Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».
классный час (9 класс) на тему
Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».
Тема выбрана не случайно. В последнее время в подростковой и молодежной среде не все и не всегда относятся с пониманием друг к другу, наблюдается катастрофический рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.
Мы, педагоги, обязаны донести до учащихся то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать особенности партнера.
Каждому классному руководителю хочется, что бы в его классе, его школе, царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 9-11 классов «Толерантность»
1. Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»!»
- так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране.
Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
2. СМОТРИМ ФИЛЬМ Гарри Бардина «АДАЖИО» - обсуждение…..
1.Какие чувства вызвал этот сюжет?
2.Про что этот фильм для вас?
3. Что хотел сказать автор?
3. Ведь мы с вами такие разные…
- А какие мы сами?
- Чем мы отличаемся друг от друга?
-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить.
Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
-Каждому из вас я предлагаю сказать о каких-то признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)
- Я индивидуален, потому что….
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально.
Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.
Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать особенности партнера.
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества
4. Наш разговор сегодня мы посвящаем ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Я не случайно выбрала эту тему. Во-первых, проблема толерантности очень актуальна в наше время, а во-вторых,я думаю, что в нашем классе не все и не всегда относятся с пониманием друг к другу, ну а, в-третьих, набирает обороты третье тысячелетие.
Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Мне кажется, очень уместны и точны в этой ситуации слова Б.Шоу
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
5. Что такое толерантность?
Для того, чтобы выяснить, что обозначает это слово, давайте обратимся к определениям его в разных языках. Внимательно слушайте выступающего и находите главное слово, характеризующее понятие Толерантность
(ученики читают определения)
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; (ПРИЗНАНИЕ ЧУЖИХ МНЕНИЙ)
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; (ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ)
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; (ТЕРПЕНИЕ)
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; (ВЕЛИКОДУШИЕ)
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; (ПРОЩЕНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ)
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо). УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, УВАЖЕНИЕ ПРА ДРУГИХ)
- Таким образом, ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это качества личности, которое позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, проявлять милосердие, терпимость.
Мне кажется, что все определение объединяет одна мысль, что нужно быть терпимым, принимать людей такими, какие они есть.
Вывод: толерантность у всех народов считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
6. Почему так актуальна толерантность в настоящее время
Мы с вами живем в стране, которая не просто многонациональная, а сложная и многогранная, со множеством социальных прослоек общество, поэтому в жизни человеку приходиться общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, а для этого важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения с представителями различных слоев общества.
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
7.Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
«Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.
- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
-Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к учащимся:
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
«Классный договор Новозеландских детей»
- Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе. Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не будут игнорировать и обижать.
-Я имею право быть самим собой в классе. Это значит, что никто не будет ко мне относиться несправедливо из-за того, что я толстый или худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.
-Я имею право на безопасность в классе. Это значит, что меня никто не будет бить, толкать или щипать.
-Я имею право слушать и быть услышанным в этом классе. Это значит, что никто здесь не будет кричать, и мое мнение и желание будут учитывать при планировании совместных действий.
-Я имею право познавать себя в классе. Это значит, что я смогу свободно выражать свои чувства и мнения, и меня не будут прерывать или наказывать.
Заключительный этап
Молитва о встрече:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.
На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своего сердца. И вы тоже можете поделиться с другими людьми частичкой своего сердечного тепла. (детям раздаются сувенирные «сердечки»).
И хочется закончить наш классный час замечательным стихотворением датского поэта Пита Хейна:
Терпеть и верить –
Все на свете
Прекрасны –
Взрослые и дети,
Коты собаки и Медведи,
И сослуживцы и соседи.
Терпимость -
Наш взаимный шанс,
Ведь кто-то - также терпит нас.
-Спасибо всем, я думаю, каждый из вас возьмет из этого нашего классного часа, что-то полезное для себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа для учащихся 4-5 классов на тему:"Мы этой памяти верны..." с использованием речевых игр
Классный час играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман необычно и интересно. Выбор форм классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенносте...
Разработка классного часа для обучающихся 7-9 классов по теме «Здоровый образ жизни»
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.Здоровы...
Разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему «Г.И. Павлову – выпускнику Можгинского педучилища, автору книги «Юбера пиос» - 80 »
Цель: ознакомление учащихся с биографией и творчеством земляка, самодеятельно композитора Павлова Г.Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией и творческим путем Павлова Г.И.;2. Способствовать...
Сценарий классного часа для учащихся 9, 11 классов на тему "Профессии нового века"
Цель классного часа: подготовка учащихся к труду и выбору профессии, формирование знаний о некоторых профессиях XXI века....
Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"
Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...
Методическая разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему _Широкая масленица_
Методическая разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему _Широкая масленица_...
Методическая разработка классного часа для учащихся 5-9 классов на тему « Прикоснёмся к памяти душой»
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстоявшей не...