Разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему «Г.И. Павлову – выпускнику Можгинского педучилища, автору книги «Юбера пиос» - 80 »
классный час на тему

Захарова Нелли Васильевна

Цель: ознакомление учащихся с биографией и творчеством земляка, самодеятельно композитора  Павлова Г.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией и творческим путем Павлова Г.И.;

2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся через сценическое искусство, музыку; способствовать умению учащихся вести исследовательскую работу;

3. Способствовать воспитанию уважения и любви к родному краю, людям, живущим рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_g.i._pavlovu_udm_pisatel.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Александровская СОШ»

Разработка классного часа для учащихся 5-7 классов

на тему

«Г.И. Павлову – выпускнику Можгинского педучилища,

 автору книги «Юбера пиос» - 80 »

Автор: учитель английского языка

            МБОУ «Александровская СОШ»

            Захарова Нелли Васильевна

Тема классного часа: «Г.И. Павлову, выпускнику Можгинского педучилища, автору повести «Юбера иос» - 80»

Возраст учащихся: 5-7 классы

Форма проведения: Устный журнал.

Оборудование: книга Павлова Г.И. «Юбера пиос», проектор, экран, CD проигрыватель с диском песен Павлова Г.И., презентация хода классного часа, баян.

Цель: ознакомление учащихся с биографией и творчеством земляка, самодеятельно композитора  Павлова Г.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией и творческим путем Павлова Г.И.;

2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся через сценическое искусство, музыку; способствовать умению учащихся вести исследовательскую работу;

3. Способствовать воспитанию уважения и любви к родному краю, людям, живущим рядом.

Предварительная работа: 1. Разучивание песни «Кучапи» с учащимися 5 класса;

2. Разучивание песни «Ой, учые» с учащимися 7 класса;

3. Подготовка сценки по мотивам повести «Юбера пиос» с учащимися 6 класса;

4. Подготовка с учащимися этих классов методической разработки (презентации) по биографии Павлова.

Ход занятия

Мероприятие начинается с песни Павлова Г.И. «Кучапи» (см. приложение)в исполнении учащихся 5 класса. Слайд 1

Учитель: 2 октября 1937 года в Казани родился мальчик по имени Геннадий. В последствии он становится известным самодеятельным композитором, автором песен и повестей.  

(Рассказ учителя продолжают подготовленные учащиеся)

Учащийся 5 класса: Родился Геннадий в семье удмуртских учителей. Детство своё провел в деревне Новые Юбери Можгинского района, УР.  Родители Геннадия очень любили петь. Свою любовь к пению передали и сыну. Слайд2.  Когда началась Великая Отечественная война, дядя Геннадия Новиков Вениамин Васильевич оставляет на хранение семье Павловых свою любимую «подругу»  - гармонь   и уходит на фронт. Слайд 3 К сожалению, как и многим нашим землякам, ему не суждено было вернуться с фронта домой. Гармонь стала самым лучшим другом для Геннадия.

Ученик 6 класса. После окончания Староюберинской семилетней школы Геннадий поступает учиться в Можгинское педучилище. Слайд4  В училище он учится играть на скрипке Слайд5. После учёбы в педучилище поступает на филологический факультет Удмуртского педагогического института (ныне УдГУ). Слайд6 Здесь он становится активным участником оркестра духовых инструментов, но баян не забывает. Слайд7 К тому же Павлов в годы своей учёбы в институте руководил удмуртским хором, которым до него руководил известный писатель Михаил Покчи-Петров.  Слайд8

Ученик 7 класса.  После окончания пединститута Геннадий Иванович работает методистом в Республиканском Доме народного творчества, потом художественным руководителем и баянистом в районном Доме культуры п. Кизнер. Слайд9  Затем судьба закидывает его семью в п. Пычас, где он работает в школе учителем литературы и русского языка, ведёт уроки пения. Слайд10

(Исполнение песни «Ой , учые» учащимися 7 класса см. приложение 2)

Ученик 5 класса. Но вскоре жизнь и работа в небольшом посёлке уже не стали удовлетворять талантливого человека. Поэтому семья Павловых переезжает в Можгу. Геннадий Иванович поступает на работу в Можгинское педучилище. Слайд11 В нашей школе многие учителя также являются выпускниками Можгинского педучилища. Предлагаем вашему вниманию послушать воспоминания Рыловой Р.И. о преподавателе музыки педучилища тех лет Павлове Г.И.

(Выступление Рыловой Р.И.)

Ученик 6 класса. Павлов Г.И. имел отличный музыкальный слух, виртуозно играл на музыкальных инструментах, был замечательным преподавателем и скромным человеком. Его портрет заносился на городскую Доску Почёта, он награждён значком «Отличник народного просвещения». Слайд12

Ученик 7 класса. В конце 1991 года выходит его книга «Юбера пиос», Слайд13 куда включены две повести: «Юбера пиос» и «Эзель» кизилилэн быремез, яке Ладилэн паймымон ужъёсыз». В первой повести говорится о трудной военной жизни ребят из деревни Новые Юбери. Слайд14  Во второй – автор раскрыл удивительный мир детской мечты юного конструктора и изобретателя. Он провел своего героя через трудности и борьбу с противником мирной жизни на земле.  Слайд15

(исполнение сценки по мотивам повести «Юбера пиос» учащимися 6 класса                      см. приложение 3)

Учитель. В заключение хочется привести слова детского писателя Г. Ходырева, Слайд16 который отметил: «Кто сказал, что Геннадий Павлов – самодеятельный композитор? Все созданные им музыкальные произведения профессиональны. Поэтому они живы и популярны в народе». Слайд17

Приложение 1

Кучапи

(кылъёсыз В.Михайловлэн, крезьгурез  Г.И. Павловлэн)

1.Шедьтид монэ шур дурысь

Куак полысь.

Мон сои ник тон дорын

Со дырысь

Нокытчы уг кошкиськы.

Огнадэ уг кельтиськы.

Кучапи мон, кучапи –

Ав-ав-ав!

Монэ утемед понна

Тау, тау, тау!

2.Гужем чошен шудомы

Шур дурын.

Туж ческыт ук жыт омыр

Возь вылын.

Гуждорын погылляськом,

Дун вуын шопылляськом.

Кучапи мон, кучапи –

Ав-ав-ав!

Эш кариськемед понна –

Тау, тау, тау!

3.Школае ке тон мынид,

Мон кылё.

Монэ зеч ке думылид –

Сёт лёлё.

Юртъерез мон зеч утё,

Школаысь тонэ витё.

Приложение 2

Ой, учые

(кылъёсыз но крезьгурез  Г.И. Павловлэн)

1.Ой, учые, учые

Турлы, турлы гуръёстэ,

Ой, учые, учые,

Мыным чирдиськод-а?

2.Ой, гажанэ, гажанэ,

Кизили ке воректэ,

Ой, гажанэ, гажанэ,

Монэ малпаськод-а?

3.Толэзь шуре учкыку,

Арган куара вазьыку,

Толэзь шуре учкыку,

Монэ витиськод-а?

4.Кема возьмам кылъёстэ,

 Сюлмад возем малпандэ,

Кема возьмам кылъёстэ,

Туннэ вералод-а?

Приложение 3

 «Юбера пиос» повестья сценкалы сценарий

Шудись муртъёс:

Пави

Варли

Анай

Павилэн эшъёсыз

Сцена 1

Действие ортче ульчаын. Ичи пиос забыль поттыса верасько.

Пави: Кылиды-а ини иворез?

Варли: Кыче сыче иворез?

Пави: Гуртамы беженецъёс, пе, лыкто!

Павилэн эшъёсыз: Кинъёс меда соос?

Пави: Пленэ кутэм фашистъёс, дыр!

Варли (кушетскыса): Нош малы соосыз асьме доры ваё?

Пави (кеськыса): Асьмеос ыбылом соосыз! Рогаткаос лэсьтомы! Ойдолэ бадзым сюрес вылэ кольы бичаны ветлом!

Павилэн эшъёсыз: Ойдолэ!

Сцена 2.

Пави анаез доры лыктиз.

Пави: Анай. Ми немецъёсты ыбылыны дасяськиськом.

Анай: Кыче  немецъёсыз?

Пави: Ма, беженецъёсыз…

Анай (кушетскыса): Кыче немецъёс луозы соос? Асьме адямиос со. Мотри, кидэ йоттид ке… (пиезлэсь йырзэ маялтыса) Эк, та шузиен!

Сцена 3.

Ульчаын. Пави эшъёсыныз вераське.

Пави: Мон беженецъёсыз уг ыбылы, анай оз лэзьы.

Варли (Павилэн матаз кариськыса): Трус тон! Фашистъёсыз жаляськол-а? Газетын но гожтэмын «Фашистъёслы – кулон!» (Павилэн бераз чыжыны вырыса) Мын, кош татысь!

(Пави кошке бордыса. Йыр йылтиз 2-3 кольы лобзе)

Сцена 4.

Анаез пиеныз вераське.

Пави  (викышъяса): Анай. Монэн эшъёсы уг шудо ини!

Анай: Малы, пие?

Пави: Мон беженецъсыз жалямен…

Анай (пизэ зигыртыса): Кылзиськы, пие, мынэсьтым, кылзиськы. Тани атаед но весь кылзиськыны косыса гожъя…(тыбыраз топ-топ вешаса) Ну зеч ке зеч ини мынам Павие, нянез но пыжиське ини!

Сцена 5.

Вань пиналъёс бичаськыса.

Пави (вазиське учкисьёслы): Берло ми валатскимы: беженецъёс – войналэсь пегзем муртъёс вылиллям. «Бежать» кылэз ваньмы тодиськомы, нош азьло та кыл тодэ но оз лыктылы.

Пави (Варлилы вазиськыса): Вот, Варли, а тон ыбылыны косид соосыз!

Варли: Тон ачид «со немецъёс» шуид ук! Тон винамат!

Пави: Э, Варли, монэ гинэ янгыше эн уськыты. Ачид но озьы малпад…

Варли: Я, я … огпол верад ини, тырмоз.

Пави: То-то, угось…

Катанчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа для учащихся 4-5 классов на тему:"Мы этой памяти верны..." с использованием речевых игр

    Классный час играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман необычно и интересно. Выбор форм классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенносте...

Разработка классного часа для обучающихся 7-9 классов по теме «Здоровый образ жизни»

Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.Здоровы...

Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».

 Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов по теме «Толерантность».Тема выбрана  не случайно. В последнее время в подростковой и молодежной среде не все и не всегда относятс...

Сценарий классного часа для учащихся 9, 11 классов на тему "Профессии нового века"

Цель классного часа: подготовка учащихся к труду и выбору профессии, формирование      знаний о некоторых профессиях XXI века....

Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"

Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...

Методическая разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему _Широкая масленица_

Методическая разработка классного часа для учащихся 5-7 классов на тему _Широкая масленица_...

Методическая разработка классного часа для учащихся 5-9 классов на тему « Прикоснёмся к памяти душой»

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстоявшей не...