Письмо по памяти как профилактика нарушений устной и письменной речи неслышащих учащихся
статья (7 класс) по теме
Письмо по памяти как один из видов работы по профилактике нарушений устной и письменной речи направлен на устранение так называемого аграмматизма и алогизма глухих, на предупреждение ошибок в их письменных работах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayavkai_tezisy.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Письмо по памяти как профилактика нарушений устной и письменной речи
неслышащих учащихся
С. А. Зыков разработал такую систему обучения, при которой способность речевого общения стала эффективным условием овладения языком. Обучение неслышащих детей общению языковыми средствами требует связи с различными видами деятельности, использования потребности детей в общении с окружающими, организации речевой сферы.
Работа по развитию навыков устной и письменной речи неслышащих учащихся позволяет решать коррекционные задачи. Реализация этих задач в условиях специального обучения предполагает выполнение учащимися специальных упражнений, направленных на развитие словесно – логического мышления, словесной памяти, на обогащение лексического запаса, на развитие навыков грамматического оформления своих высказываний, на умение использовать полученные знания в другой ситуации.
Письмо по памяти как один из видов работы по профилактике нарушений устной и письменной речи направлен на устранение так называемого аграмматизма и алогизма глухих, на предупреждение ошибок в их письменных работах.
Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (или на уроке) выученного текста небольшого объёма. Для письма по памяти можно подобрать как прозаический, так и поэтический текст. Отрывки из художественных произведений призваны не только проиллюстрировать различные явления русского языка, уточнить имеющиеся представления и понятия, дополнить и обогатить их новыми фактами, сведениями, образами. Они призваны дополнить литературные познания и привить интерес неслышащих учащихся к чтению, восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом, расширить познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт, эмоциональную сферу глухого ученика. Имея перед глазами образцы фраз и текстов в качестве примера, знакомясь, таким образом, с системным устройством языка, глухие учащиеся могут использовать их для построения своих собственных высказываний,
Язык – основная форма хранения знаний о культуре народа и средство познания этих знаний. В преподавании русского языка культурный элемент становится одним из необходимых средств развития духовного мира глухого, его нравственных чувств и нравственного поведения, воспитания его национального самосознания и российской гражданской идентичности.
По мнению Т. М. Пахновой существенное место в этом процессе отводится тексту художественной литературы. Комплексная работа с текстом способствует развитию речи учащихся, формированию орфографических, пунктуационных навыков, служит базой для последующего восприятия и изучения ряда самостоятельных учебных дисциплин. Один из видов этой работы – письмо по памяти.
Цели письма по памяти в школе I (II) вида:
1. Развитие эстетического отношения к языку, речи (эмоционально – ценностные).
2. Формирование у неслышащих учащихся языковой компетенции, то есть расширение словарного запаса, освоение норм языка, профилактика нарушений устной и письменной речи.
3. Умение применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала (психомоторная).
4. Развитие рецептивных речевых (чтение, аудирование) и продуктивных (говорение, письмо) навыков и умений.
5. Коррекция произносительных навыков, работа над ритмико – интонационной структуры речи.
Для анализа и последующей записи по памяти можно предложить учащимся уже знакомые стихотворные миниатюры (фрагменты поэтических текстов), работа над которыми была предварительно проведена на уроках чтения и развития речи (литературы) с учетом уровня речевого развития учащихся. Миниатюры могут быть объединены одной тематикой.
После каждой миниатюры даются задания, предназначенные для фронтальной работы. После заданий предлагаются орфограммы и пунктограммы, которые можно закрепить, повторить на примере того или иного стихотворения. Целесообразно в текстах выделить орфограммы, на которые следует обратить внимание школьников при подготовке к написанию миниатюры.
Неслышащие учащиеся с интересом относятся к этой работе, так как запоминание небольшого по объёму стихотворного текста помогает обогатить словарный запас учащихся, повысить их грамотность, духовный и культурный уровень.
Во время работы над текстом необходимо создать условия для восприятия художественного текста, помочь детям прочувствовать настроение, которое передаёт стихотворение; особое внимание следует уделить словарной работе. Работа с миниатюрой поможет выработке навыков выразительного чтения художественного текста, соблюдения пауз, логического ударения, совершенствования ритмико – интонационной структуры речи глухого в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.
Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (прошедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной школе) показывает, что в процес...
Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".
Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи
Рекомендации логопеда...
Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...
Консультация "Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи"
Целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи....
Комментарии
Материал может быть