Методическая разработка классного часа для учащихся 5-9 классов на тему « Прикоснёмся к памяти душой»
классный час по истории (5 класс)

Бохан Ольга Сергеевна

Разработка

Классного часа в форме устного журнала

на тему « Прикоснёмся к памяти душой»

Цели:
— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстоявшей независимость в борьбе с немецкими оккупантами;
— развитие познавательной, поисковой и эмоциональной сфер личности учащихся;
— формирование у учащихся ценности мирной жизни.

Задачи:
— развитие интереса к историческому прошлому своего народа – Великой Отечественной войне;
— углубление знаний учащихся об участии советского народа и своих земляков в разгроме фашистской Германии;
— побуждение учащихся к проявлению уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и всем, кто пережил эти страшные события;
— воспитание у учащихся чувства гордости и сопричастности к истории своего народа;
— развитие умений учащихся и педагога в использовании ИКТ при подготовке презентации и подборе информации к классному часу.
 
 Классный час проходит в форме устного журнала, сопровождается показом презентаций с музыкальным оформлением и предполагает задействование различных каналов восприятия участников:
— слухового – через изложение информации об исторических событиях, участниках этих событий, чтение стихов и музыкальное сопровождение;
— зрительного – через показ слайдов.
Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны, просмотр кадров презентации затронет эмоциональную и познавательную сферы учащихся, подтвердит необходимость выполнить юношами в недалеком будущем гражданский долг – защищать свое Отечество, докажет, что мужество необходимо не только на поле брани, но и в тылу для того, чтобы трудиться и просто выжить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

РОГОВСКАЯ  ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическая разработка

классного часа

для учащихся 5-9 классов

в рамках районного конкурса «Самый классный классный»

на тему

« Прикоснёмся к памяти душой»

                                                                              Подготовила:

                                                                           классный руководитель

                                                                              9 класса

                                                                            Бохан О. С.

Рогов-2022

Разработка

Классного часа в форме устного журнала

на тему « Прикоснёмся к памяти душой»

Цели:
— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстоявшей независимость в борьбе с немецкими оккупантами;
— развитие познавательной, поисковой и эмоциональной сфер личности учащихся;
— формирование у учащихся ценности мирной жизни.

Задачи:
— развитие интереса к историческому прошлому своего народа – Великой Отечественной войне;
— углубление знаний учащихся об участии советского народа и своих земляков в разгроме фашистской Германии;
— побуждение учащихся к проявлению уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и всем, кто пережил эти страшные события;
— воспитание у учащихся чувства гордости и сопричастности к истории своего народа;
— развитие умений учащихся и педагога в использовании ИКТ при подготовке презентации и подборе информации к классному часу.
 
Классный час проходит в форме устного журнала, сопровождается показом презентаций с музыкальным оформлением и предполагает задействование различных каналов восприятия участников:
— 
слухового – через изложение информации об исторических событиях, участниках этих событий, чтение стихов и музыкальное сопровождение;
— 
зрительного – через показ слайдов.
Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны, просмотр кадров презентации затронет эмоциональную и познавательную сферы учащихся, подтвердит необходимость выполнить юношами в недалеком будущем гражданский долг – защищать свое Отечество, докажет, что мужество необходимо не только на поле брани, но и в тылу для того, чтобы трудиться и просто выжить.

 ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Оргмомент.
  2. Вступление:

Учитель : Здравствуйте, дорогие учащиеся, уважаемые гости.  Я рада видеть всех вас  на нашем часе общения. Сегодня мы с вами вспомним один из важных этапов истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Повторим уже известную вам информацию о войне, а также познакомимся с биографией и жизнью ветеранов  войны, уроженцами   нашего села, в военные и послевоенные годы.

Сегодня будет день воспоминаний,

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвигах и доблести отцов.

Проходят годы. 2022 год – год 77-й годовщины Великой Победы. Время неумолимо отделяет от нас годы этой героической эпопеи.  Война постепенно уходит  в прошлое, становится лишь страницей истории. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет..

Что знаем мы об испытаниях, выпавших на  их долю, о том, что им пришлось пережить, через что пройти? Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.

Сегодня у нас необычный классный час. Материал для него основан на архивных документах, воспоминаниях жителей села, хранящихся в нашем школьном музее, литературе сельской и школьной библиотек, документах сайта «Подвиг народа».  

  1. Учитель: Мы предлагаем вам сегодня перелистать некоторые страницы нашей героической истории и вспомнить, как всё это было…

Итак, открываем наш устный журнал « Прикоснёмся к памяти душой»
«Священная война» - так называется первая страница нашего журнала.
Корнелия: Вот сорок первый год, конец июня, 
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.

Максим : Июнь.… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.

 Катя: Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая, 
Что завтра будет первый день войны, 
А кончится он лишь в 45-м, в мае.
Такою всё дышало тишиной, 
Что вся земля ещё спала, казалось, 
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких – то 5 минут осталось.

 Учитель : 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война. В едином порыве встали люди на защиту Родины. Трудные, злые, холодные, голодные годы войны… Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. Почти четыре года, 1418 дней и ночей , шла война. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города, села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Эта  была самая кровопролитная война. Но наш народ  выстоял!
(Звучит «Священная война» в исполнении Арслана Сибгатуллина 1 куплет и припев).

Вместе со всем советским народом поднялись против фашистов трудящиеся нашего села и района, нашей Брянской  области. За годы войны сотни тысяч ее жителей были призваны в армию. Многие из них погибли в жестоких боях, но они до конца выполнили свой долг. Они сражались и погибали ради нас, ради того, чтобы был мир на земле, чтобы дети могли улыбаться, радоваться жизни. Брянщина была оккупирована фашистами  с 6 октября 1941 года по сентябрь 1943 года.

768 дней в Брянском крае хозяйничали немецкие захватчики. Это были два самых черных года за всю историю нашего края.

Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях! О каждом из них можно написать книгу, ибо у каждого был свой фронтовой путь, который влился в общую победу над фашизмом.  Мы гордимся, что в нашей школе работали такие мужественные люди. Учителя-ветераны  ВОВ. Эти люди прошли через множество трудностей и нелегких испытаний во время войны, но, не смотря на это, после нее они посвятили свою жизнь школе, что, на мой взгляд, также является большим подвигом.

Это: Фетисов Дмитрий Исаевич(15 ноября 1924 -25 октября 1987 гг.), Мельников Андрей Афанасьевич(31 августа 1925 -22 августа 1979 гг.), Чечуков Андрей Трофимович(31 марта 1925- 26 марта 1979 гг.), Миронов Алексей Николаевич(28 марта 1923-12 июля 2002 гг.)

Учитель1: Перед нами очередная страница нашего   журнала  « Учителя- ветераны Великой отечественной  войны нашей школы ».

Выходят учащиеся и читают стихи:

 Максим :С рассветом, после бала выпускного,
Весть грозная повергла всю страну.
Прощаясь , провожала школа
Мальчишек, уходивших на войну.

Они на память возле школы
В ряд посадили сорок тополей,
Чтоб слышали звонок веселый,
Чтоб  двор стал краше и родней.

Ушел на фронт и молодой учитель,
Вчера еще стоявший возле парт.
Надев на плечи рядового китель,
Сменил указку на тяжелый автомат.

Корнелия: И в эшелоне всё шутил учитель,
Подбадривал и веселил ребят,
И уверял, что каждый - победитель
Вернется скоро в блеске всех наград.

Юля: Четыре года в сапогах солдатских!
Дошел учитель до чужих границ.
Мечтал обнять своих ребят по-братски,
Увидеть вновь улыбки милых лиц...

Из сорока лишь четверо вернулись,
С медалями и в блеске ордена.
Им повезло - со смертью разминулись,
Но на висках блестела седина.

Маша: Шумели долго на ветру у школы
Все сорок стройных юных тополей,
И не было на свете горше боли,
И не было священней тех аллей!

Они в окно учителю кивали,
Шурша листвой беседовали с ним,
И на глазах взрослели, расцветали,
И каждый жил под именем своим.

Но и деревья тоже умирают.
Остался тополь нынче лишь один.
Один...Но память вечна. Не сгорает,
И наш народ - как был - непобедим!

Учитель: Слово предоставляется учащимся, подготовившим сообщения об учителях-ветеранах нашей школы.

Выходят Катя и Маша.

1 Катя рассказывает о Чечукове А. Т.

2 Маша рассказывает о Миронове А. Н.

Учитель :У нас на часе общения присутствует- дочь ветерана ВОв - Фетисова Дмитрия Исаевича - участника Сталинградской битвы и штурма Берлина, учитель немецкого языка нашей школы Мельникова Надежда Дмитриевна. Надежда Дмитриевна, расскажите нам пожалуйста,  о боевом пути своего отца  Дмитрия  Исаевича…..

 Я рассказываю про Мельникова  Андрея Афанасьевича.

Учитель: следующая страница нашего журнала называется  Труженики тыла нашего села»

Затем дети выходят и читают стихи.

 Маша:Спасибо вам, труженик тыла,
за мужество в годы войны.
Недолгая юность застыла
в развалинах брестской стены.
Вас ждали недетские игры
по двадцать часов у станка.
Пылали немецкие «Тигры»,
хлебнув тылового пайка.

Максим: Спасибо вам, женщины, дети,
за щедрость колхозных полей.
За счастье в бумажном конверте.
За веру в отцов, сыновей.
За то, что солдата укрыла
шинель на холодном ветру.
Спасибо вам, труженик тыла,
за ваш героический труд.

Катя: Спасибо за «ИЛы», «Катюши».
Мы все перед вами в долгу.
Вы в небе, на море, на суше
вздохнуть не давали врагу.
За то, что нас мама учила
по-русски читать и писать,
Спасибо вам, труженик тыла.
Вы с нами сегодня опять.

 Учитель: Победа советского народа в Великой Отечественной войне ковалась усилиями миллионов людей не только на фронте, но и в тылу. Без тыла не было бы ратных подвигов, успехов Победы. Женщины и дети заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте. Время идёт. … В нашем селе не осталось ни одного ветерана ВОВ . Тружеников тыла осталось в живых всего четыре человека: Марченко Татьяна Васильевна, Новикова Таисия Никифоровна, Цупикова Мария Семёновна, Коновалова Александра Козминовна. Все они уже преклонного возраста. Окружены заботой  учителей и учащихся нашей школы. Используя воспоминая  труженицы тыла Новиковой Таисии Никифоровны  Цупикова Юлия, подготовила  о ней сообщение.

Учитель : следующая страница нашего устного журнала называется «Мой прадед – участник ВОВ»! Учащимся, которые посещают кружок «Краеведение» , было дано задание узнать о своих прадедах-участниках ВОВ. Что вы узнали? Давайте послушаем!

Выходят Катя и Максим и рассказывают о своих прадедах.

Учитель: Окончилась война. Мы живём под мирным небом. Иногда можно  слышать слова о том, что люди не хотят войны, а потому, мол, не надо ворошить память об её ужасах - пусть люди живут спокойно… Ребята, как вы думаете, имеем ли мы право забывать о прошедшей войне?
Рома:Мы не хотим новой войны, поэтому не имеем права забывать о войне прошедшей.  Настя: Мы будем вечно помнить о тех, кто погиб во имя Победы, мира на земле.)

. Корни человека связаны с прошлым его страны. Истинный гражданин своей страны должен знать её историю, своих героев, тех, кому он обязан жизнью.

Следующая страница нашего устного журнала называется «Память бережно храним»

Мой стих:

Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжел.
ОН все прошел: огонь и воду,
И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу
До завершающего дня
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасенная Россия,
Как вечный памятник ему.

Стоят солдаты в бронзе и граните.

В любом посёлке, городе, в селе.

Над ними СЛАВА вечная в зените,

И ПАМЯТЬ вечная по всей Земле!

 Юля Ц.. Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Тихо, ребята, минутой молчанья память погибших почтим.

 ( Бой метронома. Минута молчания)

Корнелия:

Пусть в памяти народной навсегда

На долгие и долгие года

Останутся герои – земляки.

Защитники страны – фронтовики

Мы будем помнить каждого из них

Как близких нам людей и самых дорогих.

УЧИТЕЛЬ: Вот и перевернули мы последнюю страницу нашего устного журнала. Но в истории Великой Отечественной войны есть ещё много интересных, познавательных, не до конца изученных страниц.. Мы с вами продолжим работу в этом направлении. Надеемся, что вы не остались равнодушными по отношению к тому, о чём мы вам сегодня рассказали.. Мы должны помнить, какой ценой досталась нам Победа. 

Заключение:  Учитель :

  1. В завершении нашего классного часа, чтобы продлить эту память я предлагаю всем написать  фронтовые письма-треугольники  нашим прабабушкам и прадедушкам.

2 Давайте подведём итог нашего классного часа , Ребята ответьте пожалуйста на любой из вопросов  :

«Сегодня я узнал…».

«Мне было трудно...»

«Мне было интересно, потому что…».

«Теперь я знаю…».

«Теперь я буду…».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа для учащихся 4-5 классов на тему:"Мы этой памяти верны..." с использованием речевых игр

    Классный час играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман необычно и интересно. Выбор форм классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенносте...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-го класса на тему "Музицирование"

Я предлагаю сделать работу по усвоению навыков музицирования регулярной и более значимой для детей и педагога. А значит – более интересной. Это мероприятие - «внеклассный урок» или факультатив, которы...

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме "И вечной памятью двенадцатого года..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме И вечной памятью двенадцатого года......