Буклет для родителей "Развитие подвижности артикуляционного аппарата"
учебно-методическое пособие на тему

Жарова Татьяна Ивановна

Буклет можно использовать как дополнительный раздаточный материал на родительских собраниях, конференциях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_art.gimnastika.docx278.01 КБ

Предварительный просмотр:

     Речевые нарушения у детей - серьезная проблема нашего времени. Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.  

Время появления звуков (возраст)

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5—6 лет

Звуки

а о э

п б м

и ы у

ф в

т д н

г к х

й

с з ц

ш ж

ч щ

р

л

    Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются.

Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

         Причины речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки;
- увеличение   числа     патологий  

   беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление   здоровья   детей    и   рост            

   детской заболеваемости;
- различные социальные причины.

     Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

     Артикуляция [лат. articulare членораз-дельно выговаривать] деятельность  органов речи, необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

     Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые  у детей навыки закреплялись. Лучше выпол-нять упражнения 3-4 раза в день по 5 -7 мин.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7р. 
  • Статические упражнения выполняются по 10-20 секунд  (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
  • Артикуляционную гимнастику выполня-ют сидя, т. к. в таком положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
  • Ребенок должен хорошо видеть своё  ли-цо, чтобы контролировать правильность вы-полнения упражнений. Поэтому ребенок во время проведения артикуляционной гимнас-тики должен  находиться перед зеркалом.

   

     Артикуляционная гимнастика является основой  формирования  речевых  звуков  и коррекции нарушений звукопроизношения.

 

Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 49

«Школа здоровья»

(812)421-42-79, e-mail:int49@spb.edu.ru

http://internat49.spb.edu.ru

Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щёк

  • «Толстый человечек»: надувание обеих щёк одновременно (попеременно).
  • «Худой человечек»: втягивание щёк в ротовую полость.
  • «Хоботок»: сомкнутые губы вытягиваются вперёд хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение.
  • «Улыбочка»:  губы растягиваются в сторо-ны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  • Чередование «Улыбка» - «Хоботок»
  • Имитация полоскания зубов.
  • Вибрация губ (фырканье лошади).

Основные упражнения для языка при нарушении произношения шипящих и [Р]

  • Просунуть язык между губами, помять его губами, произнося многократно слог ПА. После  5 – 6 раз оставить рот приоткрытым и зафиксировать широкое положение языка  («Лопаточка»)
  • В момент произнесения звука [И] прикусывать боковые края языка.  После  5–6 раз оставить рот приоткрытым и зафиксировать широкое положение языка  «Лопаточка»
  • Чередовать «Лопаточка» - «Иголочка» (кончик языка острый).
  • «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
  • «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена. Язык держим  от 15 сек.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VІ вида) № 49

Санкт – Петербурга «Школа здоровья»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА -  ПОМОЩНИК В ПОСТАНОВКЕ ЗВУКОВ

Санкт – Петербург

02 ноября 2012 года

  • «Маляры». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого неба. 
  • «Почистим зубки». Рот открыт. Губы в улыбке,  так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим» передние  верхние зубы с наружной стороны, сначала делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.
  • «Фокус».  К кончику носа прикладываем кусочек кальки. Широким языком «обнимаем» верхнюю губу и делаем продолжительный  плавный выдох,  сдувая лист бумаги. Следите за центральной воздушной струёй.
  • «Орешек».Перекатывать язык внутри ротовой полости с упором кончика в слизистую щеки.
  • «Грибок» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык присасывается всей плоскостью к нёбу и удержать в таком положении под счет от 1 до10. Тянется  подъязычная уздечка.
  •  «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна!
  • «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Дуть на лежащий на столе карандаш плавно и продолжительно, т.е. катать карандаш.

Помните, что комплекс  артикуля-ционных упражнений составляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Тренируйтесь дома! Следите за поставленными звуками в повседневной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата

Тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата. Упражнения на скороговорки(Тренировка согласных и гласных)...

Развитие артикуляционного аппарата при помощи английских скороговорок.

Отличные упражнения для тренировки артикуляционного аппарата, работаем с дикцией, правильным и четким произношением....

Комплекс упражнений для артикуляционного аппарата.

Содержит комплексы упражнений для развития подвижности губ, для губ и щёк, статические и динамически упражнения для языка, упражнения для развития подвижности нижней челюсти, для тренировки мышц глотк...

Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика,  развитие речевого дыхания....