Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения
план-конспект урока (11 класс) на тему

Овчинникова Татьяна Сергеевна

Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и  «Поздравление с праздником». Также   предложены к выполнению упражнения и задания по закреплению правильной постановки словесного ударения,  правильной постановки логического ударения и выделение его голосом в тексте, а также  правильного произношения в речи звуков Л, ЛЬ – Р, РЬ и дифференциации их в предложенном речевом материале урока.

 Система уроков по теме «Стихотворение «Родина» включает в себя конспекты трёх уроков, на которых учащимся предъявляются вопросы и задания интегрированного характера.   Кроме того, в процессе работы над текстом  учащимся предлагается выполнить специально написанные мной упражнения и разыграть этюд, то есть  разыграть фрагмент сюжетно-ролевой игры, непосредственно относящейся к теме текста.

Эти виды работ  воспитывают  у учащихся чувства патриотизма, любви к родной природе, эстетические чувства, служат развитию эмоционально-волевой сферы и творческого воображения, мыслительных и других психических процессов, что способствует осознанному, эмоциональному восприятию текста и его интонированному чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_metody_.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                ГБС(К)ОУ ШИ I – II вида

                        Г. Тихорецк  Краснодарского края

Использование нестандартных методов и приёмов в системе уроков на тему: «Стихотворение К. Симонова «Родина» и при работе над текстами  на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

                                                 

                                                Учитель слуховой работы

                                                Овчинникова Татьяна Сергеевна

                                

                        г. Тихорецк  Краснодарского края

                                            2012 г.

Урок РРС и ФП в 11 классе. (1 урок)

Тема: Стихотворный текст «Родина»  (автор К. Симонов). Праздничные поздравления. (1 мая)

Звуки: Л,ЛЬ – Р,РЬ. Логическое ударение.

Цели:  - воспринимать речевой материал урока с ЗУА и без ЗУА;

 - воспринимать вопросы и задания к тексту «Родина»;

 - воспринимать вопросы по теме: «Праздничные поздравления»:

 - дифференцировать  звуки Л, ЛЬ – Р, РЬ.

- следить за правильным произнесением всех звуков;

 - соблюдать логическое ударение;

   - закреплять материал  географического характера;

 - воспитывать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине;

 - развивать эмоционально-волевую сферу и творческое воображение учащихся.

Оборудование:  портрет К. Симонова,  текст,  ПК,  презентация «К. Симонов- писатель и поэт»,  слайды,  пиктограммы, иллюстрации, географическая карта.         

                                Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка работы ЗУА.

 - Как слышишь меня?

 -  Какой сейчас урок?

 - Тебе нравится посещать уроки слуховой работы?

   - Какие уроки тебе нравятся больше других?

 - Сегодня на уроке ты будешь слушать, читать, отвечать на вопросы, выполнять задания. Будешь стараться правильно произносить звуки Л, ЛЬ – Р, РЬ, а также все остальные звуки.

2. Дифференцировка звуков Л – Р.

 -  Прочитай слова  и определи: звуки Л и Р в них мягкие или твёрдые?

ра – ла                 радио – лампочка

аро - ало                   аромат – талон

ара - аре                 парад – карета

ары - алы                   арык - алыча  

 3.Дифференцировка звуков ЛЬ – РЬ.

 Ответь на вопросы, используя нужные по смыслу слова:

 - Как называют человека, который много трудится?

 - Как называют человека, который стремится многое узнать?

 - Как называют вид спорта, связанный с риском для жизни?

 - Как называют человека, который имеет дар, талант?

( одарённый, трудолюбивый, любознательный, экстримальный)

 - Подчеркни в словах-ответах мягкие согласные РЬ и ЛЬ.

4.Работа над логическим ударением.

 - Как ты выделяешь важные слова в предложении?

 - Что ты изменяешь при этом? (силу или высоту голоса)

 - Прочитай текст. Выдели главные в тексте слова.

                                Пионы.

        По утрам сад в сиянии и блеске.  И в зелёном сверкании махровые, отяжелевшие от собственной пышноты пионы – белые, розоватые, розовые, темно-вишнёвые. Особенно хороши белые с чуть розовой сердцевинкой.

5.Восприятие  слухо-зрительно вопросов по теме: Как поздравить с праздником.

- Назови майские праздники.

 - Как называется праздник, который отмечают 1 мая?

 - Как отмечают этот праздник в нашей стране?

 - Как вы дома отмечаете этот праздник?

 - Кого ты поздравляешь с этим праздником?

 - Как ты поздравляешь  близких с этим праздником?

6. Работа с текстом «Родина».

 -  Сегодня мы будем читать новый текст. Это стихотворение «Родина», которое написал известный поэт Константин Симонов. (Ученица  находит фотографию поэта  в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия)

 - Прочитай, что написано о Константине Симонове на слайде.

 - Константин Симонов – известный поэт и писатель. Фронтовик. Был

        

военным корреспондентом. Написал повести и стихотворения о войне.

 -   Перед тем, как начать читать это стихотворение, поработаем над словарём, то есть узнаем значение новых слов.

а) Словарь.

Краткий миг – короткий миг

Клочок земли – небольшой кусок земли

Перевоз – паром для переезда с одного берега на другой

б)  Чтение стихотворения  «Родина» ученицей.

         Родина

                        Касаясь трёх великих океанов,

                        Она лежит, раскинув города,

                        Покрыта сеткою меридианов,

                        Непобедима, широка, горда.

                        Но в час, когда последняя граната

                        Уже занесена в твоей руке

                        И в краткий миг припомнить разом надо

                        Всё, что у нас осталось вдалеке.

                        Ты вспомнишь не страну свою большую,

                        Какую ты изъездил и узнал,

                        Ты вспомнишь родину – такую,

                        Какой её ты в детстве увидал.

                        Клочок земли, припавший к трём берёзам,

                        Далёкую дорогу за леском.

                        Речонку со скрипучим перевозом,

                        Песчаный берег с низким ивняком.

                        Вот где нам посчастливилось родиться,

                        Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

                        Ту горсть земли, которая годится,

                        Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

                        Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

                        Да, можно голодать и холодать,

                        Идти на смерть…  Но эти три берёзы

                        При жизни никому нельзя отдать.

                                                                Константин Симонов

.в) Вопросы по содержанию текста.

 - Как называется стихотворение?

 - Кто является автором стихотворения «Родина»?

 - Что ты узнала о Константине Симонове?

 - О чём говорится в стихотворении?

 - Какой  описывает поэт родину?

 - О каком историческом времени говорится в стихотворении?

 - Как поэт описывает свою малую родину?

 - За что можно отдать свою жизнь?

7. Слова, словосочетания и предложения, предъявленные на слух и слухо-зрительно.

Касаясь трёх великих океанов. Меридианы.  Сетка меридианов. Непобедима, широка, горда. Граната.  Краткий миг. Ты вспомнишь Родину. Клочок земли. Горсть земли. Зной, гроза, морозы. Никому нельзя отдать.

8. Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения учащихся.

Упражнение.

 - Какие эмоциональные состояния ты испытываешь, вспоминая свою малую родину?

 - Изобрази эти состояния и покажи их на слайдах.

9. Подведение итогов урока.

 - Ты хорошо работала на уроке. Старалась правильно произносить все звуки, соблюдала логическое ударение, хорошо читала стихотворение и правильно отвечала на вопросы. Допустила мало ошибок. Оценка – 4.

Урок РРС и ФП в 11 классе. (2 урок)

Тема: Стихотворный текст «Родина». Поздравление  с праздником (9 мая). звуки Л, ЛЬ – Р, РЬ. Логическое ударение.

Цели: - воспринимать слухо-зрительно речевой материал урока;

 - воспринимать вопросы и задания к тексту « Родина»;

 - воспринимать вопросы по теме «Поздравление с праздником» ;

 - дифференцировать в речи звуки Л, ЛЬ -  Р, РЬ;

- следить за правильным произнесением всех звуков;

 - соблюдать в речи логическое ударение;

  - закреплять  умение учащихся пользоваться географической картой;

 - закрепить у учащихся понятие слова родина в  географическом значении;

 - воспитывать у учащихся любовь и патриотические чувства к родине, к родной природе;

 -  развивать эмоционально-волевую сферу и творческое воображение учащихся.

Оборудование:  текст, портрет поэта К. Симонова, ПК,  презентация «К. Симонов – писатель и поэт», слайды, пиктограммы, географическая карта.

                                Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка работы ЗУА.

 - Добрый день.

 - Какой сегодня день недели?

 - Какой у вас был урок?

 - Какой урок будет после этого?

 - Сегодня на уроке ты будешь  выразительно читать стихотворение, соблюдая правила произношения, отвечать на вопросы и выполнять задания к тексту.  Будешь следить за правильным произнесением звуком Л, ЛЬ – Р, РЬ и всех остальных звуков, работать над развитием эмоций.

2. Дифференцировка звуков Л, ЛЬ – Р, РЬ.

а) - Прочитай. Следи за произношением.

ра – ря        радуга – рядовой

ро – рё        ровный - рёв                 Ревела буря, гром гремел.

ру – рю        ручей – рюкзак                Румяной зарёю покрылся восток.

алка– алька         галка - галька                 

олка – олька        полка – полька

б) - Составь из словосочетаний предложения. Прочитай.

Маленькое дело                          труд всё перетрут.

Кончил дело                         лучше большого безделья.

Терпение и                          гуляй смело.

 - Подчеркни в составленных предложениях твёрдые согласные Л – Р.

3.Работа над логическим ударением.

Прочитай  третью строфу стихотворения «Родина». Выдели в ней (подчеркни) главные по смыслу слова.

Ты вспомнишь не страну свою большую,

                        Какую ты изъездил и узнал,

                        Ты вспомнишь родину – такую,

                        Какой её ты в детстве увидал.

 - Прочитай отрывок стихотворения ещё раз, соблюдая логическое ударение.

3. Восприятие слухо-зрительно вопросов по теме :«Поздравление с праздником».

 - Какой праздник в нашей стране отмечают 9 мая?

 - Как называется этот праздник?

 - Как  отмечают этот праздник?

 - Кого поздравляют с Днём Победы?

  - Как ты поздравишь с этим праздником дедушку (папу, маму, родственников)?

4.  Работа над стихотворным текстом «Родина».

а) Повторное чтение стихотворения учащейся.

б) Выполнение заданий к тексту:

 - Сколько строф в стихотворении «Родина»?

 - В какой строфе описывается географическое положение России.

 - Покажи на карте местоположение нашей родины.

 - Нарисуй в тетради параллели и меридианы.

 - Покажи на карте три океана, которые омывают брега нашей родины.

 - В какой строфе стихотворения описывается малая родина поэта?

  - Назови свою малую родину.

 - В какой строфе говорится  о  горсти родной земли?

Продолжи предложение:

Касаясь трёх великих океанов…

Речонку со скрипучим перевозом…

Найди предложение по его концу:

… чтоб видеть в ней приметы всей земли.

… идти на смерть…

 - Найди в стихотворении и прочитай слова, которыми Симонов даёт определение Родины.

 - Как их нужно прочитать?

- Прочитай выразительно главные слова в тексте.

5. Слова, словосочетания и предложения, предъявленные на слух или слухо-зрительно.

Три великих океана. Меридианы. Непобедима, широка, горда. Последняя граната.  Краткий миг. Ты вспомнишь Родину. Клочок земли. Три берёзы. Горсть земли. Зной, гроза, морозы. Никому нельзя отдать.

6.Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения учащихся.

 - Какие эмоциональные состояния ты испытываешь, думая о судьбе своей Родины? (  Тревогу, надежду, гордость)

 -   Назови эти состояния, изобрази и покажи их на слайдах.

7. Итог урока. Ты работала хорошо, старалась. Ошибок допустила мало. Звуки старалась произносить верно, соблюдала при чтении логическое ударение, правильно отвечала на вопросы и  выполняла задания.

 Оценка – 4.

Урок РРС и ФП в 11 классе. (3 урок)

Тема: Стихотворный текст «Родина». Письмо (SMS-сообщение)

Звуки Л, ЛЬ – Р, РЬ. Словесное ударение.

Цели:  - воспринимать с ЗУА и без ЗУА речевой материал урока;

- воспринимать вопросы и задания к тексту;

 - продолжить работу над анализом текста;

 - дифференцировать  в речи звуки Л,ЛЬ и Р,РЬ;

 - следить за правильным произнесением всех звуков;

 - соблюдать при чтении и в речи словесное ударение;

 - воспитывать у учащихся  любовь к своей стране,  к малой родине;

- воспитывать у учащихся чувство уверенности в непобедимости нашего народа и нашей страны;

 - развивать эмоционально-волевую сферу и творческое воображение учащихся.

Оборудование:  текст стихотворения, ПК, таблички, слайды,  иллюстрации, пиктограммы.

                        Ход урока.

1. Организационный момент.

 - Какой месяц заканчивается?

- Какой учебный год заканчивается?

 - С какими отметками  ты закончила 11 класс?

 - Ты собираешься учиться в школе дальше?

2. Дифференцировка звуков Л, ЛЬ – Р, РЬ.

 - Послушай, какую я сейчас загадаю загадку. Повтори её. Отгадай.

В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь, берёза, клубок шерсти)

 - Послушай вопрос. Скажи полный ответ.

Какие специалисты работают в поликлинике?

К какому врачу ты пойдёшь: Если у тебя заболит горло?

                                       Если у тебя заболят зубы?

       Если ты сломала руку?

       Если у тебя болят глаза?

       Если тебе надо сделать рентген?

К какому специалисту  ты пойдёшь, если тебе надо сдать анализы?

(травматолог, окулист, отоларинголог, стоматолог, окулист, лаборант, рентгенолог)

Подчеркни в ответах мягкие звуки  РЬ и ЛЬ.

3. Восприятие слухо-зрительно вопросов по теме: Письмо. ( SMS-cообщение)

 - С какими праздниками ты  поздравляешь родственников, друзей?

  - Как можно поздравить с праздником?

 - Как ты  поздравляешь с праздниками?

 - Какой скоро будет главный праздник для нашей страны?

    - Составь SMS-сообщение человеку, которого ты хочешь поздравить с Днём Победы?

  1. Работа со стихотворным текстом  «Родина». Работа над словесным ударением. 

- Прочитай первую строфу стихотворения «Родина», расставь ударение в словах. Прочитай  эту строфу ещё раз.

 Каса́ясь трёх вели́ких океа́́нов,

                        Она́ лежи́т, раски́нув города́,

                        Покры́та се́ткою меридиа́нов,

                        Непобеди́ма, широка́, горда́.

 5.  Анализ стихотворения.

-Давай попробуем ответить на самые важные вопросы к этому тексту.

 - Что такое Родина?

 - Как называется наша Родина?

 - Где расположена наша Родина?

 - Какими словами автор характеризует нашу Родину?

 - Что мы должны защищать?

 - Что каждый воин вспоминает перед смертью?

 - Что ему дороже всего на свете?

 - А что тебе дороже всего на свете?

 - Где находится твоя малая родина?

 - Повтори: Россия – моя Родина. Гулькевичи (Анапа) -  моя малая родина.

Выразительно прочитай самые главные слова стихотворения.  Как их нужно прочитать?  (Соблюдая логическое ударение)

6 . Слова, словосочетания и предложения, предъявленные на слух и  слухо-зрительно.

 Страна лежит, раскинув города. Сетка меридианов. Непобедима, широка, горда. Последняя граната. Краткий миг. Ты вспомнишь родину. Горсть земли. Зной, гроза, морозы. Эти три берёзы. Никому нельзя отдать.

8.Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения учащихся.

                        

Упражнения.

 - Соотнеси первую иллюстрацию со словами стихотворения.

 - Соотнеси вторую иллюстрацию со словами стихотворения.

 - Какие эмоциональные состояния у тебя вызывает первая иллюстрация?

 -  А вторая?

 - Выбери из представленных пиктограмм те, которые соответствуют твоим эмоциональным состояниям, вызванными данными иллюстрациями.  

Этюд «Последняя граната»

Был тяжёлый  бой. Враги окружили тебя. В руке у тебя последняя граната. Сейчас ты бросишь её и подорвёшь и себя, и врагов. Что ты вспомнишь в этот миг?

Выразительные движения: ты напряжён, правая рука поднята вверх и слегка заброшена назад. В ней граната.

Эмоциональные состояния: мужество, боль, воспоминания.

     Какие слова тебе хочется сказать?

     - За Родину!

     - За мой город (станицу)!

9. Подведение итогов урока.

Работа над текстами.

Фрагмент урока  РРС и ФП в 11 классе. Работа над текстом.

                        Здоровье дарит природа.

        Летние каникулы ты проведёшь дома. Будешь много гулять, отдыхать на речке или на море, помогать родителям в огороде. Солнце, воздух и вода укрепят твоё здоровье, защитят от простудных заболеваний.

        Если каждый день  находиться на свежем воздухе не меньше четырёх часов, у тебя будет прекрасный сон и хороший аппетит.

        Солнце покроет твоё тело золотистым загаром. Не перегревайся на солнце. Это очень вредно для здоровья!

        Дружи с водой, плескайся, брызгайся, плавай! Плавание и движение в воде сделает твою фигуру более стройной.

Летом вместе со свежими фруктами и овощами твой организм получит витамины и полезные вещества. Витамин А способствует росту и зрению. Он содержится в помидорах, моркови, абрикосах, тыкве. Витамин С, который содержится в чёрной смородине, малине, цитрусовых, крыжовнике, клубнике, луке, защищает организм от инфекций.

Словарь.

Полезные вещества – вещества,  способствующие здоровью.

Инфекция – проникновение в организм микробов, заражение.

Вопросы к тексту.

Чем ты будешь заниматься летом?

Что укрепит твоё здоровье?

Когда бывает хороший аппетит и прекрасный сон?

Какой загар вреден для здоровья?

Почему нужно дружить с водой?

Как твой организм получает витамины?

Что ты знаешь о витаминах А и С?

Задания к тексту.

В каком абзаце говорится о пользе свежего воздуха?

Прочитай второе предложение первого абзаца. Расставь в нём речевые паузы. Прочитай его, соблюдая правильное дыхание.

Прочитай последнее предложение в первом абзаце.

Найди в нём однородные члены предложения.

Найди в тексте восклицательное предложение и выразительно прочитай его.

Продолжи предложение:

Отдыхать на речке или на море…

Ими богата чёрная смородина…

Найди предложение по его концу:

…витамины и полезные вещества.

…летние каникулы ты проведёшь дома.

Прочитай в третьем абзаце последнее предложение. Выдели голосом  слово, на которое падает логическое ударение.

Подбери антоним к слову здоровье.

Анализ текста.

Что дарит людям здоровье?

Назови три фактора, которые  помогают стать здоровыми?

Чем полезна вода?

А свежий воздух?

Когда солнце наносит вред?

Что получает человек вместе с овощами и фруктами?

Какие витамины ты знаешь?

Ты ведёшь здоровый образ жизни?

Пересказ текста.

Слова, словосочетания и предложения, предъявленные на слух и слухо-зрительно.

Здоровье дарит природа. Свежий воздух. Хороший сон. Прекрасный аппетит. Золотистый загар. Не перегревайся на солнце! Витамины. Полезные вещества.

Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения учащихся.

Упражнение.

Какие эмоции ты испытываешь, когда наступают летние каникулы? Изобрази эти эмоции, покажи их на пиктограммах.

Этюд «Я загораю на речке».

Представь себе, что ты приехал на море и отправился на пляж, чтобы позагорать. Ты растянулся на песке, расслабился. Солнце  ещё больше расслабило твоё тело. Тебя охватила сладкая истома.

Выразительные движения: ты лежишь на песке, разбросав руки и ноги в стороны.  

Эмоциональные состояния:  расслабленность, нега, истома.

 - Покажи на слайде эмоциональное состояние истомы, неги.

Какие слова тебе хочется сказать?

 - Как хорошо!

 - Мне так приятно!

Фрагмент урока РРС и ФП в 10 классе. Работа над текстом.                                

Осенний лес

Особенно красив лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна клёнов и осин. Медленно кружатся, падают с берёз лёгкие жёлтые листья.

        Тихо в осеннем печальном лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шапка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

        Что-то грустное, прощальное слышится и видится в опустевшем лесу. Ещё цветут последние осенние цветы. Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди, но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне елового леса видны яркие краски клёнов и осин.

Не хочется уходить из леса, прощаться с золотыми осенними днями.

Словарь.

Пурпурные – красные.

Прокличут – позовут.

Развесистый дуб – с раскинутыми широко ветвями.

Вопросы к тексту.

 - Что описывается в тексте?

 - Каков лес в ранние осенние дни?

 - Какого цвета листья у берёз, клёнов и осин?

 - Почему слышен под ногами шелест сухой листвы?

 - Расскажи о последних осенних цветах.

 - Что слышится и видится в опустевшем лесу?

 - Какое дерево ещё стоит зелёным?

 - Что значат слова «яркие краски»?

 - Почему не хочется уходить из леса?

Задания к тексту.

 - Прочитай первое предложение первого абзаца.

 - Найди в нём грамматическую основу.

 - Чем выражено подлежащее?

 - В каком абзаце говорится о подосиновике?

 - Прочитай последнее предложение третьего абзаца.

 - Подбери антоним к слову яркие.

 - Найди предложение по его началу:

На золотом фоне листвы…

Ещё зелёный стоит…

Найди предложение по его концу:

… пролетающие косяком журавли.

… прощаться с золотыми осенними днями.

 - Прочитай первое предложение первого абзаца. Подчеркни главные слова предложения. Выразительно прочитай его.

Нарисуй схематично осенний лес, используя текст.

Анализ текста.

 - Какая осень описывается в тексте?

 - Какая погода стоит в дни золотой осени?

 - У каких деревьев листья пурпурного цвета?

 - У каких деревьев листва всегда зелёная?

 - Почему ранняя осень навевает грусть?

 - Тебе нравится золотая осень?

 - Назови своё любимое осеннее дерево.

Пересказ текста.

Слова, словосочетания и предложения, предъявленные на слух или слухо-зрительно.

 Красив осенний лес. Золотой фон. Клёны и осины. Тихо в печальном осеннем лесу. Шелестит золотая листва. Подосиновик. Рябчик. Пролетающие журавли. Опустевший лес. Ещё цветут последние осенние цветы. Развесистый дуб. Яркие краски клёнов и осин. Золотые осенние дни.

Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.

Упражнение.

Какие эмоции у тебя вызывает найденный в траве последний подосиновик?

Изобрази эти эмоциональные  состояния и изобрази его в виде пиктограмм.

Этюд «До свиданья, журавли!»

        Ты бродил по осеннему лесу. Деревья стояли в красивых осенних нарядах. Под ногами шелестела сухая листва. Вдруг ты услышал прощальный клич над головой. В небе летели косяком журавли. Они курлыкали, будто прощались с тобой.

Выразительные движения: Поднял голову, помахал рукой.

Эмоциональные состояния: расслабленность, грусть, лёгкая печаль.

Какие слова тебе хочется сказать?

 - До свиданья, журавли!

 - Прилетайте поскорей назад!

 - До встречи!

Фрагмент урока  РРС и ФП в 10 классе. Работа над текстом.

                        Как уберечься от разряда молнии.

        Когда печёт солнце, а в воздухе накапливается влага, не стоит отправляться на прогулку, особенно в горы – будет гроза. Гуляя в грозу в лесу, не выходите на опушку, не подходите близко к высоким деревьям.

        Если вы сидите в лодке на озере, то скорее гребите к берегу или ложитесь на дно лодки.

        На пляже не стойте, а ищите углубление и ложитесь.

        В автомашине закройте все окна, и вы в безопасности, так как все четыре колеса резиновые, а резина – хороший изолятор, она не проводит электрический ток.

        В поезде закройте все окна, и вы в безопасности.

        В доме закройте все двери, отключите все электроприборы, не подходите к окнам.

        Иногда молния всё же попадает в людей. И часто это заканчивается трагически. Но иногда люди остаются живы и с ними происходят чудеса: они вылечиваются от хронических болезней.

Словарь.

Изолятор – вещество, не проводящее электрического тока.

Трагически – трагедия – несчастный случай.

Хронические болезни – постоянные болезни.

Вопросы к тексту.

Что ты прочитал?

О чём говорится в тексте?

Какие признаки в природе говорят о том, что будет гроза?

Как уберечься от грозы в лесу?

А в лодке на озере?

Что нужно сделать, если гроза застала вас в машине?

А в поезде? Дома?

Что происходит, если молнии попадают в людей?

Задания к тексту.

Найди в тексте и прочитай, как вести себя во время грозы в автомашине.

Прочитай, как надо уберечься от грозы в лесу.

Прочитай в седьмом абзаце второе предложение.

Определи его грамматическую основу.

Продолжи предложение:

Но иногда люди остаются живы…

В автомашине закройте все окна…

Найди предложение по его концу:

…не подходите близко к высоким деревьям.

Прочитай громко первое предложение в третьем абзаце.

Прочитай шёпотом предложение в пятом абзаце.

Назови электроприборы, которые ты знаешь.

Анализ текста.

О чём этот текст?

Как ты понимаешь значение слов уберечься от разряда молнии? Нарисуй молнию.

Ты выходишь на улицу во время грозы?

Как ты думаешь, гроза – это опасно?

Что нужно делать, чтобы уберечься от грозы?

Пересказ текста.

 Слова, словосочетания и фразы, предъявленные на слух или слухо-зрительно.

        Гроза. Когда печёт солнце. Накапливается влага. Не выходите на опушку. Гребите к берегу.  Углубление. Изолятор. В автомашине закройте все окна. Отключите все электроприборы. Но иногда люди остаются живы.

Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения учащихся.

Упражнения:

Какое чувство ты испытываешь во время грозы?

Изобрази чувство страха.

Найди это эмоциональное состояние на пиктограмме и нарисуй его в тетради.

Изобрази чувство ужаса.

Попробуй нарисовать его в тетради.

Сравни эти два изображения.

Какое чувство сильнее, страх или ужас?

Этюд  «Гроза».

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии.  Сильно гремит гром.  Ты дома один. Ты стоишь у окна. В момент сильного раската грома и блеска яркой молнии тебе становится страшно.

Выразительные движения:  Голова запрокинута и втянута в плечи. Глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы отгораживают страшное зрелище.

Эмоциональные состояния: чувство страха, чувство сильного страха, чувство ужаса.

Какие слова тебе хочется сказать?

Как это ужасно!

Как мне страшно!

Фрагмент урока  РРС и ФП в 9 классе. Работа над текстом.

                                

                   Источник.

        В жаркий полдень три путника сошлись на краю дороги у чистого прозрачного ручья. Здесь был водоём с надписью: «Будь похож на этот источник».

        Путники стали толковать, что это значит. Один из них сказал: «Славный совет! Источник течёт непрерывно и говорит своим примером: «Будь деятельным, работай неустанно!»

        Второй путник возразил: «Здесь другой урок. Труд не должен приводить только к собственной выгоде. Это значит: «Работай не только для себя, а для многих людей, для народа, для человечества».

        Третий путник заметил: «Сохрани своё сердце в такой же чистоте и ясности, как вода в этом источнике, - вот о чём говорит надпись».

        Словарь.

Источник – выход подземных вод на поверхность земли.

Водоём – место скопления воды.

Толковать – говорить.

Ясность – когда всё понятно.

Непрерывно – без остановки.

Вопросы к тексту.

Что такое источник?

Где  и когда сошлись три путника?

Прочитай, какая надпись была у водоёма.

Как понял эти слова первый путник?

Как понял эти слова второй путник?

А что сказал по поводу этой надписи третий путник?

Задания к тексту.

Сколько абзацев в тексте?

Сколько в тексте предложений с прямой речью?

Найди в тексте восклицательное предложение и прочитай его с нужной интонацией.

Прочитай во втором абзаце первое предложение.

Это предложение простое или сложное?

Подчеркни в нём грамматическую основу.

Продолжи предложение:

В жаркий полдень сошлись три путника…

Второй путник возразил…

Найди предложение по его концу:

…вот о чём говорит надпись.

…будь деятельным. Работай неустанно!

Объясни значение слова неустанно.

Пронотируй первое предложение текста.

Сколько букв и сколько звуков в слове водоём?

Покажи на карте исток реки Волга.

Анализ текста. 

От какого слова образовалось слово источник?

Как ты считаешь,  высказывание  какого путника больше подходит к  надписи у ручья?

Каким должен быть источник?

Как ты понимаешь значение слов «сохрани сердце в чистоте и ясности»?

А твоё сердце в чистоте и ясности?

Значит, каким и ты должен быть, и мы все?

Как мы должны относиться к родной природе?

Пересказ текста.

Слова, словосочетания и фразы, предъявленные на слух и слухо- зрительно.

Источник. Исток. Жаркий полдень. Сошлись три путника. Чистый и прозрачный ручей. Течёт непрерывно.  Будь похожим на этот источник.  Работай неустанно. Работай для народа. Сохрани своё сердце в чистоте и ясности.

Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения  учащихся.

Этюд «Грязный источник».

Ты подошёл к источнику в жаркий день, чтобы напиться. Ты зачерпнул прохладную воду ладонями. Но вода в источнике была мутная.  Ты с отвращением выплеснул воду назад, в источник.

Какие эмоции ты испытал, увидев грязную воду?

(брезгливость, отвращение)

Выразительные движения: зачёрпываешь ладонями воду, подносишь ко рту, выплёскиваешь воду.

 Этюд «Чистый источник»

Ты подошёл к источнику в жаркий день. Ты наклонился к нему. Вода была удивительно прозрачная – на его дне были видны разноцветные камушки. Ты зачерпнул воду ладонями, с удовольствием поднёс к губам. Ты пил и не мог напиться – такая вкусная, холодная, чистая и прозрачная была вода.

 Какие чувства ты испытал, выпив её?

(удовольствие, наслаждение)

Выразительные движения: смотришь в ручей, зачёрпываешь воду, пьёшь её.

Какие слова тебе хочется сказать?

Какая вкусная вода!

Я никогда не пил такой воды!

Фрагмент урока  РРС и ФП в 8 классе. Работа над текстом.

                                Урок здоровья.

        На уроках физкультуры вы учитесь управлять своим телом. В спортивном зале ты научишься лазить по шесту. В походе тебе легко будет забраться на высокое дерево. На уроках ты будешь прыгать через кожаного коня. Это поможет тебе вскакивать на живую лошадь. Ты будешь тренироваться сохранять равновесие на узком бревне. Это пригодиться тебе, когда нужно будет перебраться по узким жёрдочкам через ручей.

        Сильным, ловким, выносливым должен быть каждый человек. Если ты сядешь за руль мощного самосвала, то убедишься, что управлять могучей машиной может только сильный человек. С любой работой тебе будет легче справиться, если ты с юности разовьёшь своё тело, закалишь волю.

Словарь.

Жёрдочка – длинный тонкий ствол срубленного дерева.

Закалить волю – добиваться поставленных целей.

Вопросы к тексту.

Как называется текст, который ты прочитал?

Чему вы учитесь на уроках физкультуры?

Для чего тебе понадобиться умение лазить па шесту?

А умение прыгать через коня?

Для чего нужно учиться сохранять равновесие?

Каким должен быть каждый человек?

Почему?

Для чего нужно с юности развивать своё тело и закалять волю?

Задания к тексту.

Сколько абзацев в тексте «Урок здоровья»?

Какой абзац короче, первый или второй?

Найди и прочитай предложение, в котором говорится, о том, чему вы учитесь на уроках физкультуры.

Прочитай третье предложение в первом абзаце. Почему тебе легко будет забраться на высокое дерево?

Найди предложение по его концу:

…по узким жёрдочкам через ручей.

…разовьёшь своё тело, закалишь тело.

Найди предложение по его началу:

Сильным, ловким, выносливым…

С любой работой тебе будет легче справиться…

Слитно, на одном выдохе прочитай первое предложение второго абзаца.

Прочитай быстро, а затем медленно пятое предложение первого абзаца.

Анализ текста.

Почему текст называется «Урок здоровья»?

Чему вы учитесь на уроках физкультуры?

Какими вы становитесь потом?

Для чего нужно быть сильным, ловким и выносливым?

Тебе нравится посещать уроки физкультуры?

Как ты развиваешь своё тело?

Как ты развиваешь свою волю?

Какое предложение в тексте самое главное?

Прочитай его, выделив в нём главные слова.

Пересказ текста.

Слова, словосочетания и предложения, предъявленные на слух и слухо-зрительно.

Урок здоровья. Управлять своим телом. Научишься лазить по шесту. Прыгать через кожаного коня. Равновесие. Сохранять равновесие. Перебраться через ручей. Сильный. Ловкий. Выносливый. Разовьёшь своё тело. Закалишь тело.

Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения учащихся.

Упражнение.

 Какие эмоциональные состояния возникали у тебя, когда ты читал этот текст?  ( напряжение, усилие, сосредоточенность)

Постарайся изобразить эти эмоциональные состояния и покажи их на слайдах

Этюд «Я иду по жердочке».

Представь себе, что ты пошёл с классом в поход. Перед вами бурный ручей. Мостика нет. Тогда учитель физкультуры перебросил через ручей срубленную крепкую жердочку и первым перешёл по жердочке на другой берег.  Вот через ручей перешли уже четыре ученика. Настала твоя очередь. Тебе страшно, но ты собираешь все силы и мужество и переходишь по тонкой жердочке, широко раскинув руки.

Выразительные движения: глаза широко раскрыты, рот сжат, мышцы лица напряжены.

Эмоциональные состояния: напряжение, страх.

Ты перешёл через ручей.

Выразительные движения: руки опущены вдоль тела.

Эмоциональные состояния: расслабленность, чувство глубокого удовлетворения, чувство победы над собой.

Найди на слайдах два эмоциональных состояния, испытанных при переходе через ручей: состояния напряжённости и расслабленности.

Какие слова тебе хочется сказать?

Я победил себя!

Я не струсил!

Какой я молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".

Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися...

Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"

Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...