Формирование звуковой культуры речи детей 3-4 лет.
статья ( класс) на тему

Вашему  вниманию предлагается материал для воспитателей ДОУ. Рассматриваются теоретические основы и предлагаются практические приёмы работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi_detey_3-4_let.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет

      На четвертом году жизни у детей заметно улучшается произношение, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире используют, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка.                      

     Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.      Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается, у ребёнка могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно затем исправить.

      В развитии ЗКР ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют  общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника. Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, грамматической правильности, связности. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь - один из показателей общей культуры педагога и  хороший пример для дошкольников. Взрослые должны учить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным голосом, правильно пользоваться громкостью своего голоса с учетом условий общения, употреблять вежливые слова. Необходимо поощрять, когда дети осознанно передают с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль или торжественность.

   Работа воспитателя по воспитанию ЗКР не отождествляется с работой логопеда по исправлению дефектов звукопроизношения, а является подготовительным зтапом к постановке звуков.

  Воспитание ЗКР осуществляется  в образовательной области « Речевое развитие»,  может входить и в содержание других НОД. Например,  в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений, решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др. Режимные моменты также используются педагогом для воспитания ЗКР. Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке  — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В течение дня организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры.

    Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Она сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр и т. д.
      Реализация задач воспитания ЗКР осуществляется
по трём основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и фонематического слуха, включая его компоненты —   восприятия ритма, высоты голоса, тембра и темпа речи);
2
) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания),

3) формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

                                     - Развитие восприятия речи

   Недостаточное развитие восприятия речи тормозит процесс звукообразования,  впоследствии, дети плохо справляются со звуковым анализом и синтезом слов в школе, что приводит к ошибкам на письме и при чтении. Такие дети часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. При подобных нарушениях  требуется постоянное внимание  родителей и педагогов. На помощь придёт дидактическая игра.

    Работа  начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

I. Учить определять направление звучания.

Предлагаются игры со звучащими игрушками, музыкальными инструментами, например:

 «Где звенит?»

 а) Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной у какого ребёнка звенел колокольчик.
б) Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

«Кто позвал?»

Дети по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

«Жмурки с колокольчиком ».

II . Учить ориентироваться в звуках окружающего мира.

а) узнавание объекта по звукоподражанию (му – му, кря – кря, ку – ку, гав – гав, и – го – го, га – га – га и т.д.).

б) различение бытового шума – шуршание бумаги, тиканье часов, звон будильника, стук молотка и т. д.

«Что звучит?»

    а) Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох  листьев,  т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.

   б) Манипулируя с предметами (педагог стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), воспитатель предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звучит,

    в) различать на слух музыкальные игрушки (барабан, бубен, колокольчики, дудку, погремушки, свисток).

III. Учить различать силу звука.

    Педагог обращает внимание детей на то, что одни и те же звуки могут быть громкими или тихими. Воспитатель сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького, объясняет и показывает, как играет на барабане (металлофоне, бубне) большой заяц, у которого много сил,- громко, а маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан (металлофон, бубен), дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
   Воспитатель показывает детям игрушечного котёнка и просит внимательно послушать и запомнить как он мяукает, когда находиться
близко (громко ) и когда далеко (тихо). Затем произносит «мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают близко или далеко мяукает котёнок.

IV. Определение темпа и ритма.

   Осуществляется с помощью игр типа: «Наши ноги ходили по дороге (быстро и медленно)».

- Развитие речедвигательного аппарата

-  осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики

   Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

       Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чётко и правильно,  без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с нечётким звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
                             
   В качестве игрового момента можно использовать « Сказку о Веселом Язычке», придумывая собственные сюжеты.


- Упражнения для развития дыхания.

   Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо,  прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
 
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не
следует их сжимать и  надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
 
Помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Листопад

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листья и  напоминает детям про осень.
-  Сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте и мы сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует, пока все листья не окажутся на полу.

Мыльные пузыри

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Ход игры: Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть. 

Чья птичка дальше улетит?

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Ход игры: Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.

Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. Затем предлагает подуть на снежинки,  показывает, как дуть на вату, дети повторяют. В конце игры все поднимают вату, и игра повторяется снова. 

Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Песня ветра
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

 Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола.  Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Плыви, кораблик!
Цель:
 развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.


Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй.
  Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
  После  подготовки артикуляционного аппарата, переходим к третьему этапу.

- Формирование произносительной стороны речи.

    На этом этапе работы следует предостеречь педагогов от назойливых слишком частых исправлений и подсказок, так как это нервирует ребенка.

На данном направлении необходимо соблюдать чёткую последовательность в работе ( от простого к сложному): звук- слог-слово-фраза.

1. Произношение изолированного звука.

   В основе обучения детей  лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произносится утрированно, более длительно, чем обычно. Звук произносится многократно. Чтобы детям было интересно, воспитатель связывает произношение звука с тем или иным образом, с различными шумами. «Ууу» – гудит паровоз, ветер.

   Неоднократные повторения звуков могут быть хоровыми и индивидуальными.  На первых порах нужно использовать  хоровые ответы, так как малыши еще не умеют слушать своих товарищей. По мере того как дети овладевают умением заниматься в коллективе, возможно чередование хоровых и индивидуальных ответов. Воспитатель сначала показывает, как нужно произносить этот звук. Затем дети повторяют звук хором и индивидуально. Педагог вызывает для индивидуального произношения тех детей, кто произносит звуки плохо.

   На последующих этапах работы методика обучения усложняется. Кроме подражания, необходима дополнительная установка, привлекающая внимание к артикуляции. С этой целью наряду с показом образца вводятся небольшие пояснения к артикуляции.  Например, «Ааа» –широко открыть рот,  как птенчики, чтобы мама-птичка положила им корм. «Ууу» – Я умею вытягивать губы и складывать их дудочкой. А вы? «Иии» – мои губы умеют улыбаться, а ваши? Покажите.
  Такие объяснения помогают детям осознать, что при произношении разных звуков положение органов артикуляции меняется.

   -Исполнение детьми «длинных песенок». Отрабатывая произношение гласных, целесообразно предлагать ребенку длительно (в течение 2-3 с) произносить звук на одном выдохе. Можно использовать прием, рекомендованный М. Генинг и Н. Герман,- «вытягивание ниточки» (руки впереди на уровне груди, большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). Необходимо при этом следить за позой малыша: часто, «вытягивая ниточку», дети опускают голову.
    В методических пособиях по обучению правильному произношению детей младшего дошкольного возраста рекомендуются игры с элементами движений и звукоподражанием: «Совушка-сова», «Поезд», «Автомобили» и др. Главными в этих играх для детей являются движение, а речь  отодвинута на второй план, и задача звукопроизношения не решается. Моторные проявления тормозят речевую деятельность. Поэтому на начальном этапе обучения не следует использовать эти игры. Вышеназванные игры можно использовать в конце года, когда дети овладеют двигательными навыками, и выполнение движений не будет вызывать никаких затруднений.

    В большей степени этим целям соответствуют дидактические игры и рассказы-драматизации с игрушками. Однако и здесь имеются отрицательные факторы. Можно часто видеть, как внимание детей отвлекается от артикуляции педагога, если демонстрируется новая игрушка. Повышенный интерес к ней вызывает торможение речевых навыков. Игрушка остается достаточно сильным раздражителем даже после того, как ее убирают. В связи с этим целесообразно заранее знакомить детей с игрушками, которые будут использованы.
2. Произношение звука в слогах.

Детям предлагается проговаривать сначала прямые одинаковые слоги (да-да), слоги с разными звуками (ма-па), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
3. Произношение звука в словах.

   Чтобы детям было интересно, воспитатель подбирает игрушки, предметы, предметные картинки, в названиях которых есть нужный звук. Если это звуки гласные, нужно, чтобы они были в ударном слоге: тогда этот звук можно протянуть и  интонационно выделить. При подборе картинок необходимо учитывать оглушение согласных звуков в конце слова (дуб) и в середине (дудка, дубки).

    На начальном этапе работы можно предложить использование дидактических игр типа «Заводные игрушки», «Волшебный кубик».  «Заводные игрушки»: Воспитатель «заводит» телёнка-ребенка «ключиком». Муууу - произносит ребёнок. Если малыш молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить детям, что игрушка сломалась. Дети могут изображать цыплят, жеребят, телят, котят и т.д..

    «Волшебный кубик». На гранях кубика (размером 10-15 см) наклеены картинки: малышка Алёнушка, паровоз, пароход, жеребенок и др. «Вертись, крутись, на бочок ложись!» - приговаривают дети, в то время как воспитатель, переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (на картинке  младенец - уа, собака - гав). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года на занятиях можно использовать  (поочередно) несколько кубов.

    Дети повторяют за воспитателем слова с заданным звуком, называя игрушки и картинки.

    -Взрослый показывает детям картинку  и громко и чётко называет, например,         « кот»- Я буду называть предмет то правильно, то не правильно, а вы внимательно слушайте, когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши.

4. Закрепление произношения звука в речи (во фразе).
 
Воспитатель подбирает речевой материал: игры, потешки, стихи, в которых часто встречается необходимый звук. При  необходимости заданный звук произносится утрированно.
Лучшему запоминанию стихов способствуют рисунки, соответствующие тексту. Игры "Подскажи словечко" учат детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, способствуют развитию фонематического слуха.

    Можно использовать загадки, т.к. у детей интуитивно начинает развиваться внимание, память, формируется воображение, благодаря чему, на основе словесного описания, ребенок может создать образ предмета. Тематика загадок ограничена и определяется жизненным опытом: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

   

      Таким образом, работа по воспитанию ЗКР представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методыи приёмы формирования звуковой культуры речи

Консультация для воспитателей: "Эффективные методы  и приёмы формирования звуковой культуры речи"...

«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а...

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"

Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) является актуальной проблемой при работе с современными дошкольниками не только для логопедов. В своей консультации я хочу обратить внимание воспитателей ДОУ ...

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию интерактивный семинар-практикум, нацеленный на активное включение воспитателей в систему работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах. Обозначены напра...

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе детей по теме «звук [Л]»

Моя разработка занятия по звуковой культуре речи, ознакомление детей со звуком [Л]....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Формирование звуковой культуры речи детей от двух до трех лет.

В возрасте от 2 до 3 лет, малыши обладают огромными возможностями усвоения  звуковой стороны речи....