш »

Слайд 5

Содержание и задачи работы по ЗКР

Слайд 6

Формирование звукопроизношения

Слайд 7

Методика формирования общих речевых навыков слуховое внимание и фонематический слух правильное речевое дыхание голос темп и ритм речи интонационная выразительность дикция

Слайд 8

Развитие слухового внимания и фонематического слуха Задачи воспитателя: воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление; различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам; улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т.д.); правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Слайд 9

Развитие речевого дыхания ВДОХ НОСОМ ВЫДОХ РТОМ Задача воспитателя научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.

Слайд 10

Развитие голосового аппарата Голос характеризуется: высотой силой тембром Задачи воспитателя: развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту. приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.

Слайд 11

Воспитание темпа и ритма речи Упражнения на отработку темпа и ритма речи Чтение знакомых стихов с изменением темпа. Подвижные и хороводные игры с текстом Повторение цепочек слогов с ударением на конкретном слоге. Проговаривание чистоговорок .

Слайд 12

Изменение темпа стихотворения Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. нормально медленно быстро нормально

Слайд 13

Воспитание интонационной выразительности Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи: Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении. Проведение конкурса чтецов. Пересказ литературных произведений по лицам.

Слайд 14

Воспитание дикции Дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко - и словопроизношением . Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок , разучивание и повторение скороговорок (медленно быстро).

Слайд 15

Скороговорки У Сени и Сани в сетях сом с усами . Везёт Сенька Саньку с Сонькой в санках ; Санки скок , Сенька с ног , Саньку в бок , Соньку в лоб - все в сугроб . В чаще за дубовой рощей Варит щи Кащею тёща.

Слайд 16

Орфоэпия Приучать ребенка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет. Речь педагогов и родителей должна служить образцом для подражания.

Слайд 17

Проверь себя! ЗвонИшь , звонИт , звонИм , звонИте , грУшевый , договОр , докумЕнт , досУг , нет бАнта , с бАнтом , каталОг , красИвее , нАчал , обеспЕчение , много Окон, оптОвый , свЕкла , слИвовый , нет тОрта , тОртом , тОрты , одна тУфля , нет тУфель , ходАтайствовать , цепОчка , нет шАрфа , шофЕр , экспЕрт .

Слайд 18

Учитель-логопед высшей категории Оксана Анатольевна Лукашина Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста Семинар - практикум



Предварительный просмотр:

Веселые истории для артикуляционной гимнастики

Работа по ЗКР

Учитель-логопед О.А. Лукашина


Веселые истории для артикуляционной гимнастики

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные — они всегда интересны. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет. Так почему бы не использовать его для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.

Предлагаемые  артикуляционные сказки придуманы  для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков ([к] — [г] — [х]; [ш] - [ж] - [ч] - [щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной гимнастики. Сказки понравились детям и дали положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.    

 Храбрый комар

 (для пассивной артикуляционной гимнастики)

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.

«Хоботок»1. А потом он весело улыбался себе.

Губы фиксируются двумя пальцами.

И всем насекомым, которые жили рядом с ним

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.

Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он «делал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.

Когда такое увидела лягушка, она гак растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами.

Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. А насекомые стали трубить победу в честь комара- подняли  свои  хободки приветствуя победителя.              

 

Прекрасная Обжорка

Гусеничка Обжорка все время могла кушать. Она лопала всё ,что                                                    попадало в ее поле зрения:  и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.

«Хоботок».

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

«Улыбочка».

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

— Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, — сказала гусеничка. — Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

«Лопатка» и «Иголочка».

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

«Почистим зубки»  и  «Посчитаем нижние зубки».

Затем Обжорка немножко посердилась,

«Киска сердится».

свернулась катушечкой и сладко уснула.

«Катушка».

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

«Качели».

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Трудолюбивая божья коровка

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

—Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

—Да  ты  просто  красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».

—Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

«Непослушный язычок». 

И он стал ровным, как лопаточка.

 «Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка» и набрала дождевой водички для чая.

 Попила чайку с бубликом

«Бублик», и снова за работу.

 На картинках она увидела лошадку «Лошадка». Веселого маляра «Маляр», грибок

«Грибок», и даже гармошку «Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. Божья коровка, порадовалась.
-Пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.

  • Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье»  и отправились спать.                                                                   Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.  

     

 Загадочная бабочка

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

«Птенчик».

А бабочка ему говорит:

-Явился в желтой шубке:

прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать,  птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:

Летом в болоте Вы ее найдете.

                                        Зеленая квакушка Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

«Улыбочка».

— А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он. И тут бабочка не растерялась:

-У этого зверя огромный рост,

 Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя — хвост большой.

 Ну, конечно, это он!

 Ну, конечно, это...   слон!- закричал весело птенчик

«Хоботок».

  • Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? — спросила бабочка.
  • Я остался один, потому  и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

 Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю делать горку, строить дом.

—Это про мою лопатку.
       «Лопатка».

-Я  отгадал.  А еще знаешь?  — спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют Воздушные... (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.

«Надуй игрушку».

Они даже пошлепали свои язычки,

«Непослушный язычок».

но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,

 А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней,

 Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

«Расческа».

Затем друзья покачались на качелях.

«Качели».

И не заметили, как время прошло.

— А что всегда идет, а с места не сходит? — спросила бабочка.

 «Часики»

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.

Отблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Невоспитанный мышонок

  Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

«Почистим зубки, причесался,

 «Расческа».

Видит, зайчик на качелях качается.

«Качели».

Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

«Язык-силач».

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

«Бублик».

Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

«Горка».

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

«Заборчик».

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть — еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок, «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.

«Паровозик свистит».

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

Кто поможет воробью

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик».

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

                                         «Горка».

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог — маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Веселая змейка».

  • Помоги мне, — просит воробышек, — я из гнезда упал.
  • Я бы рада тебе помочь, —отвечала змейка, — но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. — И уползла.

Ещё  пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка».

Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха — летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала  мимо

лошадка . Подставила копыто,

«Лошадка».

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат — стучит дятел.

«Барабанщик».

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:        «Я знаю, что делать. Иди по
ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.»        

Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют, «Загнать мяч в ворота».

Попросили у них помощи. Ребята с радостью согласились отнести воробышка  в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них — благодарил.

ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее  стал самый обыкновенный заяц, а случилось всё так. Скакал од-

нажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород

вскопать. Взял лопату и пошел на делянку.
« Лопатка».

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он — шипит  кто-то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

 -Огород копаю, чтобы еду на целый год вырастить, — отвечает Змея. Сначала                  удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Веселая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибок».

«Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. — А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

-Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и », «ы », «э».

А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет.

-Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка».

Засмеялся заяц, но чашку взял.  До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик».

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка».

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».

Сказка о Кляксе

Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям.

«Язычок на балкончике».

Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом  воскликнуть:   «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!

Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.

«Маляр».

Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»

«Язычок на балкончике».

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку.

«Маляр».

Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.

«Спрячь конфетку» и «Почистим зубки».

И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.

«Маляр».        

Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречал и, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!»

«Лопатка».

В это время пролетала Сова — мудрая голова.

«Часики».

Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! — сказала
вежливо Сова. — Вы случайно не родственница Луны?»  Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за
Луну. И они вместе отправились' качаться на качелях.

«Качели».

Приложение

Артикуляционные упражнения

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

        «Паровозик свистит»  (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

        «Фокус»,  «Парашютик»  (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку

.        «Надуй игрушку»  (развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушка дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

Для губ

        «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

        «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке . Зубы не видны.

        «Заборчик».

Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

        «Хоботок».

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

        «Бублик», «Рупор».

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны

«Заборчик» — «Бублик»— «Улыбочка» — «Хоботок».

Чередовать положение губ.

        «Кролик».

Губы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

        «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот,                                                      «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Для языка

 «Барабанщик», «Дятел».
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

«Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Веселая змейка». (развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

   «Гармошка».

Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    «Горка», «Киска сердится». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

        «Грибок» (растягивание подъязычной связки). Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

        «Индюк» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл...» (как индюк болбочет).

        «Иголочка»,   «Стрелочка»,«Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

    «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

        «Ковшик» (поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка).

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

    «Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

        «Лошадка». (укрепление мышц языка и подъема его вверх).

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

  «Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности).

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

        «Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя...».

        «Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        «Почистим зубки».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу — это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы — это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам — третья.

        «Трубочка», «Желобок».

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

«Футбол», «Спрячь конфетку».
Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

«Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

         «Чашечка», «Пиала». Рот широко открыть. Передний и боковые края  широкого языка| поднять, не касаясь зубов.

        «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободным. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз, -джжж».

«Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

 Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

« Язычок на балкончике ».
Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

«Язычок сушит хвостик».
Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.



Предварительный просмотр:

Игры на формирование общих речевых навыков

«Слуховые» игры.

1. «Поручения». Цель – развитие слухового внимания.

Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребенку: «Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т.п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом с воспитателем).

Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.

2. «Солнце и дождик». Цель – учить дифференцировать на слух громкое и тихое звучание бубна.

Ход игры – бубен звучит тихо – дети свободно ходят по группе, бубен звучит громко – дети убегают на стульчики.

3. «Угадай, кто зовет?» Цель – воспитывать умение по голосу различать друг друга.

Ход игры – дети сидят полукругом. Водящий, с мишкой (или с куклой) на коленях располагается спиной ко всем на расстоянии 3-4 метров. Воспитатель, проходя за спинами детей, дотрагивается до плеча одного из них. Этот ребенок, голосом достаточной силы, произносит: «Ау, мишка!» Водящий по голосу определяет, кто из детей произнес фразу.

4. «Где звенит?» Цель – воспитывать умение определять направление звука.

Ход игры – дети делятся на три подгруппы и рассаживаются в разных местах комнаты. Водящий становится спиной к ним. По сигналу воспитателя дети одной из подгрупп звенят погремушками. Водящий должен определить направление звука: слева, справа, сзади.

5. «Что звучит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать на слух звучание разных музыкальных и звучащих игрушек.

Ход игры – воспитатель рассматривает с детьми звучащие игрушки, уточняет их название, предлагает послушать и запомнить, как звучит бубен, погремушка, гармошка и т.п. Затем все игрушки убираются за ширму. За ширму поочередно приглашаются дети, которые действуют с той или иной игрушкой. Все остальные по звуку должны узнать, с какой игрушкой играл водящий.

6. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.

Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего, а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехал трамвай, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т.п.

Игры на развитие фонематического слуха.

1. «Кто внимательный?» Цель – учить выделять в слове указанный воспитателем звук.

Ход игры – воспитатель неторопливо произносит слова. Если дети слышат в произносимом слове указанный звук, то хлопают в ладоши, если указанного звука в слове нет, сидят спокойно. Например, в словах следует выделить звук [ж]: жук, шапка, жираф, ножницы, санки, флажок, ёжик, сумка, велосипед, жакет, художник.

2. «Подскажи звук». Цель – назвать недостающий в слове звук.

Ход игры – воспитатель говорит предложение. В отдельных словах он не договаривает последний звук. Дети должны заметить и сказать какого звука не хватает. Например: Ученик держит в руке каранда… (ш). в зоопарке живут сло…(н), жира…(ф).

3. «Магазин». Цель – упражнять в назывании слов с указанным звуком.

Ход игры – продавец продает покупателям только те игрушки, в названии которых есть, например, звук [л].

4. «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.

Ход игры – воспитатель называет, например, слово куст. Затем один из детей называет следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова. и так по очереди дети строят цепочку слов: куст – танк – крокодил – луна – автобус – санки – индюк и т.д.

5. «Какими звуками отличаются слова?». Цель – учить дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Ход игры – Воспитатель называет пары слов, дети должны сказать, какими звуками они отличаются: кот – год, сом – дом, коса – коза, ложка – кошка, ветка – сетка, почка – бочка.

6. «Света и Зоя». Цель – упражнять в умении дифференцировать слова со звуками [с] и [з].

Ход игры – воспитатель предлагает детям распределить игрушки и предметы между Зоей и Светой. В названии предметов для Зои должен встречаться звук [з], а в названии предметов для Светы - звук [с]. Например, для Светы дети должны подобрать – сумку, косынку, савок, скакалку, а для Зои – зайца, зонт, розу, вазу, козу.

Игры на развитие голоса.

1. «Тихо – громко». Цель – учить повторять предложенные воспитателем слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо.

Ход игры – воспитатель называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Дети должны запомнить слова и их последовательность, а затем повторить их голосом указанной силы.

2. «Эхо». Цель – развитие умения регулировать силу голоса.

Ход игры – воспитатель делит детей на две подгруппы. Первая подгруппа выполняет  роль заблудившихся в лесу детей. Они громко кричат «ау – ау!». Вторая подгруппа – это эхо. Они тихо, протяжно повторяют звукосочетания «ау».

3. «Гудок». Цель – упражнять детей в умении менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Ход игры – дети поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Одновременно они произносят звук [у] от тихого к громкому. Затем они медленно через стороны опускают руки вниз и произносят звук [у] наоборот от громкого к тихому.

4. «Большие и маленькие». Цель – упражнять детей в умении менять высоту голоса.

Ход игры – воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей: собака и щенок, кошка и котята, птица и птенчики и т.п. Взрослые объясняет, что взрослые животные «говорят» низкими голосами, а детеныши – высокими. Дети голосом разной высоты подражают голосу разных животных.

5. «Три  медведя». Цель – произносить фразы голосом разной высоты.

Ход игры – воспитатель вспоминает с детьми персонажей сказки «Три медведя», просит повторить голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?», «Кто ел из моей миски?» и т.д.



Предварительный просмотр:

Групповой уголок по звуковой культуре речи.

  1. Игры для развития плавного контролируемого выдоха: «ветрячки», трубочки, комочки ваты, мыльные пузыри, свистульки и т.д., т.п..
  2. Игры для развития мелкой моторики: мозаика, трафареты (листы бумаги, карандаши),  резиновые мячики-«ёжики», шнуровки, мягкие пазлы, прищепки, «тактильные кубики»,  и т.д., т.п..
  3. Игры для развития фонематического слуха и восприятия: непрозрачные баночки с различным наполнением, варианты ритмических рисунков         (- - ***/ - ** -), различные речевые игры, типа «Подбери рифму», «Назови первый звук» (начинать с ударных гласных) и т.д., т.п..
  4. Логопедическое лото по возрасту, дидактические игры.
  5. Комплекс артикуляционной гимнастики, например «Артстадион».
  6. Серии картинок для автоматизации и дифференциации звуков:

втор.мл.- а,у,и,о,э, п-б-т-д-к-г, ф-в, с, з, ц;

сред.- с, с-сь, з, з-зь,  ц, с-ц, ц-т;

стар.- ш, ж, ш-ж, с-ш, з-ж, щ, ч, ч-т-ть,;

подг.- ц-ч-щ, л, ль, р, рь, р-л, рь-ль.

Свистящие звуки

органы арт-ции

Базовые положения и движения

язык

 «горочкой», кончик языка упирается в нижние зубы

зубы

«заборчиком»

губы

 в улыбке

вдох носом

выдох – сильная холодная струя воздуха проходит по желобку языка с______________________

Шипящие звуки

органы арт-ции

Базовые положения и движения

язык

 «чашечкой»

зубы

«заборчиком», небольшой щелью

губы

«бубликом»

вдох носом

выдох – сильная теплая струя воздуха проходит между зубами (щёки не надувать)

Звук [Л]

органы арт-ции

Базовые положения и движения

язык

 Отталкивается от бугорочков за верхними зубами (при постановке кончик языка можно прикусывать)

рот

приоткрыт

губы

 в улыбке

Звук [Р]

органы арт-ции

Базовые положения и движения

язык

Широкий язык становится на бугорки за верхними зубами

рот

открыт

вдох носом

выдох – с силой дуем на язык, вызывая вибрацию

Памятка педагогам.

Формирование звукопроизношения - это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения, всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

  1. Подготовительный этап  (уточнение движений органов артикуляционного аппарата)
  2.  Этап появления звука  (уточнение звука или его вызывания по подражанию, фиксируя внимания ребенка на звучание и артикуляцию)
  3. Этап усвоения звука и правильного произношения в речи  (звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены особенности  формирования  грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста»...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Как формировать  грамматический строй речи у ребёнка.  Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая систем...

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.Воспитание з...