Конспект классного часа для учащихся 4-5 классов на тему:"Мы этой памяти верны..." с использованием речевых игр
классный час (5 класс) по теме

Авдеева Елена Анатольевна

 

    Классный час играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман необычно и интересно. Выбор форм классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, учащихся, от возрастных особенностей детей. Задача классного часа (классный руководитель + логопед) разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных задач духовно-нравственного воспитания, развития, совершенствования устной и письменной речи. Вашему вниманию представляется разработка совместного классного часа (классный руководитель + логопед) на тему: «Мы этой памяти верны…» для  учащихся 4-5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа для  учащихся 4-5 классов на тему:

«Мы этой памяти верны…» с использованием речевых игр

Автор - составитель:

Авдеева Елена Анатольевна,

                                  учитель-логопед высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Классный час играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман необычно и интересно. Выбор форм классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, учащихся, от возрастных особенностей детей. Задача классного часа (классный руководитель + логопед) разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных задач духовно-нравственного воспитания, развития, совершенствования устной и письменной речи. Вашему вниманию представляется разработка совместного классного часа (классный руководитель + логопед) на тему: «Мы этой памяти верны…» для  учащихся 4-5 классов.

ЗАДАЧИ

1. Совершенствование  навыка языкового анализа, синтеза.

2. Развитие и обогащение словарного запаса по теме: «ВОВ».

3. Развитие зрительного внимания, словесно-логического мышления.

4. Совершенствование навыка чтения.

5. Актуализация знаний частей речи.

6. Воспитание уважения к защитникам родины, патриотических чувств, интереса к истории родной страны.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-задания, криптограмма, «Муха», шифровки, карточки с разбитыми предложениями, разрезная картинка (звезда), карточки с цифрами.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Сообщение темы классного часа

Логопед.

- Тему классного часа вы узнаете, выполнив следующие задания:

а) Выпишите из слов только ударные слоги, соедините их между собой. Какое слово получилось?

ВЕРА, ЛИДЕР, ВЕКА, ЯКОРЬ                      (Великая)

б) Справа налево.

-Прочитайте в обратную сторону.

Я А Н Н Е В Т С Е Ч Е Т О                          (Отечественная)

в) Через ооо.

ВОООООООЙОООНОООА                      (война)

- Итак, тема классного часа: «Великая Отечественная война».

2. Актуализация знаний учащихся о Великой Отечественной войне

Разминка. Логопед.

Если учащиеся не отвечают на предложенные  вопросы, то предлагаются подсказки-задания.

  1. Сколько лет длилась ВОВ?

Определите сколько гласных букв в слове Великая.                      (4 года)

  1. Дата начала ВОВ.

Определите:

-сколько гласных звуков в слове война

-сколько согласных звуков в слове воин

                                                                                ____________

                                                                                  первый летний месяц

-сколько согласных букв в строчке

Е А Э Й И Ы Я Ю        

-сколько гласных букв в строчке

В Т А О Л К Й И Е Ё Ж Ш Ю Я Б С У Э

-сколько слогов в слове Великая

-сколько слогов в слове мир

                                                                             ____________

                                                                                          год

  1.  Когда отмечается День Победы?                   (9 мая)
  2. Название крепости-гарнизона, первой принявшей на себя удары гитлеровцев.

1

9

4

2

8

3

5

6

7

Б

я

с

р

а

е

т

с

к

(Брестская)

  1. Точную дату предполагаемого нападения Германии на СССР сообщил знаменитый советский разведчик. Кто? Прочитайте, двигаясь по стрелкам.

        и        р        о        З        е

Р

        а                х                д                        р        г

(Рихард Зорге)

  1. « Мы запомним суровую осень,

             И в сердцах будут жить двадцать восемь

             Самых смелых твоих сынов».    ( М. Лисянский)

- О ком идёт речь?

Прочитайте только «маленькие» буквы.

п А Р К а н С М О ф и В Е Р А л М О Р о в Т М И ц ы

(Панфиловцы, героические защитники Москвы)

  1. Продолжите ставшую знаменитой фразу политрука В. Г. Клочкова: «Великая Россия, а отступать некуда: позади - ….».

                   __________                                            (Москва)

                         столица

  1. Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда?    (900)
  2. Каковы людские потери СССР в ВОВ?

Вы вспомните, если определите сколько:

- предлогов в строчке

ТА,  ВЕ,  И,  А,  ПО,  СА,  ТЕ,  С

- приставок в строчке

ЗА,  ПА,  З,  С,  ПРИ,  НО,  НА,  К,  ПЕРЕ,   ПО,   ДА,  ДО

( Около 27 миллионов человек)

  1. Беседа по теме.

Учитель.

- Великую Победу одержал наш народ в Отечественной войне 1941-1945 годов. Нелегко досталась эта победа. Страна наша напоминала тяжело раненного, истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов, уничтожили миллионы людей. Гитлеровцы совершали неслыханные зверства. История сохранила чудовищный документ – обращение фашистского командования к солдатам немецкой армии, в котором говорится: « У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки». И тогда весь наш народ поднялся на священную борьбу. «Смерть захватчикам!» этот боевой клич стал справедливым ответом на действия озверевших фашистов. Но война – это не только тяжёлые кровопролитные бои, но и тяжёлый, изнурительный труд людей в тылу, на заводах по ремонту боевой техники, по изготовлению снарядов, оружия, одежды для армии. А ведь мужчины были на фронте, места у станков заняли их жёны и дети, старики, те,  кто не мог уйти на фронт. Главным для них стал труд, работа по 14 часов. «Всё для фронта, всё для победы!» - это был главный лозунг тех дней и ещё надежда – дождаться живыми тех, кого проводили: отца, брата, сестру, мужа. Победа стала возможной только благодаря единству всего советского народа.

    РАБОТА С КРИПТОГРАММОЙ.

Логопед.

- Расшифруйте криптограмму- пословицу, подтверждающую эту мысль.

4, 13, 7, 8                    10, 6, 12, 2, 5                        4, 5, 8, 10

2, 10                           10, 4, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9

Код:

  1. Её отмечают 9 мая  (победа)

1

2

3

4

5

+ ка

Так называют гранату       (лимонка)

Может быть использован ребус:                                                          

                   

                                                                   

7

8

9

2

10

11

6

  1. Он передаёт сообщение по рации (радист)

12

6

5

8

13

14

Ответ: Если народ един, он не победим.

- В стремлении освободить свою землю от фашистов советский народ не щадил себя ни на фронте, ни в тылу. Никогда раньше в истории войн не было такого количества подвигов, такого количества примеров мужества и героизма. И сегодня мы вспомним фамилии трёх героев.

4. Беседа о героях ВОВ

Логопед.

  1. Фамилию и имя первого героя, которого мы сегодня вспомним, вы узнаете, выполнив задания:

а) Выпишите первые буквы только прилагательных:

ДОБЛЕСТНЫЙ, ПОДВИГ, ВОЕВАТЬ, ЗАЩИТА. ОКОПЫ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ, БОЕЦ, ТАНКОВЫЙ, СТРЕЛЬБА, КОПАТЬ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ИЗНУРИТЕЛЬНЫЙ

Й

(Дмитрий)

б) «Муха»

С

Т

У

Р

Л

Б

Ф

К

А

Ж

Б

У

Р

Е

Т

Ы

Д

Н

О

П

Ф

Я

Ш

Ё

К

Т

В

Е

Т

           
(Карбышев)

Учитель.

- Тяжело раненный генерал Дмитрий Карбышев попал в плен. Гитлеровцы знали. Что Карбышев – крупный учёный, и хотели, чтобы он стал сотрудничать с ними. Генерал отказался. Фашисты подвергли его пыткам и страшным мучениям. Но ничто не сломило этого отважного человека. В лагере смерти 65-летний генерал принял участие в создании подпольной организации и подготовке восстания. В это время Красная Армия уже подходила к границам Германии. Фашисты убили тысячи узников лагеря. Д. Карбышева поставили раздетого на морозе и стали поливать водой из пожарного шланга. Он ещё успел крикнуть, обращаясь к пленным: «Выше голову, товарищи! Победа близка!» Герой замёрз, превратившись в ледяную глыбу.

2. Фамилию второго героя вы вспомните, выполнив шифровку.

Логопед.

К

М

А

Н

Р

Е

Л

В

О

Т

С

Д

Шифровка:

(Александр Матросов)

Учитель.

- Девятнадцатилетний рядовой Александр Матросов 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки Псковской области закрыл своим телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, мешавшего продвижению подразделения. Ценою своей жизни он спас многих своих товарищей и обеспечил общий успех в смертельной схватке с противником.

Впоследствии полку, в котором служил Александр, было присвоено его имя. Это единственный в мире случай, когда полку присвоено имя рядового солдата.

4. Работа с предложениями.

Логопед.

- А сейчас попробуйте соединить начало и конец предложений (индивидуальные карточки)

Война несёт…..                                            

было вероломным.

Цена победы в ВОВ…..                              

разрушения и смерть.

Нападение гитлеровской         Германии…

около 27 миллионов жизней

На подступах к Ленинграду….              

будет жить в веках.

Подвиг 28 панфиловцев…..                    

враг потерял сотни тысяч солдат.

Врагу не удалось….                                  

в шести гигантских битвах.

Наша армия участвовала…..                

захватить Москву.

                                                                                                                 

5. Работа с разрезной картинкой.

Учитель. Логопед.

- Одним из символов ВОВ является звезда. Она присутствует на боевом знамени, на солдатской пилотке, офицерской фуражке, на ремне, на танках, самолётах, кораблях…..

Соберите звезду из деталей (можно по образцу).

6. Организация окончания классного часа.

- Вам уже известно, что ВОВ длилась неполных 4 года. А сколько это дней? Из каждой строки возьмите только ту цифру, которая не повторяется в данной строке – вы получите ответ.

(1418 дней)

3

5

9

7

8

1

6

6

3

8

5

2

7

2

9

1

9

6

3

1

6

2

5

5

7

3

7

4

2

9

0

7

1

6

2

4

3

4

0

3

5

5

2

6

7

6

0

7

4

9

0

3

8

3

5

5

9

4

7

6

- 1418 дней ждали советские люди праздника Победы.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

                       Люди! Покуда сердца стучатся,

                       Помните,

                       Какой ценой завоёвано счастье.

                       Пожалуйста, помните.

                       Песню свою, отправляя в полёт,

                       Помните!

                       О тех, кто уже никогда не споёт,

                                                              Помните!

Звучит песня «Мир нужен всем».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Классные часы. 5-6 классы/ авт.-сост. Т.В. Шепелева и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

2. Мищенкова Л. В.  25 развивающих занятий с четвероклассниками. – Ярославль, Академия развития, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».

 Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».Тема выбрана  не случайно. В последнее время в подростковой и молодежной среде не все и не всегда относятс...

Разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему «Г.И. Павлову – выпускнику Можгинского педучилища, автору книги «Юбера пиос» - 80 »

Цель: ознакомление учащихся с биографией и творчеством земляка, самодеятельно композитора  Павлова Г.Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией и творческим путем Павлова Г.И.;2. Способствовать...

Сценарий классного часа для учащихся 9, 11 классов на тему "Профессии нового века"

Цель классного часа: подготовка учащихся к труду и выбору профессии, формирование      знаний о некоторых профессиях XXI века....

Конспект классного часа для учащихся средних классов (5-8 классы) «Телефон доверия».

Предоставление подросткам информации об анонимной службе психологической помощи....

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...

Методическая разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему _Широкая масленица_

Методическая разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему _Широкая масленица_...

Методическая разработка классного часа для учащихся 5-9 классов на тему « Прикоснёмся к памяти душой»

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстоявшей не...